Урок "Книги - мои друзья"; 1 класс


Чекалкина Наталья Ивановна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 117 г. Снежинск

План-конспект урока по учебнику «Литературное чтение. 1 класс» Составители: Л.Ф. Климанова, Л.В.Виноградская, В.Г.Горецкий

Тема урока «Книги – мои друзья» (Технологическая карта изучения темы)


Тема

Книги - мои друзья

Цель

Познакомить с темой урока «Книги – мои друзья»

Планируемые результаты

Предметные умения

УУД

Сформировать представление о том, что такое книга, о значении книги в жизни человека, уметь обращаться с книгой

Познавательные: общеучебные -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение техникой чте­ния, приемами понимания прочитанного.

Регулятивные: принимать и сохра­нять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои дей­ствия по точному и оперативному ориен­тированию в учебнике.

Коммуникативные: уметь: форму­лировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками.

Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзыв­чивость на прочитанное

Основные понятия

Книга, писатель, читатель, обложка, автор, каталог

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литературное чтение. Окружающий мир. Музыка. Технология (умение работать с учебной книгой, соотносить музыкальный и литературный образ)

Фронтальная, индивидуальная

Учебник «Литературное чтение», ч.1, с.3-7

Климанова Л. Ф. Уроки чтения: 1 класс. Методическое пособие

Климанова Л. Ф. Чтение. Успешный старт. Рабочая тетрадь для 1 класса.

Книги для выставки. Мультимедийная презентация


Технология проведения урока


Последовательность изучения

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Деятельность учащихся

Диагностирующие задания

I этап. Мотивация к деятельности

Цель – мотивиро-вать учащихся на изучение темы «Книги – мои друзья»

1.(слайд 2) Создаём хорошее настроение: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».

Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на букву А (аккуратный, аппетитный, ароматный, ангельский, авторитетный, активный и др.).

2. (слайд 3) Проблемная ситуация. Сказка.

Однажды Таня и Ваня возвращались из школы домой. Вдруг подул ветер, налетели тучи, засверкали молнии, началась гроза. Ветер подхватил портфели ребят и унёс в неизвестную сторону. Дети расстроились. Что же делать? Как выучить уроки? Ребята обратились за помощью к своим друзьям. Но и у друзей случилась та же беда. Решили пойти в библиотеку, но и там не оказа­лось ни одной книги. Что же произошло? Это злой волшебник НЕЧИТАЙ решил уничтожить все книги на свете. Этому вол­шебнику очень не нравилось, что люди так много знают. Он считал, что виноваты в этом книги. Как вы думаете, ребята, прав ли волшебник? Нужны ли нам книги?

Подбор слов





Размышления учеников

Сравнить с предложенными словами


II этап. Учебно-познавательная деятельность



1.Актуализация знаний учащихся, работа по учебнику


Цель – познакомить и заинтересовать новой учебной книгой

(слайд 4) Слово учителя об учебнике «Литературное чтение».







Чтение учителем обращения авторов учебника к детям.

Беседа по содержанию

Рассматривание учебника «Литературное чтение» и чтение условных обозначений; рассматривание обложки, титула, содержания учебника; выполнение упражнений на нахождение нуж­ной главы в содержании учебника, условных обозначений, по ориен­тировке в учебнике

Выдвижение предположений на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены; ответы на вопросы



Ответ на вопрос «Зачем нам читать?»

2.Работа по учебнику


Цель - дать перво-начальное пред-ставление о книге как о друге, советчике, источни-ке добрых мыслей, чувств и важных знаний

1.(слайд 5) Рассматривание иллюстраций на с. 4—5, чтение диа­лога Ани и Вани, известных детям по «АБВГДейке» персонажей, друзей и помощников в чтении.

2.Выставка книг. Рассказы детей о прочитанных книгах



3.Введение первоначальных представлений

- о книге, писателе, читателе, обложке, авторе, каталоге

Работа в паре.

Индивидуальная работа


Обсуди с другом.

Какие произведения А. Пушкина, Л. Толстого, С. Михалкова вы читали?

Различать понятия и объяснять их смысл





3.Чтение стихотворения С. Маршака «Новому читате­лю»


Цель – учить читать плавно, неторопливо, целыми словами, вникая в смысл читаемого

1.(слайд 6) – С чего должно начинаться знакомство с новым произведением?

2.Знакомство с детским писателем С. Маршаком.

- У меня на карточках слова, определяющие характер человека. Мы будем читать каждую карточку и решать: подходит ли это слово к портрету Маршака? (Слова на карточках: добрый, весёлый, злой, любил животных, задорный, вредный, любил детей, наблюдательный, умный, образованный, жадный…).

3.Работа со стихотворением С. Маршака «Новому читателю»

- первичное чтение учителем

-обмен впечатлениями, уточнение смысла непонятных слов

(слайд 7, 8) Проверка понимания прочитанного

  • Кому писатель посвящает свою песню?

  • Какая хоро­шая весть его радует?

  • Почему?

  • С чем сравнивается букварь? Почему? (С ярким волшебным фонарем)



Рассматривание обложек книг С. Маршака. Составление словесного портрета поэта










Самостоятельное чтение стихотворения


Выбор ответов из стихотворения

Кто знаком с этими книгами?


4.Конкурс юных читателей


Цель – учить читать вслух перед аудиторией

1.(слайд 9) Чтение ключевых слов сначала по слогам, затем целыми словами

2.(слайд 10) Подготовка к выразительному чтению стихотворения


Отработка чтения стихотворения в паре



Оцени выступающего


III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность


Цель – учить делать выводы по прочитанному тексту

1.Обсуждение: как вы понимаете значение таких слов, как «книга», «читатель», «писатель», «обложке, авторе, каталоге»?

2. (слайд 11) Чтение слов профессора Самоварова на с. 7.

3.(слайд 12) Объясните смысл таких его слов:

  • «Читая книгу, мы ведем разговор с писателем и героями его про­изведений»

  • Согласны ли вы с названием темы «Книги — мои друзья»? Можете ли вы так сказать о себе?

Ответы учащихся



Назвать пропущенные слова

Учебная дискуссия





Чтение текста


IV этап. Контроль и оценка результатов деятельности


Цель – формировать у школьников самооценку

(слайд 13) Оцени свою работу на уроке

Выбор и комментарий своих ответов




4


Слайд 1
«Книги - мои друзья» урок литературного чтения УМК «Перспектива» 1 класс Чекалкина Наталья Ивановна учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №117» г. Снежинск
Слайд 2
«Азбука хороших слов» аккуратный аппетитный ароматный ангельский авторитетный активный
Слайд 3
? Однажды Таня и Ваня возвращались из школы домой. Вдруг подул ветер, налетели тучи, засверкали молнии, началась гроза. Ветер подхватил портфели ребят и унёс в неизвестную сторону. Дети расстроились. Что же делать? Как выучить уроки? Ребята обратились за помощью к своим друзьям. Но и у друзей случилась та же беда. Решили пойти в библиотеку, но и там не оказалось ни одной книги. Что же произошло? Это злой волшебник НЕЧИТАЙ решил уничтожить все книги на свете. Этому волшебнику очень не нравилось, что люди так много знают. Он считал, что виноваты в этом книги. Как вы думаете, ребята, прав ли волшебник? Нужны ли нам книги?
Слайд 4
Радоваться от общения с хорошей книгой Стараться понять смысл произведения Задуматься над тем, что хотел сказать автор
Слайд 5
Книги – мои друзья книга читатель писатель обложка автор каталог Рассказ ы о детях Сказк и Рассказы о животных Какие книги ты любишь читать? Стихи о природ е
Слайд 6
«Новому читателю»
Слайд 7
 Кому писатель посвящает свою песню? кто научился читать  Какая хорошая весть его радует? новый читатель является к нам
Слайд 8
 Почему радует? читатель сам каждую строчку может прочесть С чем сравнивается букварь? Почему? с ярким фонарем
Слайд 9
Научимся читать правильно! по-сы-ла - ю от-да - ю на-у-чил-ся яв-ля-ет-ся хо-ро-ша-я про-честь на-пе-ча-тал буд-то при-нес тьма вол-шеб-ный
Слайд 10
Конкурс юных читателей
Слайд 11
У книги есть автор, который ее создал. Но нужен еще один важный человек– читатель, который откроет книгу и постарается понять, что хотел рассказать писатель . Читая, мы ведем разговор с писателем и героями его произведений.
Слайд 12
 Объясните смысл таких его слов: «Читая книгу, мы ведем разговор с писателем и героями его произведений».  Согласны ли вы с названием темы «Книги -мои друзья»? Можете ли вы так сказать о себе?
Слайд 13
Оцени свою работу на уроке «Я полностью справился с заданием самостоятельно» «Я справился с заданием хорошо, но мне помогали» «Я не справился с заданием, так как бы мне хотелось. Мне надо еще поучиться и потренироваться…»
Слайд 14
Интернет ресурсы Портрет С. Я. Маршака http://www.s-marshak.org/components/com_datsogallery/sub_wm.php? src=/var/www/paint/data/www/smarshak.org/components/com_datsogallery/img_pictures/med_marshak.jpg Рисунок буквы А http://umniki-razumniki.ru/gallery/thumbnail.php?pic_id=6 Книги Маршака http://vagrius.ru/uploads/posts/2010-10/1287591055_marshak.jpg http://static2.ozone.ru/multimedia/books_covers/c120/1000423028.jpg http://arhivknig.com/uploads/photo/1286464483.jpg http://www.kalitva.ru/uploads/posts/2010-03/1269524985_3.jpg Учебник литературное чтение http://img2.labirint.ru/books/292828/big.jpg
Слайд 15
Спасибо за урок!

Полный текст материала Урок "Книги - мои друзья"; 1 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чекалкина Наталья Ивановна  Почетный
07.02.2012 1 17790 3528

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК