Фрагмент урока литературного чтения. Тема:"Введение в раздел. Ю. Мориц. Слониха, слонёнок и слон.


Создание диафильма для понимания текста, формируя УУД.


Учитель МАОУ СОШ №12: Минченко Светлана Юрьевна

Фрагмент урока литературного чтения во 2 классе

по образовательной системе «Школа 2100»

Тема: Введение в новый раздел.

Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон».

Цель урока:

Введение в раздел «Сказка – ложь, да в ней намёк…» через изучение стихотворения Юнны Мориц «Слониха, слонёнок и слон».

Задачи урока:

Образовательные:

  • Продолжить работу над развитием устной речи учащихся и навыков выразительного чтения.

  • Формировать творческое воображение через высказывание своего отношения к прочитанному.

Развивающие:

  • Формировать умение анализировать текст.

  • Развивать эмоциональную сферу детей через создание на уроке эмоциональных ситуаций радости, удивления, занимательности.

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию дружеских, тёплых взаимоотношений.

  • Воспитывать внимательное отношение к авторскому слову.

Тип урока: урок развития умений и навыков.

Оборудование: книги Ю. Мориц, словарь С. И. Ожегова, карточки с домашним заданием (3 варианта), листы для создания диафильма (22), листы для определения эмоционального комфорта на уроке (11).

Формируемые УУД

Деятельность учителя и учеников

Регулятивные:

-уметь слушать в соответствии с целевой установкой

На этапе работы над стихотворением, после того как прошло первичное знакомство с произведением учитель предлагает не просто читать стихотворение, а работать над его содержанием, создавая диафильм.

(На столах лежат листы А4 разделены на 8 частей, простой карандаш)

- Читаем 1 строфу.

Дети: Слониха, слонёнок и слон

Устали стоять в зоопарке,

И в море уплыли на синей байдарке

Слониха, слонёнок и слон.

Да – да! Унеслись во-о-н туда!

Познавательные:

-уметь выделять существенную информацию из текста

Учитель:

- Почему слон, слониха и слонёнок уплыли на байдарке в море?

Дети:

-Им было скучно стоять в зоопарке. Они устали от однообразия.

Коммуникативные

-уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания.

Учитель:

- Как вы представляете себе байдарку? Где вы можете найти ответ?

Дети:

-В интернете, словаре, можно спросить у старших.

Учитель:

-Обратимся к словарю С. И. Ожегова:

Байдарка – узкая и лёгкая спортивная лодка, без уключин, с двухлопастным веслом. Без приспособления в борту лодки для упора и удержания весла при гребле, весло с широкими плоскими концами с двух сторон.

Регулятивные:

-уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

-Какой главный элемент можно выделить из этой строфы?

Дети:

-Нам нужно нарисовать лодочку

Учитель:

-Поставьте цифру 1 и нарисуйте этот элемент.


Коммуникативные:

-уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного

-Читаем 2 строфу.

Дети: Слониху, слонёнка, слона

Пушистые волны качали,

И детской улыбкой дельфины встречали

Слониху, слонёнка, слона.

Да – да! И слоны улыбались тогда!

Учитель:

- Как вы себе представляете волны?

Дети:

- Мягкие, пушистые.

Учитель:

-С кем подружились слоны?

-С чего это началось?

Дети:

- С улыбки.

Учитель:

-Скажите, а детская улыбка – это какая?

Дети:

-Добрая, открытая, искренняя.

Учитель:

-Поставьте цифру 2 и изобразите улыбку.

Коммуникативные:

-уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Учитель:

- Прочитайте 3 строфу.

Дети: Слонихе, слонёнку, слону

Глоток задушевности нужен –

Дельфины устроили дружеский ужин

Слонихе, слонёнку, слону.

Да – да! И меня пригласили туда!

Учитель:

-Как вы понимаете выражение глоток задушевности нужен?

Дети:

-Это, значит, пообщаться сердечно, искренне.

Учитель:

-А когда в вашем доме устраивают дружеский ужин за чашечкой чая, какое главное угощение стоит на столе?

Дети:

-Торт, пирог.

Учитель:

-Нарисуйте это в 3 кадре.

Коммуникативные:

-уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Учитель:

-Молодцы! Читаем 4 строфу.

Дети: Слониху, слонёнка, слона

Дельфины любили, как братья,-

Прощаясь, они заключали в объятья

Слониху, слонёнка, слона.

Да – да! И меня заодно!

Учитель:

- Как сложились отношения между дельфинами и семьёй слона?

Дети:

- Они подружились.

Учитель:

- Из каких слов это видно?

Дети:

- Любили, как братья.

Учитель:

- Что, значит, заключили в объятья?

Дети:

-Обняли на прощание.

Учитель:

-Когда люди прощаются, какие жесты они при этом выполняют?

Дети:

-Они обнимают друг друга, жмут друг другу руки.

Учитель:

-Что можно нарисовать на этом кадре?

-Создайте 4 кадр.

Познавательные:

-уметь находить ответы на вопросы в тексте;

-уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы)

- уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков

Учитель:

-Читаем следующую строфу.

Дети: Слониха, слонёнок и слон

В обнимку растаяли в дымке,-

Дельфинам на память

Остались на снимке

Слониха, слонёнок и слон.

Да – да! И улыбка моя до ушей!

Учитель:

- Что означает в обнимку растаяли в дымке?

Дети:

- Исчезли в тумане, пропали.

Учитель:

- А что осталось на память дельфинам?

Дети:

-На память остался снимок.

Учитель:

-Какой основной предмет можно выделить из этой строфы?

-Поставьте цифру 5 и создайте следующий кадр.

Познавательные:

-уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения

Учитель:

-Читаем 6 строфу.

Дети: Слониха, слонёнок и слон

В авоську сложили подарки,

И в Химки вернулись на синей байдарке

Слониха, слонёнок и слон.

Да- да! Не бросают слоны малышей!

Учитель:

- Почему слоны вернулись?

Дети:

-Наверное, потому, что здесь их дом.

-Их ждут дети.

Учитель:

- Что привезли с собой слоны?

Дети:

- Они привезли с собой подарки.

Учитель:

-Как вы понимаете значение слова авоська?

Дети:

-Сетка.

Учитель:

-Да, авоська – сумка для ношения продуктов, мелких вещей, сплетённая в виде мелкой сети из шнурков или нитей.

Учитель:

-А вы любите получать подарки? Изобразите подарок на следующем 6 кадре.

Познавательные:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний исследуя новое слово слоновод.


Коммуникативные:

-уметь оформлять свои мысли в устной форме.


Учитель:

-Да, и байдарка причалила к Речному вокзалу в Химках, недалеко от Москвы.

-Кто из вас желает прочитать следующую строфу?

Дети: Слониху, слонёнка, слона

Встречал слоновод знаменитый,

И бал ожидал на веранде открытой

Слониху, слонёнка, слона.

Да – да! Я с верблюдом плясала тогда!

Учитель:

-Как понимаете значение слова бал?

Дети:

-Бал –это большой праздник.

Учитель:

-Ребята, вот новое для нас слово слоновод.

-Попробуйте догадаться с помощью данных слов, что оно означает? слоновод

садовод, цветовод, овощевод, пчеловод

Дети:

-У них общая часть вод

-Садовод – человек, который разводит сад.

Дети:

-Слоновод - человек, который ухаживает за слонами.

Учитель:

-Почему слонов встречал слоновод знаменитый, да ещё устроил им праздник?

Дети:

-Наверное, потому, что их любили и все соскучились по ним.

Учитель:

- В завершении любого праздника какое зрелище вы часто наблюдаете?

Дети:

-Салют.

Учитель:

-Нарисуйте салют в седьмой кадр.

Познавательные:

- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

Учитель:

-Следующие две строфы объединим в одну.

Дети:

Слониха, слонёнок и слон

Во сне по дельфинам тоскуют,

И хоботом ищут капусту морскую

Слониха, слонёнок и слон.

Да – да! Спят и видят её,

Любимое блюдо своё!

Слонихе, слонёнку, слону

Морская капуста приятна –

Дельфины во сне её шлют, вероятно,

Слонихе, слонёнку, слону.

Да – да! По своей доброте!

Учитель:

- По кому и по чему скучают слоны?

Дети:

-Вероятно, они скучают по дельфинам и по капусте.

Учитель:

- А где они могут попробовать морскую капусту?

Дети:

-Наверное, только во сне.

Учитель:

-Скажите, ребята, а когда к нам приходит сон?

Дети:

-Обычно сон приходит ночью.

Учитель:

-Что бы вы нарисовали на 8 кадре нашего диафильма? Нарисуйте.

Дети:

-Звёзды, луну.

Регулятивные:

-уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

-уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Учитель:

-Вот мы подошли к последней строфе стихотворения.

Дети: Слониха, слонёнок и слон

От нежности рты открывают,

Глаза закрывают, и нам напевают

Слониха, слонёнок и слон.

Да – да! О мечте! О мечте!

Учитель:

-Посмотрите на лист. У вас получился план диафильма, не только план, а план из рисунков. Рисунки помогут запомнить содержание каждой из строфы. Дома дорисуйте, пожалуйста, последний кадр диафильма, пофантазируйте и помечтайте. И более подробно дорисуйте кадры другими словами – рисунками, а также выполните их в цвете.






Полный текст материала Фрагмент урока литературного чтения. Тема:"Введение в раздел. Ю. Мориц. Слониха, слонёнок и слон. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Минченко Светлана Юрьевна  svetlanaminchenko
13.05.2013 0 4094 735

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК