Интегрированный урок по литературному чтению и музыке по теме «Образ весны в литературе и музыке» в 4 классе


Интегрированный урок по литературному чтению и музыке в 4 классе.

Учебник В.Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова «Литературное чтение».

Автор-составитель: Зайцева Елена Александровна

Тема урока: «Образ весны в литературе и музыке».


Задачи урока:

1.Способствовать развитию у учащихся умения видеть образы в литературе и музыке.

2.Познакомить с образом весны в литературном произведении Ф. Тютчева «В небе тают облака».

3. Познакомить с произведениями Э.Грига «Утро».

4.Создать условия для формирования умения видеть прекрасное в окружающем мире.

Оборудование: портрет Ф. Тютчева, высказывание У. Шекспира, аудиозапись произведения «В небе тают облака», Э. Грига « Утро», репродукции картин О. Ренуара «Лягушатник», К. Моне «Сена у Буживаля».


Ход урока.

1. Организационный момент.

- Сегодня у нас необычный урок, проведем его вместе с учителем музыки.

- А почему мы решили так сделать, вы скажите чуть позже, когда прочтет эпиграф к нашему уроку.

2. Актуализация знаний учащихся. Постановка учебной задачи

« Поэзии и музыки союз! Для наших душ союз вдвойне священный»

Ульям Шекспир.

- Как вы понимаете это высказывание?

(Связь между музыкой и поэзией полно раскрывает, дополняет какой-то образ).

- Давайте вспомним, а кто еще помогает нам создать тот или иной образ?

(Нам помогают еще и художники).

- Вспомните, репродукции, каких картин мы рассматривали на прошлом уроке литературного чтения?

(Репродукции О. Ренуара «Лягушатник» и К. Моне «Сена у Буживаля»).

-Образ, какого времени года создали эти художники?

(Они создали образ поздней весны).

- Каким предстал образ весны перед французскими художниками импрессионистами?

(Светлый, чистый, воздушный, легкий).

- Удалось создать образ весны художникам?

-С помощью чего передают этот образ весны художники?

(Они старались передать игру света-тени, своей необычной техникой- точечного мазка, они хотели передать необычные оттенки природы).

- Мы рассмотрели образ весны, который создали художники, а теперь обратимся к образу весны в литературе.

- Какой вопрос поставим на уроке?

(Как передают образ весны в литературе. С помощью каких средств. Существует ли связь между разными видами искусств.)

Познакомимся с произведением Ф. Тютчева «В небе тают облака».


3. Изучение нового материала.

1). Работа над биографическими данными автора.

- Вы уже знакомы с творчеством Ф. Тютчева. Кто напомнит годы его жизни?

- Покажите на ленте времени, в каком веке жил этот поэт?

- Что вы заметили?

(Он жил в одно время с художниками импрессионистами).

- Какие произведения Ф.Тютчева вы читали?

(«Весенние воды», «Есть в осени первоначальная пора», «как весел грохот летних бурь», «Люблю грозу в начале мая»).

- Какие интересные моменты его жизни запомнились вам?

(С 12 лет переводил с итальянского языка литературные произведения, а так же стихи еврейских поэтов, печатался в журнале «Современник»).

( Тютчев был романтиком. И свой романизм он вкладывал, прежде всего, в понимание и изображение природы. Природа у Тютчева изменчива, динамична. Она не знает покоя, насыщена звуками, краскам, запахами. Особенно его привлекали переходные моменты. Природа в стихах очеловечена, одухотворена, словно живое существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит).

-Давайте внимательно послушаем стихотворение.

(Звучит аудиозапись).


2). Анализ стихотворения.

- Вам понравилось это стихотворение?

-Какие чувства и настроение оно вызывает?

(Светлое, доброе, вызывает чувство радости, ожидания, чувство перемены).

-Давайте откроем учебники на странице 140.

- Прочитайте стихотворение еще раз про себя. С помощью каких приемов, автору удалось создать живой образ весны? (Дети свои убеждения подтверждают текстом).(С помощью метафор, сравнений, эпитета) (учитель вывешивает эти приемы на доску).

- Мы поговорили о создании образа весны художниками, поэтами, а кто еще может создавать образы?

(Композиторы).


3). Работа над музыкальными произведениями.

- Я предлагаю вам прослушать 2 музыкальных отрывка («Старый замок», «Утро»)- название музыкальных произведений не дается.

При прослушивании, постарайтесь определить, какое из произведений ярко показывает яркое, легкое весеннее настроение и почему?

(Второе произведение, на мой взгляд, более подходит к образу весны).

- Ребята вы согласны с высказыванием?

- Что помогло вам определить это настроение?

(Характер - певучий, спокойный, напевный, мелодичный).

- Значит, к какому жанру мы можем отнести это произведение?

(К песне).

- Какой темп присущ песенному жанру?

(Умеренный, медленный, спокойный).

Какие инструменты солируют в оркестре?

(Скрипка, флейта).

- Какие интонации слышны в теме флейты?

(Пение птиц).

-Удалось ли композитору передать в музыке весеннее пробуждение природы? (Да).

- А с помощью чего? (Темпа, характера, инструмента) (учитель вывешивает на доску карточки с этими словами).

_ Это произведение написал норвежский композитор Э. Григ, а называется оно «Утро». Посмотрите на ленту времени он тоже жил в 19 век.

- Как вы думаете, почему мелодия «Утро» отражает в себе весенние образы?

(Весной и утром вся природа вокруг просыпается).


4. Физминутка.

- Я предлагаю вам немного отдохнуть. Сейчас я включу запись мелодии произведения «Утра», а вы попробуете себя в роли дирижера.

- Молодцы у вас хорошо получилось.

5. Вторичное чтение.

- Давайте вернемся к нашему стихотворению и попробуем прочитать его под музыку про себя. Получилось у вас?

- Кто теперь попробует нам прочитать его в слух так же под музыку?

(слушаем двух, трех детей и выбираем, у кого лучше получилось прочитать).

- Я хочу, вам открыть еще один секрет. Чтение под музыку называется – художественным.

6.. Подведение итога урока.

- Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока.

- Почему же союз музыки и литературы неразделим?

(Музыка с помощью своих средств выразительности помогает создать более полный образ, созданный поэтом).

7.Оценивание

8. Домашнее задание

-Подготовить дома выразительное чтение наизусть стихотворения Ф.Тютчева.



Полный текст материала Интегрированный урок по литературному чтению и музыке по теме «Образ весны в литературе и музыке» в 4 классе смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зайцева Елена Александровна  нш11
31.10.2010 0 7279 715

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК