Презентация "Метафоры, сравнения. Работа над стихотворением"


Слайд 1
Учимся находить эпитеты, метафоры и сравнения на уроках чтения в 4 классе Автор: учитель начальных классов Закалашвили Зоя Заликоевна МБОУСОШ№ 4 п.Росляково ЗАТО Североморск Мурманской области
Слайд 2
Основные задачи работы с лирическими стихотворениями в начальной школе. • Расширять литературный кругозор школьников за счет образцовых произведений русской классической поэзии ХIХ века. • Формировать первичные представления о специфике лирических произведений, учить понимать основное настроение стихотворения и его изменения. • Формировать умение понимать изобразительновыразительные средства языка (олицетворение, эпитет, сравнение, звукопись, контраст) и их роль в художественном произведении. • Развивать образное мышление и творческое воображение учащихся. • Совершенствовать выразительность чтения. Автор: Закалашвили З.З. 2
Слайд 3
Что такое тропы? • Слова и выражения, употребленные в переносном значении и создающие образные представления о предметах и явлениях, называют тропами. • Название «троп» – от греч. «тропус»,что значит Автор: Закалашвили З.З. 3
Слайд 4
Изобразительные художественные средства Фонетическ ие (фоника) Лексически е (тропы) Автор: Закалашвили З.З. Синтаксиче ские (стилистиче ские фигуры) 4
Слайд 5
Фонетические средства Аллитерация. Ассонанс. Звукоподражание. Интонация. Ритм. Пауза. Рифма. Автор: Закалашвили З.З. 5
Слайд 6
Лексические средства Аллегория Метонимия Метафора Сравнение Олицетворение Гипербола Перифраза Паронимы Синекдоха Литота Оксюморон Парадокс Автор: Закалашвили З.З. 6
Слайд 7
Сравнение • Сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания первого. Сравнение присоединяется союзами как, словно, будто, точно и др.Сравнения помогают глубже, ярче раскрыть описываемый предмет или человека. Нахмурился, СЛОВНО туча. И берёзы стоят КАК большие свечки. Автор: Закалашвили З.З. 7
Слайд 8
Эпитет • Эпитет (греч. «эпитетон» – приложение) – образное определение предмета или действия. Чаще всего эпитеты – это красочные определения, выраженные прилагательными. Эпитет помогает автору сделать предмет непохожим на другие, выделить его. Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льёт печально свет Автор: Закалашвили З.З. 8
Слайд 9
Метафора • Метафора (греч. «метафора» – перенос) – перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства. Метафора позволяет в краткой форме создать ёмкий образ. Горит восток зарёю новой… (А.С.Пушкин) Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело. Принахмурилась земля. (Ф.И.Тютчев) Автор: Закалашвили З.З. 9
Слайд 10
Олицетворение • Наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Олицетворение – разновидность метафоры. Олицетворение используется при описании явлений природы, …Звезда с звездою говорит. окружающих человека. (М.Ю.Лермонтов) …Спит земля в сиянье голубом. (М.Ю.Лермонтов) Автор: Закалашвили З.З. 10
Слайд 11
Метонимия • Метонимия (греч. «метонимиа» – переименование) – перенос признаков с родного предмета на другой на основании их смежности. Метонимию можно отнести к разновидности метафоры, однако метафору легко переделать в сравнение, а метонимию – нет. Ликует буйный Рим. (М.Ю.Лермонтов) Только слышно на улице где-то, Одинокая бродит гармонь. Конечно, бродит не гармонь ,а гармонист. Почему же поэт назвал (М.Исаковский) человека словом, обозначающим инструмент ?Для того, чтобы читатель сразу понял, что гармонист не только бродит, но играет, причем играет что-то грустное (гармонь одинокая) Автор: Закалашвили З.З. 11
Слайд 12
Аллегория • Аллегория (греч «аллегорина» – иносказание) – выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах • Например, в баснях, сказках глупость, упрямство воплощается в образе осла, трусость –в образе зайца, хитрость – лисы. Автор: Закалашвили З.З. 12
Слайд 13
Гипербола и Литота • Гипербола, или художественное преувеличение. • Литота, или художественное преуменьшение. Автор: Закалашвили З.З. 13
Слайд 14
Определи какие художественные средства и приемы использованы в следующих отрывках стихотворений поэтов? эпитет Печальная береза У моего окна И прихотью мороза Разубрана она (А. Фет) Автор: Закалашвили З.З. 14
Слайд 15
олицетворение Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой (А. Пушк Недаром помнит вся Россия Про день Бородина ( М. Лермонт метонимия Автор: Закалашвили З.З. 15
Слайд 16
Стихотворение Сергея Есенина «С добрым утром!» • Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона. Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. • Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы, Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. • У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутро И, качаясь, шепчет шаловливо: Автор: Закалашвили З.З. 16 «С добрым утром!»
Слайд 17
Лексические средства стихотворения С.Есенина Автор: Закалашвили З.З. 17
Слайд 18
Как движется взгляд поэта: что он видит в природе в начале и в конце стихотворения? • 1 строфа – небо, золотые засыпающие звезды (гаснущие, слабо мерцающие на фоне светлеющего неба); затем взгляд поэта опускается на землю, он видит речную заводь с недвижной водой, в которой отражается блеск звезд; утренняя заря, освещающая мир «румяным» светом. • 2 строфа – взгляд поэта обращен на березки, стоящие неподалеку, которые еле колышут своими ветками под легким утренним ветерком; затем взгляд падает под ноги, где в свете утренней зари «горит» роса серебристым цветом. • 3 строфа – около ног, у плетня, поэт видит крапиву, которая из-за росы покрылась перламутровым блеском и качается под утренним ветерком. • Вывод: поэт охватывает взглядом весь мир – от поднебесья до «заросшей крапивы», которая путается под ногами; он изображает картину просыпающейся природы. Можно предположить по ряду примет («брезжит свет», «зеленые сережки», «заросшая крапива»), что автор описывает раннее июньское утро, около пяти часов. Автор: Закалашвили З.З. 18
Слайд 19
Как поэт изображает эти явления природы? С помощью каких слов одушевляет явления природы? • Есенин изображает мир живой, одухотворенный, просыпающийся. • С помощью слов «улыбнулись сонные березки», «растрепали шелковые косы», «шепчет шаловливо» поэту удалось создать образ живой природы: березки похожи на улыбающихся и растрепанных со сна девушек, даже обычная крапива изображается поэтом кокетливой красавицей-шалуньей. • Все это достигается с помощью эпитетов и олицетворений. Автор: Закалашвили З.З. 19
Слайд 20
Как поэту удалось изобразить звуки легкого утреннего ветерка? • Особую роль в этом стихотворении играет и звукопись, в частности аллитерации (звуковые повторы согласных звуков [ш] и [с]), которые помогают создать звуковой образ легкого утреннего ветерка. Именно его еле слышимое трепетание заставляет березок «растрепаться», а шаловливую крапиву – качаться. • «шелестят», «сережки», «шепчет», «шаловливо». Подчеркнутые буквы передают звуки [ш], [с], создающие звуковой образ Автор: Закалашвили З.З. 20 легкого, еле слышного ветерка.
Слайд 21
• • • • • • Какие краски вы выберете для иллюстрации к этому стихотворению? «золотые», «румянит», «зеленые», «серебряные», «перламутром». Вывод: в иллюстрации надо использовать яркие, разноцветные, праздничные, блестящие краски. Автор: Закалашвили З.З. 21
Слайд 22
Какую музыку вы подобрали бы к этому стихотворению  Есенина? • Вначале должна звучать тихая, сонная мелодия, переходящая в дальнейшем в более громкую и радостную. Однако музыка должна передать не бурную радость, а нежную, тихую. • В конце пусть зазвучит мелодия, передающую восторженную влюбленность поэта в мир. Автор: Закалашвили З.З. 22
Слайд 23
Полезные ресурсы • • • • • • • • • • • • • • • • • http://www.lit-studia.ru/Специфика работы с лирикой (стихотворение С.Есенина «С добрым утром!») Фон слайдов http://99px.ru/sstorage/53/2011/07/image_533107111329168876414.jpg http://www.refstar.ru/data/r/id.14046_1.html. Изучение лирики в начальной школе http://www.litra.ru/ http://kiryakov.ucoz.ru/load/muz/sergej_esenin/cesenin_s_dobrym_utrom/2-1-0-24 Муз.миниатюра С.Есенин «С добрым утром!» Г.Александрова «Занимательный русский язык»,Издательство «Тригон»,Санкт-петербург,1995 г. Психология. Словарь/Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - 2- е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494с.-133 Ревякин А.И. Сюжет. –В кн.: Словарь литературоведческих терминов. –М., 1974. Редозубов С.П. Методика русского языка в начальной школе. –М.: Учпедгиз, 1954.-288с. 43. Рез З.Я. Об особенностях изучения лирики в школе. - Куйбышев, 1974. - 115с.-119 Рождественский Н.С., Кустарева В.А. Методика начального обучения русскому языку. –М., "Просвещение", 1965.-348с. Рыбникова М.А. Очерки о методике литературного чтения: Пособие для учителя. - 4-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1985. - 288с.-127 Сальникова Т.П. Методика обучения чтению: учеб.-метод. пособие для преп. и студ. пед. учеб. завед. - М., Просвещение, 1996. - 154с.-111 Сильман Т.И. Заметки о лирике. –Л.: "Сов. писатель". Ленингр. отд-ние, 1977.-223с. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения/ Сост. Г.Г.Савенок. - М.: Педагогика, 1991. - 368с.-126 Тимофеев Л.И. Слово в стихе. –М.,1982.-344с. Тодоров Л.В. Работа над стихом в школе. - М., Просвещение, 1965. - 184с.-55 Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977.-574с. Автор: Закалашвили З.З. 23

Полный текст материала Презентация "Метафоры, сравнения. Работа над стихотворением" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Закалашвили Зоя Заликоевна  ZZZoya
13.09.2012 2 15910 3561

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК