Конспект урока литературного чтения по теме "Былинный сказ" для 2 класса
Константинова Виктория Владимировна,
МБОУ СОШ №7 с углубленным изучением отдельных предметов,
г. Дзержинск, Нижегородская область
урок литературного чтения по программе "Школа XXI века"
учебник - Л.А.Ефросинина "Литературное чтение", 2 класс, изд. "Вентана - Граф"
рабочая тетрадь - Л.А.Ефросинина "Литературное чтение", 2 класс, изд."Вентана - Граф"
тема урока:
БЫЛИННЫЙ СКАЗ
цель: знакомство с жанрами устного народного творчества
задачи:
1. дать понятие о былинном сказе,
2. ознакомить с архаизмами и их значением,
3. учить сравнивать разные литературные жанры,
4. воспитывать уважение к Родине
Ход урока
1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
1.1. Литературный диктант по теме "Разножанровые произведения о природе"
- Запищите слова без ошибок:
мухомор панталоны моховичок волнушка заячья губа сыроежка
опенок боровики картузик неказистый
(самопроверка по доске)
- Назовите автора произведения, в котором встречаются данные слова:
а) кроет, тайну совлек, грудой кудрявых груздей (Майков "Осень")
б) заячья губа, никому не достанутся, тарелка (Пришвин "Недосмотренные грибы")
в) неказистый, ветер-сиверко, благодарность грибников (Шим "Храбрый опенок")
1.2. Малые формы фольклора
- Что такое «фольклор»?
- Назовите жанры русского народного творчества.
- Определите фольклорный жанр.
Жаворонки, летите, У Иванова двора загорелася вода.
Весну на крылышках несите! Всем селом пожар тушили,
Нам зима-то надоела, А огонь не загасили.
Много хлебушка поела. Пришел дедушка Фома расседая борода.
(закличка) Он народ погнал в овин,
Затушил пожар один.
Как Фома тушил пожар,
Он об этом не сказал.
Только слышно стороной:
Затушил он бородой.
(небылица)
- Восстановите пословицы.
ГДЕ СМЕЛОСТЬ НАШЕЛ - БЕРЕГИ
ЗЕМЛЮ СОЛНЦЕ КРАСИТ ТАМ И ПОБЕДА
НЕТ ДРУГА - ИЩИ РЯДОМ ЖИВУТ
СЧАСТЬЕ И ТРУД А ЧЕЛОВЕКА - ТРУД
(Где смелость, там и победа. Землю солнце красит, а человека - труд. Нет друга - ищи, а нашел - береги. Счастье и труд рядом живут.)
1.3. Введение в тему урока
- Слова заигрались и перепутались. Восстановите слова и вы узнает , о чем будемс сегодня говорить на уроке.
БсЫкЛаИзНА
БЫЛИНА - это произведение устного народного творчества о богатырях и их подвигах.
СКАЗ – это произведение устного народного творчества о народных героях с элементами сказки.
физпауза
2. былинный сказ «КАК ИЛЬЯ ИЗ МУРОМА БОГАТЫРЕМ СТАЛ» - уч. № 1, 18с.
2. 1. Первичное восприятие текста
- Чтение учителем.
- Кто помог Илье из Мурома богатырем стать?
- Для чего?
2.2. Аналитическое чтение
1 часть
- В какое время происходит действие былинного сказа?
- Родители Ильи Муромца?
- Где жила семья Ильи ?
- Любили Илью отец с матерью, да только плакали, на него поглядывая. Почему?
- Каким был Илья?
- Что значит «умом светел»?
- От чего еще плакали родители Ильи?
- Что в это время было на Руси? ( враги, разбойники, Змей Горыныч)
2 часть
- Почему Илья был один дома?
- В достатке жила семья Ильи или нет? Докажите. (изба, ворота, железное кольцо)
- Что попросили странники?
- Как к этому отнесся Илья?
- Выполнил ли просьбу странников?
- Чего еще попросили калики перехожие?
- Что было в ковше?
- Какой стала силушка Ильи?
- Что было в остаточке воды?
- Что готов был сделать Илья?
- Почему калики решили поубавить силу Илье?
- Докажите, что уж больно силен был Илья?
- Что случилось после того, как он выпил колодезной воды?
- Каков был наказ каликов перехожих?
- Кто такие: Святогор, Микула Селянинович, Вольга Васильевич?
3 часть
- Куда пошел Илья?
- Что увидел?
- Как он расчистил лес?
- Что он еще сделал?
- Обрадовались ли родители?
- Как Илья себе коня нашел?
- Как Илья растил жеребенка?
- Кличка коня?
- Как Бурушка стал богатырским конем?
2.3. Архаизмы
- В этом тексте встречается много устаревших слов, архаизмов, которые не употребляются в современной речи. Назовите эти слова.
физпауза
2.4. Сравнение жанров
сказка |
былинный сказ |
рассказ |
чудеса |
чудеса + реальность |
реальность |
- Чем сказка отличается от сказа?
- Чем рассказ похож на былинный сказ?
- Что объединяет сказку и былинный сказ?
2.5. Жанр «былинный сказ»
- Работаем в парах. Заполните таблицу: что реального и чудесного в данном сказе.
чудеса |
реальность |
Змей Горыныч за дубок ухватился – дуб с корнем вон половицы ломаются двери с петель срываются старые дубы с одного маху валит молодые с корнем выдирает повалялся жеребенок по зоревой росе, стал богатырским конем
ВОЛШЕБНОЕ ЧИСЛО 3 : 30 лет на печи лежит 3 странника 3 раза пил 3 часа поле расчищал 3 дня все деревне бы не хватило 3 месяца растил Илья жеребенка |
город Муром село Карачарово родители сын враги Руси богатырь Святогор богатырь Микула Селянинович богатырь Вольга Васильевич деньги взращивание жеребенка |
4. РЕФЛЕКСИЯ
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- С каким новым жанром фольклора вы познакомились?
- Что объединяет былину и былинный сказ?
- В чём их различия?
- Оцените знания , полученные вами на уроке.
рука на столе - было неинтересно
рука на плече - трудно и не всё понятно
рука на голове - трудно. интересно и понятно
- Оцените свою работу на уроке. (оценка пальцами руки)
- Как вы думаете, где ещё вы можете закрепить свои знания по теме "Былинный сказ"?
(в тетради "Литературное чтение")
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
«Литературное чтение» - 7с., былинный сказ "Как Илья из Мурома богатырем стал"
На странице приведен фрагмент.
Автор: Константинова Виктория Владимировна
→ konstav 07.11.2011 1 3926 814 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.