Конспект урока литературы во 2 классе "Русская народная сказка "Заяц-хваста"















Учитель Сесина Н. В

Класс 2 «В»

МОУ лицей № 6

Г . Шахты













Цели: 1. Познакомить учащихся с произведением.

2. Развивать умение работать с текстом.

3. Показать, что хвастовство – порок человека.

4. Воспитывать любовь к животным.

I. Организационные моменты.

II. Проверка домашнего задания, конкурс чтецов (оценка учащихся).

-На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомились с авторскими произведениями Л.Толстого и Н. Рубцова о зайцах, об их жизни.


-На какие группы делятся зайцы? (лесные, полевые, гуменники).

-Чем они питаются?


-В стихотворении Николая Рубцова о каком зайце идет речь? (о лесном)

-Какие слова или словосочетания доказывают, что это лесной заяц? (докажите)

-Что вы узнали о лесном зайце?

-Какой он? (трусливый, бестолковый, всего боится)


III. Милые зверюшки, герои народных сказок и детских песенок- славные, добрые зайчишки! В сказках заяц – трусишка. Ну, перехитрит иногда волка, обманет лисицу и все. А так – всего боится. И ведь не только в сказках подобная репутация у зайца. Заяц стал также символом трусости, боязливости.


-А сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Заяц – хваста».

-Кто автор этой сказки?


1.Словарная работа.

При/хо/ди/лось пот/ре/па/ла у/си/щи

Гум/но подх/ва/ти/ли ла/пи/щи

Кресть/я/нин встре/ти/ла зу/би/щи

Рас/ска/за/ли

Ра/зыс/ки/вать

Ко/ко/ри/ной

-Значение каких слов вам не понятно?


Гумно – площадка, где крестьяне молотили сжатое зерно. Сарай, где хранится урожай зерна.

Кокорина – суковатый кусок сваленного дерева.

Усищи, лапищи,зубищи – увеличительное значение слов «лапы, зубы, усы». ---Сравните, чем отличаются?


Физминутка



Лесная лужайка

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше.

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенечки.

Кто высоко так шагал-

Не столкнулся, не упал.


2. Первичное знакомство с текстом.

(читает учитель)

- О чем эта сказка?

- Кто главные герои этого произведения?

- Какой заяц?


3. Вторичное знакомство с текстом.

- Сейчас сказку вы прочитаете про себя и ответите мне на вопросы.


- Каким заяц предстает в начале сказки? (хвастливым)


- Почему зайцам приходилось ходить на гумно? ( прочитайте)


- Как отреагировала ворона на рассказ зайцев? ( прочитайте)


- Как вы понимаете выражение «маленько потрепала»?

(трепать – дергать, трясти( приводить в порядок)).


- Зачем ворона его потрепала? ( потому что хвастаться не красиво)


- Что однажды произошло с вороной? (прочитайте)


- Как вы понимаете словосочетание « собаки ее подхватили»( подняли, уцепились в нее, кусали ее).


- Как вы понимаете словосочетание «давай мять»?(давить, тискать, сжимать в давке, т.е. обижать).


- Как заяц повел себя в этой ситуации?( прочитайте)


- Почему народ не написал «пришел на горку или выбежал», а написал «выскочил»? ( Потому, что народ вложил в это слово определенное значение, он хотел подчеркнуть стремительные действия зайца, его желание оказать



вороне бескорыстную помощь. Ведь зайца тоже могли разорвать собаки, но он не задумываясь бросился на выручку вороне.)

- Найдите в тексте слова подтверждающие это.


- Заяц бросился на выручку вороне как? ( молниеносно, мгновенно)



- Какие качества зайца мы видим в конце сказки?


- Вспомните, каким заяц был в начале сказки и каким мы видим его в конце?


- В чем главная мысль этого произведения? Найдите предложение в тексте раскрывающее основную идею сказки. («Вот ты молодец, не хваста, а храбрец!»)


-Подберите синонимы к слову храбрец ( смелый, отважный, мужнственный)


Физминутка Заинька


Утром заинька проснулся,

Потянулся, улыбнулся.

Раз умылся

Два прогнулся

Три нагнулся и присел,

У сосны остановился

И легонько покружился.


IV. Работа с рисунками.


- На интерактивной доске вы видите рисунки, расположите их в порядке возрастания сюжетной линии.

- Найдите в тексте сказки образ соответствующий первой картинке ( прочитайте), (2-ой, 3-ей, 4-ой).


V. Работа с пословицами.


- На доске вы видите пословицы. Какая из этих пословиц подходит к нашей сказке?


  1. « За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь» (Не стоит браться за несколько дел сразу, толку будет мало).


  1. « Любишь кататься – люби и саночки возить» ( Эта пословица о труде.)



  1. «Доброе дело само себя хвалит». Почему так утверждает народ? ( Маленькое дело люди все равно замечают, а кто сам выставляет свои дела на показ, тот хвастун.)

- Какое маленькое дело сделал заяц?




VI. Путешествие в театр.


- Посмотрим как эту сказку можно разыграть на сцене.


VII. Вывод.

- Какое качество в человеке высмеивает народ в этой сказке?( хвастоство)

- Что такое «хвастовство»? Подберите синонимы к этому слову.

- Как вы считаете хорошее это качество или плохое? Докажите?

- А в нашей сказке кто помогает нам показать это качество?(животные)

- Какие сказки вы знаете?

- Так какая это сказка? К какой группе мы можем отнести эту сказку?


VIII. Чтение сказки по ролям.







Полный текст материала Конспект урока литературы во 2 классе "Русская народная сказка "Заяц-хваста" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сесина Наталья Валерьевна  переменка
13.01.2011 4 18679 1372

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК