Методические рекомендации к работе со скороговорками на уроках чтения в начальной школе.
-1-
Матвеева Наталья Константиновна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №19 г.Волжского Волгоградской обл.
Методические рекомендации
к работе со скороговорками на уроках чтения в начальной школе.
Цель данной работы: развитие речи обучающихся, работа над выразительностью речи, правильным произношением, силой голоса; приобщение к устному народному творчеству.
Работа начинается в 1 классе. На подготовительном этапе ребята работают с чистоговорками, которые предлагаются при изучении букв.
Ва-ва-ва – в лесу выросла трава,
Ве-ве-ве – сидит Вова на траве.
Са-са-са – у меня лиса,
Су-су-су – даю Саше лису.
Са-са-са – у кого лиса?
Са-са-са – прилетела оса.
Су-су-су – мы прогоним осу.
Ра-ра-ра – начинается игра. Зу-зу-зу – мы поймали стрекозу.
Ро-ро-ро – у мальчиков ведро. Со-со-со – нам сменили колесо.
Ру-ру-ру – продолжаем мы игру. Цо-цо-цо – снесла курица яйцо.
Ры-ры-ры – подарили нам шары. Ча-ча-ча – была Таня у врача.
Ре-ре-ре – стоит дом на горе. Ща-ща-ща – поймал Вова леща.
Ри-ри-ри – на ветках снегири. Са-са-са – на дворе роса.
Ар-ар-ар – кипит наш самовар. Ша-ша-ша – мы любим малыша.
Арь-арь-арь – на стене висит фонарь. Ша-ша-ша – я сижу у шалаша.
Ра-ра-ра – у мышонка есть нора. За-за-за – приближается гроза.
Ре-ре-ре – носили воду мы в ведре. Жа-жа-жа – залетели два чижа.
На последующих уроках первоклассники сами могут сочинять чистоговорки. В работе с чистоговорками учитель вырабатывает у ребят правильное произношение звуков. Можно использовать разный темп произношения чистоговорок: от медленного до быстрого. Можно произносить чистоговорки с разной интонацией, таким образом ребята учатся выразительности речи.
Са-са-са – прилетела оса?
Са-са-са – прилетела оса!
Са-са-са – прилетела оса.
После данной подготовительной работы начинается работа со скороговорками (её можно начинать во втором полугодии 1 класса). Сначала используются короткие скороговорки. В начале урока чтения отводится 5-7 мин на речевую разминку. Можно её проводить в игровой форме. Учитель – «дирижёр», а дети – «хор». Учитель рукой показывает громкость произнесения скороговорки: рука вверх – громко, вниз – шёпотом. Учитель задаёт темп проговаривания скороговорки: сначала медленно, затем быстрее. После хоровой работы над скороговоркой детям даётся задание произнести скороговорку вполголоса 3 раза каждый на своём месте. Можно использовать работу в парах: ученики
-2-
по очереди рассказывают друг другу скороговорку 3 раза. После этого нужно послушать скороговорку в исполнении 2-4 ребят (скороговорка произносится не менее 3 раз.)
Учитель обращает внимание ребят на то, что качество произнесения скороговорки зависит от активной работы всего артикуляционнного аппарата: рта,губ. Для того,чтобы дети в этом убедились, можно использовать практическую работу с зеркалом.
Примерный перечень скороговорок для 1-2 классов.
Сеня вёз воз сена.
Щи да каша – пища наша.
Трое трубачей трубят в трубы.
Прохор и Пахом ехали верхом.
По бревну бобры бредут.
Петя пилил пилой пень.
Цыплёнок с курицей пьёт чай на улице.
Дарья дарит Дине дыни.
Волк на лужайке – задрожали зайки.
Около кола – колокола.
Ткач ткёт ткани на платье Тане.
Купи кипу пик.
Хорош пирожок – внутри творожок.
Купила бабуся бусы Марусе.
Белые бараны били в барабаны.
От топота копыт пыль по полю летит.
Проворонила ворона воронёнка.
На иве галка, на берегу галька.
До города дорога в гору, от города – с горы.
Все бобры добры до своих бобрят.
-3-
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
У маленькой Сани санки едут сами.
На крыше у Шуры жил журавль Жура.
У Фани фуфайка, у Фаи туфли.
Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил.
В начале учебного года идёт повторение скороговорок, изученных в прошлом учебном году. Далее в речевую разминку включаются уже знакомые скороговорки и даётся новая. Над одной скороговоркой дети работают 4-6 уроков в зависимости от того, как все ребята научатся её говорить быстро и без ошибок. На уроках можно использовать игру «Узнай скороговорку»: ученик произносит скороговорку одними губами без голоса, остальные ребята должны узнать эту скороговорку.
В 3-4 классах учитель берёт для работы более объёмные скороговорки.
Примерный перечень скороговорок для 3 класса.
Ученик учил уроки,
У него в чернилах щёки.
Видит волк козу,
Забыл и грозу.
Носит Сеня сено в сени.
Спать на сене будет Сеня.
Два щенка щека к щеке
Грызли щётку в уголке.
Полили ли лилию, видели ли Лидию?
Петя был мал и мяту мял.
Увидела мать, не велела мять.
У боярина-бобра нет богатства, нет добра.
Два бобрёнка у бобра – лучше всякого добра.
Возле леса на пригорке стоят тридцать три Егорки.
Из-за леса,из-за гор едет к ним ещё Егор.
Собирала Маргарита маргаритки на траве,
Потеряла Маргарита маргаритки во дворе.
Жужжит над жимолостью жук,
Зелёный на жуке кожух.
Жук жуку жужжал: «Жжжу-жжжу,
Я с ежом давно дружу.
-4-
Рыбу ловит рыболов.
Весь в реку уплыл улов.
Галка села на палку,
Палка ударила галку.
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
Тары-бары, растабары!
У Варвары куры стары!
В 4 классе трудные скороговорки делятся на две части. Несколько уроков ведётся работа над одной частью, затем начинается работа над второй частью . Затем части соединяются и работа идёт над всей скороговоркой.
Примерный перечень скороговорок для 4 класса.
Бублик, баранку, Даёт Катеринке
Батон и баранку Картинки Каринка,
Пекарь из теста Картинки в корзинку
Испёк спозаранку. Кладёт Катеринка.
Пекла для Ванюшки Горячи кирпичи!
Подружка ватрушки. Соскочи-ка с печи,
Подружка подушку Испеки-ка в печи
Сшила Варюшка. Из муки калачи!
Бык, бык-тупогуб, тупогубенький бычок.
У быка бела губа была тупа.
Мышонку шепчет мышь:
«Ты всё шуршишь, не спишь».
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
Сидел воробей на сосне.
Заснул – и свалился во сне.
Если бы он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.
Расскажите про покупки. Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
Тридцать три корабля лавировали,
Лавировали, да не вылавировали.
На дворе трава, на траве дрова;
Раз дрова, два дрова –
Не коли дрова на траве двора.
-5-
Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон.
Ехал Грека через реку.
Видит Грека – в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку – цап.
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
Сшит колпак не по-колпаковски,
Вылит колокол не по- колоколовски;
Надо колпак переколпаковать-перевыколпаковать,
Надо колокол переколоколовать-перевыколоколовать.
В четверг четвёртого числа
В четыре с четвертью часа
Четыре чёрненьких чертёночка
Чертили чёрными чернилами чертёж.
Пришёл Прокоп, кипел укроп.
Ушёл Прокоп, кипит укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
Так без Прокопа кипит укроп.
Можно использовать скороговорки на внеклассных мероприятиях: конкурсах, праздниках. Например, можно включить в праздник ко Дню защитника Отечества конкурс между мальчиками и папами «Кто лучше произнесёт скороговорку?»
Работа со скороговорками полезна для ребят и всегда вызывает у них интерес.
Скороговорки взяты:
Тарабарина Т.И., Ёлкина Н.В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития,1996.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Матвеева Наталья Константиновна
→ НатальяМК 26.10.2011 2 11439 1404 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.