Конспект урока литературного чтения «М. Пляцковский "Сказка про утенка Крячика"»; 1 класс
Конспект раскрывает нравственные ценности человека. Учит доброте, пониманию по отношению к окружающим нас людям. Урок способствует развитию дружеских взаимоотношений между людьми.
Стадии урока
I Стадия вызова (10 мин.)
1. Введение в тему.
- Сегодня на уроке мы поговорим с вами о таком простом и таком сложном понятии как «дружба».
- Что означает для вас слово «дружба»? Пообщайтесь в парах и выскажите свои мысли.
Дети: Дружба - это близкие отношения между людьми, основанные на доверии, привязанности, общих интересах.
- Почему так говорят: «Без друга в жизни туго»?
Дети: Если нет друга, то никто тебе не поможет, не утешит, не развеселит.
- В вашем понимании «настоящий друг» - какой он?
- Постарайтесь из данных слов выбрать только те слова, которые по вашему мнению, характеризуют настоящего друга.
На доске: огорчает советует одобряет
помогает обижает доверяет
Дети в парах обсуждают и записывают качества настоящего друга, исключая лишние слова и добавляя другие.
2. Подготовка к восприятию текста. Постановка учебной задачи.
- Сегодня мы познакомимся со «Сказкой про утёнка Крячика» М. Пляцковского.
На доске даны ключевые слова: утёнок, друг, тёмное пятно, глубокий овраг, помощь, настоящие друзья.
- Предположите, как данные слова будут работать в тексте. Попробуйте сочинить с этими словами сказку.
- О чём будет говориться в сказке?
Дети в парах делают прогноз - сказка будет о дружбе, о настоящих друзьях. Сочиняют и записывают сказку по опорным словам. Затем по желанию зачитывают свои сказки вслух.
II Стадия осмысления (25 мин.)
- Текст сказки читаем с остановками. Во время остановок будем беседовать по прочитанному.
Первая остановка.
- Как вы думаете, почему Крячик зевал?
Дети: Не выспался, скучно одному...
- Возможно следующий отрывок нам это разъяснит. Читаем дальше.
Вторая остановка.
- Подтвердились ли ваши предположения?
Дети: Да (Нет).
- «Плохо быть одному...» - сказал утёнок. А почему плохо? Может вы с ним не согласны?
Дети: Плохо - не с кем играть, общаться, поделиться радостью и горем; некому поведать тайну.
- Как вы думаете, что же это было за тёмное пятно?
Дети: Возможно, лужа, яма.
Третья остановка.
- Подтвердились ли ваши предположения? Сравните их с текстом сказки.
- Что же это было на самом деле?
Дети: Это была тень.
- Изменилось ли настроение Крячика после того, как он обнаружил свою тень? Докажите.
Дети приводят доказательство из текста, подтверждая, что настроение Крячика изменилось, он даже сочинил песенку.
- Кем же стала для утёнка тень?
Дети: Утёнок решил, что это его друг.
- А можно тень считать своим другом? Вы могли бы дружить только с тенью? Что бы это вам дало?
Дети: Тень нельзя считать другом. Она не умеет разговаривать, с ней нельзя играть она ни в чем не поможет.
Четвёртая остановка.
- Какие чувства вызвал у вас этот отрывок? Что вам хотелось бы прокомментировать?
Дети рассказывают о своих чувствах, комментируют наиболее затрагивающие моменты в тексте.
Пятая остановка.
- Как можно охарактеризовать утёнка в этом отрывке?
Дети: Утёнок маленький, несмышлёный...
- Каково его поведение? Изменилось ли настроение?
Дети: утёнок испугался, он в панике, не знает как ему быть.
- Как вы думаете, будет ли спасён утёнок? Если да, то кто это сделает?
Дети: Да, его спасут цыплёнок и козлёнок.
Шестая остановка.
- Кто же помог утёнку?
Дети: козлёнок и цыплёнок помогли утёнку.
- Почему они сделали это? Ведь он их прогнал, обидел.
Дети: Козлёнок и цыплёнок были добрые, они простили его.
- Почему утёнок опустил глаза?
Дети: Ему было стыдно за своё поведение.
- Как вы думаете, изменит ли своё мнение утёнок относительно друга тени?
Дети: Утёнок передумает дружить с тенью. Ведь тень не значит ничего, не поможет, не утешит.
- Как он теперь поступит, когда тень нашлась?
Дети: Утёнок перестанет обращать на неё внимание.
Окончание сказки.
- Подтвердились ли ваши предположения?
Дети сравнивают свои прогнозы с текстом сказки.
III Стадия размышления (рефлексия) (10 мин.)
Итак, Крячик спасён. Давайте представим такую ситуацию: Крячика спасли не цыплёнок и козлёнок, а он выбрался сам, то подружился бы с ними утёнок или нет? Дети высказывают свои предположения по данному поводу. Вероятно, будет несколько вариантов.
- Что же помогло измениться утёнку? Почему он выбрал цыплёнка и козлёнка, а не свою тень?
Дети: Попав в беду, утёнок понял, что жить без друзей очень трудно. Тень не может быть другом, ведь из беды его выручали цыплёнок и козлёнок.
- Какой вывод можно сделать?
Дети: Друзья нужны всем. Ведь настоящий друг всегда придёт на помощь в трудную минуту.
- Вернёмся к нашим записям, которые мы делали в начале урока, расписывая качества настоящего друга.
Что вам хотелось бы добавить в эти записи? Предполагается, что дети добавят качество: умеющий понять, простить.
- Была ли сказка для вас поучительной? В чём заключался её урок?
Дети рассуждают о полученном уроке, выражают мысли своими словами.
- Сказка учит нас добру, пониманию по отношению к окружающим нас людям, умению прощать.
Настоящий друг в беде не бросит, сумеет понять и простить.
- Вспомним сказки, которые вы сочиняли в начале урока. Чья сказка по главной мысли была близка к авторской?
Дети анализируют содержание сказок, называют лучшие.
- А сейчас мы напишем синквейн на тему «Друг».
Дети работают в группах, сочиняют и записывают синквейиы, затем зачитывают их вслух, обмениваются своими идеями с другими учащимися.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Крылова Валентина Викторовна
→ Валентина8386 21.01.2015 0 3845 319 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.