Анализ басни 1-4 класс
АНАЛИЗ БАСНИ.
Играева Ольга Анатольевна
Учитель начальных классов
ГБОУ школа №212 г. Санкт- Петербург
АНАЛИЗ БАСНИ.
БАСНЯ, короткий, нередко комический рассказ в стихах или прозе, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи.
Задача: научить, как себя вести в определенной ситуации.
Учащиеся должны знать и уметь:
чем отличается басня от других жанров литературы;
выделять ее структурные элементы:
развитие действия (картина жизни);
мораль;
концовка;
понимать роль морали и иносказания;
замечать юмор баснописца и находить ее. Цель басни – высмеять. Высмеять можно через описание, через подбор лексики.
сравнивать героев басни, находить сходства и различия в их поступках, внешнем виде, характере, языке;
представлять себе героев басни и ситуацию, в которой они очутились.
оценивать их поступки, выражать отношение к ним;
использовать прием выразительного чтения (по ролям, составлять кинофильм);
применять прием сравнения и сопоставления басен.
Для понимания басни необходимо:
установить структуру и определить мораль;
рассмотреть поступки, внешний облик героев, определить их основные качества;
определить язык каждого героя, оттенки речи;
выявить авторское и личностное отношение к герою;
подготовиться к выразительному чтению басни.
Аналз.
Урок чтения и осмысления басни.
Цель: изучение басен, обнаружить закон противочувствия (только у И. А. Крылова).
Задачи:
формировать представления о басне;
познакомить с понятием “иносказания”;
сделать открытие, что за масками животных стоит человек;
показать, что невежество – порок, что власть невежественных людей опасна.
Ход урока.
Подготовка к изучению басни.
Словарная работа (звукопись).
Можно применить прием “решения логической задачи’’. Принести на урок неизвестный предмет( “Мартышка и Очки.”)
Для чего этот предмет? Примените.
Какие чувства он вызвал?
Повторить, проговорить, что такое басня.
Что вы помните?
Каковы особенности басни?
Мы будем говорить о ….
Первичное чтение (учителем).
Кому сочувствовали?
Кто вызвал симпатию?
Кого бы вам хотелось сыграть и почему?
Повторное восприятие текста. Самостоятельное чтение.
Выделяем главные слова, ставим ударения, ставим логические и психологические паузы, решаем с какой силой голоса читать.
Анализ . Возможен анализ на основе киносценария (раскадровка, музыка, краски, чувства)
Найдите авторское отношение к басне.
Какие слова использовал автор?
Благозвучны ли эти слова?
Что значит…?
Сравните: …..
Нарисуйте словесный портрет …
В какой момент действия мы поняли, что что – то должно произойти?
Что вы можете сказать о героях, какие качества им присущи? Используйте прием озвучивания (озвучить мысли) героев, предметов.
Что герою помогло добиться своего?
Какие слова нам помогли это узнать
Что можно сказать о качествах, которыми наделены герои?
Какие нравятся?
Что это значит…?
Менялось ли отношение к герою? Выделите эти части.
Использовать словарь настроений или палитру красок.
Чтение басни.
Над кем и когда смеялись?
Мораль.
За моралью стоит автор.
Вывод.
На самом ли деле все эти качества присущи героям басни?
Кто обладает ими? (люди)
Какой прием использован? (иносказания)
Одинаковы ли чувства при чтении басни и морали?
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E0%F1%ED%FF - басня
По материалам курсов АППО г. Санкт – Петербурга
Куратор Бойкина М.В
На странице приведен фрагмент.
Автор: Играева Ольга Анатольевна
→ олга3671 21.01.2012 0 7144 1018 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.