Конспект урока литературного чтения "Сказка В. Гаршина "Лягушка-путешественница"; 4 класс
Предмет: Литературное чтение
Учебник, авторы: учебник «Литературное чтение», УМК «Начальная школа 21 века», авт. Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова.
Тема урока:В. Гаршин.Сказка«Лягушка-путешественница».
Тип урока:Урок закрепления знаний (УЗЗ).
Цель урока: создать условия для организации исследовательской деятельности с целью формирования читательской компетентности; закрепить информацию, полученную после прочтения сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница».
Задачи урока:
Дидактические: закрепление навыков анализа содержания художественного произведения, формирование целостного представления об его основной идее; освоение позиции читателя-исследователя;
Развивающие: формированиевнимательного отношения к слову, включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе урока;
Воспитательные:способствовать осознанию ценности совместной деятельности; содействовать воспитанию личностно-нравственных качеств: взаимопомощь, взаимовыручка, скромность, честность.
Ресурсы:аудиозапись П. И. Чайковского «Осень»; проектор, экран, презентация; конверты с иллюстрациями из сказки; карточки – визитки команд; плакат А3 с результатами команд; простые карандаши или ручки, чистые листочки для выполнения заданий;портрет В.Гаршина; выставка иллюстраций о поздней осени; черный ящик (или чудесный мешочек) с лягушкой; карточки для каждой команды для задания «Соедини слова и их значение».
Словарная работа: путешественница, коряга, цеп, тина, благополучно, изобретательный.
Конспект урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Организационный этап |
- Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Всем, всем - Добрый день! Прочь с дороги, наша лень! Не мешай трудиться, Не мешай учиться! - Сядьте, ребята, прямо, проверьте: все ли у вас готово к уроку. Начинаем наш урок! |
Приветствуют учителя.
Слушают стихотворение.
Проверяют готовность рабочего места к уроку. |
Этап актуализация знанийи коррекции опорных знаний учащихся.
|
Звучит музыка П.И. Чайковского «Осень»
- Какое настроение создает музыка? - Какие картины она навевает?
- Все верно, осень – пора подготовки к зиме. Вот и у нас скоро наступит зима. Как же готовится к зиме живой мир?
- Верно. Каждое живое существо, даже самое маленькое, готовится к длительному и холодному периоду жизни. Но бывают и исключения, особенно в литературных сюжетах. Не все так просто в окружающем нас мире! Вот и сегодня мы поговорим и необычном, сказочном. |
Слушают аудиозапись, рассматривают иллюстрации о поздней осени. Чуть грустное. Все опустело, идет дождь, птицы улетают, тихо кругом.
Животные и птицы подготовились за лето к зиме и сейчас утепляют свои гнезда, норы. А многие улетают в теплые края.
|
Этап мотивации к учебной деятельности. Постановка цели и задач урока. |
- Я пришла сегодня с секретом. Посмотрите, это черный ящик. Отгадайте, что там! Скачет зверушка: Не рот - а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка. Кто это? - Давайте вспомним, в каких художественных произведениях нам встречается лягушка (см. приложение 1).
- Как вы думаете, почему мы заговорили о лягушке? - Как называется произведение, с которым мы познакомились на прошлом уроке? - Напомните мне автора этого произведения. - Кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока?
- Какова цель нашего урока?
- Все верно. Всеволод Михайлович Гаршин написал эту сказку, когда ему было 32 года. И вот уже почти 120 лет ее читают дети. Эта сказка пронизана легкой иронией, читать ее одно удовольствие. И вы в этом, я думаю, убедились, прочитав эту сказку еще раз дома. Проверка дом. задания - Выполним небольшой тест. Я читаю вопросы по номерам, вы проставляете номер вопроса и рядом вариант ответа. Ничего лишнего, только не забудьте подписать свой листочек. Тест – см. приложение 2. КЛЮЧ: 1А, 2В, 3Б, 4А, 5В. - Поменяйтесь листочками с соседом, проверьте друг у друга.Сверьтесь с ключом теста. Поставьте на полях количество правильных ответов. Будьте внимательны, от этого будет зависеть оценка. |
Слушают учителя, отгадывают загадку.
Лягушка. Дети называют произведения: р.н.с. «Теремок», «Царевна-лягушка», «Разные колеса»; Андерсен Г.Х. «Дюймовочка» Сутеев В. «Кораблик» В. Гаршин «Лягушка-путешественница», «Сказка о жабе и розе» Читали на прошлом уроке произведение о ней.
«Лягушка-путешественница». Всеволод Михайлович Гаршин. Мы будем говорить о произведении Гаршина «Лягушка-путешественница». Закрепить знания, полученные после прочтения данного произведения. Уметь работать с художественным текстом, развивать читательские навыки.
Слушают учителя.
Выполняют тестовое задание.
Осуществляют взаимопроверку. Подсчитывают кол-во правильных ответов, ставят цифру на полях. |
Этап первичного закрепления |
- Продолжим нашу беседу. - Сегодня мы будем работать в группах. Каждая группа выполняет задания и оценивает свою деятельность. На столах у вас лежат фишки (кружочки) разного цвета. Если задание выполнено правильно, все понятно – красная фишка; если задание выполнено с одной ошибкой и остались вопросы – зеленаяфишка; если задание выполнено неправильно, со множеством ошибок – синяя фишка. - Всем понятны условия работы на уроке?
- В группе работать сложно, но, чтобы не ссориться, нужно соблюдать правила: - понять материал и подумать о решении самостоятельно; - выслушать мнение каждого; - найти общее решение; - выбрать выступающего.
- Давайте определимся с названиями групп (предлагаются на выбор, на столах расставляются визитки групп «Лягушата», «Квакушки», «Уточки», «Путешественники»)(см. приложение 3). 1). Игра «Расположи по порядку». - У вас на столах конверты. В них находятся иллюстрации к сказке «Лягушка-путешественница». Задание: расположите картинки по порядку. - Сверьте свою работу с образцом (см. приложение 4). - Оцените свою работу.
2). Задание «Что за прелесть эти сказки»! - К какому жанру можно отнести это произведение? - Это народная или авторская сказка? - Верно. Задание: докажите, что это сказка.
- А сейчас каждая команда по очереди читает свои аргументы. Повторяться нельзя. - Оцените свою работу. Поставьте фишку.На доске выставляется цветовой кружок. 3). Игра «Соотнеси слово и его значение». - В сказке Гаршина очень много новых незнакомых нам слов. Задание: соотнесите слова с их значением (см. приложение 5). - Проверьте работу, соотнесите с алгоритмом на экране. - Оцените свою работу. Поставьте фишку. - Почему команда «Квакушки» оценили себя на синюю фишку. Какие ошибки вы допустили? 4). Задание «Подбери синонимы». - Ребята, обратите внимание, какое интересное название у произведения, особенно второе слово – путешественница. – А что означает это слово? Задание: подберите однокоренные слова к слову «Путешественница», запишите на листочке.
- Подсчитайте количество придуманных слов. Назовите число. - Команда «Лягушки» придумала самое большее количество слов. Сейчас они зачитают свои слова, а другие команды вычеркнут их слова из своих листочков. - У кого еще остались слова, назовите их.
- Молодцы, оцените свою работу. Поставьте фишку.
- Удачно закончили данный этап работы, давайте отдохнем.
|
Дети слушают учителя.
Да, понятны. (Могут задавать вопросы учителю, если что-то не понятно). Дети знакомятся с правилами поведения в группе.
Выбирают название команды, устанавливают визитки.
Дети исследуют содержимое конвертов.
Располагают картинки по порядку, как в сказке. Сверяют с экраном. Оценивают свою работу. Представитель команды размещает на магнитной доске фишку возле своей группы.
Это сказка. Авторская сказка.
Каждая команда записывает аргументы на листочке: - есть зачин и концовка; - животные разговаривают (олицетворение); - многообразие эпитетов: теплый дождичек, пестренькая спинка, толстая квакушка, лупоглазая голова и др.; - нереальные события, вымысел и фантазия – полет лягушки, падение с высоты.
Зачитывают по одному аргументу по очереди. Оценивают свою работу, выставляют фишку.
Команды выполняют задания. Стрелочками соединяют слово с его значением. Сверяют с алгоритмом. Оценивают свою работу, выставляют фишку.
Объясняют, какие ошибки допустили.
Это человек, который путешествует. Дети подбирают однокоренные слова, записывают: путь, путевой, путник, путешествовать, путешествие, запутать, опутать и др.).
Слова зачитываются, в командах идет сверка слов и зачеркивание одинаковых.
Команды зачитывают оставшиеся слова, если они соответствуют правилу, другие команды из записывают. Команды оценивают свои работы, выставляют фишки. |
Физминутка |
На болоте две подружки Две зеленые лягушки Рано утром просыпались Полотенцем обтирались Ножками топали, ручками хлопали Вот здоровья в чем секрет! Всем друзьям – физкультпривет!
|
Проговаривают слова и выполняют движения
|
Этап творческого применения и добывания знаний в новой ситуации |
- Молодцы! Хорошо отдохнули. Отдых нам нужен, так как мы переходим к сложной и трудоемкой работе. 5). Задание «Сказка на новый лад». - Сейчас мы с вами побудем сказочниками. Ох, нелегкая это работа! Задание:придумать новую концовку сказке или ввести в сказку нового героя. Вы посоветуйтесь, что выберете. И приступайте к работе. - Задание можете выполнять устно (составить план) или письменно (логические цепочки). На все про все вам отводится 10 минут. Потом мы выслушаем ваши истории.
- Свою сказку оценить сложно. Поэтому вашу новую сказку будут оценивать ваши друзья. Нужно выставить цветовую фишку соответственно выполненному заданию. - Молодцы! Все хорошо справились с заданием. Интересные сказки у вас получились! |
Слушают учителя.
Дети выполняют задания (можно устно обсудить, можно записывать логическими отрывками или составить план). Через отведенное время выслушиваются сказки детей. Слушающие имеют право задавать вопросы по содержанию новой сказки.
Оценивают творчество соседних команд. |
Этап информации о дом. задании, инструктаж по его выполнению |
Возвращаемся к теме и цели урока: - Давайте вспомним, какую тему мы сегодня разбирали? - А какую цель мы ставили перед собой?
- Как вы считаете, удалось ли нам её достичь? - Домашнее задание будет на творчество. Сделайте рисунки к сказке. Старайтесь не повторять известные иллюстрации книг. А потом из всех рисунков мы создадим лэпбук по сказке В. Гаршина. - Кроме того подготовить выразительное чтение последней части сказки (зад. №4 стр. 96).
|
В. Гаршин. Сказка «Лягушка-путешественница». Уметь работать с художественным текстом, грамотно задавать и отвечать на вопросы по содержанию сказки. Да.
Дети записывают домашнее задание.
|
Этап рефлексии и подведения итогов |
- Ну вот, нашурок подошел к концу.Результаты нашей с вами работы на доске. Посмотрите на таблицу результатов. Она показывает нам, что вы сегодня успешно потрудились, показали неплохие результаты, значит материал по теме В. Гаршин. Сказка «Лягушка-путешественница» вами усвоен. - Работа окончена, надо привести в порядок рабочее место. - Удачи вам! Спасибо за урок. До свидания! |
Дети рассматривают таблицу результатов работы на уроке.
Наводят порядок на рабочих местах. Прощаются с учителем. |
Приложение 1
Тест. 1. Где сидела лягушка-квакушка? а) в болоте; б) в пруду; в) в водоеме.
2. С кем путешествовала лягушка? а) с мошками и комарами; б) с рыбами; в) с утками.
3. Чем питается лягушка-квакушка? а) ягодами; б) мошками и комарами; в) листочками.
4. Что должны были взять утки в свои клювы для того, чтобы квакушка смогла путешествовать? а) прутик; б) шарик; в) веревку.
5. Куда отправилась лягушка- путешественница с утками? а) на север; б) на запад; в) на юг.
КЛЮЧ: 1А, 2В, 3Б, 4А, 5В. |
Приложение 2
Приложение 3
Название команды/ конкурсы |
Игра «Расположи по порядку». |
Что за прелесть эти сказки! |
Игра «Соотнеси слово и его значение» |
Задание «Подбери синонимы» |
Задание «Сказка на новый лад». |
Общие результаты |
«Лягушата» |
|
|
|
|
|
|
«Квакушки» |
|
|
|
|
|
|
«Уточки» |
|
|
|
|
|
|
«Путешественники»
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 4
Игра «Расположи по порядку»
8. 6. 4. 7.
5. 3. 2. 1.
Приложение 5
Игра «Соотнеси слово и его значение»
к оряга б лагополучно т ина цеп
изобретательный
|
удачно, успешно, вполне удовлетворенно; примитивное орудие для обмолота зерновых культур; находчивый, быстрый на выдумку, способный изобретать; длинная растительная цепочка водного пространства, высохшая тина на ощупь напоминает грубую бумагу; суховатый (погруженный в воду) кусок сваленного, подгнившего дерева
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Саркисьянц Елена Анатольевна
→ Публикатор 29.03.2024 0 436 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.