Методическая разработка урока обучения грамоте в 1 классе "Разделительный мягкий знак"


Тема: Разделительный мягкий знак

Цели:
Образовательные:
1. Создать условия для формирования понятия «Разделительный мягкий знак».
2. Показать роль разделительного мягкого знака в словах.
3. Совершенствовать технику чтения.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
2. Воспитывать желание учиться и делать открытия.
3. Воспитывать умение слушать других.
Развивающие:
1. Развивать фонематический слух, внимание, память, речь, умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
2. Развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций.
3. Развивать словарный запас.

Ход урока:

I. Орг. момент.

Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.

II. Работа над темой. Повторение опорных знаний.

- Ребята! Сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие, которое позволит сделать нам новые открытия.
- Перед вами шифровка. Она поможет сформулировать тему сегодняшнего урока. Вашим помощником станет алфавит. У каждого на парте лежит карточка с алфавитом. Используя её, определите, что должно стоять на месте вопросительного знака.

1 5 14 30
а д м ?

- Что обозначают цифры? (порядок букв в алфавите)
- Значит, что должно быть на месте вопроса? (буква ь)
- Прочитайте слова с доски.

день
пень
уголь
огонь
- Найдите ь в этих словах. Что можете рассказать об этой букве? (не обозначает звука, показывает мягкость согласных)
- Где может стоять ь в словах? ( в середине и в конце)
- Измените эти слова так, чтобы ь спрятался в середине слова. Читаем хором:
деньки
пеньки
угольки
огоньки
- Что показывает ь в этих словах? (мягкость согласных)
- Сегодня мы узнаем что-то новое об этой букве. И поможет нам в этом – наша помощница Азбука.

III. Работа с учебником. (с. 106)

- Прочитайте слова первого столбика про себя. Читаем хором:
перо – Пьеро
Коля – колья
солю – солью
суди – судьи
полёт - польёт
- По какому признаку разделили эти слова на две группы? (слова с ь и без ь)
- Прочитайте ещё раз хором слова по группам, чётко разделяя слова при произношении.
- Как произносятся слова с ь? ( слово как будто разрывается)
- Между какими буквами стоит ь?
- Значит, он разделяет гласный и согласный, не даёт им сливаться. В этом случае принято называть ь разделительным.

IV. Сообщение темы урока.

- Итак, тема сегодняшнего урока «Разделительный ь».

V. Изучение нового материала. Вводные упражнения.

- Подчеркните в Азбуке в нашем столбике гласные, перед которыми пишется ь.
- Что это за гласные? (е, ё, ю, я, и – гласные второго ряда)
- Какой вывод мы можем сделать: когда пишется разделительный ь?
Вывод: Разделительный ь пишется после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и.

VI. Физ. минутка.

- Сейчас мы немного отдохнём. Впереди у нас путешествие и я хочу проверить, насколько вы внимательны, ведь это качество нам сегодня очень пригодится.
Игра «Делай так».

VII. Применение приобретённых знаний.

- Итак, какое открытие мы сегодня сделали? Когда пишется разделительный ь?
- Отгадайте, на каком виде транспорта мы отправимся в путешествие?
Плывёт белый гусь –
Брюхо деревянное,
Крыло полотняное.
корабль
(на доске рисунок корабля и карточка с этим словом)

- Почему о корабле сказано, как о белом гусе?
- А что это за крыло у корабля?
- Объясните значение «полотняное крыло».
- А почему именно на корабле мы будем путешествовать? Посмотрите на карточку, как это слово связано с нашим уроком? ( есть ь )
- Дайте характеристику, какой в этом слове ь? (показатель мягкости)

( на доске карта путешествия)
- Ну что ж, можно отправляться в наше путешествие. Мы направляемся к острову Мягкого знака. На нашем пути встретятся другие острова, на которых мы сделаем остановки.
- А вот и первый остров. Кто же нас здесь встретит? Об этом мы узнаем, прочитав стихотворение в учебнике.
Целый день лежит тюлень,
И лежать ему не лень.
Жаль, тюленье прилежанье –
Не пример для подражанья.

- Кто нас встречает? (тюлень)
- Найдите в этом стихотворении родственное, однокоренное слово к слову тюлень. (тюленье)
- Как вы понимаете выражение «тюленье прилежанье»? Замените слово «прилежанье» на синоним. (старанье)
- А почему тюленье прилежанье не пример для подражанья? (он очень ленивый)
- Прочитайте выразительно стихотворение, голосом показывая, что мы его не хвалим.
Работа в парах.
- Подчеркните синим карандашом в словах ь.
- Обведите ь в зелёный кружок, если он является разделительным.
- Назовите слова с разделительным ь. (тюленье, прилежанье, подражанье)
- Докажите, что в этих словах разделительный ь. Правило хором.
- Какие слова с ь не назвали? (день, лежать, тюлень, жаль)
- Почему? (ь – показатель мягкости)

VIII. Тренировочные упражнения.

- Продолжаем наше путешествие. Впереди новый остров. Кто живёт на нём?
- Посмотрите, здесь нас ждёт записка:

Друзя! Помогите! Беда! Несчасте!
Обезяны

- Ребята! А какая же беда случилась? Чего хотят обезьяны? (научиться правильно писать)
- В каких словах ошибки? Произнесите так, как написано, а потом так, как надо.
- На какое правило эти слова? Хором…
- Молодцы! Я думаю, после нашего урока обезьяны всегда теперь будут писать грамотно. А мы отправляемся дальше в путь.

IX. Творческие упражнения.

- Вот и остров Мягкого знака. Мягкий знак тоже приготовил для нас задания. И если мы с ними справимся, нас ожидает сюрприз.

Работа в группах. Каждая группа от Мягкого знака получает конверт с заданиями. Решить кроссворд.

1. В Ь
2. У Ь
3. С Ь
4. О Ь
5. В Ь

Впиши слова с разделительным ь.
1. Снежная буря. (вьюга)
2. Домики для пчёл. (ульи)
3. Мать, отец, дети. (семья)
4. Животное. (обезьяна)
5. Ягоды, сваренные в сиропе. (варенье)

- Проверьте выполнение работы. На доске даны ответы.

X. Итог урока.

- Молодцы! Вы отлично справились с заданиями. Наше путешествие подошло к концу. Какая была тема урока?
- Какое открытие мы сегодня сделали? Что нового узнали о ь?
- Какие задания помогли вам лучше усвоить тему?
- Какое задание было самым интересным?

XI. Домашнее задание.

- Попробуйте дома придумать ребусы, в отгадках которых присутствует разделительный ь. Нарисуйте и принесите к следующему уроку.

XII. Рефлексия.

- Вы очень хорошо работали на уроке. И сейчас вас ждёт обещанный сюрприз.
- Мягкий знак в вашу честь и с вашей помощью устраивает праздничный салют. В этой коробке лежат залпы нашего салюта (звёздочки). Они имеют разные цвета. Каждый из вас может взять только один залп. Оцените свою работу на уроке. Если вам легко было выполнять все задания, выбираете желтую, красную, оранжевую звёздочки. Если было трудно – синюю.
- Сначала подходят девочки, выбирают звёздочку, приклеивают над островом Мягкого знака, затем – мальчики.


Полный текст материала Методическая разработка урока обучения грамоте в 1 классе "Разделительный мягкий знак" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Терёхина Ирина Владимировна  IRINA_68
16.06.2010 0 44843 2786

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК