Урок литературного чтения "Пришла весна" 3 класс














Зенина Инна Николаевна

Учитель начальных классов

МОУ «Красненская СОШ им. М.И.Светличной», с. Красное, Красненского района, Белгородской области























Тема. Пришла весна

Цели урока:

1. Познакомить с произведениями разных авторов о весне.

2. Развивать речь, творчество, воображение, способность высказывать собственное мнение.

3. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование: запись Чайковского «Жаворонок», презентация к уроку, исследовательская работа «Первоцветы», кроссворд, конторки Базарного

Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой.

- Ребята, посмотрите, какая сегодня прекрасная погода! Природа пробуждается от зимнего сна. Птицы, звери, люди все рады весне. Солнышко улыбается. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст нам сил, аккуратности, уверенности в знаниях.  Мне очень хочется, чтобы сегодня на уроке у нас присутствовало весеннее настроение, и своим прекрасным настроением вы поделились с нашими гостями.

2. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы будем слушать и изучать произведения, связанные именно с этим временем года.

3. Проверка домашнего задания

Дети работают у конторок

- А начнём с проверки домашнего задания.

-На дом было задано повторить и выучить стихотворение о весне и нарисовать свой рисунок.

- Скажите, что вы изобразили на своём рисунке?

(чтение стихотворений учащимися выразительно)

4. Изучение нового материала.

А) Работа с репродукциями картин о весне известных художников.

- Посмотрите, какие картины написали великие художники.

- Эту картину написал А. К. Саврасов «Грачи прилетели». СЛАЙД 2

С историей её создания мы сейчас познакомимся.

В 1871 году, ещё до прихода весны, расстался Саврасов с городом. И вот он на Волге, в Костроме. Всегда ему был по душе этот старинный русский город.

Глубокий снег ещё лежал на улицах, когда художник приехал в Кострому. Разыскав на базаре знакомого мужичка, он поудобнее примостился на санях, подложил под голову ящик с красками и холстами и поскакал в деревню – навстречу весне.

Художник снял комнату в мезонине большого деревенского дома. Но первые дни, даже недели, работа не клеилась. Саврасов подолгу стоял у окна, смотрел на занесённые снегом избы, на ветхую каменную церковку, на хмурое небо да узловатые голые берёзы с чёрными прошлогодними гнёздами. Ничто не трогало в этом пейзаже сердца художника. Он надевал сапоги, долго бродил по дороге, присматривался, прислушивался, но весна не приходила.

Весна пришла, как приходит всегда, - неожиданно, сразу. Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Он глянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо. Саврасов распахнул створки окна. Резкий холод ворвался в комнату, но художник не замечал ничего. Вот оно! Началось!.. Робкий луч солнца проложил по снегу голубые тени, снег стал рыхлым, словно вата, маленькими зеркальцами заблестели первые лужицы. Но главное – птицы! С ликующим пронзительным криком, стаями и в одиночку, они кружились в прозрачном весеннем воздухе, и унылые чёрные гнёзда ожили: вокруг них уже хлопочут, кричат и радуются прилетевшие из-за моря долгожданные гости.

Схватив палитру, так и не захлопнув окна, он стал пристраиваться на подоконнике со своей работой. «Грачи прилетели! Грачи прилетели!» - напевал художник, набрасывая на холсте согретые первым лучом весны деревья, и почерневшие избы, и маленькую церковку. Вчера ещё всё кругом было печальным и хмурым, а теперь… Да что теперь? Пришла весна!

«Грачи прилетели!» - так сказалось, так и назвал художник свою картину, ставшую впоследствии знаменитой. В этой картине он выразил всё, что томило его, чего ожидал с таким нетерпением: первое дуновение весны …

А это картина И. И. Левитана «Весна. Большая вода». СЛАЙД 3

Об этой картине расскажут ученики нашего класса.

Исаак Левитан очень любил изображать весенние пробуждения природы, когда происходит зарождение не только новой жизни, но и настроения и взглядов. Одна из многочисленных картин художника, воспевающая весну является работа «Весна - большая вода». На картине изображено половодье, когда вышедшая из берегов «большая вода» покрыла прибрежные земли, затопив все в округе. Вода на картине неподвижна и тиха, в ней отображается высокое небо с бегущими по нему легкими облаками и обнаженные ветки деревьев.

- Какие краски использовали авторы в написании своих картин?

Б) Прослушивание пьесы из произведения П.И. Чайковского «Времена года» «Март. Жаворонок» СЛАЙД 4

- А какую картину можно нарисовать пьесу из произведения П.И. Чайковского «Времена года» «Жаворонок»?

- Послушайте.

-Что вы представили во время звучания этого произведения. ( Приход весны).

В) Изучение стихотворения С.Я.Маршака «Ландыш»

- Не только художники, но и поэты изображали весну в своих произведениях. С.Я.Маршак написал удивительное стихотворение. Называется оно «Ландыш».

  • Рассказ учителя о С.Я. Маршаке СЛАЙД 5

  • Рассказ стихотворения наизусть подготовленными учащимися

- Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

- Какие картины представили во время его звучания?

Физминутка дыхательная

Пришла весна.

Пришла долгожданная весна.

Пришла долгожданная тёплая весна.

Пришла долгожданная тёплая цветущая весна.

Наконец пришла долгожданная тёплая цветущая весна.

  • Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

а ) Словарная работа.

- Какие непонятные слова вам встретились?

Томиться, бутоны, венчики

б) Беседа по содержанию:

- Как вы думаете, почему поэт начинает и завершает стихотворение картиной леса?

- С чем сравнивает поэт цветок?

- Как природа относится к ландышу. Прочитайте строки.

Чтение третьей строфы

- С кем сравнивает автор ландыш (ребенок в пеленках; листики, как ладони берегут ландыш)

- Чей это ребенок? Чье дитя? (леса, природы)

- Почему Маршак пишет, что ландыш «прохладен»? (первый цветок, похож на снег)

Чтение четвертой строфы

- Почему «горький цветок»? (Ландыш. Его ядовитый сок используют в медицине. Сок имеет горький вкус.)

- Чтение стихотворения цепочкой по строчке.

- Чтение в парах.

Работа над текстом

-Найти слова, в которых:

-согласных больше, чем гласных;

- звонких согласных больше, чем глухих;

- букв больше, чем звуков;

- найти прилагательные, глаголы;

- существительные 2 склонения, 3 склонения;

- существительные мужского рода, единственного числа, дательного падежа.

Г) Исследовательская работа «Первоцветы»

- Как вы думаете, ландыш относится к цветам первоцветам?

- Дима Мамонов провёл исследование на эту тему. Давайте послушаем, что он нам расскажет.

- Скажите, как мы можем с вами повлиять на то, чтобы эти виды растений продолжали радовать ещё многие поколения человечества?

( Не рвать и не уничтожать названные растения. Говорить о бережном отношении к ним другим людям, даже взрослым. А радоваться ими и любоваться можно, бывая на природе.)

Разминка для глаз

Д) Работа в парах.

- Давайте мы с вами побываем в роли поэтов и составим акростих на тему ВЕСНА

Е) Чтение отрывка из произведения Н.Сладкова «Двое на одном бревне»

  1. Самостоятельное чтение произведения.

  2. Беседа:

- К какому жанру относится это произведение?

- Что произошло весной?

-Как звери вели себя?

- Разгадывание кроссворда.

6. Итог урока. Рефлексия.

- Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке?

- Появилось ли желание выучить стихотворение? Нарисовать рисунок?

- Что вы взяли для себя с этого урока? Ответьте:

Я - ЗНАЮ

Я - ЗАПОМНИЛ

Я - СМОГ

Д/з выучить стихотворение наизусть, подготовить сообщение о других первоцветах.

Оценивание.







Список используемых интернет источников:


  1. ru.wikipedia.org›wiki/Грачи_прилетели – картина «Грачи прилетели» и её описание

  2. detskiysad.ru›Большая вода – картина «Весна. Большая вода» и её описание

  3. otherreferats.allbest.ru›Музыка›00166537_0.html музыка - произведение П.И. Чайковского «Времена года» «Март. Жаворонок»

  4. images.yandex.ru›портрет Маршака




















Слайд 1
Зенина Инна Николаевна Учитель начальных классов МОУ «Красненская СОШ им. М.И.Светличной», с. Красное, Красненского района, Белгородской области Тема. Пришла весна
Слайд 2
«Грачи прилетели» Алексей Кондратьевич Саврасов
Слайд 3
Исаак Ильич Левитан 1860-1900 «Весна. Большая вода».
Слайд 4
Пётр Ильич Чайковский – великий русский композитор Родился 25 апреля 1840 года в селении при КамскоВоткинском заводе Вятской губернии . Умер 25 октября (6 ноября по новому стилю) 1893 года от холеры .
Слайд 5
С.Я.Маршак Маршак Самуил Яковлевич (1887 — 1964), поэт, переводчик. Родился 22 октября (3 ноября н.с.) в Воронеже в семье заводского техника. Раннее детство и школьные годы провел в городке Острогожске под Воронежем. Стихи Маршака для детей, его песни, загадки, сказки и присказки, пьесы для детского театра со временем составили сборник "Сказки, песни, загадки", неоднократно переиздававшийся и переведенный на многие языки.
Слайд 6
Список используемых источников: •ru.wikipedia.org›wiki/Грачи_прилетели – картина «Грачи прилетели» и её описание •detskiysad.ru›Большая вода – картина «Весна. Большая вода» и её описание •otherreferats.allbest.ru›Музыка›00166537_0.html музыка - произведение П.И. Чайковского «Времена года» «Март. Жаворонок» •images.yandex.ru›портрет Маршака

Полный текст материала Урок литературного чтения "Пришла весна" 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зенина Инна Николаевна  F8zsdJUdmh
17.07.2012 2 11405 982

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК