Урок-исследование "Сказка Алёнушка"; 2 класс
Учитель начальных классов
МБОУ АСОШ№1 им. П.К.Коршунова
Бочкарева Любовь Валерьевна
Урок – исследование. Литературное чтение 2 класс
Основная "интрига" урока: найти ответ на вопрос "Что роднит сказку и картину Виктора Васнецова "Аленушка".
На предыдущем уроке большое внимание было уделено выразительному чтению сказки и расследованию особенностей сказочного жанра (обратили внимание на волшебные превращения героев сказки, на троекратные повторы (волшебное число "три"), на волшебные предметы -коровье копытце, лошадиное копытце, козье копытце, "живую воду"). Ответы на все вопросы сопровождались ссылкой на текст, т.е. его повторным чтением. Дома дети должны были ответить на вопрос : В каких сказках мы встречались с волшебными числами ? Но для этого необходимо было полистать свой учебник, заглянуть в свои любимые сказки из домашней или классной библиотеки.
Начало урока. Начинаю урок с того, что с помощью магнитиков прикрепляю на классный стенд рисунки детей к сказке "Аленушка и братец Иванушка" и говорю:
Судя по рисункам, уважаемые коллеги, сказка вам понравилась. Поскольку, мы с вами не только читаем сказки, но и занимаемся "исследованием" сказки как одного из жанров литературных произведений, постараемся сегодня ответить на вопрос: Без чего не может существовать сказка ?
Ответы детей: В этой сказке много волшебных предметов: это коровье копытце, лошадиное копытце, козье копытце (зачитывается текст)... . Во всех сказках (греческих, русских, английских) есть волшебные предметы.... Сказка без волшебных предметов, как класс без детей.
- Еще есть версии в отношении волшебных предметов этой сказки?
Дети: Это ключевая вода и нарядное платье, которые помогли оживить Аленушку...Волшебные предметы есть во всех сказках: ковер- самолет, сапоги-скороходы, скатерь-самобранка, печка-лежанка. ...А есть и волшебные животные: золотая рыбка, щука, Кот в сапогах, Конек -Горбунок, царевна Лебедь.
- А в этой сказке нет волшебных животных ?
Дети: Нет, в этой сказке нет волшебных животных. ..А я не согласна.Есть. Это козленочек. Он тоже волшебный, он видит ведьму, а купец даже не заметил, что это не его жена -Аленушка, а ведьма (зачитывает текст, подтверждающий ее слова) .
Поощряю и вновь задаю вопрос, возвращая к теме урока: Правильно. А не заметили ли вы еще в нашей сказке еще какого-либо волшебства, связанного с темой домашнего задания ?
Ответы детей: А я увидела в этой сказке волшебство числа три. Козленочек три раза перевернулся через голову и стал мальчиком... Три копытца поджидают Аленушка и Иванушку на дороге. .. Козленочек три раза зовет Аленушка выплыть на бережок.... Аленушка тоже отвечает ему три раза со дня реки..А вот еще три предмета: костры высокие, котлы чугунные, ножи булатные.... А многие сказки связаны с этим волшебным числом: "Три поросенка", "Три медведя"... А не только число "три" волшебное... Число "семь" тоже волшебное. Это число встречается не только в сказках, но и в пословицах: У семи нянек дитя без глаза. Семь раз примерь, один раз отрежь...Я согласна с Володей. Некоторые сказки даже в названии имеют это число. Белоснежка и семь гномов... А число тридцать три тоже волшебное:...А число "четыре" разве не волшебное? Четыре стороны света, четыре времени года....Да, еще говорят, когда сердятся: Иди на все четыре стороны
"Лес" рук. Все хотят рассказать о волшебных числах. Это же было домашним заданием и дети набрали большой фактический материал. Сейчас они все хотят этим поделиться... Урок может пойти не по плану. Я это называю "пас в сторону". Надо исправлять положение...
- Хорошо. Все, что вы рассказываете очень интересно. "Волшебным числам" мы посвятим ...специальный разговор... А числа, которые вы открыли как волшебные, занесем в наш классный дневник наблюдений за интересными литературными явлениями. Договорились ?
А сейчас, коллеги, может вернемся к теме нашего урока ? Итак, волшебная сказка не может существовать без волшебных предметов, без волшебных чисел. Есть ли еще версии по поводу того, без чего не может существовать сказка ?
Ответы детей: Сказка не может быть без героев -злых и добрых. ...Как правило, во всех сказках побеждает добро, а зло бывает наказано. Вот и в этой сказке "ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле".... А вот в сказке Ш. Перро "Кот в сапогах" великана-людоеда съедает Кот, хотя людоед ничего Коту не сделал . Но он же людоед, поэтому Кот поступил правильно. Иначе бы он съел его хозяина. Людоеда не жалко. ... Аленушка добрая. Она любит своего братца. Очень переживает за него, но помочь ему не может... Братец Иванушка не очень послушный, хотя тоже добрый герой. Его жалко...
- Какие еще есть версии, без чего не может быть сказки ?
Ответы детей: Волшебная сказка не может быть без волшебных превращений. Братец Иванушка превратился в козленочка, а потом вновь в мальчика. ...А в сказке "Кот в сапога" людоед превращается, то в льва, то в мышь.... В сказке А.С. Пушкина "О рыбаке и рыбке" злая старуха в кого только не превращалась, пока опять старухой не стала... Аленушка тоже превращается из мертвых в живую (зачитывает текст: "Аленушка ожила и стала краше, чем была").
-Да, вы правы. Волшебная сказка не может быть без волшебных превращений своих героев. В своих иллюстрациях вы хорошо показали те моменты сказки, где происходят какие-то значимые события, связанные с превращениями героев. (Рассказываю и последовательно иллюстрирую рисунки детей). Посмотрите: Иванушка пьет из козьего копытца (Пауза)...А вот уже Иванушка превратился в козленочка.(Пауза)... Аленушка плачет у стожка, а козленочек прыгает около нее (Пауза)... Злая ведьма одевает платье Аленушки. (Пауза)...Козленочек на берегу зовет свою сестрицу Аленушку (Пауза)...А здесь козленочек прыгает через голову(Пауза)... И превращается в Иванушку (Пауза).. .
Мы рассмотрели некоторые ваши иллюстрации к этой сказки. Я отобрала те из них, которые последовательно отражают основные события сказки. Остальные рисунки тоже следует рассмотреть очень внимательно, что я вам и советую сделать на перемене.
(Нельзя не отметить, что все рисунки значимы и все их следует посмотреть. Иначе другие "художники" будут обижены).
А сейчас откроем учебники на странице 100 и рассмотрим репродукцию с картины Виктора Васнецова "Аленушка". Как вы думаете, есть ли что-то общее у сказки и у картины ?
Ответы детей: В сказке нет эпизода, который изображен на картине художника Васнецова... Это может быть и другая сказка про другую Аленушку... А может быть это ведьма ? Утопила Аленушку, переоделась в ее платье и сидит на берегу ?
Полная неожиданность. Впрочем, сама спровоцировала: показала картинку, где ведьма переодевается в платье Аленушки. Судорожно решаю, что делать, как исправлять положение. Держу... паузу. И вот оно спасение ! В них, дорогих, в самих детях !
-Нет, я с тобой не согласна. Что ты ! Посмотри внимательно на Аленушку. Она же плачет ! Зачем ведьме плакать ? Утопила Аленушку, переоделась в ее платье и радуется. ...Я с тобой полностью согласна. Конечно, это Аленушка ! Волосы распущены, пригорюнилась. Жалко ей и себя, и братца... Аленушка печальная, но красивая... Красивая картина . Много природы... А мне не нравится картина, сказка нравится, а картина нет. Краски темные, унылые, много черного. И вода какая-то черная.
- Я не возражаю, но "гну" свою линию. А если все же и эта сказка вдохновила Васнецова на создание картины, почему он в этом случае изобразил свою героиню у темной воды, хотя, как вы правильно заметили, этого эпизода в сказке нет ?
Ответы детей: Васнецов изобразил Аленушку у воды потому, что вся жизнь Аленушки связана с водой. Она тонет в речке, а потом ее оживляют этой же самой водой ...Да, да. Правильно. В сказке еще говорится о живой воде... Нет, о живой воде ничего не говорится. Речь идет о ключевой воде (зачитывается текст)...Нет, я не согласен с Олей: Аленушка оживает, значит подразумевается, что вода волшебная-живая.... С помощью живой воды многие герои сказок оживали... Братец Иванушка превращается в козленочка тоже с помощью воды... Да, я согласен, в колодце, до которого не смог дойти Иванушка, тоже вода... Аленушка плачет и в сказке и на картине.
- Хорошо, продолжим наши исследования.. Почему вы думаете, что Аленушка на картине Васнецова плачет ?
Ответы детей: Нет, Аленушка не плачет. Грустит, но не плачет, а может мечтает ?... Нет, не мечтает, а плачет: у нее волосы распущены и под глазами красные круги... Она головку положила на руки, а руки на коленки и плачет... А вода темная, темная. И деревья темные...Листочки желтые плывут по воде, но Аленушка даже на них не смотрит... Аленушка никуда не смотрит, хотя глаза у нее раскрыты... Она грустная, грустная... Аленушка плачет, а сидит у воды потому, что вода успокаивает... А может быть она рассказывает речке про свою беду?
- А какое настроение вызвала у вас сказка, когда вы ее читали ?
Ответы детей: Сказка какая-то печальная, хотя и кончается хорошо... Сказка на три четверти грустная: крики Иванушки, ответы Аленушки (зачитывает текст печальным, печальным голосом)... Грустных мест больше, чем радостных...
- Сказка грустная, грустная, а Аленушка на картине Васнецова печальная, печальная. (Пауза). .Так что же так роднит картину Васнецова "Аленушка" со сказкой ?
Ответы детей: Настроение... Грустное, печальное настроение... Аленушка печальная и картина печальная, осенняя...
- Правильно, дорогие коллеги, картину и сказку роднит грустное, поэтическое, лирическое настроение. Я сказала вам о поэтическом и лирическом настроении сказки и картины. Но что это означает ? Как вы думаете, когда говорят, что человек лирически настроен ?
Ответы детей: Это когда он грустит... печалится.. плачет.
- Вы хотите сказать, что словом "лирический" характеризуют чувства и переживания человека ? И это правильно. Часто говорят, что человек лирически настроен, имея в виду, что человек смотрит, например, на красивые, желтые, осенние листья и печалится. Или читает красивое стихотворение, слушает красивую песню, смотрит в кино красивую сказку и... печалится. Как вы думаете, может ли нравиться грустное, печальное ?
Ответы детей: Печальное может нравится. Нам же нравится картина Васнецова, а она печальная...Желтые листья всегда вызывают грусть. Осень пришла, скоро их снегом занесет Но мне нравится осень...Грустное стихотворение тоже может нравиться...А в нашей сказке (зачитывает): Шелкова трава, желтые пески. Печально, но красиво. Печальное может нравится, когда идет красивая речь.
Анализ урока
1. Последовательно соблюдается внешняя, предложенная учебником, интрига: учитель обращается к школьникам: "Коллеги", периодически интересуется: "Есть ли еще версии?", напоминает детям, что они занимаются исследованием литературы, что они - исследователи.
2. В классе - атмосфера, характерная для исследовательской работы: все мнения выслушиваются и никакое из них не отметается, учитель очень корректно и лаконично комментирует высказывания.
3. Самоочевидно, что вопросы учителя не создают узкого коридора для ответа: учитель разворачивает поле детских высказываний, а не (как это часто бывает) добивается упорно того, чтобы получить тот конкретный ответ, который он запланировал. Так, был задан вопрос: "Без чего не может существовать сказка?" Было развернуто поле:
а) без волшебных предметов;
б) без героев;
в) без смысла,
г) без интереса;
д) без волшебных чисел.
Более того, детьми было отмечено, что во всех сказках (греческих, английских, русских) обязательно есть волшебные предметы: "Сказка без волшебных предметов - как класс без учеников!" - сказал ребенок.
4. Совершенно очевидно, что произошел перелом: дети выходят за рамки одного текста и обнаруживают сходные закономерности в других, привлекая разные жанры. Так, организующая роль магических чисел была показана на материале разных сказок и пословиц. Так, было обнаружена, что сходные сюжетные моменты (плач Аленушки) есть в разных сказках, а значит, картина В.М. Васнецова могла быть вдохновлена любой из них.
5. Очень грамотно выстраивается работа по сравнительному анализу литературного текста и живописного. Учитель не торопится поднять детей на уровень обнаружения сходства настроения в сказке и картине: она выслушивает все текстовые подтверждения (а их очень много), в которых речь идет о плачущей Аленушке. Потом задает вопрос: "Почему Аленушка изображается у воды?" (этого эпизода нет в тексте ни одной из сказок про Аленушку, что неожиданно отметили дети). Выясняется, что вода - причина и настоящих, и грядущих несчастий; выясняется также, что вода - успокаивает плюс также и то, что она является и живительной силой. Только после этого учитель спрашивает: "Какое настроение вызвала эта сказка?" Анализируя свое печальное и грустное настроение ("на три четверти грустное", как выразился мальчик), которое вызвал в них текст, дети уже сами делают перенос на картину, обнаруживая там "грусть, печаль и красоту". Учитель блестяще, очень к месту, задает тот вопрос, который использован в учебнике к "Льву и собачке" и на который там, в том контексте, ответить практически невозможно: "Может ли нравиться печальное?" И дети отвечают: "Да, может. Когда идет красивая речь!" Это один из самых значительных моментов урока: организация обстоятельств для такого мощного вывода.
6. Удивляет культура детской речи: сложные предложения, профессиональная лексика, этикетный такт (ссылки друг на друга, отсутствует стремление перебивать, никакое мнение не осмеивается, слышат вопрос учителя и друг друга).
7. Атмосфера урока противодействует формированию стереотипов. Учитель совершенно благосклонно относится к высказываниям, идущим если не вразрез, то параллельно с основной линией. Так, мальчик засомневался в том, что Аленушка плачет, и это было принято. Так, были высказаны сомнения по поводу красоты живописи Васнецова: "краски темные, унылые, много черного", и мальчика не стали разубеждать, тем более, что уровень полиграфического исполнения действительно нельзя назвать очень высоким и т.д. Таким образом, создается атмосфера взаимного уважения, уважения к мнению каждого, что и является характерным для научной среды, в которую играет учебник, учитель и класс.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бочкарева Любовь Валерьевна
→ Lybacha 26.07.2013 0 3867 652 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.