«Волшебство в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», 3 класс.
Жданова Ксения Николаевна
учитель начальных классов
МОУ «Хотьковская начальная общеобразовательная школа №3»,
г. Хотьково, Сергиево-Посадского района.
Урок совершенствования и углубления знаний и умений.
Литературное чтение.
3 класс.
(УМК «Начальная школа XXI века». Учебник «Литературное чтение». Авторы: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова)
Тема урока:
«Волшебство в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Цели урока:
1) развивать стойкий интерес к литературе, диалогическую и монологическую речь, воображение;
2) накапливать читательский опыт;
3) закрепить понятия: авторская сказка, волшебная сказка, второстепенные герои;
4) воспитывать любовь к литературным произведениям отечественных авторов, нравственные чувства, способности к творческой деятельности.
Задачи урока:
Учебные:
учить учащихся выделять главных героев произведения, оценивать их роль в произведении;
учить анализировать текст;
закреплять понятия «авторская и волшебная сказка»
учить работать и находить значение старорусских слов;
развивать навыки выразительного чтения поэтического произведения;
Воспитательные:
на примерах героев сказки учить детей добру, правилам вежливости и общения;
развивать способности эмоционально воспринимать события данного произведения.
Учебные умения:
определять жанр сказки, уметь аргументировать и доказывать свой ответ;
работать с текстом произведения и анализировать его;
раскрывать нравственный потенциал произведения.
Оборудование:
наглядные пособия (картины с героями произведения);
рабочие тетради;
учебная хрестоматия с произведением;
работы учащихся по теме урока;
карточки со старорусскими словами;
листы для оформления обложки, цветные карандаши;
зеркала.
Организационный момент.
Добрый день, ребята! У нас начинается урок литературного чтения. Давайте проверим, все ли ребята нашего класса готовы к работе. (Учитель совместно с ребятами проверяет готовность к уроку: наличие на партах учебников, рабочих тетрадей, учебных хрестоматий, работ учащихся в виде рисунков, зеркал).
Сегодня у нас урок совершенствования знаний по теме «Волшебство в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Цель: на уроке мы закрепим свои знания о волшебных и авторских сказках, будем совершенствовать умения работать с текстом произведения, узнаем в чем же заключается сила и красота волшебного мира сказок А.С. Пушкина.
Актуализация опорных знаний.
Перед тем, как начать читать эту сказку и работать над ней, мы с вами проведем небольшую разминку. Я буду задавать вам вопросы и предлагать варианты ответов. Вы слушаете внимательно и выбираете правильный вариант ответа.
1. От кого А.С. Пушкин узнал русские народные сказки:
А) от мамы
Б) от няни Арины Родионовны
В) от дедушки
2. Сколько всего сказок написал А.С. Пушкин
А) 3
Б) 5
В) 7
3. Перечислите сказки А.С. Пушкина
4. Узнай сказку по сказочным предметам и персонажам.
Откуп, старик, изба, царица.
Зеркало, яблоко, семь богатырей.
Царь, петушок.
Лебедь, корабль, белка.
Веревка, Поп, мешок, зайцы.
5. Угадай, из каких сказок эти строки.
Три девицы под
окном
Пряли поздно вечерком.
–
Кабы я была царица, –
Говорит одна
девица...
...
Жил старик со своею
старухой
У самого синего моря.
Они
жили в ветхой землянке
Ровно тридцать
лет и три года.
...
Навстречу ему
Балда
Идет, сам не зная куда.
– Что
ты, батька, так рано поднялся?
Чего
ты взыскался?
...
6. Объясни значения слов.
поведать - рассказать
ветхая землянка
– ...старая изба из дерева, без
фундамента
простофиля – ...наивный,
глупый
пуще прежнего– ...еще
больше
кликать – ...кричать, звать
корысть
– ...выгода, польза
тужит – ...грустит
оброк - ……..
русский авось -………….
III. Формирование знаний, умений, навыков.
- Итак, наша разминка закончена. Переходим к работе над темой урока. Дома вы еще раз самостоятельно читали это произведение.
- Дайте характеристику этой сказке А.С. Пушкина. Какая она?
(ответы детей: авторская, волшебная)
- Почему она волшебная? Докажите.
(Ответы детей): 1) есть волшебные предметы: говорящее зеркальце + яблоко, усыпившее царевну;
2) происходят чудеса: солнце, ветер, месяц разговаривают, оживает царевна;
- Назовите главных героев этой сказки?
- На какие группы их можно разделить? (отрицательные и положительные;)
- А каких еще главных героев мы встречаем в сказке, которые не являются людьми, но тоже разговаривают и помогают людям? (неодушевленные: солнце, ветер, месяц).
Вот о волшебных предметах и неодушевленных героях сказки у нас сегодня и пойдет с вами разговор.
- Давайте с вами найдем зачин сказки, то с чего сказка начинается = ожидание царицей царя (с. 50-51)
- Спасибо! Но ведь сказка-то волшебная с волшебными предметами и главным из них является…..? (правильно, говорящее зеркальце).
Найдите в тексте описание этого волшебного предмета. Чтение по ролям отрывка: разговор мачехи и зеркальца. Читают 3 человека по ролям (с. 51).
- Обратите внимание на то, что только с зеркальцем царица была добродушна и мила.
- Почему она была радостной, милой с ним? (Оно говорило ей приятные слова о ее красоте).
- Но вот почему-то, однажды, зеркальце изменило свое мнение! Найдите в тексте отрывок, в котором указывается причина изменения мнения зеркала. (с.52-53).
- Почему царица решается убить падчерицу? (Т.к. она была красивее её, милее).
- Давайте наш ответ отметим в тетради, где в первом задании у вас спрашивают, какая была царевна.
- Царица совершает зло – отправляет свою падчерицу в лес на съедение волкам. Но умирает ли царевна, после того, как Чернавка привела ее в лес?
(ответы детей)
- Правильно. Чернавка жалеет царевну и отпускает её, а придя во дворец говорит царице, что ту съедят звери.
- Что же дальше происходит с царевной и кто ей еще помогает? (богатыри, она остается жить у них).
- А в это время царица решает вернуться к любимой забаве и поглядеться в зеркальце? Что же на этот раз говорит оно ей? Найдите в тексте (с.58-59).
- Успокоилась царица? (Дети: нет)
- Что она решает сделать снова? (отравить царевну яблоком)
- Яблоко еще один волшебный предмет этой сказки. Почему волшебный? Ведь яблоко отравлено? (после него царевна лишь уснула)
Ребята, в этом отрывке вам встречается старое русское слово «рогатка». Какое значение мы придаем этому слову сегодня? (ответы детей) А раньше это слово обозначало оружие, имеющее форму длинной деревянной палки с металлическим наконечником, похожее на копье.
Физкультпауза: Ребята берут в руки зеркала, пытаются изобразить царицу перед ним и воспроизвести ее слова.
«Свет мой, зеркальце! Скажи. Да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ: «Ты, конечно, спору нет; Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее».
- Как в это время ведет себя королевич Елисей?
- Что же решают сделать богатыри, после того как видят отравленную царевну? (с.62)
- А в это время царевич Елисей скачет по свету, пытаясь отыскать свою невесту. Но не может ее найти. К кому он обращается за помощью, уже почти отчаявшись? (ответы детей)
Вот и первое чудо в сказке! С Елисеем разговаривает само солнце!
- Давайте найдем в тексте отрывок разговора Елисея с солнцем! (с. 64. – читают) Обратите внимание на то, как Елисей обращается к солнцу = уважительно, искренне. Давайте запишем в тетрадь.
- Но солнце не смогло помочь Елисею и советует обратиться за помощью к месяцу.
- Найдите в тексте обращение Елисея к месяцу. (с.64). Запишите это обращение в тетрадь.
- Месяц советует Елисею обратиться к ветру. Что же ветер сообщает Королевичу? Найдите разговор в тексте (с. 65-66). Запишите обращение Елисея к ветру.
- Итак, ветер помогает королевичу. Но, к сожалению, весть для Елисея печальная и чтобы в последний раз увидеть свою невесту он едет к горе, где в хрустальном гробе покоится его невеста. Но, сказка волшебная, в ней происходит чудо и царевна оживает. И главные герои счастливо возвращаются во дворец.
IV. Первичное закрепление.
- В этой сказке, наверное, как и в любой другой, добро побеждает зло! Справедливо ли злая, своенравная мачеха была наказана за злость и себялюбие? (ответы детей).
- И заканчивается сказка чем? (ответы детей, чтение = присказка).
- Какие чувства у вас вызвала эта сказка?
- Чему она нас учит?
V. Практическое применение.
- Давайте теперь нарисуем модель обложки к данному произведению.
(Работа детей).
- А сейчас я вам буду читать пословицы, а вы будете говорить, к какому герою сказки она подходит.
Завистливый по чужому счастью сохнет.
Немил и белый свет, когда милого нет.
Смерть злым, а добрым вечная память.
- Ребята! Мы закончили с вами работу над сказками А.С. Пушкина. Мы характеризовали героев сказки, работали с текстом, выделяли главную мысль сказки и создавали модель обложки.
VI. Подача домашнего задания.
Домашнее задание: учебник стр. 86 - 88 – выразительное чтение стихотворений.
VII. Итог урока.
В заключение урока, мне бы хотелось представить ваши творческие работы по сказкам А.С. Пушкина.
(Ребята выходят с рисунками, читают отрывки из сказок, а одноклассники догадываются к какой сказке сделана иллюстрация).
Рефлексия.
«Я - в уроке, урок – во мне».
Каждому обучающемуся предлагается бланк, на котором отражены 4 лестницы по 4 ступеньки на каждой. На первой лестнице ученик оценивает свое «Желание работать на уроке» (соответственно, нижняя ступень – «не было желания работать», верхняя ступень – «желание работать присутствовало в течение всего урока»). Вторая лестница – «Понимание материала» (принцип оценивания тот же). Третья лестница – «Работоспособность». Четвертая лестница «Настроение на уроке».
Оценивание деятельности учащихся:
За работу на уроке отметки получают следующие учащиеся………
Особенно хотелось бы отметить работу ………
Всем спасибо за работу на уроке!
Список использованных источников:
Учебная хрестоматия по литературному чтению для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений: / Авт.-сост.: Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2008.
Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Методические разработки уроков. . – М.: Вентана-Граф, 2010.
Проверочная работа. А вы читали Пушкина? Читаем, учимся, играем.-2006.
pushkin.niv.ru/images/mesta/mesta_12_1.jpg
lib.ru Библиотека Мошкова.
http://www.afisha.ru/movie/photo/171042/222648/
http://www.planetaskazok.ru/apushkin/skazkaomertvojcarevneisemibogatyrjahpushkin?start=1
http://inhit.ru/category/cartoons/page/115/
http://ejka.ru/blog/Pushkin/511.html
Разговор мачехи и зеркальца.
Царевна прядет.
Яблоко.
Ветер.
Месяц.
Солнце.
Солнце.
Зеркальце.
Царевна.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Жданова Ксения Николаевна
→ Ksyn4ik 10.07.2012 0 9447 1218 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.