Конспект урока литературного чтения "Обобщение по теме "Я и мои друзья"; 1 класс
Открытый урок по литературному чтению.
Тема: «Обобщение по теме «Я и мои друзья»»
Учитель: Ростова Г.С.
Класс: 1
Цель: обобщение и систематизация знаний по теме «Я и мои друзья».
Тип урока: обобщение и систематизация изученного.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение определять отношение автора к персонажам, находить в тексте произведения слова автора и слова действующих лиц, соотносить произведения и пословицы, определять главную мысль произведения.
Личностные: положительное отношение к урокам литературного чтения; умение оценивать своё отношение к учёбе.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: самостоятельно определять автора и название произведения, опираясь на фрагмент текста; понимать знаки, символы; формирование умения анализировать и сравнивать произведения.
Регулятивные: самостоятельно осуществлять итоговый контроль по результату, оценивать правильность выполненных действий и вносить необходимые коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: умение использовать соответствующую лексику в процессе описания внешности героев, их поступков, описания пейзажа, формулировать вопросы к тексту произведения; сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности.
Формы обучения: фронтальная, групповая, парная.
Методы обучения: частично-поисковый, наглядный.
Образовательные ресурсы: интерактивная доска, проектор, учебник.
Сценарий урока
-
Организационный момент.
- Ребята! У нас сегодня не обычный урок, а открытый. Это значит, что на уроке присутствуют гости. Они пришли посмотреть, как мы с вами работаем. Повернитесь и поздоровайтесь.
- А теперь, повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте удачной работы.
- И я вам желаю удачной работы.
Садитесь, пожалуйста.
II. Актуализация знаний.
- Что вы почувствовали, когда сосед по парте вам улыбнулся? (радость, симпатию к человеку, желание порадовать в ответ и улыбнуться).
- Было ли желание в ответ ударить или обозвать? (Нет).
- Послушайте отрывок из песенки «С голубого ручейка».
(Звучит запись песни «С голубого ручейка» (муз. В Шаинского, сл. М. Танича).
- С чего начинается река? А дружба? (с улыбки) Вы согласны с этим? С каким человеком вам хотелось бы подружиться: с тем, который вам улыбнулся или с тем, который обозвался? Почему дружба в песне сравнивается с рекой, а улыбка с ручейком? (Ручеёк – начало большой реки, а улыбка – начало большой дружбы).
- Что мы показываем улыбкой человеку? (Что он нам нравится; поддержку в трудную минуту; одобрение).
III. Постановка цели урока.
- Какой раздел мы прошли с вами? («Я и мои друзья»)
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке, если раздел уже прошли?
(Сегодня на уроке мы вспомним произведения, которые изучили в разделе «Я и мои друзья». Наш разговор будет о дружбе и о друзьях).
IV. Закрепление знаний учащихся.
- Что я просила вас сделать дома? Подготовиться к радиотеатру: читать скороговорки. Давайте подготовимся к радиотеатру и прочитаем чистоговорки.
1. Речевая минутка (на доске)
– Прочтите чистоговорку:
Тра-тра-тра – веселится и играет детвора.
Ать-ать-ать – в играх надо уступать.
Ись-ись-ись – с другом не дерись.
Бро-бро-бро – делай людям лишь добро.
Кно-кно-кно – я с семьёй иду в кино.
Гру-гру-гру – мы закончили игру.
- Какие правила дружбы спрятаны в чистоговорках? Прочитайте.
2. Проверка Д/З: с. 52 – 53 скороговорка «Рассказ мудрой вороны» (радиотеатр – по 3 человека)
- Как звали мальчиков? Что с ними случилось? Какой совет дала ворона? Прочитайте.
– Объясните название произведения. В чём мудрость вороны?
- Какой звук повторяется в скороговорке? [р]
3. Чтение стихотворения Виктора Лунина «Волк».
– Почему волку невыгодно дружить с бараном?
– Какое правило дружбы описал в этом шуточном стихотворении поэт? (Дружить надо просто так, то есть бескорыстно)
4. Чтение произведения Дмитрия Тихомирова «Находка»
Откройте учебники на странице 50. Мы прочитаем рассказ Дмитрия Тихомирова «Находка». По названию можно понять, о чём рассказ? Читать будем каждый по предложению. Прочитайте вопросы к рассказу. Ответьте на них.
Физкультминутка
V. Обобщение знаний учащихся.
Работа в группах по 4 человека.
- Сейчас вы поработаете в группах по 4 человека. У каждой группы на парте лежит отрывок из произведения раздела «Я и мои друзья». Нужно прочитать его и ответить на вопросы. Даю вам 1 минуту.
Вопросы и отрывки – на интерактивной доске.
1. Викторина «Узнай произведение и назови автора».
– Как называется это произведение?
– Кто его автор?
– Чему учит нас это произведение?
…Друзей не покупают, Друзей не продают… (В. Берестов «В магазине игрушек».) …Поссорились Чашка и блюдце. Сейчас они разобьются… (Р. Сеф «Совет».) Пришла ко мне подружка, И мы играли с ней. И вот одна игрушка Вдруг приглянулась ей… (Е. Благинина «Подарок».)
Вместе: …Потом Он отходил на шаг И говорил: – Тюлень – тюфяк… (И. Пивоварова «Вежливый ослик».) Вот портфель, Пальто и шляпа. День у папы Выходной… (С. Маршак «Хороший день».) |
– Кто кого обидел первый? – Он меня! – Нет, он меня!.. (В. Орлов «Кто первый?».) Сверху солнышко печёт, А внизу река течёт. В этой речке утром рано Утонули два барана… (С. Михалков «Бараны».) |
2. Игра «Пословицы и поговорки о дружбе и семье». (Фронтальная работа).
-Ребята, в ходе изучения раздела мы знакомились с пословицами и поговорками о дружбе. К сожалению они рассыпались. Необходимо их собрать (соединить линией). (К доске выходят по желанию, соединяют, остальные дети проверяют и показывают + или -)
• С людьми браниться а товарища не забывай
• Настоящему другу а старых не теряй
• Новых друзей наживай, да друзей нет
• Согласье крепче до добра не доведут
• Приятелей много, никуда не годится
• О себе заботься, так и душа на месте
• Ссора да упрямство нет цены
• Вся семья вместе, каменных стен
Какая поговорка подходит к стихотворению С. Маршака «Хороший день»? («Вся семья вместе, так и душа на месте»). А поговорка «Ссора да упрямство до добра не доведут» к какому произведению подходят больше всего? (И. Пивоварова «Вежливый ослик»)
3. Игра «Да – нет»
- Сейчас мы проведём игру «Да-нет».
Я читаю утверждение. Если оно правильное, то вы хлопаете, значит – да, верно. Если неверно – топаете.
1). В рассказе Юрия Ермолаева «Лучший друг» рассказывается о том, как мальчики поссорились. (Нет)
2). Стихотворение «Подарок» написал В. Орлов. (Нет)
3). В стихотворении Владимира Орлова «Кто первый» мальчики не помнили, из-за чего поссорились. (Да)
4). В стихотворении «Бараны» Сергей Михалков спрятал мудрую мысль «Стой всегда на своём» (Нет)
5). В стихотворении Романа Сефа «Совет» разбитая дружба сравнивается с разбитой посудой.
6). Стихотворение «Вежливый ослик» про вежливого ослика. (Нет)
7). Главная мысль произведения «Сердитый дог Буль» - «Если хочешь найти друзей – не надо рычать» (Да)
4. Узнай писателя (на слайдах)
1). Елена Благинина «Подарок»
2). Владимир Орлов «Кто первый»
3). Роман Сеф «Совет»
4). Сергей Михалков «Бараны»
5). Самуил Маршак «Хороший день»
6). Юрий Энтин «Про дружбу»
5. Звучит отрывок из песни «Чунга-чанга».
- Кто написал песню? (Юрий Энтин). Почему герои песни весело живут? (Они дружные). Что значит дружные? (Ответы детей). (Дружные ребята в классе любят вместе проводить время? Участвовать в школьных и классных мероприятиях?)
- А вы дружные? В ходе изучения раздела вы делали свои проекты «Я и мои друзья». Мы оформили уголок «Наш класс – дружная семья». О каких событиях вы рассказывали в проектах?
VI. Итог урока. Рефлексия. «Ромашка».
- Сейчас вы поработаете в парах.
- У вас на партах лепестки ромашки. На них записаны слова и выражения. Найдите только те слова и выражения, которые соответствуют вашим представлениям о дружбе. Прикрепите их на доску.
№ 1
• помогают друг другу
• жадничают
• дерутся
№2
• имеют общие интересы, игры, дела
• обижают друг друга
• спорят и ссорятся
№3
• думают только о себе
• внимательны и заботливы
• помогают в трудную минуту
№4
• вежливы
• берут у друга вещи без разрешения
• обзываются
№5
• отнимают игрушки
• заботливы
• отстаивают свою точку зрения кулаками
№6
• не завидуют
• обманывают
• обзываются
№7
• играют вместе
• ябедничают
• спорят
№8
• радуются успехам друга
• берут у друга вещи без разрешения
• обзываются
№9
• не мирятся первыми
• обижают
• доброжелательны
На доске появляется ромашка. Что общего есть во всех произведениях раздела «Я и мои друзья»? (Все о дружбе. Учат быть дружными, дорожить дружбой, воспитывать в себе положительные качества).
Оцените свою работу сегодня на уроке. (+, -).
Встаньте те, ребята, кто собирается придерживаться правил дружбы в дальнейшем.
Я считаю, что вы все хорошо поработали и за урок получите солнышки.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ростова Галина Сергеевна
→ Публикатор 25.05.2020 0 3175 297 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.