Конспект урока Тургенев "Голуби" 3 класс


Конспект урока по чтению

Составила: Макарова Татьяна Викторовна

Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 2» г.Невельска Сахалинской области

Тема: Иван Тургенев «Голуби»

Цели: познакомить детей с творчеством Ивана Тургенева; ввести понятие «стихотворение в прозе»; развивать навыки выразительного чтения, творческие способности к образным средствам языка; развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение произведения; воспитывать любовь к природе.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, видеомонтаж с детскими рисунками о лете, репродукция картины Шишкина «Золотая рожь», схема «стихотворение», книги Тургенева.

Ход урока

I оргмомент.

II Проверка д/з

  • Что было задано на дом? (нарисовать рисунок о лете и подготовить устный рассказ)

  • Просмотрите на доску, сколько прекрасных рисунков о лете нарисовали дети.

  1. Выставка рисунков «Красное лето»

  2. Показ видеомонтажа с детскими рисунками.

- вот как наши дети при помощи рисунков могут рассказать о лете. Каким они его видят и представляют.

3. но лето может быть не только таким теплым, веселым и беззаботным. Каким показывает лето Алексей Толстой в своем произведении «Детство Никиты. Глава «Стрелка барометра»». (заслушивание рассказов описание нескольких учеников)

III Сообщение темы и цели урока.

  • Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями о летней природе.

Откройте страницу учебника 99. Как называется произведение и кто его автор.

  • Знакомо ли вам имя автора? (слайд 1)

Иван Тургенев – «взрослый» писатель. Он никогда не писал специально для детей. Нам предстоит подумать почему авторы учебника включили это произведение в книгу.

  • Вспомните, как называется раздел, который мы читаем? Можно ли предположить по названию и по иллюстрации , о чем мы будем сегодня читать? Расскажите.

Перед началом работы над текстом мы поработаем с таблицей Шульта, чтобы активизировать вашу мозговую деятельность и способность сконцентрировать ваше внимание. (работа по таблице и запись результата в дневник)

IV изучение нового материала.

  • Быстро просмотрите текст. Какое по жанру произведение мы будем читать? Какое оно по объему? (Рассказ. Произведение короткое.)

  • Прочитайте пояснение в скобках после названия. Что вас удивило? (ответы детей)

  • Такое по жанру произведение нам встречается впервые. «Голуби» - стихотворение в прозе.

  • Вспомните, что должно присутствовать в стихотворении.













ритм

рифма





стихотворение

настроение

мелодия

интонация





Первичное чтение. Звучит аудио запись.

  • Какое время года описывает автор?

  • Какие признаки стихотворения вы почувствовали, прослушивая это произведение? (настроение, интонацию, мелодия)

  • В данном произведении присутствуют все признаки стихотворении, кроме рифмы. Поэтому такой вид произведений называется стихотворение в прозе, из-за отсутствия рифмы.



Физминутка

Игра "Прилетели птицы".


- Сейчас отдохнем и поиграем в игру "Прилетели птицы". Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что-то другое, то нужно встать и хлопнуть в ладоши один раз. Начинаем.


Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны.

(Дети встают)


Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи:

(Дети встают)


Прилетели птицы:

Голуби, куницы:

(Дети встают)


Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Комары, кукушки:

(Дети встают)


Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы-сплюшки,

Лебеди, скворцы:

-Все вы молодцы!

Работа по тексту

Прочитайте первый абзац. Кто скрывается под местоимением «я»


- Какой вид открылся перед рассказчиком? С чем он сравнивает ржаное поле? Почему? (Демонстрация картины Шишкина "Золотая рожь")


- какие краски он использует? Постарайтесь передать при чтении просторы, ширь полей. Как это сделать? (Чтение плавное, нараспев)

- Прочитайте второй абзац.


- Казалось бы, спокойное море должно радовать, но тревога закрадывается, почему? Автор употребляет глагол "назрела". Какой смысл он вложил в это слово?


- В каких словах слышна мелодия? ("Назревала гроза великая"). Обратите внимание на порядок слов. Как мы бы сказали? А здесь слова переставлены. Когда используют такой прием? (В песнях. Слышим мелодию).


- Какой темп выбираем для чтения? (Медленный, певучий)


(Читаем по учебнику третий абзац)


- Что указывало на явное приближение грозы? "Грузная громада" это какая?


- Прочитайте описание тучи.


- Какой была туча? (Она не двигалась, чего-то ждала, лежала.)


(Читаем по учебнику четвертый абзац.)


- Многоточие. О чем оно говорит? (Затишье. Долгая пауза)


- Природа изнывала под зловещим блеском последних солнечных лучей. Попробуйте это объяснить. Какую картину вы представляете?


- Страх перед стихией столь велик, что даже самые неприхотливые предпочли спрятаться. Как это подчеркивает автор? (Попрятались даже воробьи)


- Кто пытался противостоять грозе? Может ли он сражать с непогодой? (Он одинокий, потому слаб. Но он смельчак. Читать будем громко отрывисто.)


(Читаем по учебнику пятый абзац.)


- Как следует прочитать восклицательное предложение?


- К кому обращается рассказчик с просьбой? Какой прием использует автор для описания грозы?


"Золотая змейка" - какая красивая метафора. А ведь именно такой мы видим молнию во время грозы.


"Дрогни, гром!" - подай сигнал к началу грозы великой, к наступлению злой тучи.


- Проследите за глаголами в последнем предложении. Автор показывает динамику продвижения грозы. Ритм. Действия идут одно за другим.


- С какими интонациями обращается рассказчик к силам природы? (С нетерпением, просьбой и даже мольбой.)


- Попробуйте прочитать, используйте и мимику, чтобы усилить эмоции.


(Читаем по учебнику шестой абзац.)


- Так хочется, чтобы природа отозвалась на мольбу Человека, но:


- Как следует прочитать последний абзац? Изменится ли ритм, темп? (Первая часть - с отчаянием. После многоточия - сурово, растянуто, медленно.)


(Читаем по учебнику седьмой абзац.)


- Как вы понимаете выражение "ни дать, ни взять белый платочек или снежный комок:"? (Очень похож.)


- Попробуйте представить себе эту картину. Что должен был испытывать рассказчик при виде голубя? Как изменится тон повествования? Темп? Что означает знак препинания - точка с запятой? (Восхищение охватило автора. Тон мягче, теплее. Темп ускорен.)


(Читаем по учебнику восьмой абзац.)


- Для чего автор использует повторы слов? (они передают полет птицы, её движение в тревожном небе, ей нет преград:)


- Что произошло с птицей? Тургенев как и вначале, "верен морю": голубь не исчез, не пропал, а "потонул".


(Читаем по учебнику девятый абзац.)


- Что мы чувствуем в первом предложении, исчезла надежда? Снова разочарование.


- И что же вновь меняется? (Радость нарастает. Она сменяется восторгом.)


(Читаем по учебнику десятый абзац.)


- Как необходимо прочитать это предложение? Какую силу голоса выберем? (Читаем громко)


- Словно вдогонку за голубем понеслась гроза. Или она выждала, пока голуби окажутся вне опасности?


(Читаем по учебнику одиннадцатый абзац.)


- Почувствуйте ритм происходящего. Выберите нужный темп. Каким будет ваше чтение? (Темп убыстряется:)


(Читаем по учебнику двенадцатый абзац.)


- Многоточие в последнем предложении предыдущего абзаца: О чем оно говорит? (Смена интонации. Длительная пауза)


- Где увидел рассказчик голубей, которых наблюдал перед грозой?


- Каким чувством он охвачен, глядя на них? Почему? (Нежность. Умиление. Благодарность.)


- Голубиная дружба подобна лебединой, подобна человеческой, настоящей дружбе. Попробуйте читать, передавая эти чувства.


(Читаем по учебнику тринадцатый абзац.)


- Отчего голуби нахохлились?


- Наверное, можно продолжить после многоточия "крыло друга". А как можно сказать про людей? (Плечо друга)


- как это важно в жизни, чувствовать руку друга, его плечо.


(Читаем по учебнику четырнадцатый абзац.)


- Как нужно прочитать восклицательное предложение? (Задумчиво, но радостно, сделав акцент на слове "хорошо")


- А как рассказчик говорит о себе, о своем настроении? (С облегчением, последнее предложение с легкой грустью).


Работа после чтения текста.


Проза или поэзия?


- Вот мы и подошли к тому моменту, когда следует определить жанр произведения. Можно ли сказать, что это лиричное произведение? Почему? (Много чувств, смена настроения).


- К.Паустовский говорил, что у подлинной, настоящей прозы всегда есть свой ритм.


- Вот и получается, что проза Тургенева является ещё и поэзией - стихотворение в проз


Признаки стихотворения (передаются чувства, настроение героя, есть определенный ритм; небольшое по объему, признак прозы - можно выделить вступление, развитие действия, кульминацию, окончание действия (развязку).


- Правы ли авторы, поместив это стихотворение в данный раздел?


- Почему оно называется "Голуби"?


- Какие мысли вы прочитали между строк?


Выразительное чтение стихотворения в прозе "Голуби".


Цикл И.Тургенева.

В литературе цикл - ряд художественных произведений, которые объединены общей темой или общими действующими лицами. Например, Э.Успенский цикл сказочных повестей о Дяде Федоре и его друзьях.


- Приведите примеры литературных циклов.


Тургенев - писатель и человек.


- Какое новое писательское имя вы открыли сегодня на уроке для себя?


- Что вы можете сказать о нем? Какой он по-вашему человек?


- Что хотел показать, о чем рассказать в своем стихотворении И.Тургенев? Какими мыслями поделиться?


Итог урока.


- Что можно сказать о языке произведения? (Он образный, много эпитетов (образное определение), сравнений, говорится о природе. Как о живом существе. Легко можно рисовать картины, читая текст).


- Какие открытия вы сделали для себя на уроке?


Домашнее задание

Выучить наизусть отрывок.



Полный текст материала Конспект урока Тургенев "Голуби" 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Макарова Татьяна Викторовна  ohoho2010
18.03.2012 0 19039 1062

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК