Конспект урока литературного чтения по теме "Былинный сказ" для 2 класса


Константинова Виктория Владимировна,

МБОУ СОШ №7 с углубленным изучением отдельных предметов,

г. Дзержинск, Нижегородская область


урок литературного чтения по программе "Школа XXI века"

учебник - Л.А.Ефросинина "Литературное чтение", 2 класс, изд. "Вентана - Граф"

рабочая тетрадь - Л.А.Ефросинина "Литературное чтение", 2 класс, изд."Вентана - Граф"


тема урока:

БЫЛИННЫЙ СКАЗ

цель: знакомство с жанрами устного народного творчества

задачи:

1. дать понятие о былинном сказе,

2. ознакомить с архаизмами и их значением,

3. учить сравнивать разные литературные жанры,

4. воспитывать уважение к Родине



Ход урока


1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

1.1. Литературный диктант по теме "Разножанровые произведения о природе"

- Запищите слова без ошибок:

мухомор панталоны моховичок волнушка заячья губа сыроежка

опенок боровики картузик неказистый

(самопроверка по доске)


- Назовите автора произведения, в котором встречаются данные слова:

а) кроет, тайну совлек, грудой кудрявых груздей (Майков "Осень")

б) заячья губа, никому не достанутся, тарелка (Пришвин "Недосмотренные грибы")

в) неказистый, ветер-сиверко, благодарность грибников (Шим "Храбрый опенок")


1.2. Малые формы фольклора

- Что такое «фольклор»?

- Назовите жанры русского народного творчества.

- Определите фольклорный жанр.


Жаворонки, летите, У Иванова двора загорелася вода.

Весну на крылышках несите! Всем селом пожар тушили,

Нам зима-то надоела, А огонь не загасили.

Много хлебушка поела. Пришел дедушка Фома расседая борода.

(закличка) Он народ погнал в овин,

Затушил пожар один.

Как Фома тушил пожар,

Он об этом не сказал.

Только слышно стороной:

Затушил он бородой.

(небылица)


- Восстановите пословицы.


ГДЕ СМЕЛОСТЬ НАШЕЛ - БЕРЕГИ

ЗЕМЛЮ СОЛНЦЕ КРАСИТ ТАМ И ПОБЕДА

НЕТ ДРУГА - ИЩИ РЯДОМ ЖИВУТ

СЧАСТЬЕ И ТРУД А ЧЕЛОВЕКА - ТРУД


(Где смелость, там и победа. Землю солнце красит, а человека - труд. Нет друга - ищи, а нашел - береги. Счастье и труд рядом живут.)


1.3. Введение в тему урока

- Слова заигрались и перепутались. Восстановите слова и вы узнает , о чем будемс сегодня говорить на уроке.


БсЫкЛаИзНА



БЫЛИНА - это произведение устного народного творчества о богатырях и их подвигах.

СКАЗ – это произведение устного народного творчества о народных героях с элементами сказки.


физпауза


2. былинный сказ «КАК ИЛЬЯ ИЗ МУРОМА БОГАТЫРЕМ СТАЛ» - уч. № 1, 18с.


2. 1. Первичное восприятие текста

- Чтение учителем.

- Кто помог Илье из Мурома богатырем стать?

- Для чего?


2.2. Аналитическое чтение

1 часть

- В какое время происходит действие былинного сказа?

- Родители Ильи Муромца?

- Где жила семья Ильи ?

- Любили Илью отец с матерью, да только плакали, на него поглядывая. Почему?

- Каким был Илья?

- Что значит «умом светел»?

- От чего еще плакали родители Ильи?

- Что в это время было на Руси? ( враги, разбойники, Змей Горыныч)


2 часть

- Почему Илья был один дома?

- В достатке жила семья Ильи или нет? Докажите. (изба, ворота, железное кольцо)

- Что попросили странники?

- Как к этому отнесся Илья?

- Выполнил ли просьбу странников?

- Чего еще попросили калики перехожие?

- Что было в ковше?

- Какой стала силушка Ильи?

- Что было в остаточке воды?

- Что готов был сделать Илья?

- Почему калики решили поубавить силу Илье?

- Докажите, что уж больно силен был Илья?

- Что случилось после того, как он выпил колодезной воды?

- Каков был наказ каликов перехожих?

- Кто такие: Святогор, Микула Селянинович, Вольга Васильевич?


3 часть

- Куда пошел Илья?

- Что увидел?

- Как он расчистил лес?

- Что он еще сделал?

- Обрадовались ли родители?

- Как Илья себе коня нашел?

- Как Илья растил жеребенка?

- Кличка коня?

- Как Бурушка стал богатырским конем?



2.3. Архаизмы

- В этом тексте встречается много устаревших слов, архаизмов, которые не употребляются в современной речи. Назовите эти слова.


физпауза


2.4. Сравнение жанров


сказка

былинный сказ

рассказ

чудеса

чудеса + реальность

реальность


- Чем сказка отличается от сказа?

- Чем рассказ похож на былинный сказ?

- Что объединяет сказку и былинный сказ?



2.5. Жанр «былинный сказ»

- Работаем в парах. Заполните таблицу: что реального и чудесного в данном сказе.


чудеса

реальность

Змей Горыныч

за дубок ухватился – дуб с корнем вон

половицы ломаются

двери с петель срываются

старые дубы с одного маху валит

молодые с корнем выдирает

повалялся жеребенок по зоревой росе, стал богатырским конем



ВОЛШЕБНОЕ ЧИСЛО 3 :

30 лет на печи лежит

3 странника

3 раза пил

3 часа поле расчищал

3 дня все деревне бы не хватило

3 месяца растил Илья жеребенка

город Муром

село Карачарово

родители

сын

враги Руси

богатырь Святогор

богатырь Микула Селянинович

богатырь Вольга Васильевич

деньги

взращивание жеребенка



4. РЕФЛЕКСИЯ

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- С каким новым жанром фольклора вы познакомились?

- Что объединяет былину и былинный сказ?

- В чём их различия?

- Оцените знания , полученные вами на уроке.

рука на столе - было неинтересно

рука на плече - трудно и не всё понятно

рука на голове - трудно. интересно и понятно

- Оцените свою работу на уроке. (оценка пальцами руки)

- Как вы думаете, где ещё вы можете закрепить свои знания по теме "Былинный сказ"?

(в тетради "Литературное чтение")



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

«Литературное чтение» - 7с., былинный сказ "Как Илья из Мурома богатырем стал"







Полный текст материала Конспект урока литературного чтения по теме "Былинный сказ" для 2 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Константинова Виктория Владимировна  konstav
07.11.2011 1 3926 814

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК