Рабочая программа и тематическое планирование по литературному чтению на родном (русском) языке; 4 класс
Примерная программа и тематическое планирование по литературному чтению на родном (русском) языке для 4 класса.
Учитель начальных классов Зверева Марина Альбертовна,
МОБУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа»
Пояснительная записка
Содержание программы по литературному чтению на (родном) русском языке для 4 класса направлено на формирование духовно-нравственного воспитания детей. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует личность ребёнка, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношения с окружающим его миром, на этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской и патриотической позиции.
Нормативно-правовую основу рабочей программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» составляют следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185- ФЗ);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
Рабочая программа ориентирована на использование УМК «Школа России» Л.Ф. Климанова, В. П., Горецкий В. Г. Литературное чтение. Учебник. 4 класс.
Программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» реализуется наряду с обязательным курсом литературного чтения. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку начального курса литературного чтения, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения начальной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» рассчитана на 0,5 часа в неделю, всего 17 часов.
Актуальность программы.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, поэтому одна из задач современного урока – познакомить учащихся с произведениями разных жанров и эпох и донести простоту христианских истин. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально. Средствами урока литературного чтения на родном (русском) языке в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, родному языку, духовным, природным и культурным ценностям, самобытным обычаям и традициям. Дети знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека к жизни России, осознают значимость благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя достойными гражданами великой страны.
Цель программы по литературному чтению на родном (русском) языке: познакомить ребят с произведениями разных эпох, расширить их круг чтения, формировать духовно-нравственные ценности: любовь к Родине, своей семье, национальным традициям. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
Читательская компетентность определяется:
-владением техникой чтения;
-приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
-знанием книг и умением их выбирать;
-сформированной духовной потребностью в книге и чтению.
Задачи программы:
1.Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали на основе прочитанного произведения. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро.
2.Воспитывать патриотическое отношение к Родине, на основе литературных произведений- о Родине, о подвиге, о славе.
З.Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
4. Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.
5. Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, составлению плана, пересказу и др. (Общие учебные умения работы с текстом, позволяющие логически перерабатывать и усваивать познавательную информацию.)
6. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, вида жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий.
Содержание программы:
Русь Святая.
(2 часа)
Цель:
Продолжать знакомить учащихся с жанрами устного народного творчества:былина, житие. Воспитывать чувство гордости и патриотизма к святым Земли Русской через чтение былины об Илье Муромце и чтение жития прп. Серафима Саровского.
Великие русские писатели и поэты.
(2 часа)
Цель:
Познакомить учащихся с творчеством М.Ю. Лермонтова, К. Бальмонта, И.А. Бунина, И.А. Крылова и развивать образное мышление, творческое воображение учащихся; обогащать эстетический и познавательный опыт детей, через чтение стихов, рассказов, сказок формировать интерес к своей стране: ее истории, языку, культуре, ее жизни и ее народу.
Россия - любимая наша страна!
(2 час)
Цель:
Познакомить учащихся с былью Л.Н.Толстого , а также с творчеством Ю. Яковлева и А. Прокофьева, и на основе этих произведений воспитывать чувство патриотизма, гордости и любви к своей малой и Великой Родине, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
В гостях у рождественской ёлочки.
(1 час)
Цель:
Познакомить учащихся с рождественскими стихами поэтов русской классической литературы 19-20 в., с историей праздника Рождества Христова, раскрыть смысл Рождества Христова через русскую классическую поэзию. Формировать уважительное отношение к православной культуре, привить уважение и любовь к православным традициям своего народа.
Не навреди родной природе!
(3 часа)
Цель:
Познакомить с произведениями Д. Мамина -Сибиряка и Л.Н.Толстого, М.Пришвина, как писатели своим художественным словом передают всю красоту окружающей природы: шума ветра, запаха леса, шелест листьев, повадки животных и птиц , их поведение. Научить понимать необходимость бережного отношения к братьям нашим меньшим. Не нарушать гармонию родной природы, ценить и беречь все, что нас окружает.
«Добрые слова и добрые дела»
(3 часа)
Цель:
Познакомить учащихся с рассказами В.Драгунского, Л.Пантелеева И. Сенченко , В. Осеевой, которые учат детей различать добро и зло, дают представления о нравственной свободе человека, научить видеть в себе движения к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие), формировать христианское отношение к ближним.
«Со Светлой Пасхой».
(1 час)
Цель:
Познакомить с православным праздником «Пасха» на основе поэзии 19-20в.в. А.Блока, А. Майкова, В. Ладыженского Т. Лавровой. Как поэты смогли через красоту стихотворения передать атмосферу праздника «Пасха». На основе этих произведений познакомить с историей и традициями праздника. Раскрыть основной смысл праздника «Пасха», значимость праздника для русского народа. Формировать уважительное отношение к православной культуре. Привить интерес к истории нашего народа через восприятие поэзии о православном празднике «Пасха».
Мы помним-мы гордимся!
(2 часа)
Цель:
Познакомить учащихся с произведениями писателей С.П. Алексеева и Ю.Яковлева, в которых они рассказывают о героическом подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне о людях, переживших славные и страшные годы 1941-1945.Воспитывать патриотическое отношение к истории нашей Родины, с уважением относиться к героям Великой Отечественной войны. Воспитывать чувство любви своей стране, уважения и признательности к защитникам, к людям, прославившим Россию; гордости за историческое прошлое нашей Родины.
Итоговый урок
(1 час)
Цель:
Провести литературную викторину, обобщая знания, которые получили учащиеся в течение учебного года.
Данная программа может служить основой для разработки календарно-тема-
тического планирования, ежегодно корректироваться и адаптироваться к условиям образовательной среды.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные:
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Формирование уважительного отношения к православной культуре и традициям русского народа.
Знание наизусть 5 и более стихотворений о Родине, красоте ее природы, выразительное чтение.
Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о духовно-нравственных нормах христианской морали.
Иметь представление о православии на основе чтения «Жития Серафима Саровского».
Понимание иносказания в басне, некоторых сказках, умение приводить примеры.
Проявление этического чувства (стыда, вины, сострадания) при возникновении ситуаций, требующих морально-нравственного выбора.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества; доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций, формирование христианского отношения к ближнему.
Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
умение слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения.
Предметные результаты:
понимание литературы как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций национальной культуры;
формирование представлений о Родине и ее людях, окружающем мире, культуре, понятий о добре и зле, дружбе, честности;
формирование читательской компетентности, потребности в систематическом чтении;
овладение чтением вслух и про себя, приемами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
использование разных видов чтения:
- с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение);
- с полным пониманием содержания (изучающее чтение);
- с извлечением необходимой, значимой информации (поисково-просмотровое чтение);
- умение устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение.
-умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
-умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Календарно-тематическое планирование
(0,5 часа в неделю, всего 17 часов)
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
По плану |
По факту |
|
Русь Святая. |
2ч. |
|
|
1 |
Житие. Батюшка Серафима. |
1 |
|
|
2 |
Былина. «На заставе богатырской». |
1 |
|
|
|
Великие русские писатели и поэты. |
2ч. |
|
|
3 |
К. Бальмонт «Осень», И. Бунин «Листопад», М. Ю. Лермонтов «Осень». |
1 |
|
|
4 |
Басня. И.А. Крылов «Слон и Моська», «Осёл и соловей». |
1 |
|
|
|
Россия - любимая наша страна! |
2ч. |
|
|
5. |
Л.Н.Толстой «Пётр I и мужик». |
1 |
|
|
6 |
Ю. Яковлев «О нашей Родине», А. Прокофьев. «Нет на свете Родины милее» |
1 |
|
|
|
В гостях у рождественской ёлочки. |
1ч. |
|
|
7. |
А. Фет «Ночь тиха…», Ф.Н. Глинка «Даровал Господь Младенца», В.Набоков «Овца», митр. Владимир (Сабодан) «Рождество». |
1 |
|
|
|
Не навреди родной природе! |
3ч. |
|
|
8. |
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». |
1 |
|
|
9. |
Л.Н. Толстой рассказ «Птичка». |
1 |
|
|
10 |
М. Пришвин «Берестяная трубочка», «Золотой луг» |
1 |
|
|
|
«Добрые слова и добрые дела» |
3ч. |
|
|
11. |
В. Драгунский «Денискины рассказы». |
1 |
|
|
12. |
Л. Пантелеев «Честное слово». |
1 |
|
|
13 |
И. Сенченко «Хлеб святой», В. Осеева «Что легче», «Сыновья». |
1 |
|
|
|
«Со Светлой Пасхой». |
1ч. |
|
|
14 |
А. Блок «Вербочки», А. Майков «Христос Воскрес!», В. Ладыженский «Христос Воскрес!» Т. Лаврова «Пасхальное яйцо». |
1 |
|
|
|
Мы помним-мы гордимся! |
2ч. |
|
|
15 |
С.П. Алексеев «Ни шагу назад!», «Знамя Победы». |
1 |
|
|
16. |
Ю. Яковлев «Салют». |
1 |
|
|
|
Итоговый урок |
1ч. |
|
|
17. |
Литературная викторина. |
1 |
|
|
Литература:
1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение (в 2 частях), 4 класс. - АО «Издательство «Просвещение».
2. Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение», 4 класс.
3. Электронные учебные пособия: Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение» (Диск CD-ROM), авторы В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкина.
Цифровые образовательные ресурсы, обеспечивающие реализацию программы по литературному чтению:
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зверева Марина Альбертовна
→ Публикатор 19.06.2022 0 1879 160 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.