Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные"
МОУ «СОШ с. Октябрьский Городок»
Татищевского района
Саратовской области
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
С ПОЗИЦИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
Мухина Ольга Александровна
учитель начальных классов
МОУ «СОШ с. Октябрьский Городок»
С. Октябрьский Городок
Предмет Литературное чтение
Класс 2
Автор учебника Л.А. Ефросинина
Тема урока – «Сказки народные и литературные» В.И.Даль «Девочка Снегурочка» и русская народная сказка «Снегурочка»
Дидактическая цель: формировать навык сравнительного анализа литературных произведений.
Тип урока – урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Задачи урока:
Формировать понятие об авторской и народной сказках.
Продолжить работу по формированию здоровьесберегающей среды на уроках литературного чтения.
Развивать речь, память, воображение, творческие способности средствами литературы.
Развивать навыки чтения (понимание, осмысление, правильность, выразительность)
Воспитывать чувство сопереживания, сочувствия, доброты.
Методы обучения: наглядные, проблемно-поисковые, создание эмоционально-нравственных ситуаций, фронтальный опрос, групповая работа.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: диалог, сочетание фронтальных и групповых форм, исследовательская работа.
Средства обучения:
Учебник «Литературное чтение», 2 класс, часть 1, Л.А. Ефросинина. Москва, Вентана-Граф, 2008г.
Рабочая тетрадь «Литературное чтение», 2 класс, №1, Л.А. Ефросинина. Москва, Вентана-Граф, 2008г.
Книги со сказками В.И.Даля «Девочка Снегурочка», РНС «Снегурочка»
Рисунок Снегурочки.
Ребус для разгадывания темы урока
Снежинки для целеполагания и планирования учебной деятельности.
Снежинки для словарной работы.
Карточки для работы в группах.
Презентация «Такие разные сказки»
Ноутбук, мультимедийный проектор, экран.
Структура урока
I.Организация начала занятия.
Порядок на столе,
Порядок в голове,
Как всегда мы снова
Начать урок готовы.
-Повернитесь лицом к гостям. Улыбнитесь друг другу. Протяните руки вперед ладошками вверх навстречу гостям. Пошлите им лучики добра, тепла радости, ведь каждый хозяин рад, когда к нему приходят гости.
-Повернитесь, пожалуйста, лицом к доске. Чтобы работа наша спорилась, и мы показали гостям все самое хорошее, минизарядка:
-упражнения на дыхание,
-упражнения на разминку пальцев, ушных раковин, кончика носа.
II. Целеполагание.
-Белая звездочка с неба упала
Мне на ладошку, но не пропала,
А превратилась в волшебную снежинку наших желаний на уроке. Какие желания вы хотели бы исполнить на уроке чтения?
-Это наши желания. А каковы возможности? Можем ли мы сразу исполнить свои желания и почему? ( нет, мы не знаем темы урока)
III. Определение темы урока.
- Тема урока спрятана в ребусе:
(Снеговик, куры, бочка = Снегурочка)
- В каких изученных произведениях встречается это слово?
-Это и есть тема нашего урока. Слайд № 1.
-Заменим на доске снежинку со словом ХОЧУ на снежинку со словом МОГУ. Вот теперь мы можем исполнить свои желания. Итак, начнем сравнивать, читать, исследовать и т.д.
IV. Актуализация знаний. Подготовка к сравнению произведений.
- Снежинки упали и к вам на стол. Выберите из двух определений то, которое подходит к Снегурочке из наших произведений.
- Почему второе определение нам сегодня не подходит?
- У нас в гостях Снегурочка – сказочная снежная девочка, тающая под лучами солнца.(на доску помещается рисунок Снегурочки)
- Почему такой персонаж как Снегурочка не мог возникнуть где-нибудь, скажем, в Индии, Бразилии или странах Африки?
-Кого бы вы назвали родственниками Снегурочки? (снег, снежки, снежинки, Снеговик, Снежная королева, снежная баба)
-А можем ли мы с вами породниться со Снегурочкой? (если станем строить снеговиков)
Где мы станем это делать? Как скажется на нашем здоровье? (это полезно для нашего здоровья)
V. Работа по сравнению произведений.
- Заменим на доске снежинку со словом МОГУ на снежинку со словом ДЕЛАЮ.
- Самая главная снежинка на нашем уроке «сравнивать». Мы сравним два произведения про Снегурочку.
1). Название произведений, автор. Слайд № 2.
Проблемная ситуация: Друг Снегурочки Снеговик спорит с вами и говорит, что сказку «Снегурочка» написал Л.Н.Толстой. Что вы ему ответите?( он только обработал сказку)
2). Герои сказки.
Снеговик захотел помочь вам и выбрал героев каждого произведения, записал их имена, но уронил нечаянно и листочки все перепутались. Помогите разобраться, на какой табличке герои, из какого произведения.
(дети выходят к доске, развешивают карточки с именами героев)
3). Жанр произведения.
- Определить жанр произведений нам поможет знакомая подсказка. Пользуясь ей, докажите, что оба произведения – сказки. Слайд № 3.
- Сравните зачин сказок, присказку. ( Выборочное чтение зачин, присказка) - Какой вывод можно сделать?
- Как появилась Снегурочка в сказках? (сказочные явления, выборочное чтение)
-Почему Снегурочка ожила? (любовь и желание стариков помогли ей стать живой)
-Какой вывод можно сделать? (зачин и присказка одинаковые, далее следует различие в том, как появилась на свет Снегурочка)
Физминутка.
«Выйдем» и мы на улицу, в снежки поиграть.
Я мороза не боюсь!
Я с ним крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз,
Тронет уши, тронет нос.
Значит надо не зевать, прыгать, бегать и играть!
А еще снежки бросать!(Здоровье!!!)
- Вы знаете, что сказки бывают разными, их различает многое.
Действуя по предложенному алгоритму, уточним, какое определение можно дать сказкам «Девочка Снегурочка», «Снегурочка».
Слайд №4.
4). Сравнение основной части сказки. Групповая работа.
- Мы уже говорили о том, как появилась Снегурочка в сказке В.И.Даля «Девочка Снегурочка», РНС «Снегурочка».
- За что старики любили Снегурочку?(были одиноки, девочка была хорошей дочерью, послушной, умной, внимательной и т.д.)
-Много событий произошло со Снегурочкой в каждой из сказок. Об этом написано на карточках. Но порядок событий перепутан. Восстановите содержание сказки, расставив цифры у каждого предложения, чтобы события располагались по порядку.
-Разделяемся на группы по цвету кружка, что лежит у вас на парте. Зеленые подходят к Даниле Пузыреву, обсуждаете, выбираете выступающего.(Король, Ивашков, Красноставец, Андрианова) Синие подходят к Люсе, обсуждаете, выбираете того, кто озвучит ваш ответ.(Волобуев, Данченко, Гурьев, Лукьянов, Богачев)
Проверка работ групп. Слайд № 5,6.
5) Составление модели обложки книги. Слайд №7.
6) Cравнение концовки сказки.
-Расскажите, чем закончились сказки? Слайд №8.
- Какой вывод можно сделать? (Концовка разная)
- Почему народная сказка закончилась печально?(огонь сильнее снега, Снегурочка превратилась в облачко)
- Как вы думаете, какая из сказок родилась раньше?
- Почему в сказке В.И.Даля концовка сказки отличается от народной? (автору стало жалко Снегурочку, стариков, которые стали снова одинокими и он придумал такую концовку сказки, чтобы Снегурочка осталась жить со своими родителями)
- Снегурочка – одна из любимых героинь русских сказок. Мы познакомились со авторской сказкой В.И.Даля. Русский писатель А.Н. Островский написал поэтическую сказку для взрослых «Снегурочка», а композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков – музыку к этой сказке. Так появилась опера «Снегурочка». У РНС «Снегурочка» очень много вариантов. Как вы думаете, почему? (Народная сказка передавалась устно от человека к человеку, изменялась, поэтому, в итоге, получились различные варианты; авторы высказывали свое отношение, свои чувства, поэтому сказки не похожи)
- Вы тоже можете предложить свой вариант изложения сказки о Снегурочке. Придумайте своё окончание сказки.
- Мы хорошие сочинители. А художники? Посмотрите на цветные фигуры, какой цвет можно выбрать для изображения Снегурочки? (дети переводят глаза, тренируя стереоскопическое зрение)
VI. Обобщение.
- Вот мы и сравнили две сказки.
- Какие выводы можем сделать? Слайд №9.
Сказки разные, но их связывает героиня – Снегурочка.
В сказках добро побеждает зло.
Обе сказки по-своему хороши.
Обе Снегурочки понравились.
Народные сказки рождают сказки авторские. И т.п.
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
-Проделана большая работа по сравнению двух произведений. Поэтому в домашней работе результаты нашего исследования занесите в таблицу на стр. 66 в рабочей тетради.
-А также необходимо выполнить задание под № 6 на стр. 142 учебника. Прочтем это задание. Сказку можно записать и проиллюстрировать, можно сочинить устно и рассказать в классе, важно придумать что-то оригинальное, что не повториться в рассказах ваших одноклассников.
Слайд №10
VIII. Рефлексия.
-Урок подходит к завершению.
-Кто запомнил, чем же отличаются литературные сказки от народных?
-Что общего во всех сказках? Повторим еще раз приметы сказки.
Слайд № 11.
- Эпиграфом к урокам, на которых мы изучали сказки стали слова А.С.Пушкина. Прочтите, поясните смысл. Слайд № 12.
Меняю на доске снежинку со словом ДЕЛАЮ на снежинку со словом ПОЛУЧАЮ.
-Смогли ли осуществить свои желания?
-Что для этого делали?
-Что же, в итоге, каждый из вас получил на уроке? (знания, ответы на ??, удовольствие, приятные чувства, и , конечно же, отметки)
-Объявление оценок.
-Спасибо за урок! Слайд №13.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мухина Ольга Александровна
→ Mushka 10.02.2011 7 5431 1064 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.