Конспект урока литературного чтения "И.А.Крылов. "Ворона и Лисица. 4 класс"


Глушенкова Татьяна Ивановна

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №14 г. Арзамаса


Урок литературного чтения в 4 классе


Тема урока: Крылов И. А. « Ворона и лисица»

Цель урока: Познакомить учащихся с басней И.А Крылова « Ворона и лисица»

Задачи:

- Учить понимать мораль, язык басни.

- Отрабатывать навыки выразительного чтения.

-Воспитывать высокие моральные качества.

Оборудование:

- Портрет И. А. Крылова

- Фотография памятника Крылову в С.- Петербурге с героями его басен

-Иллюстрация к басне

- Толковые словари Ожегова и Даля

Ход урока.

  1. Оргмомент

  2. Работа над новым материалом. Рассказ о Крылове И.А.(1769-1844)

Родился в Москве, но семья жила в Оренбурге. Отец его Андрей Прохорович служил капитаном. Мать-Мария Алексеевна была неграмотной женщиной и училась грамоте вместе с сыном. Семья жила небогато. Основным богатством отца был сундучок, в котором он хранил книги. Он собирал их много лет, тратя на них последние гроши. В сундуке отца лежали басни Эзопа. Маленький Ваня любил их читать. Писать он начал свои басни с 14 лет. Первая его басня вышла в 1806 году – « Разборчивая невеста» .В 1809 году вышла его первая книга, в которой было 23 басни.


-Что такое басня?

БАСНЯ- это короткий иносказательный рассказ с нравоучением.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с героями басни И. А. Крылова , живущими в стране лести.

-Что такое лесть?

ЛЕСТЬ – это лицемерное , угодливое восхваление.

-Значит, какие люди живут в этой стране?

- Как вы думаете, почему эти люди страны ЛЕСТИ незаслуженно восхваляют другого человека?


3. Слушание басни. ( Читают подготовленные дети)

- Назовите героев басни

- Выскажите своё отношение к героям басни


4. Словарная работа.

АНГЕЛЬСКИЙ ГОЛОСОК - нежный голосок, в котором слышится доброта.

ВЕЩУНЬЯ – предсказательница

БОГ ПОСЛАЛ – говорят о случайно добытом

5. Характеристика героев басни.

- Как описывает Крылов ворону?

Почему при описании вороны он использует выражение НА ЕЛЬ ВОРОНА ВЗГРОМОЗДЯСЬ

- Как по - другому сказать? ( взобралась, примостилась, взлетела, пристроилась, уселась)

- Какая по характеру была ворона?

- Как понимаете слова ОТ РАДОСТИ В ЗОБУ ДЫХАНЬЕ СПЁРЛО

- Какой внешне показана лиса?

Как она подходила к дереву?

- Какой была по характеру?

- Почему она льстила вороне?

- Как понимаете выражение ЛИСИЦУ СЫР ПЛЕНИЛ ( увлёк, покорил)

- Как Крылов назвал лису в басне?

- Почему плутовка?


6. Прослушивание басни. ( Дать задание перед прослушиванием , записанное на доске)

- Как говорила лиса хвалебные слова вороне?

- Как лиса называла ворону?

- Что она хвалила у вороны?

- А на самом деле какая была ворона?

- Какое впечатление произвела на ворону льстивая речь лисы?


7. Выразительное чтение басни.

- Прочитайте басню выразительно. Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой большую, неуклюжую, глупую ворону, а рядом умную, хитрую, лживую плутовку Лисицу.


8. - Какие слова стали пословицей?

Работа с пословицей « РЕЧИ, КАК МЁД , ДЕЛА, КАК ПОЛЫНЬ»

- Крылов показал в своих баснях целый зверинец. Под видом животных он изображал недостатки людей. Басни Крылова любит народ, они не могут состариться, потому что сильные и правдивые слова не стареют. Очень хорошо о его творчестве сказал М.В.Исаковский:

ВСЁ ЗНАЛ И ВИДЕЛ УМ ПЕВЦА ПЫТЛИВЫЙ

ВСЕГО СИЛЬНЕЙ ЖЕЛАЯ ОДНОГО,
ЧТОБ ЖИЛИ ЖИЗНЬЮ ВОЛЬНОЙ И СЧАСТЛИВОЙ

НАРОД ЕГО И РОДИНА ЕГО.


9 . Работа над моралью басни.

- Найдите мораль басни. Как вы понимаете смысл первых трех строк? А что означают слова: «И в сердце льстец отыщет уголок»

- Скажите, о чем предупреждает своих читателей И.А.Крылов?

- О чем он советует помнить постоянно?

- Какие пороки людей осуждаются?

- Если вы встретите людей, которые льстят ради своей выгоды, кого из персонажей басни они вам напомнят?

- Какие строки из басни «Ворона и Лисица» стали крылатыми, т.е. употребляются как пословицы? (в сердце льстец всегда отыщет уголок)

-В г. С.-Петербурге в Летнем саду находится памятник И. А. Крылову. Этот памятник сооружён на деньги народа. Почему народ любит басни Крылова?

- Он помогает увидеть недостатки и подсказывает, как с ними бороться.

- Чтение его басен обогащает нас знанием жизни , родного языка.

- Познакомиться с басней Крылова , значит, стать умнее, узнать многое о людях.

10. Домашнее задание.

Выучить басню наизусть.











Полный текст материала Конспект урока литературного чтения "И.А.Крылов. "Ворона и Лисица. 4 класс" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Глушенкова Татьяна Ивановна  2508RAISA74
04.05.2012 0 6392 1162

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК