Урока + презентация по чтению по теме "Звук[ж], буква ж", 1 класс


Методическая разработка урока

чтения


Автор: Остроухова Римма Александровна учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Бийск Алтайский край

Предмет: чтение

Программа: Школа 2100

Класс: первый

Тема: Звук [ж]. Буква ж

Данный урок семьдесят третий в системе уроков по предмету, первый по данной теме.

Тип урока: открытие новых знаний

Цели:

  • Познавательные: создать условия для ознакомления с новым звуком “ж” и буквой, которой он обозначается; рассмотреть особенности нового звука;

  • Развивающие: содействовать развитию фонематического слуха; познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти и внимания; развитию речи;

  • Воспитательные: способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы и приёмы: создание ситуации успеха; методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод, проблемный метод.

Средства обучения: мультимедиапроектор, интерактивная доска SMART Board,

Учебные пособия:

  • Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина «Азбука», 1 класс (учебник), Москва, издательство «Баласс», 2007


Ход урока


I ЭТАП: Организационный

Задачи этапа: подготовка учащихся к работе (мотивация); создание положительной эмоциональной атмосферы.


Содержание деятельности:

1. Организация начала урока

а) Считалочка:

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.

Улыбнулись, подтянулись,

Друг на друга посмотрели

И спокойно, тихо сели.

б) Слова учителя (к классу):

- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!


II ЭТАП: Актуализация опорных знаний.

Задачи этапа: актуализация знаний, необходимых для усвоения новых знаний.


Содержание деятельности:

1. Артикуляционная гимнастика (1 страница)

а) Для губ:

- “ребята-лягушата”

Тянуть губки прямо к ушкам – очень нравится лягушкам,

Улыбаются, смеются, а глаза у них как блюдца.

- “ребята-слонята”

Подражаю я слону, губки хоботком тяну.

б) Для языка:

В этом домике, дружок, живет веселый язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка и немножко шалунишка

- Вот он вышел погулять, на крылечке загорать (язык лежит на нижней губе)

“Лопата” - язык лопатой положи и немного удержи,

Он тихонечко лежит и нисколько не дрожит.

- Вот подул легкий ветерок, и язычок поежился (язык “стрелочкой”), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть).


2. Чтение учителем стихотворения К. Бальмонта “Снежинка” под музыку.

Светло-пушистая

Снежинка белая.

Какая чистая!

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится

Не ввысь лазурную,

На землю просится.


Под ветром веющим

Дрожит, взметается,

На нём, лелеющем,

Светло качается.


Его качелями

Она утешена,

С его метелями

Кружится бешено.


Но вот кончается

Дорога дальняя,

Земли касается

Звезда кристальная.


Лежит пушистая

Снежинка смелая.

Какая чистая!

Какая белая!


- Какое настроение у вас вызвало это стихотворение? (Радостное, чудесное, прекрасное, светлое).

- С этим прекрасным настроением начнём наш урок. Кто главная героиня стихотворения? (Снежинка).

- Сегодня на снежинках прилетели наши друзья “звуковички” (2 страница).


1 – с, х. 2 – ш. 3 - ?


- Назови имена всех “звуковичков”. Расскажи, что их объединяет? (Это буквы, обозначающие звуки согласные, глухие).

- Обсудите в паре, по какому признаку они распределились на группы? (Буквы “с”, “х” обозначают два звука, а буква “ш” только один звук).

- Что заметили необычного? (Прилетел “звуковичок” без имени).

- Этот “звуковичок” пока не знает, в какую группу ему присоединиться. Мы должны помочь ему в этом. Согласны? (Да, мы поможем “звуковичку” найти свою группу).

- А помогут нам снежинки, на которых прилетели “звуковички”.


III ЭТАП: Формулирование темы и цели.

Задачи этапа: обеспечение понимания учащимися цели учебно-познавательной деятельности.



Содержание деятельности:

1. Определение нового звука в слове. Формулирование темы и цели на урок.

- Проговорите слово “снежинка” про себя. Найдите в нём звук, с которым мы ещё не знакомы. Произнесите его (“ж”).

- Сформулируйте тему урока, закончив предложение, записанное на доске. (Звук…(“ж”) и буква, которая его обозначает). (3 страница)

- Отталкиваясь от темы и опираясь на начало предложений, записанных на доске, сформулируйте цели урока:

Познакомиться со … звуком “ж”;

Учиться отличать … звук “ж” от других звуков;

Учиться читать … слоги и слова с новой буквой.


IV ЭТАП: “Открытие” новых знаний. Знакомство с новым звуком.

Задачи этапа: обеспечить открытие и усвоение учащимися новых знаний о звуке [ж] и букве, которая его обозначает.


Содержание деятельности:

1. Выделение нового звука из слова «Снежинки». Наблюдение за звуком.

- Что нужно узнать о звуке? (Согласный он или гласный; если согласный, то твёрдый или мягкий; звонкий или глухой). (4 страница)

- Перед нами открывается « Мастерская слова». Измените слово “снежинки” так, чтобы оно обозначало один предмет. Какое слово получилось? (Снежинка).

- Что такое снежинка? (Очень маленькая снежная частичка).

- Хотите знать, как образуются снежинки? Невидимые водяные пары поднимаются высоко в небо, где царит сильный холод. Там пары превращаются в крохотные кристаллики льда. Льдинки растут, увеличиваются их лучики, и постепенно они становятся красивыми снежинками. Когда же они становятся достаточно тяжёлыми, то падают вниз. Весит снежинка около миллиграмма.

В природе, наверное, нет двух совершенно одинаковых снежинок. Каждая снежинка, падая на землю, проходит через слои воздуха, отличающиеся влажностью, температурой, загрязнением и другими параметрами. Поэтому среди миллионов снежинок вряд ли можно найти две совершенно одинаковые.

- Произнесите слово “снежинка”, выделяя новый звук. Назовите этот звук. Понаблюдайте за его произношением в зеркало.

- В каком положении находятся губы?

- В каком положений находятся зубы – сомкнуты или раскрыты?

- Где находится кончик языка? (Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов). Что напоминает язычок? (Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки).

- Обсудите в паре, какой это звук и почему.

Вывод: Звук “ж” согласный, потому что воздух встречает преграду.

- Красавица снежинка нежная и мягкая. А вот слов, где бы наш новый звук был мягким, мне не удалось найти. Придумайте вы такие слова, чётко интонируя звук.

Дети называют разные слова с новым звуком.

- Смогли ли вы придумать слова с мягким звуком? (Нет).

- Какой можно сделать вывод?

Вывод: Звук “ж” всегда твёрдый.

- Возьмите волшебные наушники. Произнесите звук. Какой он: звонкий или глухой? Почему?

Вывод: Звук «ж» звонкий, потому что произносим его голосом и шумом.



2. Оденем звуковичка. (5 страница)

- Оденем “звуковичка” на снежинке. Сколько башмачков наденем? Почему один? Какой? (Башмачок один – синий, потому что звук “ж” согласный и твёрдый).

- Какая шляпка ему нужна? Почему? (Шляпка – жёлтый колокольчик, потому что звук “ж” звонкий).


3. Составление схемы слова. (6 страница)

- Составьте схему слова “снежинки” на парте, а один человек у доски.

Дети составляют схему слова “снежинки”. Сверяют со схемой на доске.

- Подведём итог первой части урока. Дайте полную характеристику звуку “ж”.

Вывод: Звук “ж” согласный, твёрдый, звонкий.


4. Физминутка. (7 страница)

- Мы сейчас отправимся в зимний лес, где настоящих снежинок видимо-невидимо. Нам понадобиться полезный предмет, чтобы не провалиться в снег. Какой это предмет и почему именно он нужен сегодня на уроке?

(Это лыжи, потому что в этом слове есть звук “ж”).

- Мы – лыжники. Проходя по лесу, мы будем останавливаться возле тех предметов, в названиях которых, есть звук “ж”. Если нового звука не услышим, то едем дальше.

Медвежата, лиса, ёжик, подснежник, дятел, снежок, берёзка, осинка, кедр.

(Дети изображают движение на лыжах.)

- Какой звук нужно было услышать? Дайте ему характеристику. (Звук “ж” согласный, твёрдый, звонкий).


5. Знакомство с новой буквой. (8 страница)

- Пока мы гуляли по лесу, в окошко влетел ветер и перепутал все буквы, но в нашем классе есть предмет, на который похожа буква, обозначающая звук “ж”. Он поможет отыскать нам новую букву. На что же она похожа? (На снежинку).

- Найдите её и похлопайте ей. Д, Х, З, Б, Ж. Как она называется?

Стала снежинка буквою “Ж”.

Солнце её не растопит уже.

- Выложите букву “ж” из палочек. Дайте имя “звуковичку”. (5 страница)

- Расскажите, что узнали о новой букве. Найдите её в Азбуке.


6. Чтение слогов в Азбуке.

- С какими гласными дружит буква “ж”? Как будем читать её? Почему? (“Ж” дружит с гласными “а”, “у”, “о”, “и”, “е”).

- Прочти слоги самостоятельно; хором. На какие слоги надо обратить внимание? Почему? (Жи, же, жё).

- Это традиционное написание. Буква ж – капризная, ленивая, обозначает только один звук. Характер у неё испортился, поссорилась с гласными э, ы, я, ю. Они отказались стоять после “ж”. Как назовём эти сочетания букв? (“Опасные”).

- Какая буква сигнал опасности? Какая буква – опасное место? Сформулируй правила правописания.

Жи пиши с гласной и, же – с гласной е.

- Вспомни другие “опасные” сочетания, похожие на эти. (Ши пиши с гласной и, ше - с гласной е).

- Найди в “Азбуке” слоги, записанные в обратном порядке. Прочти самостоятельно; хором; как говорим. Что заметили? Что произошло с последним звуком? Какое ещё открытие можно сделать?

Вывод: Ж – Ш парные.

- И ещё один секрет. Как мы называем звук “ш” в зависимости от произношения? (Шипящий).

- Звуки “ж” и “ш” так сдружились, что оба носят это название. В какую же группу присоединится “звуковичок”? Почему? (К “звуковичку” “ш”, так как у них много общего).

Вывод: Ж – Ш шипящие


- Прочтите буквосочетания самостоятельно (9 страница)


жан

жлек

жур

жмас

жис

жмур

жол

жмыр

жес

жсиа


Виды чтения: 1 столбик: снизу вверх – с уменьшением голоса, сверху вниз – с усилением;

2 столбик: “снежный ком”.

Обобщение: - Что объединяет буквосочетания? Расскажите о букве “ж”.


7. Физминутка. Танец снежинок.


V ЭТАП: Первичное закрепление знаний.

Задачи этапа: провести анализ и дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.


Содержание деятельности:

1. Чтение слов

- Прочтите слова, из которых составлена снежинка “за ведущим”. (10 страница)

снежок

снеговик

снежный

снежинка

подснежник

заснеженный

2. Выборочное чтение

- Прочтите слово к схеме. Докажи. Как определить количество слогов? (снеговик).

- Прочти название первого весеннего цветка. (Подснежник).

- Прочти слово, в котором звуков меньше, чем букв. Сколько букв, звуков? Почему? (Заснеженный, так как удвоенный согласный обозначает один звук).

- Прочти слово с “опасным” сочетанием. Расскажи правило. (Снежинка).

- Прочти слово – название снега, но ласково. Какая часть слова придаёт уменьшительно-ласкательное значение? Назови суффикс. (Снежок. Суффикс “ок”).

- Прочти слово, которое не читали. (Снежный).

- Что ещё можно сказать о словах? (Они однокоренные).


3. Игра «Вставь букву» (11 страница)

- Сформулируйте задание: (Нужно вставить букву в слово).

не_ная _мётся отва_ная подви_ная

бе_ит дви_ется ло_ится кру_ится

белосне_ная

- Какую букву вставим в каждое слово? (Нежная, жмётся, отважная, подвижная, бежит, движется, ложится, кружится, белоснежная).

5. Самостоятельная работа в группах.

-Выполните задания по группам.

а) группа 1(дети, которые читают по слогам).

- Разделите слова на две группы. (12 страница)

(Дети на доске слова расставляют в 2 столбика: глаголы и имена прилагательные).

- Прочтите слова, которые обозначают действия снежинки, т.е. что она делает?

- Прочтите слова, которые говорят о признаках снежинки, т. е. какая она?


б) группа 2 (дети, которые читают словами).

- Снежинка наша не только красавица. Это очень интересное явление природы. Чем интересны снежинки, можно узнать из текста. Прочтите его.

Снежинки не всегда бывают белыми. Бывали случаи, когда на земле выпадали снежинки красные, синего и жёлтого цвета. Происходило это из-за присутствия пыльцы, которая находилась в воздухе перед тем, как начал падать снежок.

По снежинкам можно предсказывать погоду. Если на землю падают маленькие снежинки, будет холодно. Если падают большие снежинки, будет тепло.


- Что интересного узнали о снежинках? Какого цвета могут быть снежинки? От чего это происходит? Как по снежинкам можно определить погоду? Прочти слова с новой буквой. Расскажите про букву “ж”.


VI ЭТАП: Итог урока

Задачи этапа: провести анализ и дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.


1. Игра «Ворота открытий»

- Какие открытия сделал на уроке?

- Вернёмся к нашим целям. Как вы считаете, смогли ли мы реализовать все цели?

- С кем ещё может дружить буква “ж”?

Эта буква широка и похожа на жука.

И при этом точно жук

Издаёт жужжащий звук.


VII ЭТАП: Домашнее задание.

Задачи этапа: мотивировать детей на поисковую работу, чтение.

- Если хотите узнать что-то интересное о жуке и его друзьях, найдите и прочтите в Азбуке, в других книгах и журналах. Расскажите нам на следующем уроке, что интересного вы узнали о них.



Литература:


1. Азбука: для 1 класса четырёхлетней начальной школы / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина – Москва, издательство «Баласс», 2007 – 192с.

2. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 23003. – 240с.

3. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. - 448 с.


Полный текст материала Урока + презентация по чтению по теме "Звук[ж], буква ж", 1 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Остроухова Римма Александровна  Rimma11
21.02.2010 1 50575 7999

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК