Слайд 1
Разработка урока литературного чтения на тему:
Нравственные качества героя в русской народной
сказке «Заяц-хваста»
2 класс
Шутёмова Елена Витальевна
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №1
г. Кунгур Пермский край
Л.
Пантелеев
В.Горбовский В.Чаплина Русский
народ «Розовый
слон» «Две
лягушки»
«Заяц-хваста» «Мушка» сказка сказка рассказ стихотворение
|
||||||||||||||||||||||||
Л.
Пантелеев
В.Горбовский В.Чаплина Русский
народ «Розовый
слон» «Две
лягушки»
«Заяц-хваста» «Мушка» сказка сказка рассказ стихотворение
|
||||||||||||||||||||||||
Л.
Пантелеев
В.Горбовский В.Чаплина Русский
народ «Розовый
слон» «Две
лягушки»
«Заяц-хваста» «Мушка» сказка сказка рассказ стихотворение
|
||||||||||||||||||||||||
Л.
Пантелеев
В.Горбовский В.Чаплина Русский
народ «Розовый
слон» «Две
лягушки»
«Заяц-хваста» «Мушка» сказка сказка рассказ стихотворение
|
Имя |
|
Имя |
|
Место жительства |
|
Место жительства |
|
Время года |
|
Время года |
|
Внешний вид |
|
Внешний вид |
|
Друзья |
|
Друзья |
|
Враги |
|
Враги |
|
Поступки |
|
Поступки |
|
Характер (подчеркни нужный вариант) |
Везучий, хвастливый, ленивый, честный, грубый, удачливый, храбрый, догадливый, добрый, злой, трусливый, болтливый, заботливый. |
Характер (подчеркни нужный вариант) |
Везучий, хвастливый, ленивый, честный, грубый, удачливый, храбрый, догадливый, добрый, злой, трусливый, болтливый, заботливый. |
жадный |
умный |
весёлый |
хитрый |
трусливый |
сильный |
смелый |
ловкий |
глупый |
несчастный |
осторожный |
проворный |
ленивый |
любопытный |
неуклюжий |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г. Кунгура
Литература
Разработка урока литературного чтения на тему:
Нравственные качества героя в русской народной сказке «Заяц-хваста»
2 класс
Выполнил:
учитель начальных классов
Шутёмова Елена Витальевна
Первая квалификационная категория
г. Кунгур
2014 г.
Тема урока: нравственные качества героя в русской народной сказке «Заяц-хваста».
Учитель: Шутёмова Елена Витальевна
Предмет: литературное чтение.
УМК: «Гармония»
Учебник: Кубасова О.В. «Любимые страницы», 2 класс.
Продолжительность: 30 минут.
Цель урока: Знакомство с русской народной сказкой «Заяц-хваста».
Задачи урока:
1. Образовательный аспект. Создать условия для формирования полноценного навыка чтения, умения самостоятельно работать с текстом, умения работать в статичной паре, в статичной группе (в группе постоянного состава.
2. Развивающий аспект. Создать условия для развития устной связной речи учащихся, умения анализировать художественное произведение, умения анализировать характер героя с опорой на план, умения давать героям оценку, умения воссоздавать прочитанное, умения раскрывать причинно-следственные связи.
3. Воспитательный аспект. Создать условия для привлечения внимания учащихся к главной идее сказки: добро всегда добром возвращается.
Создать условия для воспитания храбрости, взаимопомощи через раскрытие глубокого нравственного понимания смысла произведения.
Оборудование: компьютерная презентация, учебник, выставка книг, карточки описания героя, карточки с заданиями (игра «Бюро находок», досье), текст сказки, удостоверения для рефлексии.
Ι Организационный момент. Психологический настрой учащихся. – Доброе утро! Рады слышать мы звонок, Начинается урок! Интересно нам читать, Думать, спорить, размышлять! – Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
Артикуляционная гимнастика. – Я предлагаю настроить речевой аппарат. Ать - ать - ать – много будем мы читать. Ания- ания – проверяем знания. Лю-лю-лю – сказки очень я люблю. Гу-гу-гу – всегда другу помогу. – Кто любит сказки? – Среди вас есть помощники? – А вы знаете, кто такие сыщики? – Чем занимаются сыщики?
|
Слайд |
||||||||||||
ΙΙ Актуализация знаний. – Проверим, кто из вас готов стать сыщиком? Проведём первое расследование. – Мне нужна ваша помощь.
Игра «Бюро находок». – Внимательно прочитайте слова в каждом столбике. – Что могут обозначать эти слова?
– Установите соответствие между словами трёх столбиков. – Кто может выполнить это задание самостоятельно – приступайте к работе. А остальным поможет содержание в конце учебника. – Проверим, как вы справились с расследованием. – Вы хорошо справились с заданием, я принимаю вас в сыщики.
|
карточки
Слайд
Учебник с. 189
Слайд |
||||||||||||
ΙΙΙ Постановка учебной задачи. – Исключите уже изученные произведения и сформулируйте тему урока. – Русская народная сказка «Заяц-хваста». – В жизни нет такого предмета, природа которого не давала бы зацепки для сказки. Вот и заяц часто является героем сказок.
|
Слайд |
||||||||||||
IV Переход к теме. – Какие сказки с участием зайца вы знаете? «У страха глаза велики» р.н.с. «Заюшкина избушка» р.н.с. «Жалобы зайки» К.Д. Ушинский «Лиса и заяц» р.н.с. «Колобок» р.н.с. «Теремок» р.н.с.
Загадка. Длинноухий очень ловко По утрам грызет морковку. Он от волка и лисы Быстро прячется в кусты. Кто такой он, этот серый, Что несется кувырком? Летом сер, зимою - белый, Он, скажите, вам знаком?
– Что вам помогло отгадать загадку? – Что вы знаете о зайце? – Какой по характеру обычно бывает заяц? – Прочитайте слова и выберите те, которые присущи характеру зайца. Объясните свой выбор. (Жадный, весёлый, трусливый, сильный, смелый, ловкий, глупый, несчастный, осторожный, проворный, любопытный, неуклюжий).
– Ну, что юные сыщики, вы готовы к новым испытаниям. – Иногда авторы меняют в своих произведениях привычный характер героя. – Сегодня мы прочитаем русскую народную сказку «Заяц-хваста» и проведём расследование. Соберём о зайце как можно больше информации. – Но прежде чем мы займёмся поиском, нам необходимо проверить свою физическую форму.
Физкультминутка. Шагаем на носочках, чтобы нас никто не обнаружил. Тянемся, чтобы достать с верхней полки важный пакет. Спрятались в густую траву. Высоко подняв ноги, перешагиваем через ловушки. А теперь проверим, какие вы внимательные.
|
Слайд Выставка книг
Слайд Фото зайцев
Доска Карточки |
||||||||||||
V Решение учебной задачи. Словарная работа. – В тексте встретятся слова, давайте уточним их значение. – Кто такой хваста? Хваста – тот, кто хвастается. Хвастовство – неумеренное восхваление своих достоинств. Крестьянин – сельский житель. Гумно – площадка для молотьбы сжатого хлеба. Кокорина – нижняя часть хвойного дерева.
Первичное чтение сказки учителем.
Анализ характера героя. – Где жил заяц? – Чем занимался? – С кем общался? – Почему хвастался заяц? ( Он хотел быть большим, сильным, чтобы его все боялись.) – Как он хвастался? Зачитайте. – Кто проучил зайца? –Как вы думаете, перестал он хвастать? –Какой поступок совершил герой сказки? –Как поблагодарила ворона зайца? Зачитайте.
Исследовательская работа. – Какой в этой сказке заяц? – Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вновь поработать сыщиками. – Сейчас вы внимательно прочитаете сказку и составите досье на нашего зайца. – Что такое досье? (Сбор информации о ком-то или о чём-то.) – Будем собирать информацию на героя сказки по плану: Имя___________________________ Место жительства_______________ Время года_____________________ Внешний вид___________________ Друзья_________________________ Враги__________________________ Поступки_______________________ Характер (подчеркни нужный вариант): везучий, хвастливый, ленивый, честный, грубый, удачливый, храбрый, догадливый, добрый, злой, трусливый, болтливый, заботливый.)
– Сказка перенесена из учебника на лист бумаги. Читая её, вы будете в тексте отмечать красным карандашом ответы и записывать их в досье.
Проверка результатов работы. – Какое досье у вас получилось? Зачитайте. – Какие черты характера осуждаются в сказке? (Хвастовство) – А какие поощряются? (Храбрость, взаимопомощь) – Для чего мы составили досье на героя? (Чтобы его лучше узнать и понять).
|
Слайд
Учебник (с. 51-52)
Слайд Слайд Досье
Текст сказки
|
||||||||||||
VI Итог урока. Рефлексия. – С каким литературным произведением мы познакомились сегодня? – Что вы можете сказать о герое этой сказки? – Какое важное открытие мы сделали, прочитав эту сказку?
– К советам нужно прислушиваться. Доброе дело сделало зайца смелым. – Какая пословица наиболее удачно подходит к содержанию сказки? Одна голова хорошо, а две лучше. Сам погибай, а товарища выручай. Семеро одного не ждут. Добро всегда добром возвращается. – Какая пословица подходит к нашей работе на уроке. – Вы все хорошо поработали и за работу получаете удостоверения настоящих сыщиков.
– Вам необходимо раскрасить печать. Красным – отличная работа. Зелёным – успешная работа. – Поблагодарите друг друга за работу. Урок окончен. Всем спасибо за работу.
|
Слайд
Удостоверение |
Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо – приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать. Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать: – У меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи – я никого не боюсь. Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвáсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался: – Тетка ворона, я больше не буду хвастать! – А как ты хвастал? – А у меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи. Вот она его маленько и потрепала: – Более не хвастай! Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел. «Как бы вороне помочь?» Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону – да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел. Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему: – Вот ты молодец, не хвáста, а храбрец! |
Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо – приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать. Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать: – У меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи – я никого не боюсь. Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвáсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался: – Тетка ворона, я больше не буду хвастать! – А как ты хвастал? – А у меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи. Вот она его маленько и потрепала: – Более не хвастай! Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел. «Как бы вороне помочь?» Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону – да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел. Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему: – Вот ты молодец, не хвáста, а храбрец! |
фото
выдано настоящему сыщику ___________________________
08.02.2011г.
«Учитель года 2011» |
фото
выдано настоящему сыщику ___________________________
08.02.2011г.
«Учитель года 2011» |
фото
выдано настоящему сыщику ___________________________
08.02.2011г.
«Учитель года 2011» |
фото
выдано настоящему сыщику ___________________________
08.02.2011г.
«Учитель года 2011» |
фото
выдано настоящему сыщику ___________________________
08.02.2011г.
«Учитель года 2011» |
фото
выдано настоящему сыщику ___________________________
08.02.2011г.
«Учитель года 2011» |
фото
выдано настоящему сыщику ___________________________
08.02.2011г.
«Учитель года 2011» |
фото
выдано настоящему сыщику ___________________________
08.02.2011г.
«Учитель года 2011» |
Автор: Шутёмова Елена Витальевна
→ Lenochka70 29.01.2014 0 5088 516 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.