Ролевая игра «Суд над литературным героем» по рассказу Л.И. Давыдычева «Упавшая с неба звезда»
Ролевая игра рекомендована для учащихся 3-4-х классов. Под руководством педагогов ученики смогут примерить на себя серьезные роли и провести свой судебный процесс.
Подготовительный этап:
- Чтение произведения Л.И. Давыдычева «Упавшая с неба звезда».
- Выявление желающих принять участие в игре.
- Ознакомление с процедурой проведения судебного разбирательства. Выбор ролей. (Роли судьи и секретаря педагоги – организаторы суда – оставили за собой, чтобы направить игру в нужное русло).
- Работа с текстом и сбор информации учащимися, исходя из своей роли.
- Встреча с педагогами – организаторами игры – для обсуждения отобранного участниками материала (отдельно с представителями каждой конкретной роли) и выбора костюма или его элементов для своей роли. Рекомендации, советы педагогов.
- Подготовка роликов – видеоматериалов.
- Назначение даты проведения игры.
Действующие лица:
- Судья.
- Секретарь (он же педагог, который говорит вступительное слово).
- Обвиняемый – Эдик Сумкин.
- Потерпевшая сторона – девочка Оля (свидетель обвинения).
- Свидетели обвинения – дедушка Оли Степан Иванович, бабушка Оли Галина Сергеевна.
- Обвинители (3 чел.)
- Адвокаты (3 чел.)
- Свидетели защиты – бабушка Эдика Анастасия Николаевна, соседки Роза Петровна и Мария Ивановна.
- Суд присяжных (12 чел., один из них – старшина присяжных).
Примечание: В ходе работы над произведением и подготовке к самой игре всеми участниками было решено добавить роли, которых не было у автора Л.И. Давыдычева – свидетелей со стороны защиты. Мотивировали это тем, что каждому хочется, чтобы о нем сказали что-то хорошее, тяжело, когда тебя все ругают, и тем самым облегчить положение обвиняемого Эдика. Да и ролей больше, значит, интереснее будет процесс. Всем участникам присвоили имена, чтобы уважительно обращаться во время проведения опроса.
Цель: понимание проблемы произведения, имитация судебного процесса.
Задачи: Учиться подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, развивать умение анализировать текст, воспитывать уважительное отношение к автору произведения и умение слушать и слышать.
Тип занятия: занятие-размышление с использованием художественного текста.
Форма проведения: ролевая игра – суд над литературным героем.
Ожидаемый результат: включение в деятельность всех участников игры, умение показать образ своего героя, донести его точку зрения до оппонентов и других участников данного мероприятия.
Оборудование: текст рассказа «Упавшая с неба звезда», раздаточный материал - протоколы для присяжных, таблички на парты с указанием места размещения участников игры (судья, секретарь, адвокаты, обвинители, присяжные, обвиняемый, свидетели защиты, свидетели обвинения), молоток судьи, папки для судьи и старшины присяжных, рисунки-созвездия для рефлексии (формат А-3): созвездие Удовлетворения, созвездие Надежды, созвездие Сомнения, созвездие Грусти, звезды (на самоклеящейся бумаге), мультимедийная презентация, видеоролики, проектор. Класс – зал суда.
Ход игры
Учащиеся рассаживаются в кабинете, согласно своей роли (обвинитель, защитник, судья, свидетели…). Все слова участников ролевой игры предположительные (примерные).
Педагог: Лев Иванович Давыдычев написал 15 книг. Все произведения писателя немного юмористические, чуть-чуть сатирические, в меру детективные, некоторым образом фантастические. Мы с удовольствием читаем его книги, ведь они на очень простых примерах учат нас жизни.
Сегодня мы остановим наше внимание на одном из рассказов Л.И. Давыдычева - «Упавшая с неба звезда». Нас заинтересовал один из героев – Эдик Сумкин. Попробуем разобраться в его поведении.
Секретарь: Прошу всех встать, суд идет! (входит судья).
Судья: Здравствуйте. Прошу садиться. Судебное заседание считается открытым. (стук молотка). Сегодня, 6 декабря 2017 года, слушается дело Эдика Сумкина из рассказа Л.И. Давыдычева «Упавшая с неба звезда». На суде присутствуют: обвинители, адвокаты, присяжные, свидетели. Имеются ли у сторон отводы по составу суда? У вас, господа адвокаты?
Адвокаты: Нет, Ваша честь, отводов к суду не имеем.
Судья: У вас, господа обвинители?
Обвинители: Нет отводов, Ваша честь.
Судья: Отводов к составу суда не заявлено, слушание дела объявляется открытым. Судебное разбирательство начинается с допроса обвиняемого.
Секретарь: Эдуард Сумкин, встаньте.
Судья: Суд разъясняет вам Ваши права. Вы имеете право: знать, в чем вы обвиняетесь, возражать против обвинения, давать показания по предъявленному вам обвинению, либо отказаться от дачи показаний вообще. Вам понятны ваши права?
Обвиняемый Эдик: Да.
Судья: Присядьте, Эдуард.
Судья: Господа обвинители, в чем состоит ваше обвинение к Эдуарду?
Обвинители: Уважаемый суд, уважаемые присяжные, Эдуард Сумкин обвиняется в нарушении правил поведения, в грубом отношении к маленьким детям и неуважительном отношении к пожилым людям. Он все время ходит злой. Хочет, чтобы его боялись даже волки. Ваша честь, у нас всё.
Судья: Я благодарю вас. Подсудимый, встаньте. Вам понятно обвинение?
Обвиняемый: Понятно.
Судья: Виновным себя признаёте?
Обвиняемый: Нет. Я ни в чём не виноват.
Судья: Присядьте. Уважаемые адвокаты, какова Ваша позиция.
Адвокаты: Ваша честь, мы должны разобраться в том, кто довел нашего подзащитного до такого состояния.
- Мы хотим отметить, что Эдик любит животных, он хочет стать дрессировщиком, поэтому у него и появилось желание, чтобы его боялись волки.
Судья: Объясните, пожалуйста, Эдуард, почему Вы так себя ведете? Действительно ли вы хотите стать дрессировщиком?
Обвиняемый Эдик: Да, хочу. Не знаю, почему так себя веду. Хочу и все.
Судья: Судебное разбирательство продолжается. Господа обвинители, есть ли у вас свидетели со стороны обвинения?
Обвинители: Ваша честь, просим пригласить свидетеля со стороны обвинения, девочку Олю.
Секретарь: Для дачи показаний приглашается Оля.
Судья: Оля, Вы приглашены на судебное заседание по запросу обвинителей и будете допрошены в качестве свидетеля. Предупреждаю Вас об ответственности за дачу ложных показаний. Вам понятно предупреждение суда?
Оля: Да, понятно.
Судья: Расскажите суду, в чем Вы обвиняете Эдика.
Оля: Я хотела, чтобы Эдик был хорошим. А он меня в снег толкнул. Так страшно было. Я вижу, как он хорошо катается на коньках, а я не умею. Я думала, он меня сможет научить. Я с ним здороваюсь, а он мне все время говорит: «Топай, топай отсюда!» Я не хочу, чтобы он был злым. Я даже хотела загадать желание, когда с неба упадет звезда, чтобы Эдик перестал быть злым. Но пока не успеваю, звезды быстро падают.
Адвокаты: Вот видите, уважаемый суд, она сама к нему навязывается, здоровается, начинает разговаривать. А он этого не желает.
Судья: Я затрудняюсь в решении этого вопроса. У обвинителей есть доказательство данного происшествия?
Обвинители: Да, Ваша честь. У нас есть видеозапись, которую мы взяли с видеокамеры магазина. Разрешите приобщить ее к делу?
Судья: Разрешаю. Уважаемый секретарь, продемонстрируйте суду видеозапись.
Секретарь: Да, Ваша честь (демонстрирует ролик, где Эдик толкает Олю в снег).
Судья: Эдик, поясните, пожалуйста, суду, почему вы не хотите разговаривать с девочкой.
Обвиняемый Эдик: Да не хочу я разговаривать с девочкой. Я не люблю девчонок. Тем более она такая малявка.
Обвинители: Вот-вот, он преднамеренно хотел девочек в снег толкать. Ваша честь, просим пригласить свидетеля со стороны обвинения, дедушку девочки Оли.
Секретарь: Степан Иванович, пройдите, пожалуйста, для дачи показаний.
Судья: Степан Иванович, Вы приглашены на судебное заседание по запросу обвинителей и будете допрошены в качестве свидетеля. Предупреждаю Вас об ответственности за дачу ложных показаний. Вам понятно предупреждение суда?
Дедушка Оли: Да, понятно.
Судья: Что Вы можете сказать об Эдике?
Дедушка Оли: Этот мальчик совершенно не умеет себя вести. Он невежливый, грубый. Внучку мою обидел. Даже не посмотрел, что она маленькая. Не слушает, не хочет, чтобы ему помогли. Не может придумать что-то хорошее, столбы пинает.
Адвокаты: Отметьте в своих протоколах, господа присяжные, что Эдик никого не трогал, он пинал столб. Зачем они стали подходить к нему с расспросами? Мы думаем, это тоже нужно записать в протокол. Они первые к нему подошли.
Судья: Поясните, дедушка.
Дедушка Оли: Так ведь помочь хочется. Видно, плохо человеку. А он помощь принять не желает. Даже поговорить отказывается.
Адвокаты: Считаем, что для выяснения причин необходимо дать слово Эдику.
Обвиняемый Эдик: Да чего они лезут все с расспросами? Не хочу ни с кем разговаривать.
Адвокаты: У нас тоже имеется видеозапись, уважаемый суд. Он пинал столб совершенно один. Никого не трогал. Можно приобщить видеозапись к делу?
Судья: Пожалуйста. Уважаемый секретарь, продемонстрируйте суду запись.
Секретарь: Сейчас, ваша честь (включает запись, где Эдик пинает столб).
Адвокаты: Всем видно, что Эдик один, никого рядом нет. Кому же он помешал?
- Он, таким образом, возможно стресс снимал, чтобы никого не трогать. Зачем было ему мешать?
Обвинители: Ваша честь, просим пригласить свидетеля со стороны обвинения, бабушку девочки Оли.
Секретарь: Для дачи показаний приглашается Галина Сергеевна.
Судья: Галина Сергеевна, Вы приглашены на судебное заседание по запросу обвинителей и будете допрошены в качестве свидетеля. Предупреждаю Вас об ответственности за дачу ложных показаний. Вам понятно предупреждение суда?
Бабушка Оли: Да, Ваша честь, понятно.
Судья: Что Вы расскажете суду об Эдике?
Бабушка Оли: Плохой Эдик мальчик. Всех обижает. Его бабушка с ним замучилась совсем. Знаю я его бабушку, мы разговариваем иногда, живем ведь неподалеку. Не слушается совсем. Беда прямо.
- (обращается к Эдику) Пожалел бы бабушку-то!
Обвиняемый Эдик: (бубнит что-то невнятное).
Судья: Пришел ли кто-нибудь из взрослых со стороны обвиняемого.
Адвокаты: Да, Ваша честь. Мы пригласили бабушку Эдика.
Секретарь: Для дачи показаний приглашается бабушка Эдика Анастасия Николаевна.
Судья: Анастасия Николаевна, Вы приглашены на судебное заседание по запросу адвокатов и будете допрошены в качестве свидетеля. Предупреждаю Вас об ответственности за дачу ложных показаний. Вам понятно предупреждение суда?
Бабушка Оли: Да, Ваша честь, понятно.
Судья: Что Вы расскажете суду о своем внуке Эдике?
Бабушка Эдика: Я стараюсь с ним по-хорошему разговаривать. Он ведь все может, только делает все наоборот. Родители-то в командировке, в экспедиции, далеко отсюда, расстраивать их не хочется. Я уж очень всех просила, чтобы родителей не беспокоили. Не знаю, что делать? Может, Вы тут и поможете.
Судья: Что ж, Эдик, бабушку-то не жалеешь?
Обвиняемый Эдик: (бубнит что-то невнятное).
Адвокаты: В зале суда присутствуют свидетели защиты Эдика.
Судья: Пригласите свидетелей защиты.
Секретарь: Просьба свидетелям защиты Розе Петровне и Марии Ивановне занять место для дачи показаний.
Судья: Роза Петровна и Мария Ивановна, Вы приглашены на судебное заседание по запросу адвокатов и будете допрошены в качестве свидетелей. Предупреждаю Вас об ответственности за дачу ложных показаний. Вам понятно предупреждение суда?
Роза Петровна и Мария Ивановна: Да, Ваша честь, понятно.
Судья: Что Вы расскажете суду об Эдике? Слушаем Вас.
Роза Петровна: Я шла из магазина, несла тяжелую сумку, так Эдик помог, да на пятый этаж донес. Может он быть хорошим.
Мария Ивановна: А я белье на балконе весила, да прищепки забыла. Пока за прищепками ходила, простыня-то и улетела. Так Эдик в это время на улице гулял, увидел и принес мне мою простыню. Спасибо ему за это при всех хочу сказать.
Адвокаты: Вот видите, не всегда плохой Эдик, может и хорошие поступки совершать.
Судья: Мы выслушали все стороны. Теперь дадим слово обвиняемому. Эдуард, суд слушает Вас. Вам предоставляется последнее слово.
Обвиняемый Эдик: Я так много сегодня слушал. Так приятно было услышать о себе что-то хорошее. Так стыдно за все плохое. Я постараюсь исправиться.
Судья: Судебное следствие считается законченным (стук молотка). Суд переходит к судебным прениям. Слово предоставляется обвинителям. Пожалуйста.
Обвинители: Мы считаем, что Эдик Сумкин виновен. Он злой, всех обижает, не уважает взрослых. Доказательства мы предоставили в полном объёме. Уважаемые присяжные, теперь только от вас зависит: будет ли Эдик Сумкин наказан или оправдан. Вам решать. Спасибо, Ваша честь. У нас всё.
Судья: Я благодарю Вас. Слово для защиты подсудимого предоставляется Вам, уважаемые адвокаты.
Адвокаты: Уважаемые присяжные, мы считаем, что Эдика Сумкина нужно оправдать и помочь ему измениться.
- Он хочет стать дрессировщиком.
- Эдик помогает соседям.
- Он хорошо умеет кататься на коньках, может заняться хоккеем или научить кого-то кататься.
- Он живет с бабушкой. Сейчас, после случившегося, он будет ее слушаться.
- Скоро приедут его родители, все будет по-другому. Возможно, это протест против отъезда родителей, он не хотел, чтобы они уезжали надолго.
- Своим поведением он хотел привлечь к себе внимание, потому что не мог сделать это по-другому, просто не умел этого делать, не научили.
Судья: Мы выслушали все стороны. Теперь дадим слово обвиняемому. Эдуард, суд слушает Вас. Вам предоставляется последнее слово.
Обвиняемый Эдик: Я так много сегодня слушал. Так приятно было услышать о себе что-то хорошее. Так стыдно за все плохое. Я постараюсь исправиться.
Судья: Уважаемые присяжные заседатели, если у вас нет ко мне вопросов, я предлагаю вам пройти в совещательную комнату для вынесения вердикта по рассматриваемому делу. Пожалуйста, проходите.
Секретарь: Прошу всех встать.
Судья: Объявляется перерыв.
(Присяжные выходят, совещаются.
Адвокаты подходят к Эдику, поправляют одежду, дают рекомендации.)
(Присяжные возвращаются)
Секретарь: Прошу всех встать.
Судья: Старшина, коллегия присяжных заседателей вынесла вердикт по рассматриваемому делу?
Старшина присяжных: Да вынесла, Ваша честь.
Судья: Господа присяжные, огласите суду свое решение.
Присяжные: Доказано ли, что имело место совершения злостных поступков против маленьких детей и пожилых людей? Да. Доказано.
Присяжные: Доказана ли вина Эдуарда Сумкина в совершении этих поступков? Да. Доказана.
Присяжные: Заслуживает ли обвиняемый снисхождения?
Здесь наши мнения разошлись. … человек считают, что Эдуард снисхождения не заслуживает. … человек считают, что заслуживает, так как приведен ряд смягчающих обстоятельств. Мы полагаем, что ему нужно дать время, чтобы осознать свое поведение и встать на путь исправления.
Судья: Так как коллегией присяжных вина Сумкина Эдуарда доказана, суд удаляется для постановления приговора.
Секретарь: Прошу всех встать.
(Судья удаляется. Через минуту возвращается).
Секретарь: Встать! Суд идет!
Судья: Провозглашается приговор. Суд, рассмотрев все обстоятельства данного дела, заслушав показания потерпевшей и свидетелей, в связи с обвинительным вердиктом коллегии присяжных, постановил признать Сумкина Эдуарда виновным в умышленном причинении вреда здоровью Оли, в неуважительном отношении к взрослым людям. Установив так же ряд смягчающих обстоятельств назначить Эдуарду наказание в виде исправительных работ по дому, и, в качестве компенсации, научить Олю кататься на коньках. Обвиняемый, вам понятен приговор суда.
Обвиняемый Эдик: Да, понятен.
Судья: С данного момента приговор вступает в силу. На этом судебное заседание считается закрытым (стук молотка).
Все участники игры снимают негатив с Эдика, обнимают его в тесном кругу.
Рефлексия: Ребята, в рассказе Льва Ивановича Давыдычева звезды падали с неба, мы же соберем их вновь в созвездия. Перед вами четыре созвездия. Если игра доставила чувство удовлетворения – пополните звездами созвездие Удовлетворения, если что-то не получилось, в душе появились какие-то сомнения – прикрепите свою звезду в созвездие Сомнений. Если во время игры либо по ее завершении стало грустно – ваша звезда отправится в созвездие Грусти. Если хочется продолжить это направление или придумать что-то интересное для себя и ребят в дальнейшем – ваша звезда поселится в созвездие Надежды.
Обсуждение игры, ролей. Выяснение, как чувствовали себя участники игры в своей роли. Кем бы хотели побывать в следующий раз, в качестве кого попробовать себя в суде.
Педагоги: Всем спасибо за сотрудничество.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Жуйкова С. Б., Девятерикова З.В.
→ Публикатор 26.02.2018 0 4497 58 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы