Конспект урока по литературному чтению "Басня - книга мудрости" 4 класс
Карасова Райганат Крымгереевна
МБОУ СОШ № 5 г. Новый Уренгой, ЯНАО
Учитель начальных классов
Тема: Басня - книга мудрости. И.А. Крылов «Квартет», «Волк и кот», «Трудолюбивый медведь».
Тип урока: комбинированный
Форма работы: групповая
Цели: 1. Познакомить учащихся с творчеством И.А.Крылова;
- с жанром литературы - басней;
- познакомить с баснями И.А.Крылова « Квартет», «Волк и кот», « Трудолюбивый медведь»
2. Развивать умение анализировать басню;
- выразительно читать; -развивать устную и письменную речь;
- умение логично излагать свои мысли
3. Формировать нравственную позицию учащихся.
Ход урока.
I Оргмомент.
Тема нашего урока: «Басня - книга мудрости».
Мы познакомимся с одним из интереснейших жанров литературы - басней.
Сегодня на уроке мы познакомимся с баснями Крылова, его творчеством.
Будем развивать умение анализировать басню, научимся определять мораль басни.
Выясним, какие нравственные проблемы поднимаются в басне: почему ее называют книгой мудрости.
Урок начнем телепередачей.
Добрый день дорогие гости! Мы начинаем передачу, посвященную творчеству И. А. Крылова.
2 февраля исполнилось 242 года со дня рождения И. А. Крылова. И нашу передачу мы посвятим этому замечательному человеку. Нам стало интересно, что знают о Крылове ребята из 4б класса.
Вопрос№-1. Вы знаете кто такой Крылов?
Ответ: Конечно. Это русский писатель, баснописец. Я могу рассказать, что родился Иван Андреевич 2 февраля 1769 года в семье бедного армейского офицера. В возрасте 9 лет Крылову пришлось идти работать, так как у него умер отец, и семья осталась без денег.
Вопрос №-2. Если семья была бедной, как же ему удалось получить образование?
Ответ. После смерти отца осталось несколько книг, и мать писателя учила его читать, обещала ему награду, если он будет читать с ней в положенные часы. И Крылов прилежно читал и получил за это гривну (это деньги старинные). А чтобы он не тратил их на пустяки, мама как бы случайно замечала, что у него изорваны перчатки или еще что-то и Крылов радовался, что мог сам покупать себе вещи и очень ими дорожил.
Вопрос №- 3. Знаете ли вы, что Иван Андреевич знал много иностранных языков?
Ответ. Еще в детстве он выучил французский, немецкий и латынь. Когда ему было 50 лет он выучил греческий, а через год английский и любил перед сном читать книги на этих языках. Кроме того, Крылов превосходно знал математику, биологию, химию. Он хорошо играл на скрипке и даже писал музыку.
Вопрос№-4.Что за человек был И.А. Крылов
Ответ. «Большой, полный, растрепанный, превеселый, забавный» - так описывали его знакомые. Обратите внимание на портрет. Высокий лоб говорит о большом уме, большие глаза с хитринкой - о чувстве юмора. Полные губы - о добром нраве. Крылов был не очень красивым, но, не смотря на это, его очень любили и ласково называли
« дедушка Крылов».
Вопрос№ 5. Сколько же басен написал он?
Ответ. Более 200. Он был знаменит, его узнавали на улице. Даже император, прочитав его произведение,
пригласил его для беседы. В честь 70-летия Ивана Андреевича в университете была назначена стипендия для бедных студентов, которые не могли сами платить за учебу. По просьбе Крылова эту стипендию дали мальчику -сироте Степе.
Вопрос №6. Что же такое басня?
Ответ. Басня это короткий рассказ, чаще всего в стихах сатирического характера.
Цель басни - осмеяние человеческих пороков, глупости, лжи, хитрости, жадности, лени.
Вопрос№7. Когда же возникла басня, и кто был первым баснописцем?
Ответ. Возникла басня в VI- веке до нашей эры. Первым сочинителем был Эзоп, раб, живший в Древней
Греции. Он не мог высказать свои мысли напрямую (его бы наказали за это) поэтому он делал это в иносказательной форме.
Вопрос№ 8. Что еще знаете о басне?
Ответ. Басня - это малый эпический жанр. Эпический - потому что это рассказ, повествование, а малый- потому, что это небольшой рассказ, совсем как анекдот.
Вопрос№ 9. Сколько частей имеет басня?
Ответ. Басня состоит из 2-х частей: повествовательная( сами события) и поучительная (мораль) как правило, первые и последние строки.
Вопрос№ 10. Кто же являются героями басен?
Ответ. Героями басен чаще всего бывают животные, растения, предметы, а под ними подразумеваются люди, их поведение.
Вопрос№11. А для чего писали басни?
Ответ. Задача басни - на ярком примере научить какому-то жизненному правилу.
Ведущий. Наша передача о замечательном писателе И.А.Крылове подошла к концу. Мы надеемся, что вы узнали много нового, и теперь с особым интересом будете читать его басни.
Вывод. 1). Что же называется басней?
2). Что такое мораль басни?
3). Какие человеческие пороки высмеивает автор в баснях ?
II. Инсценировка басни «Ворона и Лисица»
Какие человеческие пороки высмеивает И.А. Крылов в этой басне? (лесть, хитрость, лицемерие, угодливое восхваление).
В чем мораль этой басни?
Чему учит эта басня? Не нужно поддаваться на лесть.
Для чего Лиса расхваливала Ворону? Нужно не быть глупой и доверчивой.
III Работа в группах.
И так, мы повторим. А сейчас мы переходим к новому материалу. Сегодня познакомимся с тремя баснями П.А.Крылова:
гр. «Квартет»
гр. «Волк икот»
3.
гр. «Трудолюбивый медведь»
Цели:
Каждая группа будет готовить выразительное чтение и анализ басни, и рассказывать о ней другим детям. Работать будете по следующей схеме: ( схема на доске, озвучивается).
Название басни. Автор.
Тема.
Герои.
Человеческие пороки.
Мораль басни.
Дополнительные вопросы каждой группе.
1гр. Случайно ли Крылов выбрал именно этих животных?
Почему Крылов в судьи выбрал соловья?
2гр. Каким прикидывается Волк?
Згр. Какие слова из басни стали пословицей?
Как понимаете значение этой пословицы?
Человеческие пороки:
Квартет- несогласованность, раздоры, неумение слушать.
Волк и кот - трусость, лень.
Трудолюбивый медведь- сила есть, ума не надо.
Инсценировка басни «Ворона и Лисица».
Можно ли назвать Ворону самой красивой птицей леса?
А что говорит Лиса о ней?
Что за шейка?
Какие перышки?
Какой носок?
И верно, ангельский быть должен голосок.
Кто слышал Ворону? Какой у нее голос? (она каркает).
Для чего Лиса так расхвалила Ворону? (чтобы отнять сыр).
Если бы лиса расхвалила так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели?
Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне?( тщеславных людей).
В каких словах заключена мораль басни?
Уж, сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна,
Но только все не впрок
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Что значит: «Уж сколько раз твердили миру»? (много раз говорят).
Что значит: «Но все не впрок»? (не на пользу).
Что значит: «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»? (пока будут любители лести(как Ворона), будут и льстецы как Лиса).
Какой смысл имеет мораль басни? (лесть гнусна, вредна).
Доказал ли это Крылов? (да).
Честолюбие Вороны осуждается, пострадала из-за своего стремления к почестям, славе из-за любви к похвалам.
IV Работа по содержанию басен.
Ответы на вопросы.
1. Чтение про себя (подготовка к ответам на вопросы).
1гр. Что значит выражение «пленять искусством свет»?
Найдите синонимы к слову «пленять».
Только ли к музыкантам относятся эти слова:
«А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь»
А в жизни вы такого не встречали?
2гр. Какими словами и выражениями баснописец раскрывает его настоящую натуру?
Згр. Что же считает самым главным в труде? (терпение).
А какие еще пословицы о труде вы знаете?
(Без труда и рыбку не вытащишь из пруда).
( Семь раз измерь, один раз отрежь).
Дополнительное задание - подготовить пословицы о труде!
Какие человеческие пороки высмеивает автор?
Чему учит басня?
1гр.-?
2гр.-?
Згр.-?
Можно ли назвать басню- книгой мудрости?
V Итог урока.
Что нового узнали на уроке?
познакомились с творчеством И.А.Крылова;
познакомились с литературным жанром-басней;
узнали, что в баснях высмеиваются человеческие пороки
узнали, что значит мораль басни;
Вывод. Почему же басню называют книгой мудрости? (учит жить, как надо поступать, учит видеть чужие ошибки).
VI Работа над развитием письменной речи.
Сочинение- миниатюра: «Какие человеческие пороки мне не нравятся больше всего?» (3 мин).
Зачитываем работы (5-6 работ). Чтение по ролям.
VII Выставление оценок.
VIII Д/з
Сделать рисунок к своей басне (по группам).
Подготовится к чтению по ролям
Выучить наизусть.
Список литературы:
Иван Андреевич Крылов // Энциклопедия для детей. Т9. Русская литература: в 2т. Т.1. От былин и летописей до классики XIX века / гл. ред. М.Д. Аксёнова. - М.: Аванта+, 2000. - С.334-344.
Крылов, И.А. Басни [Текст]/ И.А. Крылов. - М.: Просвещение, 1985. - 192с.: ил. - (Школьная библиотека).
Крылов, И.А. //Русские писатели. Библиографический словарь: в 2ч. Ч1 / под ред.Б.Ф. Егорова, П.А. Николаева. - М.: Просвещение, 1990. - С.376-380.
Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников [Текст]/ под ред. Т.Г. Рамзаевой. - С-Пб: Специальная литература, 2007. - 172 с.: ил.
Худенко, Е.Д., Мельникова, Т.С., Шаховская, С.Н. Как научить ребенка думать и говорить [Текст]/ Е.Д. Худенко, Т.С. Мельникова, С.Н. Шаховская. - М.: Унисерв, 2003. - 174с.:ил.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Карасова Райганат Крымгереевна
→ Райганат 22.10.2011 0 4046 701 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.