Литературная викторина по сказкам для учащихся 3-4 классов.


Сценарий литературной викторины

«Сказки водят хоровод»

(автор: зам.директора по УВР,

учитель высшей категории

МБОУ СОШ № 43 Безрукова Е.И.)


Вступительное слово ведущего:

Сказка по лесу идет,

Сказку за руку ведет,

Из реки выходит сказка,

Из трамвая! Из ворот!

Это что за хоровод?

Это сказок хоровод!

Сказка – умница и прелесть

С нами рядышком идет

Чтобы, чтобы, чтобы снова

Добрый злого победил!

Чтобы добрый,

Чтобы злого

Стать хорошим убедил!

В сказке солнышко горит,

Справедливость в ней царит!

Сказка – умница и прелесть!

Ей повсюду путь открыт!

Ю.Мориц


Какая главная идея в этих строчках! (Сказка – умница и прелесть!)

Слова какого русского поэта по отношению к сказке стали крылатыми? (А.С.Пушкин: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»)

Назовите характерные признаки сказки.

(Животные разговаривают, наличие волшебства, волшебных предметов, волшебных животных-помощников, слов, заклинаний, повторяющихся действий, одинаковое начало и конец у многих сказок, добро побеждает зло).


Знаете ли вы, что все сказки можно разделить на группы:

  • По авторству (народные и литературные (авторские)

Приведите примеры авторов сказочников

  • По содержанию (сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки)

Приведите примеры сказок разных групп.








ВИКТОРИНА


I конкурс «Разминка» – узнай сказку по началу:


1) Жили старичок со старушкою. У них была дочка, да сынок маленький. «Дочка! Дочка! – говорит мать. – «Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек: только будь умна, береги братца, не ходи со двора…» («Гуси – лебеди»)

2) Вы знаете, что есть на свете люди и хорошие, есть и похуже, есть и такие, что бога не бояться, своего брата не стыдятся: к таким-то и попала девочка. Осталась она сиротой маленькой. Взяли ее эти люди, выкормили и на свет божий не пустили, над работой каждый день занудили, заморили. Она и подает, и прибирает, и за всех, и за все отвечает… («Крошечка-хаврошечка») 3) В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына – все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Пришло время сыновьям жениться… («Царевна – лягушка»)

4) В некотором царстве в давние времена жили-были в маленькой избушке дед, да баба, да дочка, и была у нее кукла… («Василиса Прекрасная»)

5) Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном. И был у царя сад великолепный. Росла в том саду яблоня с золотыми яблоками… («Иван-царевич и серый волк»)

6) Жил-был царь и было у него было три сына. Старшие занимались хозяйством, были торговаты и щеголеваты, а младший Иван-дурак, был так себе – любил в лес ходить по грибы, а дома все больше на печи сидел. Пришло время старику умирать… («Сивка-бурка»).


II конкурс «Угадай героя»


Парень слез с любимой печки,

За водой поплелся к речке.

Щуку в проруби поймал

И с тех пор забот не знал. (Емеля)


То не золото сверкает,

То не солнышко сияет,

Это сказочная птица

В сад на яблоню садится (Жар-птица)


На кочке болотной

Невестушка ждет,

Когда же за нею

Царевич придет. (Лягушка-царевна)






Много серебра и злата

В сундуках своих он спрятал

В мрачном он дворце живет

И чужих невест крадет. (Кощей Бессмертный)


Была у злодея до пят борода.

В театре всех кукол он мучил всегда!

«Подайте мне плетку!», – гремел его бас.

Скажите скорее, кто он? (Барабас)


В лесу жил в избушке смешной толстячок,

С ним был неразлучен сосед – Пятачок.

Читал он вопилки приятелю вслух.

Скажите, кто он? (Вини - Пух)





III конкурс «Сказочный переполох»


Перепутались названия сказок. Начался переполох. Царевна стала Хаврошечкой, Кощей – Ясным соколом. Не должно беспорядка в сказках быть! Наведите порядок в названиях сказок:


«Царевна Хаврошечка»

«Жар – птица и серый волк»

«Кощей – ясный сокол»

«Кот, лиса и Сивка - Бурка»

«Волк и бобовое зернышко»

«Сестрица Алёнушка и семеро козлят»

«Финист Кощей Бессмертный»

«Крошечка лягушка»



IV конкурс «Волшебные предметы»


1). Посмотрите на волшебные предметы и скажите, как они связаны с героями сказок:

  • Игла

  • Уздечка

  • Серебряное блюдце


2). За 1 минуту приведите как можно больше примеров волшебных предметов (шапка-невидимка, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, кольцо, меч-кладенец, вода живая и мертвая, ковер-самолет и др.)



V конкурс «Волшебные заклинания»


Вспомнить, кто и в какой сказке говорил следующие слова:


Сивка-бурка, вещий каурка!

Встань передо мной, как лист перед травой! (Иванушка-дурачок, Сивка-бурка»


Сим- сим, открой дверь! (Али-баба, «Али-баба и 40 разбойников»)


Раз, два, три, горшочек, вари! (девочка «Горшок каши»)


Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

возвращайся, сделав круг,

лишь коснешься ты земли,

Быть по- моему вели. (Женя, «Цветик-семицветик»)


Крекс, фекс, пекс! (Буратино)


Бамбара! Чифара, лорики, ерики, пикапу, трикапу, Скорики, морики.(Бастинда, «Волшебник изумрудного города»)


Вот я! Вот я! Превращаюсь в мотылька! (Баранкин, Медведев, «Баранкин, будь человеком!»)


Мутабор! (Калиф, «Калиф-аист»)


По щучьему веленью, по моему хотенью! (Емеля, «По щучьему велению»)


Свет мой зеркальце, скажи…(Царица, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)



VI конкурс «Нечистая сила»

В сказках среди людей живет много всякой нечести.

Перечислите как можно больше представителей нечистой силы в сказках (Баба-яга, Леший, Кикимора, Черт, Лихо одноглазое, Русалка, Водяной, Кот-Баюн, Оборотень, Кощей Бессмертный и др.)


Подведение итогов, награждение победителей.


Полный текст материала Литературная викторина по сказкам для учащихся 3-4 классов. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Безрукова Елена Ивановна  slavena2007
25.11.2011 0 14903 2027

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК