Урок литературного чтения в 3 классе К.Паустовский «Стальное колечко» (2 урок)
Ильина Наталья Николаевна
Учитель начальных классов
МБОУ лицей №5 г.Воронеж
Урок литературного чтения в 3 классе
Тема урока: К.Паустовский «Стальное колечко» (2 урок)
Цели урока:
образовательная: создать условия для формирования активной читательской позиции, собственного суждения и высказывания по теме;
воспитательная: создать условия для формирования умения общаться, слушать и корректно оценивать ответы одноклассников;
развивающая: создать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения, развития умений и навыков работы с разными источниками информации (словарями), умения сравнивать и делать выводы.
Оборудование урока: толковый словарь С.И. Ожегова, портрет писателя, мультимедийный проектор, учебник.
I.Организационный момент
II.Проверка домашнего задания
-Над каким произведением мы начали с вами работать на прошлом уроке? Кто автор этого произведения?
а)- Дома вы были в роли читателей. Поднимите руку кто дома был внимательным читателем.
- Проверим.А для этого выполним мини – тест «Самый внимательный» . Ответьте на мои вопросы «Да – нет». Работа в тетрадях.
Дед Данил и Варюша жили в деревушке Моховое. (Нет)
В субботу Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы. (Нет)
На платформе девочка встретила двух бойцов. (Да)
Боец попросил подарить ему махорки. (Нет)
Боец отсыпал в карман шинели добрую горсть махорки. (Да)
Боец надел Варюше на средний палец маленькое серебряное колечко. (Нет)
Проверка: Нет, нет, да, нет, да, нет(слайд)
Опровержение или подтверждение высказываний предложениями из текста.
б)-Найдите в тексте слова, которые описывают время года.(слайд)
- Найдите в учебнике сцену встречи Варюши с бойцами.
- Прочитаем эту часть текста по ролям. Сколько действующих лиц нам понадобится? (Автор, Варюша, боец с бородой, второй боец.)
- Что вы можете сказать о поступке Варюши? А бойца?
-Почему солдат подарил девочке колечко? (за доброту)
-Как вы думаете, колечко действительно волшебное?
в)-Вспомните над какой проблемой работали на прошлом уроке? (К какому жанру литературы относится произведение К.Паустовского «Стальное колечко»)
-Какие два жанра определили? (Рассказ или сказка)
-Смогли вы ответить на этот вопрос, прочитав первую часть произведения?(Нет)
- В чём нам предстоит разобраться на уроке? (определить жанр)
III. Постановка учебной задачи
-Сегодня на уроке нам предстоит продолжить работу над определением жанра этого произведения. Что для этого нужно? (хорошо знать произведение, быть внимательным, вдумчивым читателем, понять точку зрения автора)
- Прежде давайте разберём, а в чём же отличие этих жанров. Для этого обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова.
Рассказ – небольшое прозаическое произведение повествовательного характера о каком-либо эпизоде из жизни героя.
Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантазии, в котором добро обязательно побеждает зло.
IV.Физкультминутка
V. Решение учебной задачи
-Какие чудеса можно было совершить с помощью колечка?
Называем палец и соответствующее чудо.
Средний - здоровье
Безымянный – большущая радость
Указательный - увидишь весь мир
- Про какой палец забыл сказать боец?
- Предположите, что могло произойти дальше? Зависит ли продолжение этой истории от того, какой это жанр? (Если это рассказ, то история, которую придумают должна носить реалистический, то есть правдивый и жизненный характер, и все чудеса должны носить скорее поэтический характер, чем сказочный.)
Чтение 2 части произведения.
Работа с текстом.
- Зачитайте, почему Варюша заплакала?
- Как же нашла Варюша то место, где потеряла колечко? О какой черте характера это говорит?
-Какой новый герой появляется?
-Что вы о нём узнали?
- А это сказочный персонаж или нет?
- О чём известил Сидор, прыгая по оконцу и стуча клювом о стекло? (О весне)
– Найдите и прочитайте строчки , в которых автор описывает весну.(слайд)
- Что за приём использует автор? (олицетворение)
- А оно свойственно рассказу или сказке?
-Что произошло с приходом весны?
- На какой палец надела Варюша колечко?
- Как это характеризует девочку?
- Что она увидела, когда прибежала домой?
-Значит ли это, что колечко волшебное? (Может быть волшебным, а может это просто совпадение)
-А как нам в этом убедиться? (Проверить колечко еще раз)
VI. Итог урока
Подведём итог нашей работы.
-Над какой проблемой работали сегодня на уроке?
-Можем ли мы сейчас ответить на этот вопрос?(Нет. Не хватает аргументов ни для одного жанра)
-Что же необходимо сделать?(На следующем уроке продолжить работу над произведением, чтобы ответить на наш проблемный вопрос)
Домашнее задание
-А для этого предлагаю вам еще раз внимательно прочитать 2 часть произведения и нарисовать весну такой, какой увидела её Варюша.
- Спасибо за урок . Самооценка работы на уроке.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ильина Наталья Николаевна
→ Наташа-лето 12.02.2013 0 28805 2358 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.