Литературное чтение Борис Заходер "На Горизонтских островах" 1 класс


Борис Заходер

«На Горизонтских островах»

Цели: познакомить с биографией и творчеством Бориса Заходера; обучать выразительному чтению, отрабатывать технику чтения; обогощать словарный запас учеников; умение работать с текстом, находить главное.

Развивать речь, фантазию, воображение.

Воспитывать любовь к творчеству Б. Заходера.

Оборудование: портрет автора, его книги, картинки (заяц, Айболит, хамелеон, огурец, дятел, ежевика, редис), проектор, ноутбук.

Ход урока

Отрывок из мультфильма «Песенка Винни-Пуха» (слайд2)

- Ребята, отрывок из какого мультфильма мы просмотрели?

- А как вы считаете, почему урок литературного чтения я начала с этой весёлой песенки?

- Нам предстоит узнать, кто автор этого произведения, познакомиться с биографией и творчеством этого писателя.

Оргмомент

- Узнайте фамилию писателя, расшифровав эти картинки (по первым буквам). (ЗАХОДЕР) (слайд 3)

- Кто из вас уже знаком с творчеством этого писателя?

- Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с творчеством Бориса Владимировича Заходера.

- А для этого нам необходимо продолжить путешествие по необычной стране. А зовётся она … Вообразилия. (слайд 4)

- Ребята, вход в эту страну разрешён не всякому. А кому? – спросите вы. Ответить на этот вопрос поможет нам стихотворение «Моя Вообразилия».

Чтение стихотворения «Моя Вообразилия»

Моя Вообразилия


В моей Вообразилии,

В моей Вообразилии

Болтают с вами запросто

Настурции и Лилии;

Умеют Львы косматые

Скакать верхом на палочке,

А мраморные статуи

Сыграют с вами в салочки!


В моей Вообразилии,

В моей Вообразилии -

Там царствует фантазия

Во всем своем всесилии;

Там все мечты сбываются,

А наши огорчения

Сейчас же превращаются

В смешные приключения!


В мою Вообразилию

Попасть совсем несложно:

Она ведь исключительно

Удобно расположена!


И только тот, кто начисто

Лишен воображения, -

Увы, не знает, как войти

В ее расположение!..



- Какому же человеку разрешён вход в страну Вообразилия? (тем, у кого есть воображение, кто умеет мечтать, фантазировать, выдумывать).

Речевая разминка

- Для того, чтобы отправиться в волшебную страну, необходимо подготовиться. Правильно и быстро прочитаем скороговорку.

Кто не слышал об артисте
Тралиславе Трулялинском!
А живёт он в Припевайске,
В переулке Веселинском.



Слайд 5 – 6

- Б.В. Заходер родился 9 сентября. С раннего детства главной привязанностью мальчика были животные и литература. Борис рано потянулся к книгам, творчеству. Он придумывал сказки, загадки, любил рассказывать их товарищам, а товарищи любили слушать. Окончательный выбор профессии был сделан не сразу. Трудовую жизнь Борис Владимирович начинал на заводе учеником токаря, учился в авиационном институте, причем, на отлично. Вот только чертежи не удавались. Некоторое время он даже учился на биолога в университете. И все это время продолжает писать. Поэзия занимает все больше места в его жизни. Он заканчивает литературный институт и становится настоящим писателем.

- В 7 лет Борис убежал из дому. За что-то обиделся на своих родителей. На обоих сразу. И вот, когда они ушли на работу, мальчик убежал из дому. Чуть ли не целый день один-одинешенек странствовал он по Москве. Движение, к счастью, в то время было небольшое, автомобилей было мало. В конце концов вечером он добрался до своего приятеля. Здесь его, уже поздно вечером, отыскал отец. Бориса не наказали, а стоило бы. Может быть потому, что пришли гости. Но только папа прочел вслух и показал всем записку, написанную сбежавшим сыном. И это было хуже всякого наказания. Там было написано следующее: «Сиводня я ухажу навсигда».

- Борис Заходер написал очень много шуточных стихотворений, в которых главные действующие герои – дети младшего школьного возраста.

Сценка «Два и три» (слайд 7)

- Б. Заходер – переводчик. Б.В. Заходер научил говорить по-русски Вини Пуха из книги английского писателя А. Милна.

- Кто сейчас ответит, почему мы начали урок с песенки Винни-Пуха?

- Благодаря его переводам мы можем познакомиться с Алисой из страны чудес из книги английского писателя Л. Кэрролла, попасть в страну вечного детства и вечной игры с Питером Пэном.

Выставка книг Заходера (слайд 8)

- В нашей школьной библиотеке также есть книги Бориса Заходера.

В моей Вообразилии,
Моей Вообразилии–
Там царствует фантазия
Во всём своём всесилии.

- Отправимся туда? На чём бы вы думали?

Нам не нужен вездеход,
Не годится самолёт –
На летающей корове
Мы отправимся в полёт!

- Полетели!

Мы мечтаем приземлиться
На одном из островов,
Во владенья Трулялинского,
Пана песен и стихов.

Познакомимся? (слайд 9) – физминутка под песню

Про пана Трулялинского
(Из Ю. Тувима)

Работа над новым материалом

Работа с учебником

- Летим дальше? Впереди за горизонтом необыкновенные острова! (слайд 10) Но чтобы приземлиться, необходимо прочитать слова. (чтение слов в учебнике с. 40)

Словарная разминка

  • Самостоятельное чтение.

  • Коллективное чтение.

  • Что такое «горизонт»? (слайд 11) Горизонт – воображаемая линия, которая отделяет небо от Земли.

  • Как вы думаете, почему острова называются Горизонтскими?

  • Что означает слово «остров»? (небольшая часть земли, окружённая водой)

  • Найдите в словаре значение слов «бычки в томате», «кашалот», «свидетельство».

  • Бычки в томате – консервы из бычков (мелкой рыбы) в томатном соусе. (слайд 12)

  • Кашалот – зубастый кит. (слайд 13)

  • Свидетельство – слова свидетеля о событии, при котором он был.

  • Свидетель – человек, который присутствовал при каком-то событии.

На Горизонтских островах
(Из Яна Бжехвы)

Первичное восприятие. Читает учитель.

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Почему?

Вторичное восприятие

- Прочитайте стихотворение. (отметить карандашом) Что кажется вам самым чудесным на Горизонтских островах? Прочитай строчки, в которых об этом сказано.

- Есть ли на островах то, что ты хочешь увидеть?

- Подумай и расскажи, что бы ты делал на Горизонтских островах, если бы нашёл туда дорогу? Словесное рисование

  • Чтение вслух по цепочке с соблюдение всех пауз

  • Коллективное чтение с соблюдением всех пауз

  • Упражнение “Спринт”. Ученикам предлагается отыскать в книге отрывок.

- А о чем же сожалеет и грустит автор стихотворения? (Никому не удается найти дорогу к этим славным островам.)

- А почему невозможно найти дорогу? (Автор выдумал эти острова, на самом деле они не существуют.)

- Подумай и расскажи, какие ещё чудеса могут быть на Горизонтских островах? Нарисуйте. Расскажите.

- Представь, что ты встретился с добрым волшебником и попросил его превратить тебя в… Выбери любой предмет или живое существо, которым ты хотел бы стать.

- Вообрази на минуту, что волшебство произошло и ты стал тем, кого загадал. Никому не говори, что ты выбрал, а покажи, как ты теперь выглядишь, как ты двигаешься, разговариваешь и т. д. Пусть остальные попробуют догадаться, кем ты стал.



Итог (слайд 14)

Закончи предложения

- Я узнал на уроке …

- Учился на уроке …

- Мне было интересно …

- Я считаю, что работал …

- Страна Вообразилия будет существовать всегда, если мы не утратим интерес к знаниям, к жизни, будем выдумщиками и фантазёрами, будем учиться Добру и Справедливости.









Слайд 1
Заходер «На Горизонтских островах» Мотырева Ирина Федоровна учитель начальных классов МОУ «СОШ №15» Краснотурьинск
Слайд 2
Мотырева Ирина Федоровна МОУ "СОШ №15" Краснотурьинск
Слайд 3
а о е х р з д Мотырева Ирина Федоровна МОУ "СОШ №15" Краснотурьинск
Слайд 4
Мотырева Ирина Федоровна МОУ "СОШ №15" Краснотурьинск
Слайд 5
Борис Заходер 1918 200 0 Мотырева Ирина Федоровна МОУ "СОШ №15" Краснотурьинск
Слайд 6
Мотырева Ирина Федоровна МОУ "СОШ №15" Краснотурьинск
Слайд 7
Два и три Мотырева Ирина Федоровна МОУ "СОШ №15" Краснотурьинск
Слайд 8
Мотырева Ирина Федоровна МОУ "СОШ №15" Краснотурьинск
Слайд 9
Про пана Трулялинского Мотырева Ирина Федоровна МОУ "СОШ №15" Краснотурьинск
Слайд 10
На Горизонтских островах Мотырева Ирина Федоровна МОУ "СОШ №15" Краснотурьинск
Слайд 11
Горизонт – воображаемая линия, которая отделяет небо от Земли. Мотырева Ирина Федоровна МОУ "СОШ №15" Краснотурьинск
Слайд 12
Бычок Мотырева Ирина Федоровна МОУ "СОШ №15" Краснотурьинск
Слайд 13
Кашалот Мотырева Ирина Федоровна МОУ "СОШ №15" Краснотурьинск
Слайд 14
Закончи предложения - Я узнал на уроке … - Учился на уроке … - Мне было интересно … - Я считаю, что работал … Мотырева Ирина Федоровна МОУ "СОШ №15" Краснотурьинск
Слайд 15
Молодц ы! Мотырева Ирина Федоровна МОУ "СОШ №15" Краснотурьинск
Слайд 16
Источники http://artnow.ru/img/55000/55819.jpg http://crimea-extrim.ru/images/flora_fauna/bichok_cucik.jpg http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/83/Sonne_Meer_und_M %C3%B6we.jpg http://photooboi.in.ua/ukraine/children/img/skazostrov.jpg http://activerain.com/blogsview/2465132/it-s-time-for-grilling-and-chillingin-camas-washington Отсканированные картинки из детских раскрасок, из книг (серия «Знакомство с окружающим миром»,) из учебника по литературному чтению «Планета знаний» 1 класс. Мотырева Ирина Федоровна МОУ "СОШ №15" Краснотурьинск

Полный текст материала Литературное чтение Борис Заходер "На Горизонтских островах" 1 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мотырева Ирина Федоровна  Мотырёнок
29.01.2012 0 7091 1134

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК