Г.Х. Андерсен "Пятеро из одного стручка", 3 класс


#mama###################################################m#a#m#a########�#�####��#####�Z��###�#######�[��###�######� \��###�#######�\��###z######�P]��###x###

Атапина Елена Васильевна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №291 г.Санкт-Петербурга


Литературное чтение


Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. Пятеро из одного стручка.


Цель урока: формирование у учащихся правильной читательской деятельности, объективного восприятия.


Планируемые результаты:

Предметные:

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

  • пользоваться приёмами анализа текста;

  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.


Метапредметные:

- Регулятивные УУД

  • формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока;

  • читать в соответствии с целью чтения.


- Познавательные УУД

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника);

  • выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.


- Коммуникативные УУД

  • строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

  • осознавать цель своего высказывания;

  • строить диалог, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.


Личностные:

  • эмоциональное восприятие художественного произведения   и поступков литературных героев;

  • способность к самооценке своей работы  на основе совместно выработанных критериев.

Тип урока: открытия нового знания.

                                                    







Ход урока:

1.  Организация класса

Добрый день, добрый час!

                             Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.


2.Актуализация знаний учащихся

- Я предлагаю вам объединиться в группы и разгадать кроссворд.

Кроссворд:

1.В какой стране родился сказочник Г.Х. Андерсен?(Дания)

2.На каком острове?(Фюн)

3.В каком городе? На что он был похож, когда на город опускался туман?(Оденсе)

4. Что сейчас находится в его доме?(Музей)

5. Как звали старого кота, который слушал невероятные истории маленького Андерсена? Какая у него была особенность?(Карл)

6.Что подарил бедный мальчик Андерсену? После этого случая он решает писать сказки.(Оловянный солдатик)

7.Где учился и жил сказочник?(Копенгаген)

8.Какую сказку писатель написал про себя, она считается центральной?(Гадкий утёнок)


Слайд 2

Фюн







- Молодцы! С биографией какого писателя мы с вами познакомились на прошлом уроке? (Г.Х. Андерсена).

Слайд 3 портрет Андерсена

Слайд 4-5

- А сейчас я достаю из шкатулки предметы, а вы угадываете из какой они сказки.

  • Горошина. «Принцесса на горошине» - женитьба – дело серьёзное, принц выбирает по себе «настоящую принцессу», почувствует ли трудолюбивый горошину? Андерсен смеётся над королевской семьёй.

  • Маленькая куколка. «Дюймовочка» - настоящий человек любит солнце, птиц, насекомых. Добрая, стойкая. Несмотря, на то, что маленькая.

  • Лебеди. «Дикие Лебеди» - Элиза ради любимых братьев переносит страдания и преодолевает страх.

  • Монеты. «Огниво»- храбрый солдат, решительный, щедрый, раздаёт деньги друзьям, но когда он стал бедным, к нему никто не приходил.

  • Солдатик. «Стойкий оловянный солдатик» - стойкий человек, храбрый, ценит любовь, красоту.

  • Утёнок. «Гадкий утёнок» - все смеялись над утёнком, только мама жалела его, а в конце сказки он превращается в лебедя. Нужно уважать и ценить каждого, не смотреть: красив человек или нет.

- Во всех сказках Андерсен ценит доброту, любовь, дружбу, справедливость, смелость, щедрость. Высмеивает: глупость, жадность, скупость, высокомерие, жестокость.



3. Работа по теме урока.

А) Прогнозирование

Слайд 6

На плетне зелёный крюк,

На крюке висит сундук.

В сундуке пять ребят

Смирно рядышком сидят.

Вдруг раскрылся сундук

Все рассыпались вокруг.


- Прочитайте.

- Что прочитали? (Загадку)

- Отгадайте загадку.

- Что вы знаете о горохе?

- Как вы думаете, о чём мы будем с вами читать и кто автор? (О горохе, а именно, о горошинах, Г.Х. Андерсен).

- Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой Г.Х. Андерсена «Пятеро из одного стручка».

Слайд 7

Горошины, стручок, трубочка, мальчик, девочка.

- Прочитайте. Предположите, о чем будет сказка?

Б) Первичное знакомство с произведением

Чтение текста учителем.

- Какие чувства у вас вызвала сказка? (Ответы детей)

- О чём вы думали, когда слушали сказку? (Ответы детей)

- Когда стало особенно грустно? (Ответы детей)

- Менялось ли ваше настроение? (Ответы детей)

- Совпали ли наши предположения с содержанием сказки?

В) Словарная работа

- Прочитайте сказку, подчеркните непонятные слова.

- Какие непонятные слова встретились?

Предчувствие – чувство ожидания чего - нибудь неизвестного.

Бузина – кустарник с чёрными или красными ягодами Слайд 8

Каморка – маленькая комната Слайд 9

Подённая работа – непостоянная работа за определённую плату.

Тщедушная – слабая здоровьем, без сил, очень худая.

Голубиный зоб – нижняя часть пищевого горла голубя Слайд 10

Раздобреть – поправиться, располнеть.

Затхлая вода – застоявшаяся, с неприятным запахом.

Чердачное окошко – окошко на чердаке Слайд 11


Г) Анализ текста.

Чтение 1 части сказки.

- О чём эта сказка? (О жизни пяти горошин).

- Кто из героев тебе понравился и почему?

- Как назывался дом, в котором жили горошины?

- Найдите в тексте и прочитайте: что говорили об окружающем мире горошины, пока они сидели вместе в стручке? ( Все горошины воспринимали окружающий мир одинаково: то зелёный, то жёлтый.)

- Каким образом горошины оказались на воле? Прочитайте. Кто также стрелял?

- Что каждая говорила горошина, когда мальчик стрелял ими.

-         Найти слова 1, 2, 3, 4, 5, как нужно читать слова каждой горошины (мечтательная, хвастливая, сонная, равнодушная, ленивая).

-         О чем мечтала каждая горошина? Можно ли сказать, что среди горошин были ленивые и хвастливые? (в канаве, на солнце).Прочитайте.

- Какая судьба постигла каждую из горошин? Перескажите.

- Что случилось с той, которая хотела улететь на Солнце? Почему, сидя в канаве, она продолжала утверждать: «Я самая замечательная из всех пяти?» (горошина была глупой и хвастливой.)

Физкультминутка.

Чтение 2 части сказки до конца «по цепочке».

Беседа по содержанию:

- Найдите слова, которые позволяют ярко представить, какой была девочка. В каком состоянии она находилась? « Не жила, не умирала».

- Прочитайте описание жилища бедной женщины. Устно нарисуй к нему иллюстрацию.

-Куда попала пятая горошина?

Найди разговор матери и дочки. Чтение по ролям.

- Когда у матери появилась надежда, что дочка поправиться? А ты когда это понял?

- Какое чудо произошло?

- Как вы думаете, почему девочка поправилась? (Горошина проросла и своей красотой радовала девочку. Девочке захотелось жить, ведь у неё теперь будет свой садик ).

-         Определите свое отношение к первым четырем горошинам и к последней, пятой.


- Какая из пяти горошин самая замечательная? Почему? (вдохнула в девочку жизнь)  

- Чему учит сказка? (приносить людям пользу)

-         Что в сказке вымышленного, сказочного, и что могло произойти на самом деле?

-          В каком разделе помещена эта сказка?

- Что хотел Андерсен сказать нам этой сказкой?

Вывод: Жизнь дана на добрые дела.

4. Рефлексия

 «Игра – пожелание»

- Ребята, перед вами стоит красивое дерево. Это символ счастья, благополучия. Подумайте, какое пожелание вы бы адресовали однокласснику, родителям, дедушке или бабушке? Возьмите листочек и напишите. Приклейте к дереву.

-  Настоящий человек тот, который помогает людям, доставляет радость. Настоящее счастье – это когда ты кому – то нужен и можешь помочь.

-  Закончить наш урок я хочу словами из стихотворения о добре:

Ты твори по жизни одно добро,

Чтоб от доброй мысли множилось оно…

От тепла в округе расцветут сады.

Ведь добро все любят люди и цветы


5. Домашнее  задание:

- Какое задание вы хотите выполнить дома? (Ответы детей)

- Предлагаю вам   подготовить чтение разговора матери и дочери по ролям.





Используемая литература


1) О.Н.Тишурина. Писатели в начальной школе. Дидактическое пособие к урокам литературного чтения. М.: ДРОФА, 2007. – 87с.


2) http://www.folk-tale.narod.ru/autorskaz/Skazki-Andersena/Pyatero-iz-odnogo-struchka.html


3) С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. М.: ООО «ИТИ Технологии», 2004. – 944с.


4) Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев. Литература: Справочные материалы: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1988. – 335с.






















Биография Г.Х. Андерсена.

Родился Ганс Христиан Андерсен 4 апреля 1805 году в городе Оденсе, на острове Фюн, который находится в Дании. Родился он в бедной семье. Отец его был башмачником, а мамой прачкой. Андерсен был бедно одет, но всегда чисто. В его комнате всегда был порядок. Кристиан был единственным ребёнком в семье и, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. Его никогда не наказывали.

Андерсен слышал интересные истории от бедных тружеников, а дома переделывал их и выдумывал свои невероятные истории. В доме у мальчика был только один благодарный слушатель – старый кот Карл. Но у Карла был один недостаток, кот часто засыпал, не дослушав интересную сказку. Но мальчик прощал кота, так как Карл не сомневался в существовании ведьм, колдунов, говорящих цветов и лягушек с брильянтовыми коронами на голове.

Андерсен рано остался без отца, ещё мальчишкой пошёл на фабрику, помогал маме. А учился вечерами в школе для бедных. Взрослые стали замечать талант ребёнка, он отлично сочинял.

Христиан решает ехать в Копенгаген учиться. Он хотел стать певцом, но потерял голос, так как ходил в рваных башмаках.

В сложной биографии писателя нелегко установить то время, когда он начал писать сказки.

Юноша Андерсен считал себя, кем угодно: певцом, поэтом, сатириком, но не сказочником. Что же его толкнуло в мир сказок? Может случай в Копенгагене. Андерсен шёл по улице, что-то сочиняя. Его заметила женщина, сидевшая у окна. Она сказала своему маленькому сыну: «Смотри, идёт наш поэт, господин Андерсен. Под его колыбельную ты так хорошо засыпаешь». Мальчик схватил своего единственного хромого солдатика, выбежал на улицу, сунул солдатика в руку писателя и тот час убежал. Это был неслыханно щедрый подарок, и Андерсен его оценил.

Сказки Андерсена не сразу признали, над ним смеялись, напоминали о его бедном происхождении, но он не сдавался, стойко переносил все невзгоды. В его сказках воспевается справедливость, красота, любовь, дружба, храбрость, стойкость, доброта – всё это присуще самому Андерсену. Он гордился своим происхождением.

На первый гонорар от своих книг писатель устремился в путешествие по Европе.

Г.Х. Андерсен любил путешествовать, знакомиться с интересными людьми.

Умер писатель в 1875 году. Больше сказка не постучится в его дверь. Но на могиле сказочника распускается куст его любимых белых роз.









 

 

 

Слайд 1
Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. Пятеро из одного стручка. Составила: Атапина Елена Васильевна учитель начальных классов ГБОУ СОШ №291 г. Санкт-Петербурга
Слайд 2
Д А Н И Я Ф Ю Н О Д Е Н С Е М У З Е Й К А Р Л С О Л Т И К К О П Е Н Г Е Н У Т Ё Н О К Д А Г А
Слайд 3
Ганс Христиан Андерсен (1805-1875)
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Горошины, стручок, трубочка, мальчик, девочка.
Слайд 8
Бузин а
Слайд 9
КАМОРКА
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Жизнь дана на добрые дела!
Слайд 13
При создании презентации использованы следующие источники: • • • • • http://www.proza.ru/2010/10/04/471 http://images.yandex.ru/yandsearch?text =% D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B5%D0%BD&img_url=img1.liveintern et.ru%2Fimages%2Fattach%2Fc%2F2%2F72%2F943%2F72943403_9345m_portrait_pa inting.jpg&pos=5&rpt= simage http://images.yandex.ru/yandsearch?text =% D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%85&img_url=www.zaonadegda.ru%2Fimages%2Fpea s1.gif&pos=17&rpt= simage http://images.yandex.ru/yandsearch?text =% D0%BA%D1%83%D0%BA%D0%BB%D0%B0&img_url=img1.liveinternet.ru%2Fimages%2Fat tach%2Fc%2F0%2F36%2F811%2F36811922_97483e177ceb9a4359a0fc1a84cc.jpg&pos= 7&rpt= simage http://images.yandex.ru/yandsearch?text =% D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%82%D1%8B&img_url=cs5935.userapi.com%2Fu1398 20709%2F-5%2Fx_592c84c3.jpg&pos=9&rpt= simage • http://images.yandex.ru/yandsearch?text =% D0%BB%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%B8&img_url=i02.fsimg.ru%2F5%2Ftlog_bo x%2F1584%2F1584677.jpg&pos=1&rpt= simage • • • http://hq-wallpapers.ru/wallpapers/1/hq-wallpapers_ru_animals_1965_800x600.jpg http://www.martineschocolates.com/image/items/toy_soldier.jpg http://www.macierz.org.pl/uploads/images/ZiolaBezCzarny.jpg

Полный текст материала Г.Х. Андерсен "Пятеро из одного стручка", 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Атапина Елена Васильевна  EVA74
20.08.2012 2 16124 2757

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК