Урок по теме "Общие мотивы и черты отличия в сказках разных народов. Арабская народная сказка "Аладдин и волшебная лампа"; 3 класс
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
3 класс
Тема урока: «Общие мотивы и черты отличия в сказках разных народов.
Арабская народная сказка «Аладдин и волшебная лампа».
Цель урока: 1. Выявить общие мотивы и черты отличия в сказках разных народов на примере арабской народной сказки «Аладдин и волшебная лампа» и русской народной сказки «Сивка-бурка». Учить детей анализировать текст.
Развивать творческие способности учащихся, умение работать в группах, умение строить свои взаимоотношения на основе диалога.
Прививать интерес к чтению произведений мировой художественной литературы.
Этап урока |
Содержание урока |
Примечание |
||||
I
II
III
|
Организационный момент. Приветствие - Рада вас видеть, слышать и чувствовать.
Беседа. - Сегодня мы начнем наш урок с музыкального произведения. Послушайте фрагмент этой мелодии и скажите, что она вам напоминает. (Восточные сказки) - Действительно, сегодня мы продолжим разговор о сказке «Аладдин и волшебная лампа»
- Кто автор этой сказки? - Вспомните виды сказок. Бытовые Сказки о животных Волшебные - Выберите вид, подходящий для этой сказки. - Почему вы сделали такой выбор?
2. – Сегодня мы проведем небольшую исследовательскую работу и для этого давайте вспомним сказку. Найдите и прочитайте начало (завязку), кульминацию, концовку. - Послушайте отрывок, где говорится о том, как магрибинец под деревом угощал Аладдина. - Может ли этот отрывок подтвердить наше предположение, что сказка волшебная? Почему? 3. - В сказке встретились новые слова, вспомним, что они означают: чалма – головной убор в восточных странах магрибинец – человек с запада, чужестранец султан – правитель страны глашатай – человек, который объявлял народу известия, приказы диван – собрание советников султана, помещение, где проходит это собрание визирь – министр, советник султана
- А это слова из сказок какого народа: Лукошко, лошаденка, вещий каурка, царь, вещунья? - А в повседневной жизни мы их употребляем? - А ещё какие русские народные сказки вы знаете? - Есть ли среди этих сказок лишняя? ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ ТЕРЕМОК СИВКА-БУРКА Почему? Сказка волшебная как и Аладдин. - Как вы думаете, почему мы вспомнили русские народные сказки? Будем сравнивать… - Верно, наша исследовательская работа будет заключаться в сравнении сказок разных народов на примере русской народной сказки «Сивка-бурка» и арабской народной сказки «Аладдин и волшебная лампа». - Что значит сравнить сказки? - Что общего и в чем отличие сказок разных народов? Ф И З М И Н У Т К А (круговые движения головой, туловищем как будто джинн выбирается из бутылки) – Для проведения исследования я предлагаю вам разделиться на группы: группа - создает образ главного героя в обеих сказках (словесный портрет или можно нарисовать, отметить характер главного героя); группа - сравнивает сюжетную линию (как начинается, какова концовка, что происходит с главным героем в обеих сказках); группам - находит особенности волшебных сказок (волшебные предметы, числа, помощники, слова); группам - находит национальные особенности (слова, присущие только сказкам этого народа). (Детям, не пожелавшим работать ни в одной группе, задание – выразительно прочитать понравившиеся отрывки из сказок).
- Давайте вспомним правила работы в группах: 1. Высказывайте свою точку зрения по очереди, не перебивая говорящего; 2. Смотрите на говорящего; 3. Возражая или соглашаясь, обращайтесь к говорящему лично. 4. Помните, что от вашей работы зависит работа всей группы.
4. Работа в группах.
5. Проверка задания.
1. Итак, поведем итог нашему исследованию: - Какой вывод можно сделать, сравнив арабскую и русскую народные сказки? Сказки разных народов мира имеют одни корни, строятся по одному сюжету, но имеют разные национальные особенности. - А вам какая сказка больше понравилась? Чем именно? - Говорят «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». А какой урок мы можем извлечь из этих сказок? 2. Домашнее задание. Прочитать сказку с.122 – 147; - Сделать иллюстрацию к сказке, прочитать понравившийся отрывок выразительно. Индивидуальное задание – сочинить свою волшебную сказку.
– Определите настроение, с которым вы работали на уроке. - Урок окончен, удачного дня. |
Слайд 1 (Тема)
Словарная работа. Слайд 2 (Слова восточной сказки).
Слайд 2 (Слова русской народной сказки)
Слайд 3. (Название сказки + иллюстрация)
Слайд 4 (Цель урока) Постановка учебной задачи.
Слайд 5 (Задания группам)
Для детей, которым «все равно какую работу выполнять, лишь бы помочь».
Слайд 6 (Правила работы в группах)
Дать задания-памятки на листках – дозированная помощь учителя.
Слайд 7
Слова дети пишут на карточках во время работы в группах, затем произносят их и слова появляются на экране.
Слайд 8 (Вывод)
Слайд 9 (Д.з)
.
Слайд 10 (Рефлексия) |
Гращенко Инна Валерьевна
учитель начальных классов
высшей категории
НМОУ «Гимназия № 59»
г. Новокузнецк
Задания-памятки.
1 группа Как выглядит главный герой? Из какой семьи родом? Каков характер главного героя? Иллюстраторы: образ главных героев.
|
2 группа Как начинаются сказки? Какие испытания проходят главные герои? Как заканчиваются сказки?
|
3 группа Наличие волшебных предметов, волшебных помощников, волшебных слов, волшебных чисел.
|
4 группа Национальная окраска: Как называются правители страны, их советники, имена людей.
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гращенко Инна Валерьевна
→ Minuta 16.08.2011 1 5324 783 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.