Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные"


МОУ «СОШ с. Октябрьский Городок»

Татищевского района

Саратовской области









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

С ПОЗИЦИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ



Мухина Ольга Александровна

учитель начальных классов

МОУ «СОШ с. Октябрьский Городок»













С. Октябрьский Городок

Предмет Литературное чтение

Класс 2

Автор учебника Л.А. Ефросинина

Тема урока – «Сказки народные и литературные» В.И.Даль «Девочка Снегурочка» и русская народная сказка «Снегурочка»

Дидактическая цель: формировать навык сравнительного анализа литературных произведений.

Тип урока – урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Задачи урока:

  • Формировать понятие об авторской и народной сказках.

  • Продолжить работу по формированию здоровьесберегающей среды на уроках литературного чтения.

  • Развивать речь, память, воображение, творческие способности средствами литературы.

  • Развивать навыки чтения (понимание, осмысление, правильность, выразительность)

  • Воспитывать чувство сопереживания, сочувствия, доброты.

Методы обучения: наглядные, проблемно-поисковые, создание эмоционально-нравственных ситуаций, фронтальный опрос, групповая работа.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: диалог, сочетание фронтальных и групповых форм, исследовательская работа.

Средства обучения:

  • Учебник «Литературное чтение», 2 класс, часть 1, Л.А. Ефросинина. Москва, Вентана-Граф, 2008г.

  • Рабочая тетрадь «Литературное чтение», 2 класс, №1, Л.А. Ефросинина. Москва, Вентана-Граф, 2008г.

  • Книги со сказками В.И.Даля «Девочка Снегурочка», РНС «Снегурочка»

  • Рисунок Снегурочки.

  • Ребус для разгадывания темы урока

  • Снежинки для целеполагания и планирования учебной деятельности.

  • Снежинки для словарной работы.

  • Карточки для работы в группах.

  • Презентация «Такие разные сказки»

  • Ноутбук, мультимедийный проектор, экран.



Структура урока



I.Организация начала занятия.

Порядок на столе,

Порядок в голове,

Как всегда мы снова

Начать урок готовы.

-Повернитесь лицом к гостям. Улыбнитесь друг другу. Протяните руки вперед ладошками вверх навстречу гостям. Пошлите им лучики добра, тепла радости, ведь каждый хозяин рад, когда к нему приходят гости.

-Повернитесь, пожалуйста, лицом к доске. Чтобы работа наша спорилась, и мы показали гостям все самое хорошее, минизарядка:

-упражнения на дыхание,

-упражнения на разминку пальцев, ушных раковин, кончика носа.

II. Целеполагание.

-Белая звездочка с неба упала

Мне на ладошку, но не пропала,

А превратилась в волшебную снежинку наших желаний на уроке. Какие желания вы хотели бы исполнить на уроке чтения?

-Это наши желания. А каковы возможности? Можем ли мы сразу исполнить свои желания и почему? ( нет, мы не знаем темы урока)

III. Определение темы урока.

- Тема урока спрятана в ребусе:

(Снеговик, куры, бочка = Снегурочка)

- В каких изученных произведениях встречается это слово?

-Это и есть тема нашего урока. Слайд № 1.

-Заменим на доске снежинку со словом ХОЧУ на снежинку со словом МОГУ. Вот теперь мы можем исполнить свои желания. Итак, начнем сравнивать, читать, исследовать и т.д.

IV. Актуализация знаний. Подготовка к сравнению произведений.

- Снежинки упали и к вам на стол. Выберите из двух определений то, которое подходит к Снегурочке из наших произведений.

- Почему второе определение нам сегодня не подходит?

- У нас в гостях Снегурочка – сказочная снежная девочка, тающая под лучами солнца.(на доску помещается рисунок Снегурочки)

- Почему такой персонаж как Снегурочка не мог возникнуть где-нибудь, скажем, в Индии, Бразилии или странах Африки?

-Кого бы вы назвали родственниками Снегурочки? (снег, снежки, снежинки, Снеговик, Снежная королева, снежная баба)

-А можем ли мы с вами породниться со Снегурочкой? (если станем строить снеговиков)

Где мы станем это делать? Как скажется на нашем здоровье? (это полезно для нашего здоровья)

V. Работа по сравнению произведений.

- Заменим на доске снежинку со словом МОГУ на снежинку со словом ДЕЛАЮ.

- Самая главная снежинка на нашем уроке «сравнивать». Мы сравним два произведения про Снегурочку.

1). Название произведений, автор. Слайд № 2.

Проблемная ситуация: Друг Снегурочки Снеговик спорит с вами и говорит, что сказку «Снегурочка» написал Л.Н.Толстой. Что вы ему ответите?( он только обработал сказку)

2). Герои сказки.

Снеговик захотел помочь вам и выбрал героев каждого произведения, записал их имена, но уронил нечаянно и листочки все перепутались. Помогите разобраться, на какой табличке герои, из какого произведения.

(дети выходят к доске, развешивают карточки с именами героев)

3). Жанр произведения.

- Определить жанр произведений нам поможет знакомая подсказка. Пользуясь ей, докажите, что оба произведения – сказки. Слайд № 3.

- Сравните зачин сказок, присказку. ( Выборочное чтение зачин, присказка) - Какой вывод можно сделать?

- Как появилась Снегурочка в сказках? (сказочные явления, выборочное чтение)

-Почему Снегурочка ожила? (любовь и желание стариков помогли ей стать живой)

-Какой вывод можно сделать? (зачин и присказка одинаковые, далее следует различие в том, как появилась на свет Снегурочка)

Физминутка.

«Выйдем» и мы на улицу, в снежки поиграть.

Я мороза не боюсь!

Я с ним крепко подружусь.

Подойдет ко мне мороз,

Тронет уши, тронет нос.

Значит надо не зевать, прыгать, бегать и играть!

А еще снежки бросать!(Здоровье!!!)



- Вы знаете, что сказки бывают разными, их различает многое.

Действуя по предложенному алгоритму, уточним, какое определение можно дать сказкам «Девочка Снегурочка», «Снегурочка».

Слайд №4.

4). Сравнение основной части сказки. Групповая работа.

- Мы уже говорили о том, как появилась Снегурочка в сказке В.И.Даля «Девочка Снегурочка», РНС «Снегурочка».

- За что старики любили Снегурочку?(были одиноки, девочка была хорошей дочерью, послушной, умной, внимательной и т.д.)

-Много событий произошло со Снегурочкой в каждой из сказок. Об этом написано на карточках. Но порядок событий перепутан. Восстановите содержание сказки, расставив цифры у каждого предложения, чтобы события располагались по порядку.

-Разделяемся на группы по цвету кружка, что лежит у вас на парте. Зеленые подходят к Даниле Пузыреву, обсуждаете, выбираете выступающего.(Король, Ивашков, Красноставец, Андрианова) Синие подходят к Люсе, обсуждаете, выбираете того, кто озвучит ваш ответ.(Волобуев, Данченко, Гурьев, Лукьянов, Богачев)

Проверка работ групп. Слайд № 5,6.

5) Составление модели обложки книги. Слайд №7.

6) Cравнение концовки сказки.

-Расскажите, чем закончились сказки? Слайд №8.

- Какой вывод можно сделать? (Концовка разная)

- Почему народная сказка закончилась печально?(огонь сильнее снега, Снегурочка превратилась в облачко)

- Как вы думаете, какая из сказок родилась раньше?

- Почему в сказке В.И.Даля концовка сказки отличается от народной? (автору стало жалко Снегурочку, стариков, которые стали снова одинокими и он придумал такую концовку сказки, чтобы Снегурочка осталась жить со своими родителями)

- Снегурочка – одна из любимых героинь русских сказок. Мы познакомились со авторской сказкой В.И.Даля. Русский писатель А.Н. Островский написал поэтическую сказку для взрослых «Снегурочка», а композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков – музыку к этой сказке. Так появилась опера «Снегурочка». У РНС «Снегурочка» очень много вариантов. Как вы думаете, почему? (Народная сказка передавалась устно от человека к человеку, изменялась, поэтому, в итоге, получились различные варианты; авторы высказывали свое отношение, свои чувства, поэтому сказки не похожи)

- Вы тоже можете предложить свой вариант изложения сказки о Снегурочке. Придумайте своё окончание сказки.

- Мы хорошие сочинители. А художники? Посмотрите на цветные фигуры, какой цвет можно выбрать для изображения Снегурочки? (дети переводят глаза, тренируя стереоскопическое зрение)

VI. Обобщение.

- Вот мы и сравнили две сказки.

- Какие выводы можем сделать? Слайд №9.

  • Сказки разные, но их связывает героиня – Снегурочка.

  • В сказках добро побеждает зло.

  • Обе сказки по-своему хороши.

  • Обе Снегурочки понравились.

  • Народные сказки рождают сказки авторские. И т.п.



VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

-Проделана большая работа по сравнению двух произведений. Поэтому в домашней работе результаты нашего исследования занесите в таблицу на стр. 66 в рабочей тетради.

-А также необходимо выполнить задание под № 6 на стр. 142 учебника. Прочтем это задание. Сказку можно записать и проиллюстрировать, можно сочинить устно и рассказать в классе, важно придумать что-то оригинальное, что не повториться в рассказах ваших одноклассников.

Слайд №10

VIII. Рефлексия.

-Урок подходит к завершению.

-Кто запомнил, чем же отличаются литературные сказки от народных?

-Что общего во всех сказках? Повторим еще раз приметы сказки.

Слайд № 11.

- Эпиграфом к урокам, на которых мы изучали сказки стали слова А.С.Пушкина. Прочтите, поясните смысл. Слайд № 12.

Меняю на доске снежинку со словом ДЕЛАЮ на снежинку со словом ПОЛУЧАЮ.

-Смогли ли осуществить свои желания?

-Что для этого делали?

-Что же, в итоге, каждый из вас получил на уроке? (знания, ответы на ??, удовольствие, приятные чувства, и , конечно же, отметки)

-Объявление оценок.

-Спасибо за урок! Слайд №13.





11


Слайд 1
В.И.Даль «Девочка Снегурочка» РНС «Снегурочка»
Слайд 2
Название, автор. Девочка Снегурочка В.И. Даль Снегурочка Народ
Слайд 3
Сказка Приметы сказки Зачин Присказка Сказочные явления Сказочные герои Концовка Добро побеждает зло
Слайд 4
Сказка Да Сказка авторская (литератур ная) Есть конкретн ый автор? Нет Сказка народна я
Слайд 5
Девочка Снегурочка
Слайд 6
Снегурочке весной стало грустно. Снегурочка боится идти летом в лес. Снегурочка с подружками пошла в лес. Девушки развели костер. Снегурочка прыгнула через костёр. Снегурочка превратилась в облако.
Слайд 7
В.И.Даль Девочка Снегурочка Снегурочка
Слайд 8
Слайд 9
Выводы: •Сказки разные, но их связывает героиня – Снегурочка. •Обе сказки по-своему хороши. •Народные сказки рождают сказки авторские.
Слайд 10
Домашнее задание: Тетрадь – с.66 №3 Учебник – с.142,№6
Слайд 11
Сказка Приметы сказки Зачин Присказка Сказочные явления Сказочные предметы Сказочные герои Концовка Добро побеждает зло Устаревшие слова
Слайд 12
Сказка – ложь, да в ней намек, Добрым молодцам – урок… А.С.Пушкин
Слайд 13
Спасибо за урок! Молодцы!
Слайд 14
Список используемой литературы Даль В.И. Сказки, пословицы, поговорки/сборник – Москва: трекоза, 2005 Ефросинина Л.А. Литературное чтение. / Учебник для учащихся класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – Москва: ентана-Граф, 2008 . Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 2 класс. Учебная хрестоматияосква:Вентана-Граф, 2008 Литературное чтение. Методическое пособие. 2 кл./ Л.А. Ефросинина осква: Вентана-Граф, 2008 Л.Н. Толстой. Сказки – Москва: Детская литература, 2004 Рассказы и сказки русских писателей 19 века/хрестоматия – осква: Дрофа Плюс, 2008 http://festival.1september.ru/ материалы участников Фестиваля едагогических идей«Открытый урок» 2007\2008, 2008/2009 ллюстрации и портреты авторов отсканированы из указанных источников.

Полный текст материала Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мухина Ольга Александровна  Mushka
10.02.2011 7 5431 1064

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК