Урок по литературному чтению "Люби живое" (по рассказу М.М.Пришвина «Моя Родина»). 3 класс
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14
Открытый урок
по
литературному чтению
Люби живое
М.М.Пришвин «Моя Родина». 3 класс
Составитель: Фатиева Наиля Ильмурзовна Место работы: МОУ СОШ № 14 г.Кумертау Республики Башкортостан Должность: учитель начальных классов
|
Дополнительные сведения: http://pedsovet.su/index/8 постоянный адрес аккаунта в Интернет-сообществе учителей Pedsovet.su
|
КУМЕРТАУ
2007
Обобщающий урок чтения на тему «Люби живое»
(по рассказу М.М.Пришвина «Моя Родина»)
Цели урока:
обучающие – совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью, правильностью, пониманием прочитанного текста;
развивающие – развитие творческого мышления, эмоционально-чувственного восприятия, воображения, памяти, внимания и речи;
воспитательные – любовь, бережное отношение к природе, доброта, умение чувствовать красоту слова, воспитание экологической культуры.
Оборудование: портрет М.Пришвина, высказывания писателей о природе, выставка книг М.Пришвина, памятка «Правила поведения в природе», рисунки детей по теме «Охрана окружающей среды», аппликация «Цветик-семицветик», CD-диск по теме «Люби живое».
Организационный момент
Д о б р о е у т р о !
Придумано кем-то
Просто и мудро.
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Улыбчивым лицам
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
Здороваясь друг с другом, мы желаем здоровья, добра и счастья. От этого люди становятся добрее, здоровее и красивее. С такими людьми приятно общаться и жить рядом.
2. Сегодня мы с вами завершаем работу над темой «Люби живое». Будем работать с рассказом Михаила Пришвина «Моя Родина», проведем викторину по прочитанным рассказам, поговорим о Красной книге.
Девиз нашего урока:
Тут есть такое правило…
Встал поутру, привел себя в порядок – и сразу приведи в порядок свою планету.
Антуан де Сент-Экзюпери
Все мы – и малыши, и взрослые – дети одного большого царства Природы.
- Как сохранить природу?
- Как жить с ней в согласии?
- А может лучше научиться понимать ее и бережно относиться к ней с самого детства?
Играй, рассвет-чародей,
На флейте ветров,
на струнах дождей.
Переливами трав,
перезвонами рек
Околдовано сердце навек…
Сегодня об этом мы поговорим на уроке.
а) Михаил Михайлович Пришвин (1873 - 1954) – вдохновенный певец природы. Рассказы, повести, очерки писателя, полные глубоких философских раздумий о природе, о человеке, содержат удивительные эстетические открытия, приобщают к чарующей земной красоте, вызывают в душе человека светлые чувства, пробуждают творческую мысль. Талантливый художник, великолепный знаток природы, он показал читателям красоту окружающего мира и раскрыл единство человека и природы.
Своими произведениями М.Пришвин утверждал: «Природа не враг, не раба, а друг твой, учись видеть и понимать ее жизнь и брать у нее разумно».
б) чтение рассказа М.Пришвина «Моя Родина».
- К какому виду относится текст? (Повествование)
- Что автор называет кладовóй солнца?
- Почему автор природу называет кладовóй? (Сокровища)
- Почему кладовóй солнца?
(Потому что все в природе просыпается с восходом солнца)
Чтение текста целиком (2-3 ученика).
в) Чтение текста по цепочке.
г) Хоровое чтение.
д) Выборочное чтение.
- Когда вставала мать М.Пришвина?
- Чем она угощала своего сына?
- Как угощение повлияло на его дальнейшую жизнь?
- Когда он начал вставать в городе?
- Куда уходил после утреннего чая?
- В чем была его охота?
- Какое обращение написал М.Пришвин к своим маленьким читателям?
Вывод:
Чему учит нас рассказ «Моя Родина»? (зачитать отрывок обращения)
«…Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
3. Человек живет на Земле. Сеет хлеб, сажает деревья, разводит скот, строит дома, машины, самолеты, перекрывает реки, воздвигает гидроэлектростанции. Человек – царь природы! Человек – победитель и покоритель природы! Нет предела человеческому могуществу!
Как же нам сохранить родную планету?
Ребята прочтут стихотворение Жемчужникова «Земля».
1. Красавица-земля! Не в этой лишь стране,
Ввиду гигантов-гор, склоняюсь я пред тобою,
Сегодня ты была б везде прелестна мне, -
Лишь бы с деревьями, кустами и травою,
Где красок осени играл бы перелив,
Или хоть с бедного соломой сжатых нив.
2. Чем дальше я смотрю, тем шире и сильней,
Все разливается к тебе моя любовь.
О, запах милый мне! То сладостно пьянея,
Как бы туманюсь им, то возбуждаюсь вновь.
3. Берегите Землю, берегите,
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку мелькающую в жите…
Берегите Землю! Берегите!
4. Берегите времени крутые повороты,
Радость вдохновенья и работы,
Древнего родства живые свойства,
Дерево надежд и беспокойства,
Откровения Земли и Неба,
Сладость жизни молока и хлеба.
Берегите доброту и жалость,
Чтоб они за слабого сражались!
4. Все мы обязаны жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей от боли, взывающей о помощи, беззащитной перед людьми.
Антуан де Сент-Экзюпери заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля». И пересесть из него просто некуда. Наша жизнь и наше будущее зависит от каждого из нас. Что мы должны сделать, чтобы наша планета оставалась цветущей и красивой?
Назвать пожелания:
- не рвать цветы;
- не ломать деревья;
- не ловить бабочек;
- не разорять муравейники.
Викторина по рассказам на тему «Люби живое».
Игра «Собери цветик-семицветик».
Угадай отрывок. Назови название рассказа, автора.
«Однажды смотрю: по тропке из соседней деревни бежит Малька. Одна-одинешенька. Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается».
(Про Мальку. Василий Иванович Белов)
«Пришла поздняя осень, стало в лесу скучно и холодно. Стали собираться птицы к отлету в теплые страны. Кружат над болотом журавли, прощаются на всю зиму с милой зеленой родиной. Слышится зайчатам, будто это с ними прощаются журавли:
- Прощайте, прощайте, бедные листопаднички».
(Листопадничек. И.С.Соколов-Микитов)
«Грибник хоть и не берет мухоморы, но мухоморам рад: раз пошли мухоморы – белых жди! Да и глаз мухоморы радуют – хоть несъедобные и ядовитые…»
(Из «Лесной азбуки» «Хоровод». Ник. Сладков)
«Вот с тех пор я полюбил животных. А потом, когда вырос, стал воспитывать зверей и учить их, то есть дрессировать. Только я их учил не палкой, а лаской, и они меня тоже любили и слушались».
(Моя Жучка. Владимир Леонидович Дуров)
«Дудкой ребята называют борщевник-растение с высоким и толстым стеблем, с лопушистыми листьями и с белым цветком-зонтиком наверху…»
(Из «Лесной азбуки» «Дудка». Ник. Сладков)
«Не потому проросли, что сойка умней лесоводов, а потому, что на этот раз лесоводы в каждую лунку вместе с желудем положили и горсть родной земли. Из той самой дубравы, где эти желуди выросли».
(Из «Лесной азбуки» «Дуб». Ник. Сладков)
«И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. Но глаза ее уже не следили за нами. Они целились на гнездо, и как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла».
(Капалуха. Виктор Астафьев)
Молодцы! Все задания вы выполнили. А теперь скажем хором заветные слова, и все наши желания исполнятся.
Лети, лети, лепесток…
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
Мы отправляемся с Вами в удивительный сказочный мир животных. Ведь мы в ответе за тех, кого приручили.
Просмотр слайдов по компьютеру.
- Кому понравился фильм о животных?
- Если бы Вы были режиссером, как бы фильм можно было назвать?
(Люби живое)
В 1948 г. был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП). Им был создан список растений и животных, находившихся на грани исчезновения. Этот список назвали Красной книгой.
Красный цвет означает ВНИМАНИЕ!!! Не губите эти растения, не убивайте этих животных! Каждому пятому зверю, птице угрожает опасность. За последние 60 лет исчезло на планете 77 видов зверей, 26 видов птиц, несколько сотен видов растений.
Народный поэт Республики Башкортостан Александр Филиппов написал замечательное стихотворение «Природу сохранить успей!».
Читает Аркадий Ульянов.
Природу сохранить успей!
С утра разъедимся по дачам,
Сбежим из городских квартир,
Об экологии судачим,
А сами губим хрупкий мир.
Не перечесть и не измерить
Самосожжений и потерь;
Как одомашненные звери,
Мы сами выглядим теперь.
Спешим в вишневые метели
По воскресеньям в выходной,
Всего единый день в неделе
Природу чувствуем родной.
Пора переходить от слова
К делам… когда же, наконец,
Росток ответственности снова
Пробьется через лед сердец?
В душе опять воскреснет вера
И возликуют соловьи,
Прозрачной чистотой Инзера
Наполнятся глаза мои.
Поднимется с ветвей росистых,
Без ожидания угроз,
Аэрофлот полей российских
Густое облако стрекоз.
Благоразумие народа,
Вернись и сохранить успей
Хотя бы капельку природы
Уставшей Родины моей.
Мне бы хотелось, чтобы все люди Земли искренне любили природу.
Известный русский писатель Виктор Астафьев горестно восклицал: «Мы и сейчас не поняли и не хотим понять, что животные, птицы, рыбы, растения, без нас проживут, а вот нам без них не прожить ни дня единого». Это золотые слова. Все мы обязаны своей жизнью нашей планете и единственной Земле-Матери, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков и прекрасной от золотых лучей солнца.
Берегите Землю!
Кромсаем лед, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот,
Но мы еще придем просить прощенья
У этих рек, деревьев и болот.
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги. (Хором)
Остановил олень свой бег:
«Будь Человеком, человек,
В тебя мы верим, не солги,
Ты береги нас, береги!» (Хором)
Смотрю на глобус, шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы:
«Не солгу, я сберегу вас, сберегу!» (Хором)
Вывод:
- Как мы должны относиться к природе?
(Бережно, охранять, умножать богатство.)
- Что нужно рыбе? птице? зверю?
- А человеку? (Родина)
- Что значит охранять природу? (Значит – охранять Родину)
Клятва, что мы будем всегда охранять нашу природу (повторяем за мной)
Живи Земля!
Живи Земля!
И вы помните, люди!
Второй Земли,
Второй Земли
Не будет!
Из тысячи планет
Такой чудесной нет!
Из тысячи планет
Такой любимой нет!
Список использованной
литературы
Горецкий В.Г. Обучение в 3 классе. Пособие для учителей четырехлетней начальной школы. – М.: Просвещение, 1988.
Очерки о детских писателях. Справочник для учителей начальных классов. – М.: Баллас, 2001.
Что такое. Кто такой. Т. 1, 2, 3. – М.: Педагогика, 1978.
Русские народные
загадки, пословицы, поговорки. – М.:
Просвещение, 1990.
Приложение
Охранять природу –
значит охранять Родину
М. Пришвин
Приложение
Человеку нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца
К. Паустовский
Приложение
Природа не враг, не раба, а друг твой,
учись видеть и понимать ее жизнь
и брать у нее разумно
М. Пришвин
На странице приведен фрагмент.
Автор: Фатиева Наиля Ильмурзовна
→ НаиляИльмурзовна 12.11.2011 1 16881 1848 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.