Урок литературного чтения по теме "Введенский. Когда я вырасту большой" для 3 класса


Зимним холодом пахнуло
на леса.
зажглися
небеса.



Ночью буря бушевала,
на село,
пустынный
понесло.

Снежок порхает, кружится,
бело.
лужицы
стекло.



Где летом пели зяблики,
посмотри!
яблоки,
снегири.



Урок чтения в 3 классе

«Введенский. Когда я вырасту большой»

учителя начальных классов

средней школы №1 с.Мартук Актюбинской области

Камхен Ю.Б.

Тема: Введенский «Когда я вырасту большой».

Цели: 1) способствовать формированию понятия о произведении;

2) развивать мышление, память, речь, умение анализировать текст;

3) воспитывать нравственно-эмоциональную вдумчивость, способствовать воспитанию чувства прекрасного.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями, мелодии композиторов, видеоролик.

Ход урока.

I Организационное начало урока.

Психологический настрой:

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело.

II Разминка.

1) Артикуляционная разминка

- Щечки.

- Конфетка.

- Язык.

- Берете в зубы ручку и произносите какую-либо фразу, слов на 10-15. Потом вынимаете ручку, и произносите ту же самую фразу. Потом работаете с новой фразой… (чтобы не думать над текстом, можно взять стихотворение Наша Таня громко плачет).

- Пофыркайте как лошади. "Тпру"…

2) Дыхательная гимнастика

- Набрать воздуха столько, чтобы на одном дыхании произнести стихи

Йод хороший, йод не злой.

Зря кричишь ты: «Ой-ой-ой!»

Жук летает над лужком,

Он устал ходить пешком.

Индюку и лучший друг

Честно скажет: «Ты – индюк!»

3)Буриме.

- Сравнение с произведениями поэта.

- И.Бунин мечтал стать писателем. Он очень любил произведения Л.Толстого и восхищался им. Однажды даже вскочил на коня и бросился скакать в его имение. Но так и не доехал. После ночного сна испугался своей затеи и вернулся.

Иван Алексеевич Бунин «Первый снег»

Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглися

Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На пруды, на сад пустынный

Первым снегом понесло.

Николай Алексеевич Некрасов «Снежок»

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня – посмотри! –

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

III Проверка д\з.

Викторина по Свифту и Гулливеру.

- Как думаете, о чем мечтал Джонатан Свифт?

IV Сообщение темы и задач.

1)- А о чем мечтаете вы?

- Закончите предложение:

Когда я вырасту большой, …

2) Интервью с учителями

- О чем вы мечтали в детстве?

- Кем хотели стать?

- Мечтали ли вы о путешествиях? Куда?

- Как представляли себе мир за пределами Мартука?

3) Сегодня мы начинаем новый раздел.

- Как он называется?

- Давайте попробуем предположить, о чем будет этот раздел?

- Сейчас мы познакомимся с первым произведением этого раздела - стихотворением Александра Ивановича Введенского «Когда я вырасту большой» и узнаем, о чем мечтал будущий поэт - маленький Саша Введенский.

V Вступление.

Вступительное слово об авторе.

- Александр Иванович Введенский родился в Петербурге. Его отец был экономист, мать – врач. И, наверное, по их наставлению после окончания школы он поступает сначала на юридический факультет Петроградского университета, потом на китайское отделение Восточного факультета в том же университете(изучал традиции, обычаи и язык Китая), но бросает и его. Ведь самая главная мечта его жизни – писать стихи. Он познакомился и подружился с Даниилом Хармсом, тоже будущим знаменитым поэтом. Вместе они писали стихи для детских журналов «Ёж» (Ежемесячный журнал) и «Чиж» (Чрезвычайно интересный журнал). За свою короткую жизнь (37лет) он написал более 30 детских книг. Его весёлые интересные стихи знают и любят до сих пор.

-Расскажите, что узнали, запомнили об авторе.

VI Целевой вопрос.

- О чем мечтал автор в детстве?

VII Чтение учителя.

VIII Проверка восприятия.

1)Ответ на целевой вопрос

- О чем мечтал автор в детстве?

2) Словарная работа.

- Какие непонятные, ещё не изученные слова встретились в тексте?

(Челнок, пристань, маяк)

- Попробуйте по содержанию текста догадаться, что обозначают эти слова.

Челнок — чёлн, маленькая узкая лодка.

Пристань — специально оборудованное место причаливания (стоянки) речных судов у берега на внутренних водных путях.

Маяк — сооружение, способствующее ориентированию судов.

IX Чтение учащихся.

- по двое

- под стук

X Беседа.

- Как автор готовился к путешествию?

- Почему?

- О чем это говорит?

- Как он попрощался и с кем?

- Почему он говорит прощай, а не до свидания?

- Что он хотел увидеть?

- Как это называется одним словом?

- Как встретит окружающий мир юного путешественника?

- Докажите.

- Прочтите 2 последние строчки.

- Как их понимаете?

- Что это говорит нам об авторе?

- Чему учат стихи?

XI Работа с музыкальными произведениями.

1) Прослушивание музыкальных отрывков.

Мы говорили, что каждое из стихотворений как будто имеет свою мелодику и даже цвет. Сейчас прозвучат несколько музыкальных отрывков Говарда Шора, Петра Ильича Чайковского и Алексея Рыбникова. Закройте глаза, расслабьтесь, послушайте и скажите, какой отрывок подходит более всего этому стихотворению и почему.

2) Прослушивание песни барда Андрея Крамаренко.

- Так представляет себе эти стихи композитор.

- Почему он выбрал такую музыку?

XII Выразительное чтение.

- выразительное чтение

XIII Обобщение.

1) Любите ли вы мечтать?

- О чем?

- Куда вам хотелось бы поехать и что увидеть?

- Какие книги о путешествиях вы знаете?

- Кого из героев – путешественников знаете и любите?

- На кого хотели бы быть похожими?

2) Эссе «Когда я вырасту большой…»

- Напишите рассказ о путешествии. Озаглавьте его также, как озаглавлено стихотворение Введенского «Когда я вырасту большой».

- Какое сочинение понравилось? Чем?

3) А о чем мечтают братья наши меньшие? Ответ на этот вопрос мы можем узнать из их снов.

1) Села кошка на окошко, 
Замурлыкала во сне. 
Что тебе приснилось, кошка? 
Расскажи скорее мне! 
И сказала кошка: - Тише, 
Тише, тише говори. 
Мне во сне приснились мыши,- 
Не одна, а целых три.

2)Ночь настала. Свет потух. 
Во дворе уснул петух. 
На насест уселся он, 
Спит петух и видит сон. 
Ночь глубокая тиха. 
Разбужу я петуха. 
- Что увидел ты во сне? 
Отвечай скорее мне! 
И сказал петух:- Мне снятся 
Сорок тысяч петухов, 
И готов я с ними драться , 
И побить я их готов!

- Это замечательное стихотворение тоже написал Введенский.

XIV Итог урока.

1) С каким произведением познакомились?

- Кто автор?

- О чем оно нам говорит?

2) Оценивание.

XV Домашнее задание.

Выучить наизусть - с.171.

XVI Рефлексия.

Сегодня на уроке:

- было интересно …

- было трудно …

Я понял, что …


Слайд 1
«Введенский. Когда я вырасту большой» (Урок литературного чтения в 3 классе) Подготовила учитель начальных классов средней школы №1 села Мартук Актюбинской области Камхен Юлия Брониславовна
Слайд 2
Психологический настрой В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела, Так скорей, друзья, за дело.
Слайд 3
Артикуляционная разминка Йод хороший, йод не злой. Зря кричишь ты: «Ойой-ой!»
Слайд 4
Жук летает над лужком, Он устал ходить пешком.
Слайд 5
Индюку и лучший друг Честно скажет: «Ты – индюк!»
Слайд 6
Иван Алексеевич Бунин «Первый снег» Зимним холодом пахнуло На поля и на леса. Ярким пурпуром зажглися Пред закатом небеса. Ночью буря бушевала, А с рассветом на село, На пруды, на сад пустынный Первым снегом понесло.
Слайд 7
Лев Николаевич Толстой
Слайд 8
Николай Алексеевич Некрасов «Снежок» Снежок порхает, кружится, На улице бело. И превратились лужицы В холодное стекло. Где летом пели зяблики, Сегодня - посмотри! Как розовые яблоки, На ветках снегири.
Слайд 9
Как назывался корабль, на котором плыл Гулливер?
Слайд 10
Почему Гулливер не смог пошевелиться, когда проснулся?
Слайд 11
Как поили Гулливера?
Слайд 12
1. Как Гулливера готовили к перевозке в столицу? 2. Сколько человек участвовало в сооружении платформы для перевозки Гулливера? 3. На скольких колёсах стояла построенная платформа? 4. В чём заключалась главная трудность транспортировки Гулливера? 5. Сколько столбов вбили в землю, чтобы поднять великана? 6. Сколько времени ушло на подъём Гулливера? 7. Сколько лошадей было использовано при перевозке в столицу?
Слайд 13
Как назывался главный город Лилипутии?
Слайд 14
Александр Иванович Введенский 23 ноября 1904 – 20 декабря 1941
Слайд 15
Даниил Хармс
Слайд 16
Журнал «Ёж»
Слайд 17
Журнал «Чиж»
Слайд 18
Челнок Пристань Маяк
Слайд 19
Челнок
Слайд 20
Пристань
Слайд 21
Маяк
Слайд 22
Говард Шор
Слайд 23
Алексей Рыбников
Слайд 24
Пётр Ильич Чайковский
Слайд 25
Андрей Крамаренко
Слайд 26
Слайд 27
Села кошка на окошко,  Замурлыкала во сне.  Что тебе приснилось, кошка?  Расскажи скорее мне!  И сказала кошка: - Тише,  Тише, тише говори.  Мне во сне приснились мыши,-  Не одна, а целых три.
Слайд 28
Ночь настала. Свет потух.  Во дворе уснул петух.  На насест уселся он,  Спит петух и видит сон.  Ночь глубокая тиха.  Разбужу я петуха.  - Что увидел ты во сне?  Отвечай скорее мне!  И сказал петух:- Мне снятся  Сорок тысяч петухов,  И готов я с ними драться ,  И побить я их готов!
Слайд 29
Выучить стихи наизусть – с.171 (свое стихотворение)
Слайд 30
Сегодня на уроке: - было интересно … - было трудно … Я понял, что …
Слайд 31
Интернет источники: 1. http://bunin.niv.ru/bunin/family/foto-3.htm портрет Бунина 2. http://staraysamara.ru/vse-materialy/istoriya-samarskoj-gubernii/140-lev-nikolaevich-tolstoj-v-samarskoj-gubernii портрет Л.Толстого 3. http://www.kostyor.ru/biography/?n=61 портрет Некрасова 4. http://www.clopotel.ro/fun/poveste-Gulliver-113.html Гулливер лежит и Гулливер ест 5. http://sovmult.ru/index/0-3479 Гулливер на корабле 6. http://teremok.in/Pisateli/Zarub_Pisateli/svift/gulliver_liliput.htm Гулливера везут 7. http://ruspoeti.ru/aut/harms/ портрет Хармса 8. http://forum.funkysouls.com/dump/f6t246330.html портрет Введенского 9. http://teremok.in/Pisateli/Zarub_Pisateli/svift/gulliver_liliput01.htm Гулливер перешагивает через стену 10. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%81%D0%B6_(%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0 %B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB) обложка журнала Ёж 11. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B8%D0%B6_(%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB) журнал Чиж 12. http://museum.ru/alb/image.asp?65064 челнок 13. http://wpapers.ru/wallpapers/nature/water-sky/4028/1600-1200_%D0%93%D0%BE%D0%BB%D1%83%D0%B1% D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%8C.html пристань 14. http://www.secretuspexa.com/stati/mayak/ маяк 15. http://hranitel-vremeni.ru/sozdateli-filma/govard-shor-kompozitor-filma-xranitel-vremeni.html 16. http://www.kinokadr.ru/persons/78/785/ фото Рыбникова 17. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_ %D0%9F%D1%91%D1%82%D1%80_%D0%98%D0%BB%D1%8C%D0%B8%D1%87 портрет Чайковского 18. http://sukharev.lib.ru/Photo/75DS061105/PICT4426.jpg.htm портрет Крамаренко 19. http://www.youtube.com/watch?v=o7a8vZ--3pM клип Крамаренко «Когда я вырасту большой» 20. http://get-tune.net/?a=music&q=%F7%E0%E9%EA%EE%E2%F1%EA%E8%E9+%F1%E5%ED%F2%FF %E1%F0%FCЧайковский.Сентябрь 21. http://get-tune.net/?a=music&q=%F0%FB%E1%ED%E8%EA%EE%E2%20%F2%EE%F2%20%F1%E0%EC%FB%E9%20%EC %FE%ED%F5%E3%E0%F3%E7%E5%ED мелодия Рыбникова 22. http://music.nur.kz/854551-howard-shore-the-world-is-aheadмелодия мелодия Г.Шора портрет Г.Шора

Полный текст материала Урок литературного чтения по теме "Введенский. Когда я вырасту большой" для 3 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Камхен Юлия Брониславовна  камхен
01.04.2013 0 15611 621

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК