Сценирование занятия на развитие понимания; 3-4 классы
При составлении сценария использовался материал интернет-источника:
http://peskarlib.ru/lib.php?id_sst=295
Составитель: учитель начальных классов Ахметова Альфина Римовна МБОУ «СОШ №6» г.Нефтеюганска ХМАО-Югры Тюменской обл.
ПОЖАР ВО ФЛИГЕЛЕ ИЛИ ПОДВИГ ВО ЛЬДАХ
Мы с Мишкой так заигрались в хоккей, что совсем забыли, на каком мы находимся свете, и когда спросили одного проходящего мимо дяденьку, который час, он нам сказал:
- Ровно два.
Мы с Мишкой прямо за голову схватились. Два часа! Каких-нибудь пять минут поиграли, а уже два часа! Ведь это же ужас! Мы же в школу опоздали! Я подхватил портфель и закричал:
- Бегом давай, Мишка!
И мы полетели, как
молнии. Но очень скоро устали и пошли
шагом.
Мишка
сказал:
- Не торопись,
теперь уже все равно опоздали.
Я говорю:
- Ох,
влетит... Родителей вызовут! Ведь без
уважительной же причины.
Мишка говорит:
- Надо
ее придумать. А то на собрании будут
обсуждать. Давай выдумаем поскорее!
Я говорю:
- Давай
скажем, что у нас заболели зубы и что мы
ходили их вырывать.
Но Мишка только фыркнул:
- У обоих сразу заболели, да? Хором
заболели!.. Нет, так не бывает. И потом:
если мы их рвали, то где же дырки?
Я говорю:
- Надо придумать что-нибудь
интересное и храброе, чтобы нас еще и
похвалили за опоздание, понял?
Мишка
говорит:
- Это
как?
- Ну, например,
выдумаем, что где-нибудь был пожар, а
мы, как будто, ребенка из этого пожара
вытащили, понял?
Мишка обрадовался:
- Ага, понял! Можно про пожар выдумать,
а то еще лучше сказать, как будто лед на
пруду проломился, и ребенок этот - бух!..
В воду упал! А мы его вытащили... Тоже
красиво!
- Ну да, -
говорю я, - правильно! Но пожар все-таки
лучше!
- Ну нет, -
говорит Мишка, - именно что лопнувший
пруд интереснее!
И
мы с ним еще немножко поспорили, что
интересней и храбрей, и не доспорили, а
уже пришли к школе.
И вот я тихонько
приоткрыл дверь нашего класса, просунул
голову, и вижу весь класс, и слышу, как
Раиса Ивановна диктует по книжке:
- "Птенцы пищат..."
Тут Раиса
Ивановна подняла глаза и увидела меня.
Я сразу сказал:
-
Можно войти, Раиса Ивановна?
- Ах, это ты, Дениска, - Что у тебя за
вид? Где это ты так извалялся? А? Отвечай
толком!
А я еще ничего
не придумал и не могу толком отвечать,
а так, говорю что попало, все подряд,
только чтобы время протянуть:
- Я, Раиса Иванна, не один... Вдвоем мы,
вместе с Мишкой... Вот оно как. Ого!.. Ну
и дела. Так и так! И так далее.
А Раиса Ивановна:
-
Что-что? Ты успокойся, говори помедленней,
а то непонятно! Что случилось? Где вы
были? Где Миша?
А у
меня в голове уже началось какое-то
завихрение от всех этих приключений, и
я ни с того ни с сего брякнул:
- Там пожар был!
Раиса
Ивановна побледнела и говорит:
- Где пожар?
А я:
- Возле нас. Во дворе. Во флигеле. Дым
валит - прямо клубами. А мы идем с Мишкой
мимо этого... как его... мимо черного хода!
А дверь этого хода кто-то доской снаружи
припер. Вот. А мы идем! А оттуда, значит,
дым! И кто-то пищит. Задыхается. Ну, мы
доску отняли, а там маленькая девочка.
Плачет. Задыхается. Ну, мы ее за руки, за
ноги - спасли. А тут ее мама прибегает,
говорит: "Как ваша фамилия, мальчики?
Я про вас в газету благодарность напишу".
А мы с Мишкой говорим: "Что вы, какая
может быть благодарность за эту пустяковую
девчонку! Не стоит благодарности. Мы
скромные ребята". Вот. И мы ушли с
Мишкой. Можно сесть, Раиса Ивановна?
Она встала из-за стола и подошла ко мне.
Глаза у нее были серьезные и счастливые.
Она сказала:
- Как
это хорошо! Очень, очень рада, что вы с
Мишей такие молодцы! Иди садись. Сядь.
Посиди...
И я видел,
что она прямо хочет меня погладить или
даже поцеловать. И мне от всего этого
не очень-то весело стало. И я пошел
потихоньку на свое место, и весь класс
смотрел на меня, как будто я и вправду
сотворил что-то особенное. И на душе у
меня скребли кошки. Но в это время дверь
распахнулась, и на пороге показался
Мишка. Все повернулись и стали смотреть
на него. А Раиса Ивановна обрадовалась.
- Входи, - сказала она, - входи, Мишук,
садись. Сядь. Посиди. Успокойся. Ты ведь,
конечно, тоже переволновался.
- Еще как! - говорит Мишка. - Боялся, что
вы заругаетесь.
-
Ну, раз у тебя уважительная причина, -
говорит Раиса Ивановна, - ты мог не
волноваться. Все-таки вы с Дениской
человека спасли. Не каждый день такое
бывает.
Мишка даже
рот разинул. Он, видно, совершенно забыл,
о чем мы с ним говорили.
- Ч-ч-человека? - говорит Мишка и даже
заикается. - С...с...спасли? А кк...кк...кто
спас?
Тут я понял,
что Мишка сейчас все испортит. И я решил
ему помочь, чтобы натолкнуть его и чтобы
он вспомнил, и так ласковенько ему
улыбнулся и говорю:
- Ничего не поделаешь, Мишка, брось
притворяться... Я уже все рассказал!
И сам в это время делаю ему глаза со
значением: что я уже все наврал и чтобы
он не подвел! И я ему подмигиваю, уже
прямо двумя глазами, и вдруг вижу - он
вспомнил! И сразу догадался, что надо
делать дальше! Вот наш милый Мишенька
глазки опустил, как самый скромный на
свете маменькин сынок, и таким противным,
приличным голоском говорит.
- Ну зачем ты это! Ерунда какая...
И даже покраснел, как настоящий артист.
Ай да Мишка! Я прямо не ожидал от него
такой прыти. А он сел за парту как ни в
чем не бывало и давай тетради раскладывать.
И все на него смотрели с уважением, и я
тоже. И наверно, этим дело бы и кончилось.
Но тут черт все-таки дернул Мишку за
язык, он огляделся вокруг и ни с того ни
с сего сказал:
- А он
вовсе не тяжелый был. Кило десять -
пятнадцать, не больше...
Раиса Ивановна говорит:
- Кто? Кто не тяжелый, кило десять -
пятнадцать?
- Да
мальчишка этот.
-
Какой мальчишка?
-
Да которого мы из-подо льда вытащили...
- Ты что-то путаешь, - говорит Раиса
Ивановна, - ведь это была девочка! И
потом, откуда там лед?
А Мишка гнет свое:
- Как - откуда лед? Зима, вот и лед! Все
Чистые пруды замерзли. А мы с Дениской
идем, слышим - кто-то из проруби кричит.
Барахтается и пищит. Карабкается.
Бултыхается и хватается руками. Ну, а
лед что? Лед, конечно, обламывается! Ну,
мы с Дениской подползли, этого мальчишку
за руки, за ноги - и на берег. Ну, тут
дедушка его прибежал, давай слезы
лить...
Я уже ничего
не мог поделать: Мишка врал как по
писаному, еще лучше меня. А в классе уже
все догадались, что он врет и что я тоже
врал, и после каждого Мишкиного слова
все покатывались, а я ему делал знаки,
чтобы замолчал и перестал врать, потому
что он не то врал, что нужно, но куда там!
Мишка никаких знаков не замечал и
заливался соловьем:
- Ну, тут дедушка нам говорит: "Сейчас
я вам именные часы подарю за этого
мальчишку". А мы говорим: "Не надо,
мы скромные ребята!"
Я не выдержал и крикнул:
- Только это был пожар! Мишка перепутал!
- Ты что, рехнулся, что ли? Какой может
быть в проруби пожар? Это ты все позабыл.
А в классе все падают в обморок от хохота, просто помирают.
Раиса Ивановна
говорит:
- Как не
стыдно врать! Какой позор! И я-то их
считала хорошими ребятами!.. Продолжаем
урок.
И все сразу
перестали на нас смотреть. И в классе
было тихо и как-то скучно. И я написал
Мишке записку: "Вот видишь, надо было
говорить правду!"
А он прислал ответ: "Ну конечно! Или
говорить правду, или получше сговариваться".
Сценирование занятия (3-4 кл.)
(способность понимания)
Задача: Формировать способность строить полную версию текста.
Умение дать полный ответ на вопрос, в чём основная мысль, смысл произведения в отличие от вопросов: что происходит в произведении, о ком произведение, какая тема произведения.
Исходное состояние: назвать главных героев, характеристика главных героев, сюжет,
делить на смысловые части.
Конечное состояние (результат): овладение средством соотнесения своей версии с
версией автора.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Комментарии |
Вводный этап – знакомство с текстом Прочитайте текст. - О чем этот текст? - Как правильнее спросить: О КОМ или О ЧЁМ этот текст? (содержание текста)
Определить жанр произведения
Озаглавить (первоначально) |
Читают про себя
- Ответы детей с доказательствами.
- Ответы детей с доказательствами.
Примеры (1. Опоздание мальчиков; 2. Лучше правда или договор?) |
О КОМ, потому что герои – мальчики
РАССКАЗ (о детях)
Пока без заголовка автора |
1 этап – порождение первичных смысловых версий детьми Учить строить версии. - Запишите на ваших листках, в чём смысл этого произведения. - Кто хочет высказать свою версию устно.
- Отметьте у себя, с чьей версией вы более всего согласны |
Каждый ребенок записывает на листе, как он считает, в чём смысл произведения.
Выдвижение версий
- Чтобы говорить одинаково, надо договариваться (Костя) - Надо вовремя приходить в школу – не опаздывать (Мария) - Надо говорить правду (Эвелина) - Не надо перед школой играть во дворе или на катке (Сергей) - Надо придумывать так, чтобы похвалили (Света) |
Умение дать полный ответ на вопрос, в чём основная мысль, смысл произведения в отличие от вопросов: что происходит в произведении, о ком произведе-ние, какая тема произведения. Учитель различает сюжет (содержание) текста от смысловой версии
Учитель оставляет 5 версий для дальнейшего разбора |
2 этап – передача средств понимания смысла текста Соотнесение с текстом произведения, уточнение правомерности смысловой версии * Анализ версий, учить соотносить свою версию с частью текста или полным текстом, со смыслом текста.
- Как доказать, чья версия верна. Ведь вопрос был один: в чем смысл текста? А вариантов версий пять.
1. - Отвечает ли версия Марии на вопрос, в чем смысл произведения? - Охватывает ли эта версия весь текст или только какую-то часть?
2. Версия Кости.
- Почему автор придумал, чтобы они раздельно вошли в класс? - Помогли эти версии мальчикам в данной ситуации, в данном произведении? (НЕТ) 3. Версия Сергея. - Если бы они играли дома, то могли опоздать, заигравшись и позабыв о времени? (ДА) 4. Версия Светы.
- Почему же автор вслед за Денисом отправляет Мишку (не вместе)?
- Подтвердилась в данном произведении версия Светы? (НЕТ) |
Доказательства с подтверждением (выборочное чтение части текста)
Ответы детей, их доказательства. 1. Найти в тексте момент и зачитать. - Только часть, больше не упоминается… (НЕ ПОДХОДИТ) И 1-ый заголовок тоже не подходит 2. Версия каждого мальчика (зачитать). На какой-то версии они определились?
- Версия Кости тоже не подходит И 2-ой заголовок тоже
- Версия Сергея не подходит
- учитель похвалила Дениску - учитель их вместе не похвалила, а, даже наоборот, осудила, выведя на «чистую воду» - Версия Светы не подходит
|
Начинаем анализировать от более низкого уровня версий до более высокого.
Можно разделить текст на смысловые кусочки (части) Учитель соотносит версию с самим текстом.
Заголовок автора – почему так назвал?
|
3 этап – анализ позиций действующих лиц - Позиция мальчиков сначала
и потом
- Позиция учителя
- Позиция детей
- Позиция автора (кем является автор?)
|
* весёлые, безответственные, озабоченные, задумчивые * обеспокоенные, боязливые, лживые * строгая, волнующаяся, разочарованная * насмехающиеся, осуждающие
- Автор – наблюдатель, 3-е лицо
|
Учитель различает смысловую версию от характеристик героев произведения. Выход на содержание текста через выделение «конфликта» произведения (между самими мальчиками, между героями и учителем) |
4 этап – порождение вторичных версий понимания текста 5. Версия Эвелины. - Какие мысли у мальчиков в последней части произведения? Одинаково их мнение? - Чьего мнения придерживаетесь вы?
* Подбор (выбор из перечисленных) пословицы
Нахождение обобщения разных версий, которые возникли по поводу текста Овладение средством соотнесения своей версии с полным текстом - Запишите на листах, как изменилось ваше понимание этого текста, после обсуждения. - Напишите тогда, что не изменилось.
* Организация рефлексии относительно способа действия детей на занятии - Какие жизненные ситуации вы можете привести, когда вы или кто-то вели себя так же как мальчики? |
- Разное мнение.
- Ответы детей. - Если бы автор убрал записку Мишки, мнение Дениса было бы верным?
- Версия Эвелины подходит
- Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
- А если не изменилось? |
ПРИЁМ варианта неполного произведения (исключение записки Мишки)
Понимание авторской позиции (не путать с своей).
Анализ заголовка (использование автором юмора)
Учитель анализирует записи на листочках для выявления прироста (как повысился уровень понимания текста).
|
ПРИЁМЫ
1. Определение темы, сюжета. Озаглавливание
2. Определение жанра
3. Выдвижение версий
4. Позиции действующих лиц (авторская позиция)
5. Чтение варианта неполного произведения (с исключением какой-либо части)
На странице приведен фрагмент.
Автор: Альфина Римовна Ахметова
→ alyaval 20.08.2013 0 2338 520 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.