Урок-путешествие по "Былям-небылицам" (УМК "Школа России", 3 кл)


Урок 58. Урок-путешествие по «Былям-небылицам.» 3 класс

Цель урока: обобщить знания детей по пройденному разделу «Были-небылицы.»

Ход урока

I. Организационный момент

II. Путешествие первое

- Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по литературной стране. И в этот раз заглянем в другие её уголки.

1. Речевая разминка.

- Чтобы заветная дверь открылась, мы должны быстро и грамотно произнести скороговорку. ( Слайд №2)

Пошел Ипат

Лопаты покупать.

Купил Ипат

Пять лопат.

Шел через пруд,

Зацепился за прут.

Упал в пруд Ипат,

Пропали пять лопат.

- Прочитайте «птичьим базаром».

- Прочитайте медленно.

- Прочитайте, начиная тихим голосом, затем все громче.

- Сейчас наоборот: начиная громко, затем снижая силу голоса до шепота.

- С вопросительной интонацией.

- С восклицательной.

- С сердитой.

- С веселой.

- А теперь скороговоркой.

Конкурс: кто быстрее произнесет скороговорку.

2. Сочинение историй учащимися.

- Ребята, вы и не заметили, как мы с вами оказались в пруду вместе с Ипатом. Сочините историю, что бы с вами могло произойти в пруду.

- Чтобы вам легче было, вспомните обитателей водоема, отгадав загадки. (Слайды 3-9.)

- Вот вы и вспомнили только малую часть обитателей водоемов. Сочините историю о том, как вы оказались в пруду. (Рассказы детей.)

3. Работа с отрывком из ранее прочитанного текста. (Слайд №10)

- Назовите автора этого произведения, найдите и вставьте нужные слова (с.43 учебника):

«… Ползет, не торопясь, алая морская звезда, солидно ходят по камням усатые лангусты. Боком-боком двигается краб, везде на камнях … , рассеяны актинии и всюду множество всяких любопытных штук.»

(М.Горький «Случай с Евсейкой». Вставить слова: «точно курные вишни».)


III. Путешествие второе

  1. «На дне рождения у слона».

- Выбравшись из пруда, попадаем на День рождения к слону. Мы там, оказывается, не одни. Мы могли бы прочитать. Кто еще был у слона, но…

Слоги в словах перепутались. Итак,

Начинаем склейку слов

Из рассыпанных слогов.

Изучите эти строчки,

Сложите правильно кусочки.


У слона на дне рождения (Слайд №11)

Это было в воскресенье

У слона на дне рождения.

Гости пели, веселились,

Так кружились, так вертелись,

Что на части разлетелись.

Раз, два, три, четыре, пять,

Помоги гостей собрать:

Ан-ло-ти-па-ди-ко-дил,

Ко-кро-шим-зе-пан-ко-ри-рил,

Ена-мот-ге-бе-раф-ги,

Мур-го-ла-ле-бра-браз-жи!

( Ответ: к слону пришли антилопа, крокодил, дикобраз, шимпанзе, бегемот, горилла, жираф, лемур, кобра, гиена.) (Слайды 12-21)

- Молодцы, собрали всех гостей. Посмотрите, кто пришел … (Слайд №22). Да ведь это же немец, хозяин зверинца. Он рассказывает какую-то удивительную историю. Кто нам поведает, что он рассказывает? (Дети рассказывают историю про слона от имени хозяина зверинца.)


2.Работа с отрывком из ранее прочитанного текста.

- Назовите автора этого произведения, найдите и вставьте нужные слова (с.43 учебника) и (Слайд №23)

«Слон оказывается больше. Чем думала Надя, когда разглядывала его на картинке. Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в длину занимает половину столовой. Кожа на нем грубая, в тяжелых складках. Ноги… . Длинный хвост с чем-то вроде помела на конце. Голова в больших шишках. Уши … и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые. Клыки обрезаны. Хобот - …».

(И.А.Куприн. «Слон». Вставить: 1.»Ноги толстые, как столбы». 2. «Уши большие, как лопухи». 3. «Хобот – точно длинная змея и оканчивается двумя ноздрями, а между ними подвижный, гибкий палец).


IV. Путешествие третье

- Вспомните, чьи это слова, откуда они и о чем идет речь. (Слайд №24)

Мы объехали весь свет,

Торговали соболями,

Чернобурыми лисами;

А теперь нам вышел срок,

Едем прямо на восток,

Мимо … (острова Буяна)

В царство славного Салтана.

(Это из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…».) (Слайд №25)


- Мы проплыли мимо острова и попали на другой. Давайте на нем отдохнем. (Слайд №26) Дети танцуют под музыку.


V. Путешествие четвертое

1. Работа с отрывком из ранее прочитанного текста. (Слайд №27)

- Вспомните автора произведения. Найдите и вставьте нужные слова.

« - От … смеются, - ответила мама, - а от … плачут. А теперь спи!

Маша уснула. Уснула и Петровна. Мама подошла к окну. На ветке за окном спал Пашка. Тихо было в мире, и … снег, что падал и падал с неба, все прибавлял тишины. И мама подумала, что вот так же, как снег, сыплются на людей … сны и сказки».

(К.Г.Паустовский. «Растрепанный воробей». Вставить: 1. «От маленькой радости смеются…» 2. «а от большой – плачут». 3. «и крупный снег …». 4. «счастливые сны …»)


2. Выразительное чтение отрывков.

- Прочитайте выразительно отрывок из этого рассказа, который вам больше всего понравился.


VI. Путешествие пятое. Возвращение домой

1. Беседа.

- Пора нам возвращаться домой. Жаль расставаться со старыми друзьями. Как вы думаете, почему они попали а раздел «Были-небылицы»?


2. Рассматривание рисунков.

- Откройте с.44. Рассмотрите рисунки. Кто из героев вам знаком? Расскажите о нем кратко. (Рассказы детей.)

- Книг на свете очень много. Удивительные приключения случались с этими героями. Вы можете прочитать о них.


3. «Веселая путаница».

- Ребята, дается три минуты вам,

Чтоб всех расставить по местам! (Слайд №28)

- Ну, ребята, как делишки?

- Хорошо! – кричат мальчишки.

- Есть ли новости у вас?

- Есть ! – и начали рассказ …

- Ходил я в цирк не так давно.

- А я на речке был.

- Как было весело, смешно!

- Разделся и поплыл.

- Как было весело, смешно!

- Разделся и поплыл.

- Нахохотался я до слез.

- И вдруг пошел ко дну.

- Там пес кота в повозке вез.

- Закричал: «Тону!»

- Там клоун был без головы.

- А тут ребята шли.

- Играли в мяч морские львы.

- Они меня спасли.

- Погодите-ка, друзья,

Ничего не понял я …

Повторите все до точки,

Только – чур! – поодиночке …


- Отчего произошла путаница?

- Расставьте все по местам.


VII. Возвращение домой. Итог урока (Слайд №29)

- Вот мы с вами и дома, среди привычных вещей. Какие истории вы о них придумали? Расскажите. (Рассказы детей, составленные дома.)








Слайд 1
УРОК –  ПУТЕШЕСТВИЕ ПО  «БЫЛЯМ­ НЕБЫЛИЦАМ» Кочеткова О.В. учитель нач. классов МОУ­СОШ №9 г.Чапаевск Самарской области
Слайд 2
1.Речевая разминка. Пошёл Ипат Лопаты покупать. Купил Ипат Пять лопат. Шёл через пруд, Зацепился за прут. Упал в пруд Ипат,  Пропали пять лопат.
Слайд 3
2. Сочинение историй.                   На дне, где тихо и темно,                   Лежит усатое бревно.                                      Сом.
Слайд 4
                                       Хвостом виляет,              Зубаста, а не лает.                         Щука.
Слайд 5
                            На воде увидел ты                    Белые цветы.                    Это жители воды                    На ночь прячут лепестки.                            Лилия водяная.
Слайд 6
                Не кузнец, а с клешнями.                                    Рак.
Слайд 7
                     Драчун и забияка,                 Живёт в воде,                 Кости на спине,                 И щука не проглотит.                                    Ёрш.
Слайд 8
              Голубой аэропланчик               Сел на белый одуванчик.                             Стрекоза.
Слайд 9
                У родителей и деток                  Вся одежда из монеток.                                  Рыбы.
Слайд 10
ТЕ 3. Работа с отрывком из ранее прочитанного  текста. ­ Назовите автора произведения, найдите и вставьте  нужные слова: «… Ползёт, не торопясь, алая морская звезда, солидно  ходят по камням усатые лангусты, боком­боком  двигается краб, везде на камнях …, рассеяны  актинии и всюду множество всяких любопытных  штук.» ( М.Горький. «Случай с Евсейкой».)
Слайд 11
III. Путешествие второе. 1. «На дне рождения у слона». Это было в воскресенье У слона на дне рождения. Гости пели, веселились, Так кружились, так вертелись, Что на части разлетелись. Раз, два, три, четыре, пять, Помоги гостей собрать: Ан­ло­ти­па­ди­ко­дил, Ко­кро­шим­зе­пан­ко­ри­рил, Ена­мот­ге­бе­раф­ги, Мур­го­ла­ле­бра­браз­жи!
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
2. Работа с отрывком из ранее прочитанного  текста. ­Назовите автора этого произведения, найдите и  вставьте нужные слова. «Слон оказывается гораздо больше, чем думала Надя,  когда разглядывала его на картинке. Ростом он  только чуть­чуть пониже двери, а в длину занимает  половину столовой. Кожа на нём грубая, в тяжёлых  складках. Ноги … . Длинный хвост с чем­то вроде  помела на конце. Голова в больших шишках. Уши  … и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные  и добрые. Клыки обрезаны. Хобот ­ …».                      (А.И.Куприн. «Слон».)
Слайд 24
IV. Путешествие третье ­Вспомните, чьи это слова, откуда они и о чём идёт  речь. Мы объехали весь свет, Торговали соболями, Чернобурыми лисами; А теперь нам вышел срок, Едем прямо на восток, Мимо… В царство славного Салтана.
Слайд 25
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
Слайд 26
Слайд 27
ПУТЕШЕСТВИЕ ЧЕТВЁРТОЕ  «­ От … смеются, ­ ответила мама, ­ а от …  плачут. А теперь спи!    Маша уснула. Уснула и Петровна. Мама  подошла к окну. На ветке за окном спал  Пашка. Тихо было в мире, и … снег, что падал  и падал с неба, все прибавлял тишины. И  мама подумала, что вот так же, как снег,  сыплются на людей … сны и сказки» ( К.Г.Паустовский. «Растрёпанный воробей»)
Слайд 28
VI. ПУТЕШЕСТВИЕ ПЯТОЕ.  ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ. 3. «Весёлая путаница». ­Ну, ребята, как  делишки? ­Хорошо! – кричат  мальчишки. ­Есть ли новости у вас? ­Есть! – и начали  рассказ… ­Ходил я в цирк не так  давно. ­ А я на речке был. ­ Как было весело,  смешно! ­ Разделся и поплыл. ­ Нахохотался я до слёз. ­ И вдруг пошёл ко дну. Там пёс кота в коляске вёз. ­ Закричал: «Тону!» ­ Там клоун был без головы. ­ А тут ребята шли. ­ Играли в мяч морские  львы. ­ Они меня спасли. ­ Погодите­ка, друзья,         Ничего не понял я…         Повторите всё до точки.         Только – чур!­  поодиночке… ­
Слайд 29
VII. Возвращение домой. Итог урока.                        
Слайд 30
ИНТЕРНЕТ­РЕСУРСЫ:  Лопата :  http://totengraber.livejournal.com/15447.html  Сом :  http://rssreader.ru/visitor/preview/id/98413  Щука :  http://mensite.ru/page/1035/  Рак : http://crayfishmaster.narod2.ru/  Ерш: http://rybolov.ucoz.com/publ/5­3­2  Стрекоза: http://club.foto.ru/gallery/photos/ photo.php?photo_id=279028&day=14&month=4&year=2007&cat_id=2&page=1&top100=1&sort=rc &next_photo_id=319816  Рыбы: http://otvetin.ru/2009/10/17/page/5/  Антилопа: http://posobie.info/forum/viewtopic.php?t=6297&start=2835  Крокодил: http://in­news.ru/content/blogsection/0/51/8/1912/   Дикобраз: http://sobaki­dendy.ya.ru/replies.xml?item_no=353  Шимпанзе: http://www.cdu.edu.au/ehs/globaleducation/ColtanInBeyondDRC/ThreatSPCS.htm  Бегемот : http://www.kto­takoy.ru/begemot.htm  Горилла: http://www.1­film­online.com/?cat=7  ЖИРАФ: http://www.floranimal.ru/show_foto_his.php?foi=2043&flidgr=267  КОБРА : http://konstpaus.livejournal.com/399048.html  ГИЕНА: http://www.pskovfishing.ru/forum/viewtopic.php?f=18&t=395&start=20  Дрессировщик. http://www.sunhome.ru/image/59326   Чунга­чанга: http://www.youtube.com/watch?v=vGxUtflABeU

Полный текст материала Урок-путешествие по "Былям-небылицам" (УМК "Школа России", 3 кл) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кочеткова О.В.  ОксанаВладимировна
06.07.2010 1 24615 5346

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК