Слайд 1
«Басни» И.А.Крылов
Автор: учитель начальных
классов Трубицина А.В.
ГОУ СОШ №341 г.Москва
ГОУ СОШ №341 г. Москва
Тема: Басни И.А.Крылова.
(разработка урока по чтению 2 класс)
Цель: - закрепить полученные знания детей о творчестве И.А.Крылова.
Задачи:
Образовательные: - выявить степень сформированности умения находить главную мысль, мораль в басне;
Развивающие: - развивать восприятие, память (зрительную, слуховую), речь детей, умение слушать и оценивать ответы товарищей;
Воспитывающие: - воспитывать интерес к чтению;
- формировать нравственные представления детей о добре и зле, трудолюбии, лени.
Оборудование:
Литературное чтение: учебник 2 класс, часть 1 Л.Ф.Климанова, М.В. Голованова;
рисунки с изображением животных;
иллюстрации к басням;
рисунки детей к басням;
портрет И.А.Крылова;
выставка книг по теме урока;
эпиграф к уроку;
видеоматериалы;
«чудо-мешок» с героями басен;
презентация;
пластилин;
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
М. Исаковский.
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок, начинается урок. На меня все посмотрели и за парты тихо сели!
Вводная беседа.
Ребята, мы с вами на протяжении нескольких уроков знакомились с творчеством замечательного русского баснописца И.А.Крылова. И сегодня нам предстоит вспомнить и закрепить полученные знания.
Закрепление изученного.
А) сообщение о жизни И.А.Крылова.
Вначале, давайте, вспомним о жизни и творчестве И.А.Крылова. Кто из вас готовил сообщение и готов нам напомнить его жизненный путь?!
( выступление ученика, портрет на доске)
Крылов – русский баснописец. Родился в 1769г. Был трудолюбивым ребенком. Знал итальянский и французский язык. Любил переводить книги. Когда ему исполнилось 9 лет, умер его отец, мама много работала, но денег не хватало, и Ваня поступил на службу в тверской суд. Там он переписывал бумаги, разносил пакеты и много читал, переводил. Он прекрасно рисовал, играл на скрипке, но И.А.Крылов решил стать писателем. Он писал пьесы для театра и, конечно же, басни.
Б) Беседа.
- Спасибо!
- И так ребята, когда же родился И.А.Крылов? (в 1769г.)
- Какие языки хорошо знал Крылов? (итальянский, французский)
- Что умел делать И.А.Крылов (рисовать, играть на скрипке, переводить)
- Как же называют И.А.Крылова? (русским баснописцем)
- А кто же такой баснописец? (тот, кто пишет басни)
- А что такое басня? (короткий рассказ в стихах или прозе, нравоучительное повествование со скрытым смыслом, в котором действуют звери или птицы, они умеют говорить)
(Показ презентации 1 слайд)
- А на какой жанр похожа басня, если животные там разговаривают, как люди? (на сказку)
- А чем басня отличается от рассказа, стихотворения, сказки? (имеет мораль)
- А что такое мораль? (нравоучение)
- Давайте вспомним, из каких элементов состоит басня?
( завязка (начало басни), развитие действия, концовка, мораль)
- Какие же басни И.А.Крылова вы знаете? ( «Лебедь, Щука и «Рак», «Чиж и Голубь», «Стрекоза и Муравей» и т.д.).
Выставка книг (работа по ней)
Ребята, посмотрите на выставку книг, здесь представлены книги И.А.Крылова, известного вам баснописца, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского. Они тоже писали басни, но не в стихах, а в прозе. В дальнейшем мы с ними тоже будем знакомиться. После урока подойдите, посмотрите, и советую вам прочитать понравившиеся книги.
В) Чтение басни «Свинья под дубом» по ролям.
Дома вы готовили чтение басни «Свинья под дубом» по ролям. И сейчас мы прочитаем эту басню по ролям и найдем мораль басни. Тексты у вас на столах. Нашли все!? Кто назовет мне действующих лиц этой басни? (автор, ворон, свинья, дуб) (презентация слайд 2)
-выбор действующих лиц;
- чтение басни;
- Назовите мораль басни? Кто нашел, прочитайте? Как вы понимаете эти слова?
Г) Рассказ о понравившейся басне по плану.
А сейчас вы должны будете рассказать о понравившейся вам басне по плану. План у вас на партах.
1.Автор, название басни.
2. Герои басни.
3. Основная мысль басни (мораль).
4. Почему понравилась эта басня.
(презентация слайд 3)
Физкультминутка
- Давайте немного отдохнем и сделаем зарядку для глаз.
- Голову держим ровно, посмотрим наверх, налево, направо, вниз.
- Глазами начертите круг, треугольник, квадрат.
- Закройте глазки.
- А теперь открываем и продолжаем работу.
Д) «Угадай басню».
Теперь мы не много поиграем. Я читаю вам отрывок из басни, а вы должны угадать название басни и найти рисунок детей на доске к этой басне, если есть.
1. «Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука».
( «Лебедь, Щука и Рак»)
2. «Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза».
( « Стрекоза и Муравей»)
« Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна, но только все не впрок,
И в сердце льстец отыщет уголок».
( «Ворона и лисица»)
«Невежда так же в ослепленье
Бранить науки и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды».
( «Свинья под дубом»)
По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ.
Известно, что Слоны в диковинку у нас».
( « Слон и Моська»)
Мартышка, к старости слаба, глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки.
( «Мартышка и очки»)
Е) Инсценировка басни « Ворона и лисица».
Ваши одноклассники приготовили для вас инсценировку одной из басен И.А.Крылова. Посмотрите инсценировку, и скажи, как называется эта басня.
Ж) Работа по иллюстрациям к басням.
Ребята, я буду показывать вам иллюстрацию к басне. А вы должны, угадать к какой она басне.
«Демьянова уха»
«Ворона и лисица»
«Стрекоза и Муравей»
«Квартет»
«Слон и Моська»
«Зеркало и обезьяна»
«Мартышка и очки»
« Лисица и виноград»
«Свинья под дубом»
10« Петух и жемчужное зерно»
11 « Скворец»
12. « Волк и ягненок»
13. «Обоз»
14. «Кукушка и петух»
15. «Осел и соловей»
З) Игра «Чудо-мешок.
У меня в руках «Чудо-мешок». В нем звери из басен. Вы должны достать животное и продолжить название басни. Например, я достаю ворону и говорю название басни «Ворона и лисица». Понятно!? (ворона, стрекоза, слон, мартышка, лисица, свинья, кукушка, осел)
Физкультминутка
- Изобразите лебедя. (Дети машут руками)
- А теперь - рака. ( Дети, нагнувшись вперед и вытянув вперед руки, пытаются скользящими шагами пройти 5 шагов)
- Изобразите щуку. (Руки вдоль тела, и скользящие движения, как плавники)
И) Конкурс чтецов.
Дома вы учили наизусть басни И.А.Крылова. Давайте послушаем своих товарищей. Но не просто послушаем, а проведем конкурс на лучшего чтеца. Оценивать ваше чтение будет жюри. В составе Ольги Викторовны и Наталье Юрьевны.
( награждение детей книгами И.А.Крылова)
К) просмотр видео басни И.А.Крылова
Л) Тестирование по басням И.А.Крылова
М)Работа с пластилином
У вас на партах пластилин. Сейчас мы будем лепить из него героев басен, любых которые вам запомнились.
4. Итог урока
- О чем же мы сегодня говорили на уроке? (о баснях)
- Кто автор этих басен? (И.А.Крылов)
- А сейчас прочитайте эпиграф к уроку (презентация слайд 4)
- Согласны ли вы со словами русского поэта?
- выставление оценок
5. Домашнее задание
Подготовка к тестированию (если не успеем выполнить на уроке), нарисовать рисунки к басням Крылова.
Автор: Трубицина Анна Владимировна
→ Анютик2010 28.11.2010 9 40969 4516 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.