Слайд 1
Зенина Инна Николаевна
Учитель начальных классов
МОУ «Красненская СОШ им.
М.И.Светличной», с. Красное,
Красненского района, Белгородской
области
Тема. Пришла весна
Зенина Инна Николаевна
Учитель начальных классов
МОУ «Красненская СОШ им. М.И.Светличной», с. Красное, Красненского района, Белгородской области
Тема. Пришла весна
Цели урока:
1. Познакомить с произведениями разных авторов о весне.
2. Развивать речь, творчество, воображение, способность высказывать собственное мнение.
3. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование: запись Чайковского «Жаворонок», презентация к уроку, исследовательская работа «Первоцветы», кроссворд, конторки Базарного
Ход урока
1. Организационный момент. Психологический настрой.
- Ребята, посмотрите, какая сегодня прекрасная погода! Природа пробуждается от зимнего сна. Птицы, звери, люди все рады весне. Солнышко улыбается. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст нам сил, аккуратности, уверенности в знаниях. Мне очень хочется, чтобы сегодня на уроке у нас присутствовало весеннее настроение, и своим прекрасным настроением вы поделились с нашими гостями.
2. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы будем слушать и изучать произведения, связанные именно с этим временем года.
3. Проверка домашнего задания
Дети работают у конторок
- А начнём с проверки домашнего задания.
-На дом было задано повторить и выучить стихотворение о весне и нарисовать свой рисунок.
- Скажите, что вы изобразили на своём рисунке?
(чтение стихотворений учащимися выразительно)
4. Изучение нового материала.
А) Работа с репродукциями картин о весне известных художников.
- Посмотрите, какие картины написали великие художники.
- Эту картину написал А. К. Саврасов «Грачи прилетели». СЛАЙД 2
С историей её создания мы сейчас познакомимся.
В 1871 году, ещё до прихода весны, расстался Саврасов с городом. И вот он на Волге, в Костроме. Всегда ему был по душе этот старинный русский город.
Глубокий снег ещё лежал на улицах, когда художник приехал в Кострому. Разыскав на базаре знакомого мужичка, он поудобнее примостился на санях, подложил под голову ящик с красками и холстами и поскакал в деревню – навстречу весне.
Художник снял комнату в мезонине большого деревенского дома. Но первые дни, даже недели, работа не клеилась. Саврасов подолгу стоял у окна, смотрел на занесённые снегом избы, на ветхую каменную церковку, на хмурое небо да узловатые голые берёзы с чёрными прошлогодними гнёздами. Ничто не трогало в этом пейзаже сердца художника. Он надевал сапоги, долго бродил по дороге, присматривался, прислушивался, но весна не приходила.
Весна пришла, как приходит всегда, - неожиданно, сразу. Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Он глянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо. Саврасов распахнул створки окна. Резкий холод ворвался в комнату, но художник не замечал ничего. Вот оно! Началось!.. Робкий луч солнца проложил по снегу голубые тени, снег стал рыхлым, словно вата, маленькими зеркальцами заблестели первые лужицы. Но главное – птицы! С ликующим пронзительным криком, стаями и в одиночку, они кружились в прозрачном весеннем воздухе, и унылые чёрные гнёзда ожили: вокруг них уже хлопочут, кричат и радуются прилетевшие из-за моря долгожданные гости.
Схватив палитру, так и не захлопнув окна, он стал пристраиваться на подоконнике со своей работой. «Грачи прилетели! Грачи прилетели!» - напевал художник, набрасывая на холсте согретые первым лучом весны деревья, и почерневшие избы, и маленькую церковку. Вчера ещё всё кругом было печальным и хмурым, а теперь… Да что теперь? Пришла весна!
«Грачи прилетели!» - так сказалось, так и назвал художник свою картину, ставшую впоследствии знаменитой. В этой картине он выразил всё, что томило его, чего ожидал с таким нетерпением: первое дуновение весны …
А это картина И. И. Левитана «Весна. Большая вода». СЛАЙД 3
Об этой картине расскажут ученики нашего класса.
Исаак Левитан очень любил изображать весенние пробуждения природы, когда происходит зарождение не только новой жизни, но и настроения и взглядов. Одна из многочисленных картин художника, воспевающая весну является работа «Весна - большая вода». На картине изображено половодье, когда вышедшая из берегов «большая вода» покрыла прибрежные земли, затопив все в округе. Вода на картине неподвижна и тиха, в ней отображается высокое небо с бегущими по нему легкими облаками и обнаженные ветки деревьев.
- Какие краски использовали авторы в написании своих картин?
Б) Прослушивание пьесы из произведения П.И. Чайковского «Времена года» «Март. Жаворонок» СЛАЙД 4
- А какую картину можно нарисовать пьесу из произведения П.И. Чайковского «Времена года» «Жаворонок»?
- Послушайте.
-Что вы представили во время звучания этого произведения. ( Приход весны).
В) Изучение стихотворения С.Я.Маршака «Ландыш»
- Не только художники, но и поэты изображали весну в своих произведениях. С.Я.Маршак написал удивительное стихотворение. Называется оно «Ландыш».
Рассказ учителя о С.Я. Маршаке СЛАЙД 5
Рассказ стихотворения наизусть подготовленными учащимися
- Понравилось ли вам стихотворение? Чем?
- Какие картины представили во время его звучания?
Физминутка дыхательная
Пришла весна.
Пришла долгожданная весна.
Пришла долгожданная тёплая весна.
Пришла долгожданная тёплая цветущая весна.
Наконец пришла долгожданная тёплая цветущая весна.
Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.
а ) Словарная работа.
- Какие непонятные слова вам встретились?
Томиться, бутоны, венчики
б) Беседа по содержанию:
- Как вы думаете, почему поэт начинает и завершает стихотворение картиной леса?
- С чем сравнивает поэт цветок?
- Как природа относится к ландышу. Прочитайте строки.
Чтение третьей строфы
- С кем сравнивает автор ландыш (ребенок в пеленках; листики, как ладони берегут ландыш)
- Чей это ребенок? Чье дитя? (леса, природы)
- Почему Маршак пишет, что ландыш «прохладен»? (первый цветок, похож на снег)
Чтение четвертой строфы
- Почему «горький цветок»? (Ландыш. Его ядовитый сок используют в медицине. Сок имеет горький вкус.)
- Чтение стихотворения цепочкой по строчке.
- Чтение в парах.
Работа над текстом
-Найти слова, в которых:
-согласных больше, чем гласных;
- звонких согласных больше, чем глухих;
- букв больше, чем звуков;
- найти прилагательные, глаголы;
- существительные 2 склонения, 3 склонения;
- существительные мужского рода, единственного числа, дательного падежа.
Г) Исследовательская работа «Первоцветы»
- Как вы думаете, ландыш относится к цветам первоцветам?
- Дима Мамонов провёл исследование на эту тему. Давайте послушаем, что он нам расскажет.
- Скажите, как мы можем с вами повлиять на то, чтобы эти виды растений продолжали радовать ещё многие поколения человечества?
( Не рвать и не уничтожать названные растения. Говорить о бережном отношении к ним другим людям, даже взрослым. А радоваться ими и любоваться можно, бывая на природе.)
Разминка для глаз
Д) Работа в парах.
- Давайте мы с вами побываем в роли поэтов и составим акростих на тему ВЕСНА
Е) Чтение отрывка из произведения Н.Сладкова «Двое на одном бревне»
Самостоятельное чтение произведения.
Беседа:
- К какому жанру относится это произведение?
- Что произошло весной?
-Как звери вели себя?
- Разгадывание кроссворда.
6. Итог урока. Рефлексия.
- Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке?
- Появилось ли желание выучить стихотворение? Нарисовать рисунок?
- Что вы взяли для себя с этого урока? Ответьте:
Я - ЗНАЮ
Я - ЗАПОМНИЛ
Я - СМОГ
Д/з выучить стихотворение наизусть, подготовить сообщение о других первоцветах.
Оценивание.
Список используемых интернет источников:
ru.wikipedia.org›wiki/Грачи_прилетели – картина «Грачи прилетели» и её описание
detskiysad.ru›Большая вода – картина «Весна. Большая вода» и её описание
otherreferats.allbest.ru›Музыка›00166537_0.html музыка - произведение П.И. Чайковского «Времена года» «Март. Жаворонок»
images.yandex.ru›портрет Маршака
Автор: Зенина Инна Николаевна
→ F8zsdJUdmh 17.07.2012 2 11405 982 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.