Конспект и презентация урока-игры внеклассного чтения в 4 классе на тему: Р.Э.Распе «Приключения барона Мюнхгаузена».





















Конспект урока-игры внеклассного чтения в 4 классе на тему:

Р.Э.Распе «Приключения барона Мюнхгаузена». Закрепление.

(книга-юбиляр – 2011 года)

учитель начальных классов ГОУ СОШ№341 г. Москва

Трубицина Анна Владимировна
























Тема: Р.Э.Распе «Приключения барона Мюнхгаузена». Закрепление.

Цели:

-расширить литературный кругозор;

-развивать мышление, умение делать выводы, активизировать внимание, память, речь;

-воспитывать интерес к чтению, умение работать в группе.

Программное обеспечение: презентация.


Оборудование: компьютер, проектор, экран, детские рисунки, цитаты о книге на доске:

«К книгам, в которых живёт дух великих людей, обращаемся мы за советом, развлечением и утешением, в радости, в горе, в богатстве»

С. Смайлс

« Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой груз от поколения к поколению»

Ф. Бэкон





























Ход урока


I.Организационный момент.

Учитель: Прозвенел звонок. Начинаем наш урок.

II.Сообщение темы и целей урока. Актуализация знаний.

Ребята, после изученных нами глав «Приключения барона Мюнхгаузена» Р.Распе. Видя ваш интерес похождениями барона Мюнхгаузена, предлагаю сегодня проследить путь нашего героя по книге Распе «Приключения барона Мюнхгаузена» в переводе К.И.Чуковского (издательство «Детская литература»).

III. Закрепление изученного

Предлагаю вам разделиться на три команды. За правильный ответ, в зависимости от полноты и точности ответа, я буду присуждать от одного до трех баллов, и вручать жетоны.

Итак, мы начинаем.

Конкурс «Угадай предмет»

Задание 1

Барон Мюнхгаузен – непревзойденный охотник. Первый стрелок на всем свете. Он поведал миру немало «чудесных историй» о том, что случилось с ним на охоте. Давайте вспомним самые интересные из них.

(Учитель вручает представителям команд предметы и просит рассказать истории, связанные с этими предметами)

Команда №1 получает - вишневую косточку, команда №2 – большую швейную иглу, команда №3 – кусочек сала.

После обдумывания ребята пересказывают такие истории, как «Удивительная охота» (сало), «Лисица на иголке»(игла), «Необыкновенный олень» (вишневая косточка).

Задание 2.

Задание для первой команды

Одна из историй, рассказанных бароном Мюнхгаузеном, содержит уникальную «инструкцию», как развести в походных условиях огонь. Можете ли вы вспомнить содержание этой инструкции?

Ответ: («Изо всей силы я ударил себя кулаком по правому глазу. Из глаза, конечно, посыпались искры: Советую вам всякий раз, когда вздумали развести огонь, добывать из правого глаза такие же искры»).

Задание для второй команды

Барон Мюнхгаузен уверял слушателей, что с успехом охотился без ружья и собаки. Как же это ему удавалось? Помнится, он упоминал про какой-то чудесный предмет.

Ответ: (Из шкуры умершей любимой собаки барон приказ сшить куртку и стал надевать ее всякий раз, отправляясь на охоту. «Когда я приближаюсь к дичи на расстояние выстрела, от куртки отрывается пуговица и, как пуля, летит прямо в зверя». Также куртка помогала герою выслеживать добычу.

Задание для третьей команды

Однажды во время охоты Мюнхгаузен преследовал зайца, целых двое суток «не слезая с следа». Лишь на третий день барону удалось подстрелить «на диво быстроногого» зайца. Что помогло косому спасаться от погони в течении столь долгого времени?

Ответ: («у этого зайца, кроме его обычных ног, были еще запасные. У него было четыре ноги на животе и четыре на спине!»). (Восьминогий заяц)

Конкурс «Узнай историю барона»

(Каждой команде выдается комплект иллюстраций таблица с номерами. Нужно установить соответствие).

Внимание! Посмотрите на иллюстрации к произведению, соотнесем названия рассказов и № иллюстрации в таблице.

Викторина

А теперь я предлагаю по одному вопросу каждой команде, но в качестве ответа даю три варианта. Выберите правильный. Желаю успеха!

Задание 1 команде:

Однажды барон Мюнхгаузен попал в плен к туркам и был продан в рабство. «Правда, работу мне давали нетрудную: меня назначали пастухом.»- рассказывал он впоследствии.

Вопрос:


Кого должен был пасти герой?


Варианты ответа:


А)волков б) баранов в) пчел

Задание 2 команде:

Как-то раз, отгоняя медведя от ульев, Мюнхгаузен бросил в зверя топорик с такой силой, что инструмент залетел на Луну. К счастью, герой вспомнил, что в Турции есть такая огородная овощ, которая растет быстро и порою достает до самого неба. Ни минуты не медля, Мюнхгаузен посадил: в землю, и: быстро начал расти и вскоре дотянулся до Луны.

Вопрос:

Что за «овощ» помог герою оказаться на Луне?

Варианты ответа:

А) горох Б) бобы В) тыква

Задание 3 команде:

Вы прекрасно помните историю про беседку, образовавшуюся из прутиков, которыми были сшитые половинки разрубленного в бою с турками коня. Барон хвастался, что, находясь в этой уютной беседке, он совершил немало подвигов.

Вопрос:

Из каких веточек «выросла» эта беседка?

Варианты ответа:

А) лавровых Б) сосновых В) дубовых

Правка «мемуаров»

«Внимание! В этом конкурсе каждая команда познакомится со знаменитыми мемуарами барона Мюнхгаузена. Ваша задача – быть очень внимательными. Вдруг в тексте закрались какие то ошибки. Прошу вас восстановить истину, ибо никому на свете ложь не была так отвратительная, как «правдивейшему на земле человеку» - барону Мюнхгаузену. (тексты отпечатанные раздаются детям)

Текст для 1 команды:

«Я въехал в Россию верхом на осле. Дело было зимой. Шел снег. Пришлось ночевать в открытом поле. Кругом ни куста, ни дерева. Только маленький столбик торчал из-под снега. К этому столбику я кое-как привязал своего озябшего ослика, а сам улегся тут же на снегу и заснул. Когда проснулся, я увидел, что лежу не в поле, а в деревне. И куда девался мой ослик? Вдруг услышал знакомое: «ИА,ИА»!. Я поднимаю голову – и что же? Мой осел висит на верхушке огромного дубу. В одну минуту я понял, в чем дело. Вчера вечером весь этот городок, со всеми людьми и домами был занесен глубоким снегом. А ночью, пока я спал, началась сильная оттепель, снег растаял, и я незаметно опустился на землю. Но бедный мой осел так и остался там, неверху.

Ошибки: осел, ИА,ИА, на верхушке огромного дуба

Надо: конь, ржание, на крыше колокольни. («Конь на крыше»).

Текст для 2 команды:

«Мы плыли десять дней без приключений, но вдруг в далеке от Америки с нами случилась беда: мы налетели на подводную скалу. Мы налетели на скалу так неожиданно, что я не мог устоять на ногах: меня подбросило вверх, и я ударился головой о потолок своей каюты. От этого моя голова ушла в плечи, и лишь в течении нескольких месяцев мне удалось понемногу вытащить ее оттуда за уши. Скала, на которую мы налетели, оказалась вовсе не скалой. Это была акула колоссальных размеров.

Ошибки:

Ушла в плечи, за уши, акула

Надо: провалилась ко мне в желудок, за волосы, кит.(«Встреча с китом»)

Текст для 3 команды:

«Но как только я вылез из лодки, на меня набросился огромный волк. Он растерзал бы меня в одно мгновение, но я схватил его за хвост: и держал его три дня и три ночи, покуда он не умер от голода. Да, он умер от голода, так как волки утоляют свой голод лишь, тем, что грызут свой хвост. А этот волк никак не мог этого сделать и потому погиб голодной смертью. С тех пор он один волк не решается напасть на меня.»

Ошибки:

Волк, за хвост, грызут свой хвост

Надо:

Медведь, за передний лапы, сосут свои лапы («Схватка с медведем»)



Тест


1. «Прицеливаюсь в самую жирную утку, хочу выстрелить – и, к ужасу моему, замечаю, что в ружье нет…»
a) пороха;
б) патронов;
в) кремня.

2. «В жизнь свою не видел я такого множества уток! К сожалению, у меня не осталось ни одной пули. Долго я стоял в нерешительности и вдруг вспомнил, что в моей охотничьей сумке остался кусочек….»
a) сала;
б) хлеба;
в) пирога с капустой.

3. «Представьте себе мое удивление, когда я увидел, что у этого зайца…»
a) два хвоста;
б) четыре уха;
в) восемь ног.

4. «Я согласился снарядить корабль, и мы отправились в Южный океан. По пути мы не встретили ничего удивительного кроме…»
a) летающих женщин;
б) летающих коров;
в) летающих рыб.

5. «В тот год, когда я был на Луне, в моде считались…»
a) зеленые и желтые пиджаки;
б) глаза;
в) волосы.

6. «Я нагнулся к земле и все понял. Остров, к которому пристал наш корабль, был сделан из отличного…»
a) пошехонского сыра;
b) плавленого сыра;
в) голландского сыра.

7. Барон добирался до Петербурга в санях, запряженных…
a) кабаном;
b) медведем;
в) волком.

8. Спустя год после встречи с бароном, на голове оленя выросло дерево…
a) яблоня;
b) вишня;
в) слива.

9. Барон добрался на Луну с помощью стебля одного растения…
a) боб;
b) горох;
в) гречиха.

10. Какой из предложенных овощей не любил барон?
a) морковь;
b) картофель;
в) огурец.

Правильные ответы:
1 – в   3 – в   5 – б   7 – в    9 – а
2 – а   4 – а   6 – в   8 – б   10 – в.

Просмотр мультфильма «Путешествия барона Мюнхгаузена».

IV. Итоги урока

Подсчет баллов

Выставление оценок.

Ребята! А завтра мы с вами совершим экскурсию в музей барона Мюнхгаузена.

V. Домашнее задание

Придумать свою историю о похождениях барона Мюнхгаузена.







Слайд 1
Урок внеклассного чтения в 4 классе ГОУ СОШ№341 г.Москвы Учитель: Трубицина Анна Владимировна
Слайд 2
Эрих Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»
Слайд 3
   «Вишнёвая косточка» «Кусочек сала» «Большая швейная игла»
Слайд 4
 Одна из историй барона содержит уникальную «инструкцию» о том, как развести огонь в походных условиях.  Вспомните содержание «инструкции»
Слайд 5
 Барон Мюнхаузен уверял слушателей, что с успехом охотился без ружья и собаки. Как ему это удавалось?  Помнится, он упоминал про какой-то чудесный предмет…
Слайд 6
Однажды во время охоты барон преследовал зайца целых двое суток «не слезая с седла». Лишь на третий день барону удалось подстрелить «быстроногое животное».   Что помогло косому так долго спасаться от погони?
Слайд 7
1. «Искры из глаз» 2. «Шкура умершей любимой собаки»  3. « Восьминогий заяц»  
Слайд 8
   Соотнесите названия и №. Вспомните прочитанное. Найдите лишнее.
Слайд 9
«Конь на крыше» «Лисица на иголке» «Конь на столе» «За волосы» «Пчелиный пастух и медведи» «Первое путешествие на Луну» «0ттаявшие звуки» 7 - 10 11 6 3 8
Слайд 10
«Между крокодилом и львом» 5 «Необыкновенный олень» 12 «Встреча с китом» 2 «Вокелудке рыбы» 4 «Человек-ядро» 1 «Корабли, проглоченные ...» 9
Слайд 11
  Однажды барон Мюнхаузен попал в плен к туркам и был продан в рабство. «…Правда, работу мне давали нетрудную... меня назначили пастухом», -рассказывал он впоследствии.  Вопрос:  Кого должен был пасти герой? ■ А) волов ■ Б) баранов ■ В) пчел   
Слайд 12
Как - то раз, отгоняя медведя от ульев, Мюнхаузен бросил в зверя топорик с такой силой, что инструмент залетел на Луну, К счастью, герой вспомнил, что в Турции есть « такая огородная овощь, которая растет очень быстро и порою дорастает до самого неба. Ни минуты не медля, Мюнхаузен посадил ... в землю, и ... быстро начал расти и  вскоре дотянулся до Луны».  ВОПРОС: Итак, что за «овощь» помогла герою оказаться на Луне?  Варианты ответа: а) горох, б) бобы, в) тыква
Слайд 13
Вы прекрасно помните историю про беседку, образовавшуюся из прутиков, которыми были сшиты половинки разрубленного в бою с турками коня. Барон хвастался,, что, находясь в этой уютной беседке, он совершил немало подвигав. Вопрос: Из каких веточек «выросла» эта беседка? Варианты ответа: а) лавровых б)сосновых в)дубовых 
Слайд 14
      1 команда: Ответ «В» ( пчелы) из рассказа «Пчелиный пастух» 2 команда: Ответ «Б» (бобы) из рассказа «Первое путешествие на Луну» 3 команда: Ответ «А» (лавровые веточки) из рассказа «Полконя»
Слайд 15
Мемуары - записки, литературные воспоминания о прошлых событиях, сделанные современником или участником этих событий. От франц. memories - воспоминания
Слайд 16
Слайд 17
Сочинить историю, которой нет в книге Э. Распе или продолжить историю из книги, дописав свой финал.
Слайд 18
    http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE+%D0% B1%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BD+%D0%BC%D1%8E%D0%BD%D1%85%D0%B3%D0%B0%D1%83 %D0%B7%D0%B5%D0%BD%D0%B0&stype=image http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE+ %D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BD+%D0%BC%D1%8E%D0%BD %D1%85%D0%B3%D0%B0%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D0%B0&stype=image&ed=1 http://images.yandex.ru/yandsearch?p=4&text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE+ %D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BD+%D0%BC%D1%8E%D0%BD %D1%85%D0%B3%D0%B0%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D0%B0&stype=image&ed=1 http://images.yandex.ru/yandsearch?p=6&text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE+ %D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BD+%D0%BC%D1%8E%D0%BD %D1%85%D0%B3%D0%B0%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D0%B0&stype=image&ed=1
Слайд 1
Экскурсия в музей барона Мюнхгаузена
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9

Полный текст материала Конспект и презентация урока-игры внеклассного чтения в 4 классе на тему: Р.Э.Распе «Приключения барона Мюнхгаузена». смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Трубицина Анна Владимировна  Анютик2010
05.12.2010 5 24267 2708

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК