Дипломная работа "Обучение речевому этикету на уроках русского языка в 1 классе как одно из направлений развития речи младших школьников"


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и молодежной политики СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 1»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Обучение речевому этикету на уроках русского языка в 1 классе как одно из направлений развития речи младших школьников

 

 

 

Студент:

Овчинникова Екатерина Андреевна

специальность 44.02.02

«Преподавание в начальных классах»

группа № 303

 

Руководитель:

Кузина Ольга Евгеньевна,

преподаватель высшей категории


 


 


 


 


 


 

2021

 Введение

 В Толковом словаре С. И. Ожегова понятие «речь» определено как «способность говорить, говорение». У младших школьников речь недостаточно сформирована, поэтому важная цель учителя – формирование правильной речи у младших школьников. Развитие речи — процесс сложный, творческий. Недостаточно лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – развивать гибкость, точность, выразительность, разнообразие речи.

Для младшего школьника хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Учащиеся с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам. Хорошо развитая речь служит для школьника средством успешного обучения в школе. Богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями, а также хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества.

Одной из главных областей работы по развитию речи является доведение речевых умений детей до определенного минимума, ниже которого не должен остаться ни один учащийся, это совершенствование речи, повышение ее культуры, всех ее выразительных возможностей. Культура речи – это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и незатруднённое применение языка в целях общения. Иными словами, под культурой речи понимается такой выбор языковых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Вопросами развития речи младших школьников занимались видные российские психологи и педагоги: Д.Б. Эльконин, А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, М.М. Алексеева, Ф.А. Сохин, А.М. Бородин и др.

В начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом учитель должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве одного из личностных результатов определяет «доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию и высказывать свое мнение», а в качестве одного из метапредметных результатов – «осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации». Сегодня каждому обучающемуся важно знать нормы русского языка и тем самым формировать свою речь.

Работа по развитию речи и речевому этикету учащихся в школе многогранна. Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Между тем исследования доказывают, что речевые навыки у детей необходимо развивать, и чем раньше и интенсивнее будет проводиться эта работа, тем эффективнее она будет.

Анализ методической, педагогической литературы, наблюдение за учебным процессом позволили выявить противоречие между пониманием важности развития речи младших школьников и фрагментарной, малой по объему работе по речевому этикету на уроках русского языка.

Из противоречия вытекает проблема: какими приемами может воспользоваться учитель на уроках русского языка при обучении младших школьников речевому этикету?

Таким образом, тема дипломной работы: «Обучение речевому этикету на уроках русского языка в 1 классе как одно из направлений развития речи младших школьников».

Объект исследования: процесс развития речи младших школьников.

Предмет исследования: речевой этикет как одно из направлений развития речи младших школьников.

Цель: теоретически обосновать и практически доказать результативность использования приемов обучения речевому этикету на уроках русского языка как одного из направлений развития речи младших школьников.

Задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме курсовой работы.

  2. Раскрыть понятия «речь», «речевая культура», «речевой этикет».

  3. Описать наиболее эффективные приемы обучения речевому этикету.

  4. Подобрать диагностический материал, провести диагностику и проанализировать результаты диагностики уровня развития речевой культуры младших школьников.

  5. Спланировать, провести и оценить результативность уроков русского языка по обучению речевому этикету.

Гипотеза: если использовать на уроках русского языка методы и приемы обучения речевому этикету, то речь учащихся 2 класса будет развиваться.

Методы исследования:

теоретические – анализ, синтез, обобщение;

эмпирические – диагностика, наблюдение.

Теоретико-методологической базой исследования являются работы … по проблемам развития речи младших школьников; научные работы … по вопросам обучения младших школьников речевому этикету.

 

 


 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 


 


 


 

Глава теоретическая. «Теоретические подходы к вопросу развития речи младших школьников»

    1. Методические основы развития речи младших школьников

Человеческая деятельность невозможна без речи, без взаимного обмена мыслями, чувствами, желаниями. Речь позволяет каждому человеку сообщать свои мысли и настроения, намерения и чувства другим людям, а также усваивать эту информацию от других людей. В науке существует большое количество определений понятия «речь».

Так, в Толковом словаре Т.Ф. Ефремовой понятие речь – «способность выражать мысль словами; умение говорить». В Толковом словаре В.И. Даля это же понятие имеет другое определение речь – «способность говорить, выражать свои мысли; разговор, беседа». Речь в Педагогическом энциклопедическом словаре означает: «форма общения (коммуникации) людей посредством языка», а в Психологическом словаре речь – это акт коммуникации, общения с партнерами [25].

Во всех словарях «речь» рассматривается, как способность говорить, только В.И. Даль в свою очередь добавляет к этому способность выражать свои мысли.

Таким образом, сравнив словари, можно сделать вывод о том, что речь – это способность говорить посредством языка, выражая свои мысли.

Выделяют функции речи:

  1. Информационная (передача информации).

  2. Контактная (организация взаимодействия между людьми).

  3. Функция влияния (воздействие на поведение партнера по

общению).

  1. Функция обобщения (любое слово обобщает, являясь понятием)/

  2. Функция контроля (контроль организации собственной деятельности).

  3. Сигнальная (любое слово имеет предметное значение и обозначает что-либо) 25.

Различают следующие виды речи:

- говорение – отправление звуковых сигналов, несущих информацию;

- слушание – восприятие звуковых сигналов и их понимание;

-письмо – использование видимых графических символов для передачи сообщения;

- чтение – восприятие графических символов и их понимание [9, с.214]

Все виды речи являются предметом изучения и использования в начальной школе.

К речи предъявляется ряд требований.

Первое требование – требование содержательности речи. Говорить или писать можно лишь о том, что сам хорошо знаешь. Лишь тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда в нем будет построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем будут передаваться обдуманные мысли, искренние переживания.

Второе требование – требование логичности, последовательности, четкости построения речи. Хорошее знание того, о чем школьник говорит и пишет, помогает ему не пропустить чего-либо существенного, логично переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по несколько раз. Правильная речь предполагает обоснованность выводов (если они есть), умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание [1, с.4].

Эти первые два требования касаются содержания и структуры речи; последующие требования относятся к речевому оформлению устных сообщений и письменных сочинений.

Под точностью речи понимают умение говорящего и пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства – такие слова, сочетания, которые передают именно те черты, которые присущи изображаемому предмету.

Речь только тогда воздействует на читателя и слушателя с нужной силой, когда она выразительна. Выразительность речи – это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, настроением рассказа [4, с.59].

Ясность речи – это ее доступность тем людям, к кому она обращена. Чрезвычайно важна также произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии – произносительных норм литературного языка, умение говорить /и читать/ выразительно, достаточно громко, владеть интонациями, паузами, логическими ударениями и прочее [5].

И выразительность, и ясность речи предполагают ее чистоту, то есть лишних слов, грубых просторечных слов и выражений и тому подобное [4, с.46].

Для школы особенно большое значение имеет правильность речи, то есть соответствие литературной норме.

Таким образом, речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.). Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения среди приоритетных задач формирования личности каждого ученика выделяет задачу развития «у детей способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения»; развития «интуиции и «чувства языка» 22, с.7. Говорение как один из видов речевой деятельности в стандарте характеризуется, «в том числе овладением нормами речевого этикета в ситуациях учебного и делового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой)» 22, с.8.

С момента поступления в школу речь младших школьников существенно меняется.

Во-первых, резко возрастает волевой фактор в речевой деятельности: ребенок говорит потому, что его к этому побуж­дают окружающие обстоятельства: «Почему вы думаете, что это лиса?» — «Это лиса, (потому что) у нее рыжая шерсть, длинный пушистый хвост». Даже тексты «Азбуки» содержат немало типичных «книж­ных» конструкций.

Объем речи учащегося, его словаря составляет от 3 до 7 тысяч слов, школьник использует в своей устной речевой практике предложения — как простые, так и сложные, большинство детей умеют рассказывать связно, т. е. владеют простейшим монологом.

В речевой деятельности первоклассника все большее место начи­нает занимать монологическая речь, Монолог в период обучения грамоте — это пересказ прочитан­ного, рассказ по восприятию (наблюдению), рассказывание по па­мяти (что было), по воображению (главным образом по картинкам).

Наконец, особенность речевого развития первокласс­ника — это то, что в школе речь становится объектом изучения. До поступления в школу ребенок пользовался речью, не задумываясь над ее структурой и закономерностями. Но в школе он узнает, что речь складывается из слов, что слова состоят из слогов и звуков, обозначаемых буквами и т. д. [7, с.87].

Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то высказываются свободно, то выполняют «жёсткие задания», которые дисциплинируют мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность.

В работе по развитию речи необходимо сочетать и то, и другое. Чтобы дети говорили хорошо, живо эмоционально, интересно, чтобы стремились улучшить свою речь, надо «ввести учащегося в роль увлекательного рассказчика» умеющего передать замысел простыми словами. Необходимо развивать творческое воображение детей, учить видеть картины и героев, о которых он читает, представлять себе те места, тех людей, о которых говорит или пишет [16].

Есть несколько условий, без которых речевая деятельность невозможна, а, следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся.

Первым условием возникновения и развития речи человека является потребность высказываний. Без потребности выразить свои мысли, чувства, стремления не заговорили бы ни маленький ребенок, ни человечество в своем историческом развитии. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих у школьников потребности высказываний, желание и необходимость что-то высказать устно или письменно.

Второе условие любого речевого высказывания – это наличие содержания, материала, т.е. того, о чем нужно сказать. Чем этот материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание. Четкость, логичность речи зависит от того, насколько богат и насколько подготовлен материал. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является тщательная подготовка материала для речевых упражнений (рассказов, сочинений и пр.), забота о том, чтобы речь детей была по-настоящему содержательной [16].

Язык усваивается в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь нередко примитивна и неправильна. Есть ряд аспектов овладения речью, которые находятся в ведении школы.

Это, во-первых, усвоение литературной языковой нормы. Школа учит детей отличать литературный язык от просторечия, диалектов и жаргонов, учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах. Иными словами, школьник должен усвоить тысячи новых слов, новых значений известных ему слов, словосочетаний, множество таких грамматических форм и конструкций, которых он в своей дошкольной речевой практике совсем не употреблял, и, кроме того, знать уместность употребления тех или иных средств языка в определенных ситуациях; должен усвоить нормы в употреблении слов, оборотов речи, грамматических средств, а также орфоэпические и орфографические нормы.

Во-вторых, это усвоение навыков чтения и письма – важнейших речевых навыков, необходимых каждому члену современного общества. Вместе с овладением чтением и письмом дети овладевают особенностями письменной речи (в отличие от разговорной), стилями и жанрами.

Третья задача школы – это совершенствование культуры речи учащихся, доведение ее до такого минимального уровня, ниже которого не должен остаться ни один школьник [3, с.98].

Для ребёнка хорошая речь – это залог успешного обучения и развития. Дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам. В связи с этим перед школой стоят следующие задачи:

  1. Усвоение литературной языковой нормы.

  2. Усвоение навыков письма и чтения.

  3. Совершенствование культуры речи.

Для решения указанных задач нужна правильная работа по развитию речи. В такой работе выделяются следующие уровни:

Произносительный уровень. Работа на этом уровне проходит по трем направлениям: работа над техникой речи (работа над дыханием, дикцией); организация практического усвоения младшими школьниками орфоэпических норм русского литературного языка; совершенствование интонационных умений учащихся;

Лексический уровень (работа над словом), которая проводится в четырех направлениях:

  1. Обогащение словаря (усвоение новых слов и усвоение новых значений слов уже имеющихся в словарном запасе).

  2. Уточнение словаря (наполнение содержанием тех слов, которые усвоены, не вполне точно, усвоение лексической сочетаемости слов).

  3. Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из пассивного в активный словарь.

  4. Устранение нелитературных слов, т.е. перевод их из активного словаря в пассивный.

Грамматический уровень (синтаксическая работа, то есть работа над словосочетанием и предложением). На этом уровне первое место занимает механизм построения синтаксических конструкций. Дети должны научиться быстро и правильно строить разнообразные конструкции и связывать их между собой в тексте.

Уровень текста (работа над связной речью). Связный текст понимается как некоторая последовательность предложений, связанных между собой по смыслу друг с другом 7, с.67.

Развивая речь учащихся, следует соблюдать четко определенные требования речи. Требования к речи учащихся:

  1. Содержательность речи.

  2. Логичность речи.

  3. Точность речи.

  4. Богатство языковых средств.

  5. Ясность речи.

  6. Выразительность речи.

  7. Правильность речи 7, с.69.

Работа по развитию речи должна проводиться систематически, регулярно. Систематичность в развитии речи обеспечивается четырьмя условиями:

  1. Последовательностью упражнений.

  2. Перспективностью упражнений.

  3. Разнообразием упражнений.

  4. Их взаимосвязью.

Работа по развитию речи проводится как в системе специальных уроков по развитию речи (уроки изложения, сочинения, редактирования), так и на каждом уроке русского языка при изучении орфографического и грамматического материала. Кроме того, работа по развитию речи является задачей уроков чтения и литературы, уроком окружающего мира, математики и других уроков [16].

Таким образом, хорошо развитая речь для школьника – средство успешного обучения в школе, так как, речь – это показатель образованности учащегося. Чем лучше речь у младшего школьника, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Одно из направлений развития речи- совершенствование культуры речи.

    1. Культура речи и речевой этикет

Главной целью изучения начального курса родного языка является всестороннее  развитие  младших школьников, повышение  культуры  их речи  и  общения. Проблемы, связанные с развитием культуры общения,  приобретают в наше время не только образовательное, но и социальное значение. Раздел «Знание о языке, языковые умения», введенный в программы начальной школы, предполагает  ознакомления  младших школьников  с простейшими  правилам  культуры  речи.

Культура (лат. cultura – возделывание, воспитание) – исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях [6, с.18].

Речевая культура ­– это часть общей культуры личности, в которой отражена речевая компетенция – основа нравственной и эстетической культуры человека. Речевая культура – узел, в котором сплетены многочисленные личностно-психические процессы: речь, мышление, воображение, восприятие, воля [5]. Универсальность речевой культуры и проявляется в том, что она отражает различные психические системы человека. Культура человека наиболее ярко и непосредственно проявляется в его речи. Первое представление о человеке, как правило, формируется на основании впечатления, которое возникает от речевой манеры собеседника.

Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передать свои мысли средствами языка. Она заключается также в умении найти наиболее доходчивое и наиболее уместное, подходящее для каждого конкретного случая средство для выражения своей мысли. Культура речи обязывает человека придерживаться некоторых обязательных норм и правил, среди которых важнейшими являются:

  1. содержательность – продуманность и предельная информативность выражений; истинное красноречие состоит в том, чтобы сказать все, что нужно, но не более того;

  2. логичность – обоснованность, непротиворечивость и последовательность изложения, в котором все ведущие положения взаимосвязаны и подчинены единой мысли; логика - фундамент убеждения и доказательства;

  3. доказательность – достоверность, понятность и обоснованность доводов, которые должны наглядно показать собеседнику, что все, о чем говорится, существует в реальной действительности и носит объективный характер;

  4. убедительность – способность убедить собеседника и добиться того, чтобы это убеждение прочно укоренилось в его сознании; в этих целях следует учитывать психологическую характеристику собеседника, иллюстрировать свои положения яркими примерами;

  5. ясность – каждое выражение должно быть четким и ясным; слишком быстрая речь трудно воспринимается, слишком медленная – вызывает раздражение; тусклая и невыразительная речь способна погубить самые глубокие мысли;

  6. понятность – пользование словами и терминами, понятными собеседнику; не следует злоупотреблять иностранными и редко употребляемыми словами и выражениями; недопустимо употребление вульгарных слов и жаргонных выражений [8, с.118].

В процессе общения между людьми важнейшую роль играет речевой этикет, т.е. словесные формы выражения вежливых отношений, тесно связанные с определёнными моментами ситуации и обусловленные культурным уровнем, полом, возрастом, степенью родства, знакомства участников коммуникации. В речевой ситуации всегда есть говорящий, его собеседник, место и время речи, мотив и цель общения, тема разговора, средство общения.

Речевой этикет регулирует правила речевого поведения человека в обществе [5].

Если этикет как установившийся в обществе свод правил регулирует наше поведение в соответствии с социальными требованиями, то речевой этикет можно определить как регулирующие правила речевого поведения. Это широкая зона единиц языка и речи, которая словесно выражает этикет поведения, дает нам в руки те языковые богатства, которые накопились в каждом обществе для выражения неконфликтного, «нормального» отношения к людям, а это значит – отношения доброжелательного.

Речевой этикет – это применение речевого этикета в конкретных актах общения [6 с.9]. Речевой этикет – это система устойчивых форм общения, определенная обществом для речевого контакта собеседников, взаимным отношениям в официальной и неофициальной обстановке. Речевой этикет – это выбор высказывания именно для данной ситуации и для данного партнера, это система устойчивых выражений, применяемых в ситуациях установления и поддержания контакта.

Основой речевого этикета является утверждение корректности и доброжелательных отношений между людьми. Основные требования речевого этикета основываются на этнокультурных традициях коммуникативной практики того или иного народа, направленные на соблюдение правил национально-специфического речевого поведения, имеющие регулятивный характер, отличаются устойчивостью использования [9, с.25].

Историко-культурные условия, социокультурные особенности развития общества, человека приводят к определенным трансформациям в речевой культуре. Так, сегодня наиболее распространенным в семьях являются обращение к родителям «ты», вместо традиционного уважительного «Вы». Русскому речевому этикету свойственно также и обращение по имени и отчеству, что не отвечает европейским традициям. Проверенные веками формы речевого этикета, которые представлены как в реальной речевой жизни, так и в многочисленных пособиях по этикету, становятся основой для организации работы с учащимися [5].

В повседневной жизни мы постоянно общаемся с людьми. Любой процесс общение складывается из определённых этапов:

  1. Начало разговора (приветствие / знакомство).

  2. Основная часть, беседа.

  3. Заключительная часть разговора.

Каждый этап общения сопровождается определёнными штампами, традиционными словами и устойчивыми выражениями формулами речевого этикета. Данные формулы существуют в языке в готовом виде и предусмотрены на все случаи жизни.

К речевому этикету относятся формулы вежливости (извините, спасибо, пожалуйста), приветствия и прощания (здравствуйте, приветствую вас, до свидания), обращения (ты, вы, дамы и господа) 23, с.356.

С запада пришли к нам приветствия: добрый вечер, добрый день, доброе утро, а из европейских языков – прощания: всего хорошего, всего доброго.

К сфере речевого этикета относятся способы выражения радости, сочувствия, горя, вины, принятые в данной культуре. Так, например, в некоторых странах считается неприличным жаловаться на трудности и проблемы, а в других недопустимо рассказывать о своих достижениях и успехах. Круг тем для бесед различен в разных культурах [8, с.192].

Элементы и формулы этой системы могут быть реализованы на разных языковых уровнях:

На уровне лексики и фразеологии: специальные слова, устойчивые выражения, формы обращения (спасибо, извините, здравствуйте, товарищи т.п.)

На грамматическом уровне: для вежливого обращения использование множественного числа и вопросительных предложений вместо повелительных (Вы не скажете, как пройти).

На стилистическом уровне: соблюдение качеств хорошей речи (правильность, точность, богатство, уместность и т.д.).

На интонационном уровне: использование спокойной интонации даже при выражении требования, недовольства, раздражения.

На уровне орфоэпии: использование полных форм слов: здравствуйте вместо здрасте, пожалуйста вместо пожалста и т.д.

На организационно-коммуникативном уровне: внимательно слушать и не перебивать, не вмешиваться в чужой разговор 23, с.69.

Формулы речевого этикета характерны и для литературного, и разговорного, и достаточно сниженного (жаргонного) стиля. Выбор той или иной формулы речевого этикета зависит, главным образом, от ситуации общения. Действительно, разговор и манера общения могут значительно изменяться в зависимости от: личности собеседников, места общения, темы беседы, времени, мотива и целей 23, с.56.

В настоящее время у современных школьников наблюдается несоблюдение норм речевого поведения. Низкий уровень культуры речевого поведения приводит также к снижению общей культуры ребёнка.

Можно выделить следующие ошибки, связанные с речевым поведением младших школьников:

  1. Отсутствие в речи принятых в обществе речевых формул (например, ученик, приходя в класс, не здоровается и не прощается, уходя домой; не применяет в речи простейшие формулы благодарности и извинения).

  2. Неправильный выбор формулы в определённой речевой ситуации (ученик утром говорит учителю: «Здрасьте!» и прощаясь: «Всего!», неуместное обращение «ты»).

  3. Применение слов, имеющих грубую и негативную окраску (употребление школьниками в форме приветствия слово «Здорово!»; «расселась» вместо «села»; «Ты сегодня красивую юбку напялила»).

  4. Неверно выбранная интонация (Речевой этикет предполагает искренность и доброжелательность в применении формул, часто школьники произносят формулы извинения, благодарности или комплименты с недоброжелательной интонацией и явным нежеланием вызвать у собеседника положительные эмоции) 6, с.10.

Итак, речевой этикет – это система устойчивых формул общения, предназначенных обществом для установления речевого  контакта собеседников, соблюдение общения в выбранной тональности соответственно их социальных ролей и ролевых позиций в отношении друг друга, взаимных отношений в официальной и неофициальной обстановке. Такое обобщенное определение этого понятия, принятое в лингвистической литературе, на наш взгляд, является наиболее полным.

В узком смысле слова речевой этикет составляет функционально-семантическое поле единиц доброжелательного, вежливого общения в  ситуациях обращения и привлечения внимания, знакомства, приветствия, прощания,  извинения, благодарности, поздравления, пожелания, просьбы, приглашения, совета, предложения, согласия, отказа, одобрения, комплимента, сочувствия и тому подобное.

1.3. Методы и приемы обучения речевому этикету на уроках русского языка

В плане развития речевого этикета младший школьный возраст является наиболее сензитивным (высокая индивидуальная чувствительность), т.к. дети 6-10 лет отличаются особой восприимчивостью ко всему, что их окружает, поэтому они легко запоминают любые модели поведении. Вот почему эмоциональность, преобладание наглядно-образного мышления и его конкретика должны преобладать как приемы в обучении дошкольников и младших школьников «азбуке нравственности».

Цель обучения речевому этикету состоит в формировании у младших школьников умений адекватного использования единиц речевого этикета в различных ситуациях общения для эффективного достижения целей коммуникации.

Задачи обучения речевому этикету:

  1. формирование коммуникативной грамотности учащихся в области речевого этикета, что предполагает знание предназначения, норм и функций речевого этикета; а также понимание причин конфликтов, возникающих в ситуациях учебного и бытового общения;

  2. формирование умения осмысливать свою коммуникативную практику (анализировать собственное речевое поведение и поведение собеседника, замечать ошибки в своей и чужой речи);

  3. формирование навыка ответственного речевого поведения, его корректировки;

  4. обучение эффективному использованию речевого этикета в различных ситуациях общения 14, с.7.

Основные направления обучения младших школьников речевому этикету:

первое направление – формирование ценностных ориентиров в области человеческого общения 14, с.2. Перечень ценностных ориентиров представлен в «Программе духовно-нравственного воспитания и развития школьников»: культура, культурный человек, уважение достоинства человека, толерантность, светская этика, вежливость, гармония, красота и др.;

второе направление – формирование у младших школьников представлений о речевом этикете как средстве выражения уважительного отношения к окружающим людям.

Первые занятия по формированию у детей знаний речевого этикета должны строиться на подключении элементов памяти ребенка, наглядности. Вначале необходимо сделать так, чтобы заставить учащихся задуматься о том, насколько правильно они поступают в той или иной ситуации.

Затем следует постепенно переходить к расширению эмоционального и интеллектуального знакомства ребенка с миром этических норм бытия, постепенному накоплению опыта нравственных отношений с окружающими 14, с.5. Как и любая наука, занятия по знакомству с этикетом должны быть рассчитаны на длительный период: сначала усвоение уже понятных и принятых норм, а затем уже, по мере взросления детей, – построение этически выверенного поведения на базе усвоенного личностного опыта. На этой стадии важна активная личная позиция ребенка: он должен уметь разъяснять, объяснять, обсуждать и приходить к нужному правильному выводу.

Как и многие другие правила, установленные людьми, нормы речи ребенок усваивает преимущественно практическим путем. Ученые-методисты предлагают несколько приёмов и форм, эффективных на их взгляд, при обучении младших школьников речевому этикету.

Отработка навыков речевого этикета может проходить в процессе различных речевых ситуаций [11].

Речевая ситуация – ситуация, в которой осуществляется речевое взаимодействие между коммуникантами. Любая речевая ситуация обладает рядом параметров:

  1. Партнеры по общению – адресант (отправитель, субъект речи) и адресат (получатель).

  2. Референтная ситуация, представляющая собой фрагмент объективной действительности, с которым соотнесено референциальное содержание высказывания.

  3. Деятельностная ситуация, в рамках которой происходит речевое взаимодействие.

  4. Предметно-ситуативный фон, т.е. место и время общения, всё то, что происходит вокруг, присутствующие при общении люди, социальная, политическая и историко-культурная ситуация.

  5. Канал связи, который может быть акустическим или визуальным, предполагающим наличие или отсутствие непосредственного контакта между коммуникантами 9, с.25.

Выбор формы ведения разговора будет зависеть от определенной речевой ситуации.

В работе с младшими школьниками могут быть использованы такие речевые ситуации как разговор матери и сына по поводу его поведения в школе, разговор продавца с покупателем, ученика с учителем и т. д.

При обучении младших школьников речевому этикету речевая ситуация является одним из самых эффективных приёмов. Учителю следует подходить с разных сторон: моделировать ситуации вместе с учащимися или давать готовые, разыгрывать ситуации и обязательно обсуждать и анализировать их. Дети должны понять, зачем они это делают, где и когда может пригодиться в жизни 6, с.10.

Пример ситуаций, которые можно применить на занятиях по обучению детей речевому этикету:

  1. Вы опоздали на урок, хотите войти в класс. Продумайте свои действия и речь и учителя.

  2. Друзья пригласили пойти в кино ли, но вы не можете пойти.

Вы едете в автобусе. Надо пройти к выходу, но на пути стоят люди. Как поступите в такой ситуации? [11].

Еще одной формой работы по обучению младших школьников речевому этикету может быть беседа 24.

Такая форма работы при формировании у младших школьников культуры речевого поведения необходима. С помощью беседы учитель может выяснить, какими знаниями обладают учащиеся по конкретной теме, также выяснить точку зрения учащихся, формировать умение строить речевое высказывание, настроить детей на изучение темы.

Например, в начале занятия учитель может провести беседу о значении вежливости в жизни человека.

Обучение речевому этикету может проходить и в игровой форме, например в ходе ролевых игр. В таких играх можно отработать тактику поведения человека в определенной воображаемой ситуации. Для того чтобы провести такую игру необходимо разработать модель-пьесу ситуации, а также распределить роли между учащимися.

Например, детям раздаются карточки с различными вариантами поведения в ситуации приглашения. Несколько минут дети знакомятся с информацией. Затем эта разыгрывается ситуация разыгрывается несколько раз и учащиеся выбирают более подходящее поведение и речь участников игры, при этом обосновывая выбранный вариант.

Содержание карточек может быть таким:

  1. «Всем привет! У меня завтра день Рождения. Приглашаю вас всех ко мне на праздник в 14.00. буду очень рад вас видеть».

  2. «На день Рождения приходите ко мне завтра. Где-нибудь в два часа».

  3. «Завтра все идут ко мне на день Рождения. Подарки не забудьте».

  4. «Ребята, приходите, завтра ко мне в гости. У меня будет день Рождения. Буду ждать» 24.

Еще одной формой организации обучения речевому этикету может стать учебная дискуссия. Под словом «дискуссия» понимают открытое обсуждение какого-либо спорного вопроса. Учебная дискуссия в образовательном процессе используется в целях общения обучающихся для решения какой-либо проблемной задачи, спорного вопроса путем диалога с учетом всех мнений участников и достижения согласованной позиции.

Например, в дверях стакиваются два мальчика, одному 8 другому 10 лет. Кто должен пропустить? Данная проблема вызывает разные точки зрения учащихся, которые они пытаются аргументировать. После высказанных точек зрения учитель предлагает правильный вариант решения проблемы: пропустит тот, кто вежливее.

Также на занятиях по формированию у детей культуры речевого поведения целесообразно применять наглядно-иллюстративный материал, так как у детей младшего школьного преимущественно наглядно-образное мышление 23, с.87.

Упражнения:

  1. на перемене ученик, подбегая учителю, крикнул: «А сколько времени?» Посчитайте, сколько ошибок допустил мальчик.

Ответ: кричал, но использовал обращение и слова вежливой просьбы;

  1. ученица на уроке постоянно вертелась, заводила разговоры с окружающими. Учительница сделала девочке замечание, попросила прекратить посторонние разговоры. Та сказала: «Пожалуйста, буду молчать». Вежлива ли ученица? 11.

Третье направление ­– совершенствование, обогащение словарного запаса учащихся в области речевого этикета. Во-первых, необходимо обеспечить количественное пополнение словаря новыми, ранее неизвестными формулами речевого этикета (Рада тебя видеть; Сожалею, что так получилось и др.). Во-вторых, следует вести работу по качественному совершенствованию словаря, что предполагает:

  1. Уточнение значения формул (единиц) речевого этикета (Что означает приветствие «Здравствуйте!»?).

  2. Устранение нелитературных формул речевого этикета (просторечных единиц, жаргонизмов и др.).

  3. Активизацию словарного запаса, перевод формул речевого этикета из пассивного словаря в активный; г) систематизацию словаря «вежливых слов» 14, с.6.

Упражнения:

Прочитайте «вежливые слова», распределите их по двум столбикам: в первый – слова-приветствия, во второй – слова-прощания. До свидания, добрый вечер, до скорой встречи, здравствуйте, рад вас видеть, пока, всего хорошего, спокойной ночи, здравия желаю 11.

Четвертое направление – обучение школьников выбору уместной речевой единицы с учетом речевой ситуации (цели общения, обстоятельств коммуникации, собеседников и др.); развитие чувства уместности высказывания. Приведем примеры заданий 14, с.7.

Упражнения:

Петя хочет, чтобы старший брат взял его с собой на прогулку в парк. Какая просьба покажется брату самой убедительной? За счет чего получается вежливая просьба? Послушайте три варианта просьбы: а) «Я тоже хочу гулять!»; б) «Саша, я пойду с тобой!»; в) «Саша, возьми меня с собой на прогулку. Я давно не был в парке»;

Дети играли во дворе в футбол. Ваня споткнулся, сильно разбил колено. Какие слова товарищей по команде его поддержат в этой ситуации? Послушайте, что говорили ребята:

  1. «Ну и как нам теперь играть? Нас мало!»;

  2. «Ваня, тебе больно? Тебе помочь идти?»;

  3. «Ваня, ты можешь играть? Посиди, мы без тебя сможем доиграть» 11.

Эффективным приемом обучения речевому этикету является использование исторических справок о речевом этикете (рассказов о способах выражения вежливости в истории России, в других странах), которые повышают мотивацию освоения правил речевого этикета. Приведем пример исторической справки: «До XVI в. в русском языке использовалось слово «вежа». Это слово называло человека, который знает, как себя вести в разных ситуациях общения. В те давние времена, наряду с грамотой и молитвами, учили «вежеству». Это старинное слово позднее превратилось в слово «вежливость».

Широкое распространение получили такие приемы обучения речевому этикету:

  1. Анализ образцов культуры речевого поведения с использованием литературных произведений.

  2. Беседы нравственно-этического характера («Как выразить сочувствие»).

  3. Конкурсы-экспромты («Как поздравить именинницу»).

  4. Решение речевых задач проблемного характера.

  5. Разыгрывание сценок на основе предложенных речевых ситуаций.

  6. Коммуникативно-ролевые игры («В библиотеке», «В театре»).

  7. Ведение «Словарика вежливых слов», построенного по тематическому принципу.

  8. Обучение выявлению и исправлению нарушений речевого этикета.

  9. Обучение этикету телефонного разговора, переписки в Интернете, SMS-сообщений.

  10. Турниры вежливости как форма обобщения, систематизации изученного 23, с.69.

Таким образом, в качестве основных приемов воспитания культуры речевого поведения у младших школьников необходимо использовать те, которые в максимальной степени моделируют близкие им жизненные ситуации, которые помогают детям делать правильный выбор поведенческих принципов и одновременно доказывать правильность своего выбора.

Необходимо для каждого ребенка создать условия практической деятельности: именно она необходима младшему школьнику для приобретения навыков культуры речевого поведения, для закрепления и реализации полученных знаний и умений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава практическая. «Анализ работы по обучению речевому этикету на уроках русского языка в 1 классе»

2.1. Психолого-педагогическая характеристика 1 класса

Производственная преддипломная практика проходила в 1б классе МАОУ СОШ № 30 г. Нижний Тагил.

Образовательной организация находится по адресу: улица В. Черепанова, 17а. Дата создания образовательной организации: 1 сентября 1988 года. Директор школы – Дербенёва Елена Павловна.

Учебные занятия проводятся в одну смену. Факультативы, занятия дополнительного образования (кружки, секции), группа продленного дня, обязательные индивидуальные и групповые занятия, элективные курсы и т. п. проводятся для учащихся после учебных занятий.

В ОУ имеется хорошая база для занятий спортом: 2 спортивных зала, 2 лыжные базы. Также у школы расположено футбольное поле, на котором учащиеся имеют возможность играть в спортивные игры и проводить тренировки. В достаточном количестве имеется спортивное оборудование.

Оснащенность учебных кабинетов позволяет выполнять образовательные  программы в полном объеме.  Реализовывать учебный процесс позволяет современные технические средства обучения: компьютерная техника, интерактивные  доски, мультимедийные проекторы, документ – камеры, музыкальная аппаратура и другие. Кабинеты начальной школы комплектуются современными партами, регулируемыми по высоте и наклону столешницы, что соответствует требованиям  нового федерального государственного образовательного стандарта.

В школе учебные занятия проводятся в одну смену. Факультативы, занятия дополнительного образования (кружки, секции), группа продленного дня, обязательные индивидуальные и групповые занятия, элективные курсы и т. п. проводятся для учащихся после учебных занятий.

 

Характеристика класса (надо было взять у учительницы!) 3-4 страницы.

В 1б классе обучается 27 человек, средний возраст – 6-7 лет.

В соответствии с темой дипломной работы в 1б классе была проведена методика «Определение активного словарного запаса» (автор Немов Роберт Семенович).

Цель методики: выявление активного словарного запаса обучающихся.

Формат: протокол в форме таблицы (Приложение 1).

Перед описанием непосредственно методики необходимо сказать о правилах ее реализации. Задание выполняется только под руководством и наблюдением учителя. Оно персонифицировано, а потому обязательно озаглавливается в следующем формате:

Фамилия, имя _______________________мальчик / девочка

Школа _____ класс _____ дата заполнения _________

В данной методике обучающимся предлагается любая иллюстрация, на которой изображены люди и различные предметы.

Необходимо в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой иллюстрации, после чего записать свой ответ.

В диагностике были использованы две иллюстрации, которые были использованы в методике, предназначенной для определения активного словарного запаса обучающегося младшего школьного возраста (Приложение 2).

Перед выполнением данной методики учащимся была дана четкая инструкция:

- Вам дается ровно 5 минут для того, чтобы вы как можно подробнее рассказали о том, что изображено и что происходит на данной иллюстрации и записали ваши рассуждения.

После фиксирования обучающимися своих ответов, их речь фиксируется в специальном протоколе, форма которого приводится в таблице, и затем анализируется.

В этом протоколе отмечается частота употребления обучающимся различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводных конструкций, что свидетельствует об уровне развития его речи. Во время проведения психодиагностического эксперимента все эти признаки, включенные в форму протокола, отмечаются в его правой части.

Оценка результатов осуществляется по следующим критериям:

10 баллов учащийся получает в том случае, если в его речи (рассказе по картинке) встречаются не менее 10 из перечисленных в протоколе признаков.

В 8-9 баллов его речь оценивается тогда, когда в ней обнаруживается не менее 8-9 разных протокольных признаков.

6-7 баллов за свою речь обучающийся зарабатывает при наличии 6-7 разных признаков.

Оценка в 4-5 баллов ему дается за присутствие в речи 4-5 разных признаков.

2-3 балла — в речи присутствуют 2-3 признака.

0-1 балл — рассказа нет или в нем имеются 1-2 слова, представляющие собой одну-единственную часть речи.

Проанализировав работы обучающихся, можно сделать вывод о том, что уровни речевого развития обучающихся разные.

Очень высоким уровнем активного словарного запаса не обладает никто из учащихся класса.

У пяти учащихся, что составляет 19% от общего количества учеников в классе, выявлен высокий уровень активного словарного запаса, это говорит о том, что обучающихся обладают достаточно развитым активным словарем. Учащиеся умеют группировать слова по указанным признакам, объединять их в тематические группы, образовывать новые слова, формы слов, по знакомым моделям составлять словосочетания, предложения по иллюстрации, строить конструкции с различными предлогами.

У большинства обучающихся – 20 человек, что составляет 74% от общего количества учеников в классе, в большей степени выражен средний уровень развития речи, что свидетельствует о том, что данные учащиеся обладают не слишком богатым словарным запасом. Они концентрируют внимание на собственной речи и речи окружающих, у учеников недостаточно развита связная речь, звукопроизношение и грамматический строй речи.

У 2 человек (7% от общего количества учеников в классе), выявлен низкий уровень развития речи, речевой запас этих учащихся крайне ограничен. Сюжет рассказа у них отсутствует, только перечисляются предметы, изображенные на иллюстрации. Учащиеся не оперируют образами и не составляют связанный рассказ, не концентрирует внимания на собственной речи и речи окружающих.

Очень низкого уровня развития речи у учащихся класса не выявлено.

Результат диагностики представлен в диаграмме (Рисунок 1):

 

Рис. 1.Результаты диагностики «Определение активного словарного запаса»

Итак, по результатам диагностики видно, что учащиеся мало используют в своей речи фиксируемые признаки речи, которые представлены в протоколе, тем самым их активный словарный запас ограничен, соответственно связная речь и грамматический строй речи также недостаточно развиты.

Мы считаем, что дальнейшее развитие речи учащихся класса будет зависеть от грамотной работы учителя. В уроки русского языка необходимо включать различные приемы обучения речевому этикету, эти приемы призваны познакомить любого ученика с самыми элементарными, простыми нормами речевого поведения в разных ситуациях общения, тем самым данная работа будет способствовать развитию словарного запаса учеников.

 

2.2. Обоснование выбранных для апробации приемов обучения речевому этикету

Ученики 1б класса обучаются по учебникам Образовательной системы «Школа России». Учебно-методический комплект «Школа России» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

Для определения системы работы по обучению речевому этикету у младших школьников обратимся к анализу Примерной программы по русскому языку и анализу языкового материала, представленного в учебниках русского языка 1-4 классов УМК «Школа России», авторы Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Содержание предмета «Русский язык» направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности учащихся. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их речи, мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и получением первоначального литературного образования.

Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

-развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

-формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты.

Материал по речевому этикету включен в программу по русскому языку в разделах «Виды речевой деятельности»:

«Говорение»

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового

общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации»

[16, с.35].

«Систематический курс»

Развитие речи.

У учеников начальной школы будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского языка (орфоэпических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств, что в конечном итоге послужит для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов» 16, с.37.

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

  1. Оценивать правильность выбора языковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста.

  2. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слушать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор).

  3. Выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.

Выпускник получит возможность научиться: соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды, и способы связи) 16, с.38.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности. Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения письменной формой языка, культурой письменной речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников [16, с.12].

В школьных учебниках представлен материал по речевому этикету.

Так, в учебнике для первого класса предлагаются следующие упражнения:

Стр. 25 Упражнение 13. Прочитай.

- Здравствуйте! Доброе утро!

Так на земле начинается день. А. Цветов

Назови слова-приветствия. Запиши их. А какие слова-прощания ты знаешь? Назови их 17, с.25. Тем самым, выполняя данное упражнение, учащиеся усваивают этикетные формулы приветствия. Учителю можно будет организовать беседу с детьми, и выяснить, например, как они приветствуют своих родных.

Стр. 25 Упражнение 14. Прочитай слова.

Спасибо, благодарю. Пожалуйста, будьте добры.

Почему эти слова называют «вежливыми»? В каких случаях их употребляют в речи? Какие еще «вежливые слова» тебе известны? Разыграйте сценку: обратись к товарищу с просьбой дать тебе книгу 17, с.25. Задание к данному упражнению предполагает знание у учащихся определение «вежливых» слов, их запас и применение в повседневной жизни, а также умение правильно формулировать свою речь при обращении с просьбой к товарищу. Мы считаем, что учителю будет необходимо разнообразить характер задания. Например, сделать анализ данных выражений, выяснить, для какой ситуации общения они характерны.

Анализ учебников для второго класса (в двух частях) показал, что в них не содержится достаточного количества материала, указано лишь два упражнения:

Стр. 55. Упражнение 72. Прочитайте.

Здравствуйте, чистый, храбрый, вчера, весна, хвалить, радость.

Найдите в словаре антонимы к этим словам. Запишите слова парами. Это задание дается на умение учащимися работать со словарем антонимов 18, с.72. Учителю можно разнообразить упражнение, добавив больше слов, касающихся речевого этикета.

Стр. 68. Упражнение 102. Прочитай диалог выразительно.

- Здравствуй, милая пчела!

Как здоровье? Как дела?

- Все в порядке! Все жужжу!

Извините, я спешу! М. Дружинина

Вежливая ли речь участников разговора? Почему? Найдите в диалоге синоним к слову простите. Когда употребляют в речи эти слова? 18, с.102. Данное задание способствует усвоению слов вежливого обращения. Однако выполнение двух упражнений в течение второго года обучения не достаточно для формирования необходимых умений в области речевого этикета.

В учебниках для третьего класса, обеспечивающих традиционную систему обучения, представлено лишь одно упражнение, которое способствует усвоению формул речевого этикета.

Стр. 8. Упражнение 7. Прочитайте.

- Добрый день, Маша! - Good day, Dima!

- Здравствуй, Таня! - Hello, Anton!

На каком языке общаются дети? Удалось ли вам прочитать второй диалог? Почему? 19, с.8. На наш взгляд, уместным было бы так же сказать о том, что речевой этикет используют не только в русском языке, но и в языке других стран. Сказать о том, что слова «Добрый день», «Здравствуй», «Good day» и «Hello» - этикетная формула приветствия.

В учебниках для четвертого класса обнаружено также одно упражнение по формированию умений использовать формулы речевого этикета различных жанров.

Стр. 7. Упражнение 3. Прочитайте.

Здравствуйте! Спасибо. Доброй ночи! Пожалуйста. Извините, пожалуйста. До свидания! Простите, пожалуйста. До встречи! Спокойной ночи! Добрый день! Извините, я виноват. Всего хорошего! Прощайте! Благодарю вас!

Почему эти слова иногда называют «волшебными словами» русской речи? Почему они так необходимы? Выпишите слова в таком порядке: слова приветствия, слова прощания, слова благодарности, слова извинения 20, с.7. Такое задание содержит формулы речевого этикета, учителю можно обратить внимание детей на то, когда эти формулы речевого этикета можно использовать, а когда они будут не уместны.

Обучение младших школьников основам этикета предполагает ознакомление их с этическими знаниями на основе примеров, построенных по принципу «делай, как я», а также последующую практическую отработку полученных навыков.

Анализ характера заданий к упражнениям по программе «Школа России», содержащих формулы речевого этикета, говорит о том, что их недостаточно для формирования речевого этикета у младших школьников.

Поэтому многие из формул речевого этикета могут остаться в кратковременной памяти учащихся и есть предположение, что учащиеся не будут готовы воспроизводить этикетные формулы в своей речи в зависимости от конкретной ситуации.

В соответствии с календарно-тематическим планом учителя и темой ВКР на практике были проведены уроки русского языка с включением в них приемов обучению речевому этикету:

1. «Определение качественной характеристики звука: гласный ударный – безударный. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков».

2. «Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности».

3. «Различение звуков и букв. Гласные буквы и звуки».

4. «Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Особенности проверяемых и проверочных слов».

5. «Различение гласных и согласных звуков. Согласные звуки и буквы».

6. «Определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков».

7. «Различение гласных и согласных звуков. Слова с буквами И и Й».

8. «Определение качественной характеристики звука: согласный твердый-мягкий. Различие мягких и твердых согласных звуков».

Одна из задач, которая решалась на этих уроках русского языка, – обучение речевому этикету учащихся 1б класса.

Для решения этой задачи в уроки русского языка были включены следующие приемы: дидактические игры «Вежливо – невежливо», «С кем можно так общаться?», «Догадайся», «Словарь вежливых слов», «Не ошибись, пожалуйста!», «Нужные слова!», игра – упражнение «Пожалуйста», игра «Вежливый котик» т.д..

Для работы совместно с обучающимися была создана тетрадь по речевому этикету (Приложение 3).

Например, на уроке по теме: «Определение качественной характеристики звука: гласный ударный – безударный. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков» на этапе актуализации знаний по предложенной теме и осуществления первого пробного действия был использован прием «Ситуации».

Учащимся было необходимо прочитать предложенные ситуации:

  1. Миша всегда здоровается при встрече с ребятами.

  2. Ваня нечаянно толкнул на переменке девочку и не извинился.

  3. Катя была в гостях у подружки и ушла, не попрощавшись.

  4. Сергей угостил яблоком Мишу, но тот не сказал спасибо.

  5. Наташа всегда здоровается с бабушками, которые сидят у подъезда.

Если они считают поведение детей вежливым, то поставить знак «+», если нет, то «-», при этом во второй ситуации нужно было найти ударные и безударные гласные звуки в словах: девочку, толкнул. В помощь обучающимся был дан «Твой словарик», в котором представлены определения слов «этикет» и «вежливость» для того, чтобы они обращались к нему в случае затруднения. При оценивании этого задания в случае правильного определения всех ситуаций учащийся получал приз – картинку. Все обучающиеся 1б класса правильно определили поведение детей в ситуациях.

На этапе самостоятельной работы был использован прием «Найди слова вежливости». В геометрических фигурах написаны части слов, учащимся необходимо было собрать одинаковые фигуры так, чтобы получились слова вежливости, после чего записать их в тетрадь.

 

Оценивалось задание в 1 балл. Если обучающийся собрал все фигуры правильно, тем самым у него получились слова вежливости, которые он записал в тетрадь, то он получает 2 балла, если же ученик не собрал слова или не записал их в тетрадь, то он получает 0 баллов. Все учащиеся 1б класса справились с этим заданием, каждый получил по 2 балла.

На уроке по теме: «Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности» на мотивационном этапе обучающимся была предложена дидактическая игра: «Не ошибись, пожалуйста!». Учитель подавал команды, но обучающиеся выполняли только те, в которых есть волшебные слова. Например, команды «Встаньте, пожалуйста!», «Поднимите, пожалуйста, руки!», «Будьте добры, похлопайте!», «Попрыгайте, пожалуйста!» обучающиеся выполняют, так как в командах присутствуют этикетные слова – пожалуйста, будьте добры. Команды: «Поднимите руки», «Потопайте», «Тихо сядьте» учащиеся не выполняют, потому что в них нет этикетных слов. Оценивание игры не предусматривалось, оно использовалось в качестве мотивации и позитивного настроя на урок.

Этап первичного закрепления нового знания сопровождался дидактической игрой «Вежливо – невежливо». Данная игра использовалось в качестве физминутки. Цель игры: закрепление постоянного проявления вежливости в процессе общения, умение различать противоположные проявления: вежливость/невежливость. Правила игры: «Если вы считаете, что поступок невежливый – топайте ногами, а если вежливый – хлопайте в ладоши».

К примеру:

  • «Поздороваться при встрече», «Помочь поднять упавшую вещь», «Похвалить маму за вкусный обед» – необходимо хлопнуть в ладоши, так как эти поступки вежливые;

  • «Толкнуть, не извиниться», «Не уступить место пожилому человеку», «Громко разговаривать в общественных местах» – необходимо топать ногами, так как эти поступки невежливые.

Данная дидактическая игра очень понравилась детям, они и отдохнули и повторили, какие поступки называются вежливыми/невежливыми.

На уроке русского языка по теме «Различение звуков и букв. Гласные буквы и звуки» в качестве приема, который способствует развитию речевого этикета младших школьников, был использован прием «Приветствие/прощание».

Задание «Приветствие/прощание» было проведено на этапе актуализации знаний обучающихся. Учащимся необходимо было прочитать стихотворение, найти и подчеркнуть слова приветствия – красным карандашом, а слова прощания – синим.

Приветствия

Для прощания и встречи

Много есть различных слов:

«Добрый день!» и «Добрый вечер!»,

«До свиданья!», «Будь здоров!»,

«Я вас рада видеть очень»,

«Мы не виделись сто лет»,

«Как дела?», «Спокойной ночи»,

«Всем пока», «Прощай», «Привет»,

«Буд рад вас видеть снова»,

«Не прощаюсь!», «До утра!»,

«Всем удачи!», «Будь здорова!»

И «Ни пуха, ни пера!».

Андрей Усачев

Данное задание оценивалось в 2 балла. Если слова приветствия и прощания найдены и подчеркнуты соответствующим цветом, то ученик получает 2 балла, если подчеркнуты не все слова приветствия и прощания или допущены незначительные ошибки, то учащийся получает 1 балл, если есть значительные ошибки, то 0 баллов. Из всех обучающихся 1б класса, в количестве 27 человек, 20 человек выполнили данное задание и получили по 2 балла, 7 человек получили за него 1 балл, то есть не полностью справились с заданием, так как были допущены ошибки из-за невнимательности, забыли подчеркнуть слова приветствия/прощания.

Данный прием понравился обучающимся, так как он не только способствует пониманию учащимися слов приветствия и прощание, но еще и развивает память и наблюдательность младших школьников.

На уроке по теме «Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Особенности проверяемых и проверочных слов». Был использован прием «Слова прощания» и дидактическая игра «Догадайся».

Этап урока: первичное закрепление нового знания.

«Слова прощания»: Какие слова прощания мы говорим в разных ситуациях? Соедини линиями ситуации и подходящие к ним высказывания.

 

Если учащийся справился с заданием, он получал картинку. Так же, как дополнение к заданию, учащиеся записали слова «учительница» и «счастливого» в тетрадь. К данным словам нельзя подобрать проверочные слова, так как они являются словарными. Так, благодаря использованному прием, обучающиеся запомнили написание некоторых словарных слов.

Дидактическая игра «Догадайся» была проведена на этапе рефлексии.

Цель игры: обогащение, расширение и активизация «Словаря вежливости».

Учащимся необходимо было закончить предложения:

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо).

Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день).

Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече… (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите нас, пожалуйста).

Оценивание данной игры не предусматривалось. Все обучающиеся без ошибок закончили предложения.

Следующий урок русского языка был проведен по теме «Различение гласных и согласных звуков. Согласные звуки и буквы». На данном уроке использовалась игра – упражнение «Пожалуйста» и игра «Вежливый котик».

Игра – упражнение «Пожалуйста». Игра проходила в кругу. Правила игры: учитель показывает разные движения, а учащиеся должны были их повторять лишь в том случае, если к ним добавлено слово «пожалуйста». Кто ошибается – выбывает из игры. К примеру: «Руку наверх, пожалуйста», «Присядем, пожалуйста» (повторяют) или «Похлопаем в ладоши», «Погладим себя по голове» (не повторяют).

Игра «Вежливый котик». Необходимо, взявшись за руки, водить хоровод вокруг мягкой игрушки и приговаривать: «Все хорошие ребята знают добрые слова. Приходите к нам, котята, медвежата, зверята и т.д., рады видеть вас всегда». Учащийся, который остановился на последнем слове напротив игрушки, говорит приветственное слово, не повторяя ранее сказанного. Выигрывает тот, кто знает больше таких слов.

Данные игры не оцениваются, но они позволяют понять учителю, какие и сколько этикетных слов знают обучающиеся. К счастью, ученики данного класса знают достаточное количество этикетных слов.

Урок по теме «Определение парных и непарных по твердости- мягкости согласных звуков» сопровождался также дидактической игрой «С кем можно так общаться?» и заданием «Слова благодарности».

На этапе первичного закрепления нового знания был включен прием «Слова благодарности». Здесь уже необходимо учащимся самим подумать, какие они знают подходящие слова благодарности, и записать их, опираясь на предложенные ситуации. Данное задание оценивалось в 4 балла. Если на каждую ситуацию записан правильный ответ, то учащийся получает по 1 баллу за каждую ситуацию.

Дидактическая игра «С кем можно так общаться?» была проведена на этапе рефлексии.

Цель игры: дифференцирование вежливых слов, закрепление смысловой стороны слов. Обучающимся задается вопрос: «С кем можно так общаться?».

  • «Здравствуй!»;

  • «Добрый день!»;

  • «Привет!»;

  • «Здорово!»;

  • «Чао!»;

  • «Пока!»;

  • «До свидания!»;

  • «Будь здоров!»;

  • «До встречи!».

Таким образом, благодаря данной игре можно понять, кому учащиеся так говорят, и с кем таким образом общаются.

На мотивационном этапе урока по теме «Различение гласных и согласных звуков. Слова с буквами И и Й».

На этапе включения в систему знаний и умений использовалась дидактическая игра «Нужные слова!».

Цель игры: обогащение, расширение и активизация «Словаря вежливости» (употребление вежливых слов) формулами речевого общения в разных видах деятельности.

Ход игры: учитель задает вопросы, обучающиеся правильно отвечают.

Вопросы:

  1. Какие слова мы говорим при встрече? («Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Я рад тебя видеть», «Как ты себя чувствуешь?»).

  2. Какие слова мы говорим при расставании? («До свидания», «До завтра», «До встречи», «Счастливого пути», «Всего хорошего», «Всего доброго»).

  3. Какие слова мы говорим во время завтрака, обеда, ужина? («Приятного аппетита», «Благодарю», «Спасибо», «Все было очень вкусно»).

  4. Какие слова мы говорим перед сном? («Спокойной ночи», «Доброй ночи», «Приятных снов»).

  5. Во время игры вы нечаянно толкнули друга и он упал. Как вы поступите? (Извинится и помочь встать).

Проанализировав ответы обучающихся, можно сказать, что все называли верные и правильные слова.

На уроке по теме «Определение качественной характеристики звука: согласный твердый-мягкий. Различие мягких и твердых согласных звуков» был использован прием «Ситуации извинения» и дидактическая игра «Словарь вежливых слов».

«Ситуации извинения»: на этапе мотивации необходимо было прочитать слова извинения, устно объяснив, в какой ситуации уместно каждое из них.

Слова извинения:

  • простите меня, пожалуйста;

  • я не хотел;

  • боюсь, я вас огорчил;

  • прошу прощения;

  • я не хотел тебя обидеть.

На этапе рефлексии использовалась дидактическая игра «Словарь вежливых слов».

Цель игры: продолжать учить подбирать близкие друг к другу по смыслу «вежливые» слова.

Учитель: «Ребята, сейчас представьте, что каждый из вас – это цветок. Каждый человек нуждается в вежливом обхождении, как цветок в воде. Но, посмотрите, наш великолепный цветок завял, и у него осыпались все лепестки! Как же возродить его? Назовите как можно больше вежливых слов и оживите цветок».

Учащиеся называют вежливые слова, получают лепестки и прикрепляют их к сердцевине цветка: Здравствуйте! Будь здоров! Будьте добры! Будьте любезны! Спасибо! Благодарю! Пожалуйста! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! До встречи! До свидания! Доброй ночи! Пока! Прощайте! Счастливо! Извините, пожалуйста! Не сердитесь, пожалуйста! Я виноват перед тобой! Я приношу свои извинения!

В завершении урока было сказано: «Ребята, посмотрите, какой замечательный цветок вы взрастили благодаря своей вежливости! Вежливые люди, подобно цветам, украшают нашу Землю». Так у учащихся пополнился словарь вежливых слов.

Таким образом, проанализировав проведенные уроки русского языка, можно сделать вывод: если уделять несколько минут урока на формирование речевого этикета младших школьников, то они станут более воспитанными, вежливыми людьми, которые будут применять в своей речи разнообразные формулы речевого этикета, благодаря этому у них пополнится активный словарный запас, будет развиваться речь.

2.3. Анализ проделанной работы

С целью дальнейшей проверки речевого развития младших школьников была проведена та же самая методика «Определение активного словарного запаса» (автор Немов Роберт Семенович).

Обучающимся предлагаются уже другие иллюстрации, на которых так же изображены люди и различные предметы.

Необходимо в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой иллюстрации, после чего записать свой ответ.

В диагностике были использованы две иллюстрации, которые были использованы в методике, предназначенной для определения активного словарного запаса обучающегося младшего школьного возраста (Приложение 3).

Перед выполнением данной методики учащимся так же была дана четкая инструкция:

- Вам дается ровно 5 минут для того, чтобы вы как можно подробнее рассказали о том, что изображено и что происходит на данной иллюстрации и записали ваши рассуждения.

После фиксирования обучающимися своих ответов, их речь так же фиксируется в специальном протоколе, форма которого приводится в таблице, и затем анализируется. В протоколе отмечается частота употребления обучающимся различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводных конструкций, что свидетельствует об уровне развития его речи.

Оценка результатов осуществляется по следующим критериям:

10 баллов учащийся получает в том случае, если в его речи (рассказе по картинке) встречаются не менее 10 из перечисленных в протоколе признаков.

В 8-9 баллов его речь оценивается тогда, когда в ней обнаруживается не менее 8-9 разных протокольных признаков.

6-7 баллов за свою речь обучающийся зарабатывает при наличии 6-7 разных признаков.

Оценка в 4-5 баллов ему дается за присутствие в речи 4-5 разных признаков.

2-3 балла — в речи присутствуют 2-3 признака.

0-1 балл — рассказа нет или в нем имеются 1-2 слова, представляющие собой одну-единственную часть речи.

Проанализировав работы обучающихся, можно сделать вывод о том, что уровни речевого развития обучающихся опять же получились разные.

Очень высоким уровнем активного словарного запаса не обладает никто из учащихся класса.

У девяти учащихся, что составляет 33% от общего количества учеников в классе, выявлен высокий уровень активного словарного запаса, это говорит о том, что обучающихся обладают достаточно развитым активным словарем. Учащиеся умеют группировать слова по указанным признакам, объединять их в тематические группы, образовывать новые слова, формы слов, по знакомым моделям составлять словосочетания, предложения по иллюстрации, строить конструкции с различными предлогами.

У большинства обучающихся – 17 человек, что составляет 63% от общего количества учеников в классе, в большей степени выражен средний уровень развития речи, что свидетельствует о том, что данные учащиеся обладают не слишком богатым словарным запасом. Они концентрируют внимание на собственной речи и речи окружающих, у учеников недостаточно развита связная речь, звукопроизношение и грамматический строй речи.

У 1 человека (4% от общего количества учеников в классе), выявлен низкий уровень развития речи, речевой запас этих учащихся крайне ограничен. Сюжет рассказа у них отсутствует, только перечисляются предметы, изображенные на иллюстрации. Учащиеся не оперируют образами и не составляют связанный рассказ, не концентрирует внимания на собственной речи и речи окружающих.

Очень низкого уровня развития речи у учащихся класса так же не было выявлено. Учащиеся с интересом выполняли задание, проявили серьезный подход и ответственность при своих ответах. Особых трудностей не возникло.

Результат диагностики представлен в диаграмме (Рисунок 2):

 

Рис. 2. Результаты диагностики «Определение активного словарного запаса»

 

Итак, по результатам второй диагностики видно, что учащихся, которые обладают высоким уровнем активного словарного запаса стало больше на три человека, что не может не радовать, а тех у кого получился низкий уровень стал всего один человек.

Результат сравнения диагностик представлен в диаграмме

(Рисунок 3):

 

Рис. 3. Соотношение результатов диагностики «Определение активного словарного запаса»

Таким образом, проанализировав результаты двух диагностик можно сделать вывод о том, что уровень развития речи обучающихся в целом повысился. Все учащиеся, принимавшие участие в исследовании, после проведения ряда заданий показали хорошие результаты проведенной работы, доказав тем самым результативность примененной для обучения методики. Во время выполнения заданий у учащихся так же наблюдался познавательный интерес.

Можно сделать вывод, что представленная нами методика обучения оказала положительное влияние на познавательную активность младших школьников и повлияла на дальнейшее применение формул речевого этикета учащихся в речи. По полученным данным, можно сделать вывод о том, что данная методика обучения речевому этикету и формированию уровня развития речи младших школьников эффективна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе проведения исследования было установлено, что проблема по формированию речевого этикета младших школьников на уроке русского языка является актуальной. Анализ психолого-педагогической и методической литературы и проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

  1. Содержание понятия «речевой этикет» представляет собой принятые в обществе правила речевого поведения в конкретных ситуациях, предполагающие вежливое общение с собеседником. Речевой этикет является важнейшей частью культуры речи и выполняет коммуникативную, регулятивную, познавательную, эстетическую, этическую и воспитательную функции.

  2. Особенности формирования речевого этикета младших школьников на уроках русского языка заключаются в последовательности изучения, опоре на этапы формирования языковых понятий и обязательной управленческой деятельность учителя, использовании таких приёмов и методов обучения, которые будут способствовать активному взаимодействию учащихся и применению этикетной лексики. Важными элементами являются вовлеченность всех учащихся в активную работу на уроке и соблюдение норм и правил этикета самим учителем.

  3.  

 

Полученные теоретические и практические данные позволяют утверждать, что успешное формирование речевого этикета у детей младшего школьного возраста возможно при использовании системной, целенаправленной и грамотно организованной работы. Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 Библиографический список

  1. Агафонова И. Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся // Управление начальной школой. - 2016. - № 2. - С. 4-9.

  2. Архипова Е. В. Основы методики развития речи учащихся / Е. В. Архипова. – Москва: Вербум, 2004. – 192 с.

  3. Бабарыкина Е. М. Речь и общение / Е. М. Бабарыкина. – Москва: Просвещение, 2014. – 123 с.

  4. Бондаренко А. А. Речевой этикет в современной школе // Начальная школа. - 2013. - №1. - С. 9-13.

  5. Григорьева Т. П. Развитие речи младших школьников // Молодой ученый. - 2014. - № 14. - С. 289-292.

  6. Зиновьева Т. И. Обучение младших школьников речевому этикету / Т. И. Зиновьева. – М.: Издательство Юрайт, 2016. — 309 с.

  7. Зырянова Е. А. Методика формирования умений речевого этикета младших школьников // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2011. - № 3. - С. 25-28.

  8. Канакина В. П. Методическое пособие с поурочными разработками по русскому языку. 2 класс / В. П. Канакина, Г. Н. Манасова. – Москва: Просвещение, 2017. – 137 с.

  9. Курочкина И. Н. Этикет для детей и взрослых / И. Н. Курочкина.- Москва: Издательский центр «Академия», 2001. - 256 с.

  10. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути её развития / М. Р. Львов. – Москва: Просвещение, 2007. – 165 с.

  11. Никитина Е. Ю. Педагогические условия методики формирования умений речевого этикета // Начальная школа плюс До и После. - 2011. – № 7. – С. 2-8

  12. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / [В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др.]. – Москва: Просвещение, 2014. - 340 с.

  13. Русский язык. 1 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Школа России / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий - 5-е изд. – Москва: Просвещение, 2014. - 143 с.

  14. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х ч. Школа России / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий - 7-е изд. – Москва: Просвещение, 2017. - 143 с.

  15. Русский язык. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х ч. Школа России / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий - 2-е изд. – Москва: Просвещение, 2013. - 159 с.

  16. Русский язык. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х ч. Школа России / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий - 2-е изд. – Москва: Просвещение, 2013. - 160 с.

  17. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под редакцией М. Н. Кожиной. – Москва: Флинта, 2016. - 356 с.

  18. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования: утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 г., № 373 ; с измен. и дополн. от 16. 02. 2016. – Москва: Ажур, 2014. – 35 с.

  19. Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения / Н. И. Формановская. Москва: Высшая школа, 2015. - 156 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Приложение 1

 

 

 


Полный текст материала Дипломная работа "Обучение речевому этикету на уроках русского языка в 1 классе как одно из направлений развития речи младших школьников" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Овчинникова Екатерина Андреевна  Публикатор
11.06.2021 0 4963 175

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК