Конспект урока литературного чтения "Переживания главного героя в рассказе В.Л.Дурова "Наша Жучка", 3 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
3 КЛАСС
УМК «Школа России»
ТЕМА: «Переживания главного героя в произведении
В.Л.Дурова «Наша Жучка»
Работу подготовила: Гущина Лариса Владимировна
Место работы: МОУ «Коробицынская средняя общеобразовательная школа», Ленинградская область,
Выборгский район
Цель: Познакомить с произведением В.Л.Дурова «Наша Жучка»
Задачи:
1. Развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы на основе прочитанного.
2. Овладевать навыками беглого, осознанного, выразительного чтения. Формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.
3. Развивать творческое воображение, выявлять нравственную позицию ребёнка в его отношении с животными.
4. Формировать способность формулировать нравственные суждения.
5. Воспитывать сочувствие, доброту, отзывчивость к животным, стремление совершать добрые дела.
6.Продолжить формирование общеучебных умений.
Оборудование: Учебник «Родная речь» Л.Ф.Климанова. 3 класс, 2 часть,
тетради по литературному чтению, мультимедийный проектор, компьютер,
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся |
||
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ 1 мин
|
|||
-Сели ровно, выпрямили спинки. Улыбнулись друг другу. Начинаем наш урок. |
|
||
2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ 4 мин
|
|||
- Вспомним, какое домашнее задание готовили к уроку
(Слушаем истории, придуманные дома. Выступают 3 ученика Павлик Е., Дима О., Надя К. Творческая группа из 3 человек: Наташа К., Вера Т., Капитон В. Проходя по рядам, просматривают рисунки к рассказу). Обсуждаем придуманные истории, анализируем, сравниваем. Подведение итогов. Выставление оценок.
|
- Нужно было сочинить историю о том, как у меня жила обезьянка - Нарисовать иллюстрации к понравившимся отрывкам рассказа Б.С.Житкова «Про обезьянку» |
||
3. РАБОТА С ТЕКСТОМ ДО ЧТЕНИЯ 3 мин |
|||
Антиципация (предугадывание предстоящего текста)
Слайд № 1
- Посмотрите на экран, прочитайте название произведения, с которым будем знакомиться на уроке. - Можно ли по заголовку догадаться о ком пойдёт речь в произведении? О чём будем читать?
-Все согласны? Может кто – то думает по-другому?
-В заголовке есть ещё второе слово – наша, чья же может быть собака Жучка?
-Подумайте, почему автор именно так называет свой текст?
-Молодцы! Мне нравится, как вы думаете.
-Откройте учебники на стр. 98 и посмотрите, есть ли иллюстрации к этому произведению.
-Как мы сможем убедиться в правильности наших рассуждений?
Постановка целей урока с учётом эмоциональной готовности уч-ся.
-Какая работа ждёт нас на уроке? -Интересно вам узнать, какую историю хотел нам рассказать автор?
|
-Будем читать о собаке, потому что Жучка – это кличка собаки.
Все согласны.
-Может быть, собака живёт в какой – то семье с людьми. -Собака живёт с бабушкой и дедушкой на даче. -Наша – значит, у неё есть хозяин, за Жучкой кто-то ухаживает. -Наверное, с собакой произошла какая – то история, о которой нам хочет рассказать автор. -Отношение автора к Жучке, что – то важное, интересное.
-Иллюстраций нет.
-Когда прочитаем текст, тогда и сможем узнать правильно ли мы предположили .
-Познакомиться с новым произведением. -Да, очень интересно. |
||
4. РАБОТА С ТЕКСТОМ ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ. 23 мин
|
|||
Первичное чтение текста
-Сядьте правильно, прочитайте текст про себя с целью познакомиться.
-Вы прочитали текст. -Какие впечатления возникли у вас после прочитанного? -Какие чувства вызвала история о собаке? -Правильно ли мы определили, о ком будем читать? -Переживали вместе с автором?
-От чьего имени ведётся повествование?
|
Дети читают про себя
-Очень трогательная история. -Мы правильно сказали, что у Жучки был хозяин. -Жучку жалко -История о собаке -Очень переживали.
-От имени автора |
||
Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А 2 мин
|
|||
Перечитывание текста
-Будем читать текст медленно, вдумчиво, представляя себе историю, рассказанную автором, разговаривая через текст с автором. -Читать будем по отрывкам.
-Что мы узнаём об авторе из первых предложений? -Ребята, кто из вас знает, что такое военная гимназия?
-С кем ещё нас знакомит автор?
-Как называют учащихся гимназии?
-О ком ещё узнаём?
-Как относятся гимназисты к собаке? -Какие слова и выражения показывают это отношение?
-Читаем дальше.
-Какие герои появляются в этом отрывке?
-Как вы понимаете значение слова – надзиратель? Знакомо оно вам? -Встречалось ли слово раньше?
-Давайте прочитаем определение в словаре В.И.Даля
Слайд № 2
-Скажите, можем ли мы составить словесный портрет надзирателя?
-Прочитайте, какие выражения помогают нам представить этого человека.
-Какие чувства у вас вызывает момент, когда мы узнаем, как надзиратель расправился с Жучкой?
-Совпадают ли ваши чувства и ощущения при чтении с тем, что переживает автор?
-Что задумали гимназисты?
-В тексте встретилось слово, выделенное синим цветом. Прочитайте его, попробуйте объяснить его смысл.
-Найдите толкование слова в словарике учебника и сравним. -Правильно мы объяснили?
-Продолжаем чтение
-Что задумали ребята? -С какой целью?
-Перечитайте разговор ребят выразительно по ролям. -С какой интонацией нужно читать? -Каким голосом, в каком темпе?
-Какие непонятные слова встретились в отрывке?
-В толковом словаре слово приговор имеет несколько значений. Посмотрите на экран, прочитайте все толкования и выберите то определение значения слова, о котором идёт речь в произведении.
Слайд № 3
-Какой приговор был принят единогласно? Перечитайте.
-Теперь попробуйте объяснить значение слова – жребий.
-Правильно ли поступили ребята, решив казнить собаку надзирателя. -Захотелось ли вам остановить их? В какой момент?
-Вы правы, Любое проявление жестокости нельзя считать правильным.
-Продолжаем читать.
-Как вы оцениваете действия палача?
-Какие качества героя взяли верх? -Чувствуете ли вы внутреннюю борьбу, сопротивление чувств героя.
-Найдите и прочитайте строки, передающие внутреннее состояние мальчика в тот момент.
-Как вы думаете, почему же чувство жестокости превысило чувство жалости к животному?
-Когда в человеке борются противоречивые чувства, то предпочтение следует отдавать гуманным , которые проявляются в любви, а не в жестокости.
-Давайте понаблюдаем за поведением Жучки. -Почему она не проявила чувства озлобленности, когда мальчик повёл её в сарай?
-Что вы почувствовали при чтении?
-Продолжаем читать текст
-Как прошла ночь?
- Автор говорит: мерещилась. -Как это понять?
-Какие выражения ещё говорят о плохом самочувствии героя?
-Подберите синонимы к слову - разбитый, в каком значении оно употреблено?
-Дочитайте текст до конца.
-Почему последняя часть начинается с таких слов? -Что увидел мальчик? Зачитайте.
-Какие чувства в этот момент испытывает он? Найдите и прочитайте, какие выражения помогают представить состояние героя.
-Какие непонятные слова встретились вам? Найдите предложение с этим словом. Может быть, кто-нибудь сам может дать ответ? А что значит – маршировать? Встаньте и покажите мне.
-Давайте сделаем вывод. Повлияла эта история на дальнейшую жизнь мальчика?
-Молодцы, ребята, вы не только старались правильно читать текст, но и верно проследили на протяжении всего произведения эмоциональное состояние человека, перемену его чувств. Значит, мы правильно вели диалог с автором, находили ответы на его прямые и скрытые вопросы.
-Молодцы, хорошая работа!
|
1 ученик Со слов «Когда я был…до от казённого обеда» -Автор вспоминает годы учёбы в военной гимназии.
-Это то же, что и школа. -Это похожее на школу, но кроме обычных предметов там учат военному делу.
-Со своими друзьями -Он пишет – Мы, значит, у него есть друзья. Товарищи, с которыми автор учится. -Гимназисты.
-О собаке Жучке.
-Ребята с любовью относятся к Жучке. Отношение хорошее, доброе. -Ребята её очень любили, играли с ней, кормили. 2 ученик Со слов «И вдруг у нашего надзирателя… до …как отомстить ему»
-Надзиратель и его собака, тоже Жучка. -Надзиратель любит свою собаку.
-Это человек, который за кем – то наблюдает. -Сторожит кого – либо.
Дети читают на экране
-Да. Человек грубый, жестокий, чёрствый, угрюмый взгляд. Любил только свою собаку.
-Его действия: бил и мучал, плеснул кипятком, облезла шерсть и даже кожа.
-Мне не нравится этот злой человек. -Чувство жалости к собаке -Чувство страха. -Что будет с Жучкой? Выживет ли она? -Да, конечно, автор пишет о своих пережитых чувствах, мы это чувствуем и волнуемся вместе с ним.
-Они решили отомстить надзирателю.
-В укромном – тихом, где никого нет -Никто не видит тебя.
-Укромный – уединённый, укрытый от посторонних глаз. -Да, правильно.
3 ученик Со слов «Надо его проучить…до…пошёл за дядькиной Жучкой» -Ребята решили отомстить надзирателю, чтобы его проучить. -Чтобы он больше так не делал. -Читать тихим голосом, чтобы из взрослых никто не услышал ребят. -Читать быстро, решительно -Ребята торопятся, говорят быстро, перебивая друг друга. Предлагают свои способы расправы над собакой.
(Уч-ся читают по ролям) -Приговор -Жребий
Дети читают на экране
-В тексте слово приговор имеет значение № 1 -Приговор – это решение «суда» ребят.
-Смертная казнь через повешение.
-Можно взять любой предмет –монетку, фантик, спички. Кто вытянет этот предмет, тот и выполняет задание. -Мы тянем жребий, когда играем. -Ребята поступили неправильно, так как животное ни в чём не виновато -Гимназисты не имели права учинять самосуд никому, ни собаке, ни надзирателю. -Хочется остановить героя. -Когда я читал первый раз, я до последнего думал, что он не решится на такое.
4 ученик Со слов «Собака доверчиво виляла хвостом…до …убитая собака осталась там» - Осуждаем -Нельзя быть таким жестоким, озлобленным.
-Ему было страшно, но мальчик выполнил задание. -Видим, как идёт внутренняя борьба. С одной стороны ему жалко собаку, но он не может себя удержать. -Дрожащими пальцами -Я задрожал, зубы у меня защёлкали. -Я почувствовал страх, жалость и любовь к собаке. -Я не выдержал, заплакал.
-Мальчик испугался -Он думал только о себе. -Как его осудят товарищи, посмеются над ним. -Назовут его трусом -Он думал, что будущий военный должен выполнять беспрекословно всё, что тебе скажут. -Хотел отомстить за Жучку.
-Она ничего не поняла. -Восприняла это как игру.
-Нам страшно. -Хочется заплакать. -Хочется прибежать в сарай и спасти Жучку. 5 ученик Со слов «В ту ночь я плохо спал…до.. пошёл на занятия» -Мальчик плохо спал, он очень переживал. -Мысли о собаке мешали ему заснуть.
-Мальчик постоянно представлял Жучку перед глазами, его мучал страх. -Жучка виделась ему. -Он слышал её хрипение. Последний вздох собаки.
-Разбитый, -С головной болью
-Вялый -Невыспавшийся -В переносном значении -Моя мама так часто говорит, когда плохо спит: « Я сегодня целый день гожу, как разбитая» 6 ученик Со слов «И вдруг…» -Момент неожиданности.
-Я увидел чудо. -Он увидел живую и невредимую Жучку. -Чувство радости.
-Она не помнит зла… с ласковым повизгиванием стала тереться у ног. -Слёзы выступили на глазах. Стал обнимать и целовать в косматую морду. -С тех пор я и полюбил животных.
-На плацу
-Это место, где военные учатся маршировать.
-Ходить строевым шагом. -Мы так ходим на уроке физкультуры. (дети встают и маршируют) Физкультурная пауза
- Автор понял, что нужно гуманно относиться ко всем животным. Он решил посвятить свою жизнь дрессировке животных только с помощью любви и ласки.
|
||
5. РАБОТА С ТЕКСТОМ ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ 10 мин
|
|||
Смысловая беседа по тексту -Определите жанр данного произведения. -Докажите.
-Какова идея рассказа? -Что хотел сказать нам автор?
Знакомство с писателем. -Кто рассказал нам историю? От чьего имени ведётся рассказ? -Как мы называли его, когда вели с ним диалог?
-Назовите автора .Знакома ли вам эта фамилия? -Где мы сможем посмотреть полные имя и отчество Дурова? -Найдите и прочитайте.
Слайд № 4
-Посмотрите на экран, перед вами портрет автора рассказа «Наша Жучка» Владимира Леонидовича Дурова. Послушайте, я расскажу вам о нём.
|
-Это рассказ.
-Повествовательность -Небольшой объём -Есть герои -Описывается один сюжет -Основная мысль заключается в том, что быть жестоким нельзя, это плохо! -С любовью и лаской относиться ко всем животным, быть за них в ответе. -Умей оценивать свои поступки, сначала думай, потом делай! -Учись на ошибках и строй дальнейшую жизнь правильно!
- От имени автора.
-Автор -Герой -Рассказчик -Мальчик -В.Л.Дуров -Нет, мы раньше не читали его рассказы. -В содержании учебника
-Владимир Леонидович Дуров.
|
Род Дуровых очень древний, дворянский. Они служили при дворе Ивана Грозного. Заведовали постельными принадлежностями и были хранителями печати самодержавца. Родственница Дурова, Надежда Дурова – герой Отечественной войны 1812 года. Театральная династия Дуровых началась с двух мальчиков – братьев Владимира и Анатолия. Они сумели подняться к высотам искусства клоунов – дрессировщиков. Их метод дрессировки отличался любовью к животным. Все животные, которые попадали в руки к Дуровым, оставались с ними до конца своих дней. Владимир Дуров со своей труппой объездил всю Россию. Много лет он мечтал о собственном театре, где главными артистами будут животные. И ему удалось осуществить свою мечту. Когда дедушка Дуров – так его прозвали дети – умер, ему на смену пришли новые поколения семьи Дуровых. Сейчас «Уголок Дурова» - это целый городок; с театром, где звери выступают. Зверинцем, где они живут и даже со своим музеем.
|
|
-Что вы скажет о характере писателя? -Понравился вам автор? Захотелось ли вам прочитать ещё его произведения? -В начале урока мы выяснили, что иллюстраций к данному рассказу в нашем учебнике нет. -Кто – нибудь попробует нарисовать рисунок к рассказу?
Творческая работа
-Давайте попробуем построить «Цепочку чувств» Проследим, как менялись чувства мальчика на протяжении всей истории, отразим с помощью кружков разного цвета. -Возьмите фигуры разного цвета и с их помощью изобразите цепочку чувств нашего героя.
|
-Добрый, чуткий, волевой, смелый, решительный, любящий животных. -Хороший человек. Учит нас добру, умению сострадать.
(Дети задумались) -Очень сложно передать на рисунке чувства главного героя. -Этот рассказ понятен и без иллюстрации. -А я бы нарисовала, но только к последней части. Я бы назвала рисунок «Радостная встреча»
(Работа в парах) Дети самостоятельно строят свои цепочки, используя цвет К каждому чувству подбирают свой цвет. Сравнивают в парах, затем предлагают самые лучшие варианты. Обсуждают, почему тот или иной цвет соответствует настроению героя, точнее передаёт его чувства.
Дети распределили чувства соответственно цвету:
Опасность – красный цвет Горе – чёрный цвет Беспомощность – синий цвет Переживание - зелёный цвет Радость – жёлтый цвет (см. в приложении) |
6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 2 мин
|
|
-Молодцы, ребята. Вы хорошо поработали сегодня на уроке. Я уверена, что все, что мы говорили, все выводы, которые доказывали, пригодятся вам в вашей жизни. -Дома составьте рассказ-характеристику главного действующего героя. -По желанию нарисуйте иллюстрацию к произведению.
(выставление оценок) |
-Пригодятся, так же как и дрессировщику В.Дурову. |
Источники:
http//www.childrenpedia.org/12/page557.html (Фото Дуров с собаками)
http//www.oldmos.ru (Фото Дуров со слоном)
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гущина Лариса Владимировна
→ лора42 22.09.2011 1 7274 1334 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.