Урок по литературному чтению по произведению В. Даля "Старик-годовик"; 2 класс


Открытый урок по литературному чтению во 2 классе

по теме: В.Даль « Старик – годовик».


Учитель начальных классов Тютрюмова А.А.


.Данный урок разработан и проведён с целью демонстрации опыта работы по применению деятельностных технологий в начальной школе по образовательной системе «Развивающегося обучения» во 2 классе, авторы учебника по литературному чтению Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А.


Цель урока:

- Формирование целостного представления о годичном круге на примере сказки – загадки В. Даля «Старик – годовик»;

- Знакомство с творчеством В.Даля;

- Развитие умения анализировать текст.

Задачи:

- Пополнять словарный запас детей; учить работать в группе;

- Отрабатывать навык анализа текста;

- Формировать познавательный интерес;

- Развивать речь;

- Способствовать здоровьесбережению детей;

- Соблюдать гигиенические требования к уроку;

Тип урока: ознакомление с новой темой.

План урока:

1.Орг.момент.

2. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока.

3.Физкультминутка.

4.Работа по новой теме.

5.Рефлексия.

6. Домашнее задание.

Оборудование для урока:

Демонстрационный материал: портрет В.Даля, толковый словарь В.Даля, книги с произведениями В.Даля, иллюстрации с изображением времён года.

Раздаточный материал: карточки с заданиями для групп, карточки с алфавитом, карточки с правилами работы в группе.


Ход урока:

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

2.Подготовка к восприятию. Постановка цели урока.

Класс делится на 5 групп. Повторение правил работы в группе. ( слайд № 3)

Распределение обязанностей в группе.

- Каждая группа получает карточку с заданием, вам нужно определить к какому жанру литературы относится данное произведение .

1 карточка.

Матушкой – зимой.

В белом саване,

А матушкой – весной

В цветном платьице.(Земля.)

2 карточка.

- Ох! Медведище меня чуть не задавил!

Внучка плачет.

- Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!

Курочка на печке кудахчет:

- Ко-ко-ко ! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!

А мышка из-под печки пищит :

- Котище – то какой усатый! Вот страху я натерпелась!

(Русская народная сказка «У страха глаза велики».)

3 карточка.

Потом она пошла домой и посадила ячменное зёрнышко в цветочный горшок. Только она его посадила, зёрнышко сразу дало росток, а из ростка вырос большой чудесный цветок, совсем как тюльпан. Но лепестки цветка были плотно сжаты , точно у нераспустившегося бутона.

( Х.-К. Андерсен. «Дюймовочка».)

4 карточка.

Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мама пришла – молочка принесла.

Бежит молочко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка – во сыру землю !

( Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».)

5 карточка.

Без крыльев летят,

Без ног идут,

Без паруса плывут. (Облака.)

Каждая группа показывает свою готовность. Заслушиваются произведения и ответы ребят.

- На какие группы можно разбить данные произведения?( Сказки и загадки .)

- А может быть такое, что одно произведение одновременно является и сказкой, и загадкой.

(Заслушиваются ответы ребят.)

- Нам предстоит раскрыть этот литературный секрет, а поможет нам в этом литературное произведение, название которого зашифровано на доске. Группа , которая расшифрует, поднимает руки.

19, 20, 1, 18, 10, 12 – 4, 16, 5, 16, 3, 10, 12.( Старик –годовик.) ( слайд № 4)

Если дети затрудняются , то учитель даёт подсказку: вспомните порядок букв в алфавите.

- Предположите, о чём будет произведение. Подсказка на доске.

Что вы видите?(На доске иллюстрации с изображением времён года.) Заслушиваются ответы ребят.

- Это произведение написал В.И.Даль. На доске написаны автор произведения и название. На экране портрет В.Даля. ( слайд № 5)

Учитель рассказывает детям об авторе и демонстрирует книги с его произведениями. (слайды № 6-9)

3. Физкультминутка.

4.Работа по новой теме.

Первичное знакомство с произведением.

(Чтение произведения учителем.)

- О чём это произведение? Кто главный герой?

Прочитайте в группах произведение ещё раз и ответьте:

- Сколько частей в тексте?(5)

Определение границ каждой части.

- Каждая группа читает свою часть, определяет о чём в ней говорится ( о каком времени года), доказывает правильность ответа ( словами из текста).

Обсуждение содержания.( Выступление групп.)

Дополнительные вопросы каждой группе:

1гр. Назовите зимние месяцы по порядку. Какие ещё признаки зимы вам известны?

2 гр.Перечислите весенние месяцы по порядку. Какие ещё признаки весны вы знаете?

3гр. Перечислите летние месяцы по порядку.

4гр.Перечислите по порядку осенние месяцы. Назовите признаки осени.

5гр. Перечислите названия дней недели. А знаете ли вы, почему так названы дни недели?

- 1-й день –понедельник- его назвали так потому, что он шёл сразу после «недели», а неделей в прежние времена называли выходной день.

- 2-й день- вторник – это второй день недели.

- 3-й день- среда- середина недели.

- 4-й день- четверг- это четвёртый день недели.

- 5-й день- пятница- пятый день недели, «пятница- опрятница»; в этот день хорошо навести в своём доме порядок и помыться, приготовиться к выходным дням.

- 6-й день-суббота- это слово пришло к нам из далёкой страны, день отдыха у еврейского народа приходится не на воскресенье, а на субботу. Такой день по- еврейски называется «шаббат». В русском языке это слово прижилось и превратилось в субботу.

- 7-й день- воскресенье- раньше его называли неделей, т.к. в этот день, согласно Библии, воскрес из мёртвых Иисус Христос.

- Мы разгадали загадки? А что же в этом произведении сказочного?

( Сам герой – старик-годовик.)

- Каким вы его представляете? Рассмотрите иллюстрации. Что видите? Какие тройки птиц изобразил художник? ( Лето и зима.)

Почему? ( У древних славян год распадался на две половины – летнюю и зимнюю- и начинался с первого весеннего месяца марта.

Считалось, что именно с этой поры природа пробуждается от зимнего сна к жизни.

5. Рефлексия.

- В чём же секрет этого произведения? (Произведение одновременно является и сказкой, и загадкой.)

- Что вам больше всего понравилось на уроке? Что нового для себя вы узнали?

6.Домашнее задание.

- 1.Прочитать произведение ещё раз. По желанию нарисовать старика – годовика, как вы его себе представляете.

2.Подобрать пословицы о временах года из сборника В. Даля.


Слайд 1
Владимир Иванович Даль «Старик – годовик»
Слайд 2
.Цель урока: Формирование целостного представления о годичном круге на примере сказки – загадки В. Даля «Старик – годовик»; - Знакомство с творчеством В.Даля; - Развитие умения анализировать текст.
Слайд 3
Правила работы в группе: Понять задание и подумать о решении самостоятельно. Выслушать мнение каждого. Найти общее решение. Выбрать выступающего.
Слайд 4
19, 20, 1, 18, 10, 12 – 4, 16, 5, 16, 3, 10, 12 «Старик – годовик»
Слайд 5
Владимир Иванович Даль
Слайд 6
• • • • • • Владимир Иванович Даль (10 [22] ноября 1801 — 22 сентября [4 октября] 1872) — русский учёный и писатель. Прославился как автор «Толкового словаря живого великорусского языка». Член-корреспондент Петербургской академии наук по физикоматематическому отделению (избран 21 декабря 1838 года за естественно-научные труды), почётный член Академии по Отделению естественных наук (1863 год). При слиянии Петербургской академии с Российской Владимира Даля перевели в Отделение русского языка и словесности. Владимир Даль писал Я. К. Гроту: Один из двенадцати членов-учредителей Русского географического общества, которое присудило ему Константиновскую медаль за «Толковый словарь живого великорусского языка». Знал, по меньшей мере, 12 языков, понимал тюркские языки, считается одним из первых тюркологов. Этнограф, собиратель фольклора. Собранные песни отдал Киреевскому, сказки — Афанасьеву. Богатое, лучшее в то время собрание лубочных картин Даля поступило в Имп. публ. библиотеку и вошло впоследствии в издания Ровинского. Умер Даль в Москве 22 сентября [4 октября] 1872. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Слайд 7
Семья Владимир Даль родился в местечке Луганский завод (ныне Луганск) Екатеринославского наместничества 10 (22) ноября 1801 года в семье лекаря горного ведомства[ Ивана Матвеевича Даля и Марии Христофоровны Даль (урождённая Фрейтаг). Его отец, датчанин Johan Christian von Dahl (1764 — 21 октября 1821), принял российское подданство вместе с русским именем Иван Матвеевич Даль в 1799 году. Он знал немецкий, английский, французский, русский, идиш, латынь, греческий и древнееврейский язык, был богословом и медиком. Известность его как лингвиста достигла императрицы Екатерины II, которая вызвала его в Петербург на должность придворного библиотекаря. Иоанн Мария Даль свободно владела пятью языками. Бабушка по материнской линии Владимира Ивановича — Мария Ивановна Фрейтаг — происходила из рода французских гугенотов де Мальи, занималась русской литературой. Известны её переводы на русский язык С. Геснера и А. В. Иффланда. Дед Христофор Фрайтаг — коллежский асессор, чиновник ломбарда. Был недоволен филологическим образованием будущего зятя и фактически вынудил его получить медицинское образование, поскольку считал профессию врача одной из немногих «доходных и практических профессий».
Слайд 8
Признание Прославили его как литератора «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый» (1832 год). Ректор Дерптского университета решил пригласить своего бывшего студента, доктора медицины Даля на кафедру русской словесности. При этом книга была принята в качестве диссертации на соискание учёной степени доктора филологии, но она была отклонена в качестве диссертации как неблагонадёжная самим министром просвещения. Тираж данной книги был изъят из продажи. Один из немногих оставшихся экземпляров Даль решил подарить А. С. Пушкину. Жуковский давно обещал их познакомить, но Даль, не дожидаясь его, взял «Сказки…» и пошёл сам — без всяких рекомендаций — представляться Александру Пушкину. Так началось их знакомство. В 1833—1839 вышли в свет «Были и небылицы Казака Луганского». Активно сотрудничал в журнале «Сельское чтение».
Слайд 9
• Толковый словарь живого великорусского языка • Обложка I тома второго издания (1880)«Толковый словарь» — главное детище Даля, труд по которому его знает всякий, кто интересуется русским языком. Когда толковый словарь живого великорусского языка был собран и обработан до буквы «П», Даль решил уйти в отставку и посвятить себя работе над словарём. В 1859 году он поселяется в Москве на Пресне в доме, построенном историографом князем Щербатовым, написавшим «Историю Российского государства». В этом доме прошёл заключительный этап работы над словарём, до сих пор непревзойдённым по своему объёму. Две цитаты, определяющие задачи, которые поставил перед собой Владимир Даль: «Живой народный язык, сберёгший в жизненной свежести дух, который придаёт языку стройность, силу, ясность, целость и красоту, должен послужить источником и сокровищницей для развития образованной русской речи». Великая цель, исполнению которой было отдано 53 года, достигнута В 1861 году за первые выпуски «Словаря» получил константиновскую медаль от Императорского географического общества, в 1868 году выбран в почётные члены Императорской академии наук, а по выходу в свет всего словаря удостоен ломоносовской премии. • •
Слайд 10
Домашнее задание: Прочитать произведение. По желанию нарисовать старика – годовика. Подобрать пословицы о временах года из сборника В.И.Даля.
Слайд 11
Спасибо за работу!
Слайд 12
Prezentacii.com Использованные ресурсы http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D1 %8B%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D0%B4 http://images.yandex.ru /

Полный текст материала Урок по литературному чтению по произведению В. Даля "Старик-годовик"; 2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тютрюмова Александра Анатольевна  Тютрюмова
17.09.2014 2 6833 786

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК