Разработка урока русского языка на тему: "Причастие как часть речи"
Тема урока: «Причастие как часть речи».
Учебные цели: формирование понятия о причастии как части речи,
знакомство с грамматическими признаками причастия, повторение признаков прилагательного и глагола, формирование умения отличать причастие от прилагательного и глагола.
Развивающие цели: развитие умения самостоятельно находить причастие в тексте и обозначать её графически; интеллектуальных качеств кадет: решать проблемные, познавательные задачи, рационально запоминать, развивать умение строить предложения, подбирать прилагательные и причастие к заданным словам; логического мышления кадет.
Воспитательные цели: содействие воспитанию бережного, уважительного отношения к родному языку; повышение мотивации суворовцев к изучению родного языка.
Материальное обеспечение: учебник «Русский язык 7 класс». М.Т.Баранова, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская, интерактивная доска, презентация, рабочие тетради и тетради для опорных конспектов, раздаточный материал дифференцированного характера.
Ход урока
1.Организационный момент.
Дежурный кадет докладывает о готовности взвода к уроку.
2. Проверка выполнения задания по самоподготовке (презентация, самостоятельно составленная кадетом, слова /глаголы, где в окончаниях пропущена буква/. Кадет просит взвод вставить гласные и объяснить свой выбор)
3. Основной этап.
Блиц - опрос. (при записи числа и темы урока повторяем изученный материал по теме «Числительное»)
- Какой частью речи является 22?
- Какое это
числительное?
-
Это
простое, составное или сложное?
Наглядный эксперимент.
Преподаватель показывает воздушный шарик и просит описать его, используя словосочетания «существительное + прилагательное».
- Что обозначает прилагательное?
Создание проблемной ситуации.
- А могут ли слова обозначать признак предмета по действию?
Если вы считаете, что могут, приведите примеры.
- Когда мы описывали признаки шарика по форме, цвету, величине, какую часть речи мы использовали?
-Что мы можем сказать об этих прилагательных? Какие признаки предмета - постоянные или временные - они называют? (постоянные).
Преподаватель подбрасывает воздушный шарик.
Беседа.
- Какие признаки предмета теперь можете назвать! (летящий,падающий…)
- А эти признаки постоянные или нет? (падающий - тот, который падает сейчас; упавший - тот, который упал).
- От какой части речи образованы такие слова? (глагол).
- На вопросы какой части речи отвечает? (прилагательное.)
- Что обозначает? (признак предмета по действию).
Вывод.
Значит, эти слова обладают признаками двух частей речи: прилагательного и глагола.
Выявление грамматических признаков прилагательного и глагола у причастия.
а) К причастию «пожелтевшее» из словосочетания пожелтевшее дерево, подобрать существительные мужского рода и женского рода.
Вывод: причастие изменяется по числам, родам - как и прилагательное.
б) Лингвистическая
сказка
(приложение
№1).
*Давайте посмотрим, что произошло с именами подданных короля Которого после вмешательства принцессы Причастие.
Работа с наглядным материалом.
Вывод: причастие имеет - вид, время, как и глагол.
Причастие можно заменить сочетанием «местоимение который + глагол, от которого образовано данное причастие». С прилагательным такая замена не возможна.
Тренинг.
а) Устная
работа с текстом,
(приложение
№2)
б) Выборочный
диктант
(приложение
№2).
Записать только словосочетания «причастие + существительное». Обосновать выбор. Указать главное слово. Обозначить окончание причастий.
в) Игровая пятиминутка.
Автобиография причастия (приложение №3).
Синтаксическая разминка.
Конструирование предложения по вариантам. (приложение №2).
Составить из данных слов предложения, образовав от одного из глаголов причастие и согласовав его с существительным в нужном падеже.
3.Закрепление. Самостоятельная работа.
а) Групповые здания («Два-четыре – все вместе»)
1,2 уровень сложности: найти причастия в тексте и определяемое слово (приложение 5)
3 уровень сложности: задание на слайде (выбрать № словосочетания с причастием)
б) Выполнение тестового задания. (приложение № 4)
Проверка выполнения теста.
в) Блиц - опрос.
- С какой частью речи мы познакомились?
- Признаки каких частей речи имеет причастие? Приведите примеры.
4. Итог урока.
Выставление и комментирование оценок.
Приложение № 1
Лингвистическая сказка.
В далекой стране правил в давние времена король Который. Он настолько был горд собою, что всем подданным строго - настрого приказал восхвалять его имя везде и всюду. Даже придворных его звали весьма необычно. Но и те, кто оставили службу при дворе, не потеряли своих имен.
Невеселой была жизнь в королевстве, где каждый ребенок был с рождения который ..., каждая крошка - которая..., каждое дитя - которое...
Солнце которое восходило, цветы, которые расцветали, птицы, которые щебетали, не радовали горожан, которые устали от капризов короля Которого.
И вот однажды случилось чудо: король влюбился в прекрасную принцессу из царства Причастий.
Он говорил ей:
- Я король, который любит.
- Любящий, - поправляла она.
- Я тот, который восхищается вами.
- Восхищающийся, - вторила она.
- Годы, которые мне остались...
- Оставшиеся...
- Я хочу посвятить вам.
-Хорошо, - ответила принцесса, - но только пусть каждый житель сам решает, кто он: тот, который верил, или веривший, тот, который знает, или знающий...
Представьте, как обрадовались подданные короля!
(Угроватова Т.Ю, «Подсказки на каждый день. 7 класс» М.- ВЛАДОС, 1996)
Приложение № 2. ( раздаточный материал)
1. Прочитайте текст, найдите причастия.
1) Нестриженные ногти приводят к царапинам на лучших друзьях.
2) Широкая спина скрывает дрожащих товарищей.
3) Оборванные уши свидетельствуют о том, что родители часто воспитывают их хозяина.
4) Крепкая шея с сидящими на ней друзьями говорит о доброй душе и слабой воле.
2. Записать только словосочетания причастие + существительное.
Обосновать выбор. Указать главное слово. Обозначить окончание при
частий.
Темнеющий лес, желтая кувшинка, шумный поток, вспаханное поле, синее море, пестреющие цветы, золотистая равнина, пестрая ткань, золотящаяся рожь.
3* Составить из данных слов предложения, образовав от одного из глаголов причастие и согласовав его с существительным в нужном па-деже»
1) Чернеть, вдали, к лесу, вела, прямая, дорога, проселочная.
2) Дорогам, заросли, скрипели, травой, черным, колеса, по.
3) Сорвать, нами, мы, раскладывали, и, травы, и, сушить, цветы.
4) За, был, бурьяном, домом, колодец, заросли.
5) Лес, осветить, солнце, лучами, в, вошли, мы, осеннего.
Приложение №3.
Автобиография причастия Летящий
Я, причастие Летящий, происхожу из семьи
Мой отец оставил мне значение……………, время……., вид. Мать оставила в наследство вопрос…………… ,
свою синтаксическую роль ,
научила изменяться породам, числам и падежам. Вот сейчас я стою в форме………..рода,……. числа и………….падежа. Кроме названных, имею собственное, присущее только мне свойство……………….. (Угроватова Т.Ю, «Подсказки на каждый день. 7 класс» М.- ВЛАДОС, 1996)
Приложение № 5
Андрий уже издали видел дом, непохожий на другие и, как казалось, строенный каким-нибудь архитектором итальянским. Он был сложен из красивых тонких кирпичей в два этажа. Окна нижнего этажа были заключены в высоко выдавшиеся гранитные карнизы; верхний этаж состоял весь из небольших арок, образовавших галерею; между ними видны были решетки с гербами. На углах дома тоже были гербы. Наружная широкая лестница из крашеных кирпичей выходила на самую площадь. Внизу лестницы сидело по одному часовому, которые картинно и симметрически держались одной рукой за стоявшие около них алебарды, а другою подпирали наклоненные свои головы, и, казалось, таким образом, более походили на изваяния, чем на живые существа. Они не спали и не дремали, но, казалось, были нечувствительны ко всему: они не обратили даже внимания на то, кто всходил по лестнице. На верху лестницы они нашли богато убранного, всего с ног до головы вооруженного воина, державшего в руке молитвенник. Он было возвел на них истомленные очи, но татарка сказала ему одно слово, и он опустил их вновь в открытые страницы своего молитвенника. Они вступили в первую комнату, довольно просторную, служившую приемною или просто переднею. Она была наполнена вся сидевшими в разных положениях у стен солдатами, слугами, псарями, виночерпиями и прочей дворней, необходимою для показания сана польского вельможи как военного, так и владельца собственных поместьев. Слышен был чад погаснувшей свечи. Две другие еще горели в двух огромных, почти в рост человека, подсвечниках, стоявших посередине, несмотря на то что уже давно в решетчатое широкое окно глядело утро. Андрий уже было хотел идти прямо в широкую дубовую дверь, украшенную гербом и множеством резных украшений, но татарка дернула его за рукав и указала маленькую дверь в боковой стене. Этою вышли они в коридор и потом в комнату, которую он начал внимательно рассматривать. Свет, проходивший сквозь щель ставня, тронул кое-что: малиновый занавес, позолоченный карниз и живопись на стене. Здесь татарка указала Андрию остаться, отворила дверь в другую комнату, из которой блеснул свет огня. Он услышал шепот и тихий голос, от которого все потряслось у него. Он видел сквозь растворившуюся дверь, как мелькнула быстро стройная женская фигура с длинною роскошною косою, упадавшею на поднятую кверху руку. (Гоголь Н.В. «Тарас Бульба»)
ТЕСТ
I ВАРИАНТ
II ВАРИАНТ
1) Укажите причастие.
1.синий
синеет
синеющий
синеватый
синяя
зеленоватый
зеленеет
зеленый
зеленеющий
зеленея
2) Укажите словосочетание «прилагательное + существительное».
зимняя дорога
зимующие птицы
замерзшая река
раскрытая книга
растаявший лед
замолкшие голоса
голубенький кувшин
запертая дверь
3) Укажите словосочетание «причастие + существительное».
1бушующее море
2сидящие на дереве
1зеркальная поверхность
2 выполнивший задание
3летящий самолет
4спускающейся к берегу
3удивительный дом
4удивляющейся всему
(рабочая тетрадь с печатной основой .7 класс. Саратов ,Изд. ЛИЦЕЙ, 1997 )
4) Найдите в предложении причастие.
1 2 3 4
Мы шли узенькой тропинкой,
5 6 7 8 ведущей прямо к речке.
1 2 3 4
Наше внимание привлек дуб,
5 6 7 8
растущий на опушке леса.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Акимова Инна Юрьевна
→ Публикатор 28.09.2015 0 8300 503 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы