Конспект урока литературного чтения "И.А.Крылов. "Ворона и Лисица. 4 класс"
Глушенкова Татьяна Ивановна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №14 г. Арзамаса
Урок литературного чтения в 4 классе
Тема урока: Крылов И. А. « Ворона и лисица»
Цель урока: Познакомить учащихся с басней И.А Крылова « Ворона и лисица»
Задачи:
- Учить понимать мораль, язык басни.
- Отрабатывать навыки выразительного чтения.
-Воспитывать высокие моральные качества.
Оборудование:
- Портрет И. А. Крылова
- Фотография памятника Крылову в С.- Петербурге с героями его басен
-Иллюстрация к басне
- Толковые словари Ожегова и Даля
Ход урока.
Оргмомент
Работа над новым материалом. Рассказ о Крылове И.А.(1769-1844)
Родился в Москве, но семья жила в Оренбурге. Отец его Андрей Прохорович служил капитаном. Мать-Мария Алексеевна была неграмотной женщиной и училась грамоте вместе с сыном. Семья жила небогато. Основным богатством отца был сундучок, в котором он хранил книги. Он собирал их много лет, тратя на них последние гроши. В сундуке отца лежали басни Эзопа. Маленький Ваня любил их читать. Писать он начал свои басни с 14 лет. Первая его басня вышла в 1806 году – « Разборчивая невеста» .В 1809 году вышла его первая книга, в которой было 23 басни.
-Что такое басня?
БАСНЯ- это короткий иносказательный рассказ с нравоучением.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с героями басни И. А. Крылова , живущими в стране лести.
-Что такое лесть?
ЛЕСТЬ – это лицемерное , угодливое восхваление.
-Значит, какие люди живут в этой стране?
- Как вы думаете, почему эти люди страны ЛЕСТИ незаслуженно восхваляют другого человека?
3. Слушание басни. ( Читают подготовленные дети)
- Назовите героев басни
- Выскажите своё отношение к героям басни
4. Словарная работа.
АНГЕЛЬСКИЙ ГОЛОСОК - нежный голосок, в котором слышится доброта.
ВЕЩУНЬЯ – предсказательница
БОГ ПОСЛАЛ – говорят о случайно добытом
5. Характеристика героев басни.
- Как описывает Крылов ворону?
Почему при описании вороны он использует выражение НА ЕЛЬ ВОРОНА ВЗГРОМОЗДЯСЬ
- Как по - другому сказать? ( взобралась, примостилась, взлетела, пристроилась, уселась)
- Какая по характеру была ворона?
- Как понимаете слова ОТ РАДОСТИ В ЗОБУ ДЫХАНЬЕ СПЁРЛО
- Какой внешне показана лиса?
Как она подходила к дереву?
- Какой была по характеру?
- Почему она льстила вороне?
- Как понимаете выражение ЛИСИЦУ СЫР ПЛЕНИЛ ( увлёк, покорил)
- Как Крылов назвал лису в басне?
- Почему плутовка?
6. Прослушивание басни. ( Дать задание перед прослушиванием , записанное на доске)
- Как говорила лиса хвалебные слова вороне?
- Как лиса называла ворону?
- Что она хвалила у вороны?
- А на самом деле какая была ворона?
- Какое впечатление произвела на ворону льстивая речь лисы?
7. Выразительное чтение басни.
- Прочитайте басню выразительно. Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой большую, неуклюжую, глупую ворону, а рядом умную, хитрую, лживую плутовку Лисицу.
8. - Какие слова стали пословицей?
Работа с пословицей « РЕЧИ, КАК МЁД , ДЕЛА, КАК ПОЛЫНЬ»
- Крылов показал в своих баснях целый зверинец. Под видом животных он изображал недостатки людей. Басни Крылова любит народ, они не могут состариться, потому что сильные и правдивые слова не стареют. Очень хорошо о его творчестве сказал М.В.Исаковский:
ВСЁ ЗНАЛ И ВИДЕЛ УМ ПЕВЦА ПЫТЛИВЫЙ
ВСЕГО
СИЛЬНЕЙ ЖЕЛАЯ ОДНОГО,
ЧТОБ ЖИЛИ ЖИЗНЬЮ
ВОЛЬНОЙ И СЧАСТЛИВОЙ
НАРОД ЕГО И РОДИНА ЕГО.
9 . Работа над моралью басни.
- Найдите мораль басни. Как вы понимаете смысл первых трех строк? А что означают слова: «И в сердце льстец отыщет уголок»
- Скажите, о чем предупреждает своих читателей И.А.Крылов?
- О чем он советует помнить постоянно?
- Какие пороки людей осуждаются?
- Если вы встретите людей, которые льстят ради своей выгоды, кого из персонажей басни они вам напомнят?
- Какие строки из басни «Ворона и Лисица» стали крылатыми, т.е. употребляются как пословицы? (в сердце льстец всегда отыщет уголок)
-В г. С.-Петербурге в Летнем саду находится памятник И. А. Крылову. Этот памятник сооружён на деньги народа. Почему народ любит басни Крылова?
- Он помогает увидеть недостатки и подсказывает, как с ними бороться.
- Чтение его басен обогащает нас знанием жизни , родного языка.
- Познакомиться с басней Крылова , значит, стать умнее, узнать многое о людях.
10. Домашнее задание.
Выучить басню наизусть.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Глушенкова Татьяна Ивановна
→ 2508RAISA74 04.05.2012 0 6392 1162 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.