Современная детская литература. 3 класс. Л. Мальмузи "Неандертальский мальчик в школе и дома".
I. Организационный момент.
Парты вынести, оставить 4 штуки полукругом, но не вместе. Если позволяет естественное освещение – выключить свет. </font>
<font size="2"> II. Введение в урок.
1 картинка </font>
<font size="2"> Ученица громко читает наизусть отрывок текста из книги:
«О Матерь мира-а,
Выйди из небесного шатра-а,
Озари ночную тьму-у,
Покажи нам далёкие горы…» </font>
<font size="2"> 2 картинка
Два ученика, изображающие саблезубых тигров, по ролям читают их диалог:
3 картинка
На соседнем холме в семье саблезубых тигров разгорается спор.
- Р-р-р! Говорю тебе, опасности нет!
- Ну а мне что-то это не нравится… Гр-р-р… звук такой жуткий, прямо мурашки по спине. Ты только послушай!
- Да это детёныши ледниковых людей! Помнишь, прошлый раз? Так легко было их слопать.
- Что было, то прошло. Эти какие-то особенные: им ведом звук пронзающий уши. И потом, их слишком много. Те, прежние, разделились, помнишь?
- Но у них нет никакого оружия… Даже огня нет!
- Р-р-р-р… Этот звук мне сердце рвёт на части.
- Ну тебя с твоим разорванным сердцем: я есть хочу!..
- Ничего, поголодать иногда не вредно. У тебя в последнее время появился животик.
- Что за глупая прихоть – бросать такую добычу!
- Ничего, ничего…к тому же луна уже показалась. Пошли выспимся хорошенько.
- Р-р-р! У меня в брюхе пусто. Да мне и глаз не сомкнуть, пока этот не перестанет петь… </font>
<font size="2"> III. Сообщение темы урока. Работа по теме.
Кто такие неандертальцы. </font>
<font size="2"> - Холодно. Дети одни в диком лесу. Саблезубые тигры…
Итак, мы с вами попали в далёкие – далёкие времена. Аня замечательно изобразила нам мальчика Сороку, певшего заклинания, чтобы Луна сжалилась и осветила окрестности. Из какой книги всё это?
- Лучано Мальмузи «Неандертальский мальчик в школе и дома».
- С названием какой книги перекликается? (Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»)
- Кто знает, в какой стране живёт и пишет свои книги Лучано Мальмузи? (В Италии)
- Какое издательство напечатало это произведение? («Азбука»)
- Что значит «неандертальский»?
(читает ученик)
неандертальцы 4 картинка+ рисунок
Примерно100 тысяч лет тому назад неандертальцы населяли предледниковую зону Европы и представляли собой своеобразный тип древнего человека, сформировавшийся в условиях сурового климата. Неандертальцы некоторыми чертами напоминают современные арктические типы людей, например, эскимосов. Они имели крупный, массивный череп с развитыми надглазными валиками, покатый лоб и вытянутый затылок. Рост взрослого человека достигал 160 – 163 см при большом весе тела. Руки были длинными и мощными.
В умственном отношении неандертальцы продвинулись достаточно далеко. Они создали высокоразвитую по тем временам культуру, охотились на крупных животных: северных оленей, мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей, бизонов и других. Неандертальцы умели высекать и поддерживать огонь для обогрева жилищ. У них существовали некоторые ритуалы (культы, погребения), зачатки искусства, забота о соплеменниках. Раскопки показали, что в племенах до пожилого возраста иногда доживали даже инвалиды. </font>
<font size="2"> -Давайте поближе познакомимся с персонажами книги – неандертальцами.
-Как называлось племя, в котором жили все эти замечательные древние люди? («Грустные медведи»)
- Вот как их много. </font>
<font size="2"> 5 картинка+6+7+8+9+10+11 !
Многие из вас читали эту повесть и без труда угадают, о ком сейчас пойдёт речь и мы сразу попробуем узнать их на рисунках, замечательного художника Николая Воронцова, великолепно оформившего книгу. </font>
<font size="2"> (Дети тянут свитки с загадками и озвучивают их.)
1. Он очень красивый: жирный как мускусный бык, горбатый, как бизон; спина круглая, а руки гребут по земле. Руки у него толстые и крепкие, как дубины. Ударом кулака он может повалить бизона. Он – вождь Грустных Медведей. (Папа Неандертальчика – Большая Рука) </font>
<font size="2"> 2. Он весь увешан амулетами, сухие волосы стоят дыбом, глаза блуждают. Каждый день этот странный тип, стоя на коленях перед Тотемом – Луной, произносит заклинания или прогноз погоды:
Сегодня мерзкая погода,
Нас скоро снегом занесёт;
Глаза протрите, лежебоки:
Кто ленится – тот не жуёт! (Шаман племени - Полная Луна) </font>
<font size="2">
3. Она нежная и ласковая, но если рассердится – берегись! Имя её дали за вспыльчивый нрав и за голос, похожий на рёв этих животных. Её опасается
даже Большая Рука! (Мама Тигра) </font>
<font size="2">
4. Он – один из старейшин, тот, кому поручено наказывать
непослушных ребят. Он всё время хмурится. (Насупленный Лоб) </font>
<font size="2">
5. Самый смелый и хитроумный мальчик племени. Он самый неутомимый и самый великодушный. Девочки с ума по нему сходят, но он на них и не смотрит, потому что глаз не сводит с Берёзки. (Молния – лучший друг Неандертальчика) </font>
<font size="2">
6. Этому мальчику на дерево нипочём не залезть, при ходьбе он быстро устаёт; бегает, как хромой тюлень, зато соображает он здорово и целыми днями задаёт вопросы. Он очень нравится девочке – Берёзке. (Умник) </font>
<font size="2">
7. У неё чудесная фигурка: низенькая, коренастая, массивная. У неё красивые кривые ноги, а рост равен ширине бёдер. А ещё, она волосатая, как тётушка Бурундучиха. (Неандерталочка) </font>
<font size="2">
8. Ест он всё подряд. Челюсти и зубы (в таком-то возрасте все целы!) – самые безотказные части его организма: сам он горбатый, хромой, его одолевает артрит, но в том, что касается еды, он любого за пояс заткнёт! Весит больше всех в племени – полтора медведя в голодные времена, а в дни изобилия - два медведя! (Дедушка Пузан – учитель неандертальской школы) </font>
<font size="2"> В племени было много детей. Как их воспитывали?
- Зачем их отправляли в школу? Неужели изучать математику, родной язык, чтение? Нет! Тогда и письменности ещё не было! А вот что было, мы узнаем, разгадав кроссворд. </font>
<font size="2"> Задания к кроссворду.
По вертикали:
1. Наука, помогавшая неандертальцам искать пищу практически у себя под ногами.
По горизонтали:
2. Предмет, обучавший детей возводить надёжные укрытия от непогоды.
3. Добывание пищи из водоёмов.
4. Наука о работе и использовании ценного материала.
5. Убийство зверей с целью еды и добывания шкур. (В незапамятном году…)
6. «Мать – Луна, о Мать – Луна,
Так победа нам нужна!
Не оставь своих ты чад,
Своих Грустных Медвежат!» - что это? (О Матерь мира-а…)
7. Наскальные изображения и изображения на кожах. (Когда по лесу мамонты…) </font>
<font size="2"> Стихи к кроссворду.
Когда по лесу мамонты мохнатые гуляли,
Не знали люди грамоты и азбуки не знали.
Не было ещё науки буквы различать и звуки.
И надумали сперва люди рисовать слова.
«Это – бык. А это – яма. На охоте трое нас!»
Назывался ПИКТОГРАММА нарисованный рассказ. </font>
<font size="2"> В незапамятном году людям лес давал еду!
Предки были смелыми и стреляли стрелами.
А ещё охотники бегали с копьями.
Попадали в цели – мяса много ели. </font>
<font size="2"> Какое первое испытание выпало детям в неандертальской школе?
- Зачем? Неужели родители их так не любили?
- Зачем нужна была такая школа?
- Что случилось с другим классом в прошлом году?
- Дети пошли в лес с учителем. Куда же он делся?
- Как удалось спастись?
- На какую сказку это похоже и сюжетом, и названием? («Мальчик с пальчик»)
- Какого мальчика его мама больше всех опасалась не дождаться? (Кротика)
- Почему? </font>
<font size="2"> - Все ли сразу спаслись?
- Как им удалось спастись?
- Что мы можем сказать о Неандертальчике и его друзьях? Какой он человек?
- Какая русская пословица абсолютно точно подходит к описанному событию?
- Сам погибай, а товарища выручай! </font>
<font size="2"> Если останется время!
Много интересных историй в этой книге. Они смешные и незаметно(!) поучительные.
Но среди них есть одна, которая рассказывает вовсе не о человеке, а о появлении у людей первого и самого лучшего друга – животного. О ком речь? (О волчонке, щенке – Лизунчике)
12 картинка+13 картинка
- Откуда он взялся?
- Разрешало ли племя держать в стойбище каких-либо животных?
- Какой выход нашли дети?
Т.е. по мнению Лучано Мальмузи именно детям, которые во все времена очень тянутся к животным, удалось приручить первую собаку человечества. Может так оно и было? Кто теперь скажет? </font>
<font size="2"> IV. Итог урока.
После выдержанных с успехом испытаний учёба текла своим чередом. Ребята учились многому. 14 картинка
Что в конце учебного года выдавалось хорошим ученикам?
-Ну что ж. Замечательно. Я сделаю почти тоже самое в конце нашего учебного года, выставив вам отметки в классный журнал и наградив грамотами лучших. Эта весёлая книга очень похожа на нашу жизнь. Спасибо Лучано Мальмузи за то, что мы со смехом взглянули на себя и окружающих. А на самом деле вы - то зачем в школу ходите, сейчас ведь вас не подстерегают саблезубые тигры, еду можно купить в магазине?
Песня «Если б не было школ…»
V. Организационный момент.</font>
На странице приведен фрагмент.
Автор: Коновалова Виктория Анатольевна
→ vika6464 23.05.2009 1 5480 729 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.