Методическая разработка интегрированного урока "Нумерация в пределах 100.Насекомые луга. Пчела" 2 класс
Школа: Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19» г.Балаково Саратовской области
Учитель: Стрельникова Н.П. (высшая квалификационная категория)
Программа: УМК «Начальная школа XXIв»
Класс: 2
Предметы: математика и окружающий мир
Тема урока: Нумерации чисел в пределах 100. Насекомые луга (пчела).
Цели урока:
-совершенствовать навыки устных вычислений в пределах 100, умение читать, записывать двухзначные числа;
- развивать умения находить доли числа, вычислять периметр многоугольника;
- развивать мыслительные операции, воображение детей, интерес к предмету;
-на примере пчелы расширять представления детей о мире насекомых, о взаимосвязях в природе;
- воспитывать уважение к окружающему нас животному миру.
Тип урока: урок совершенствования и закрепления знаний.
Форма урока: урок – практическая работа.
Оборудование: рисунки “ульев”, рисунки пчёл разного возраста, графическая матрица, рисунки пчелы (каждому ребёнку), тетради, индивидуальная лента чисел, карточки с дифференцированным заданием, лист белой бумаги (четверть А4) (каждому ученику), сигнальные знаки.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой
Слайд 1.
Великая радость – работа.
В полях,
за станком, за столом!
Работай до
жаркого пота,
Работай без лишнего
счёта-
Всё счастье земли – за трудом!
– Я не случайно начала наш сегодняшний урок стихотворением Валерия Яковлевича Брюсова. Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней смогут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята.
II. Устный счет.
– Образцом трудолюбия, взаимовыручки нам будет служить маленькое существо, которое является одним из величайших тружеников во всем мире. А кто это, вы узнаете, если решите устно примеры, а ответы отметите на ленте чисел.
Слайд 2
II ряд I и III ряд
50 – (6 · 7) 16 : 2
35 + (81 : 9) 20 + 24
27 : (3 · 3) 21 : 7
80 – (44 + 36) 60 - 60
(100 – 96) · 8 16 + 16
Проверка.
0 3 8 44 32
п ч ё л ы
III. Сообщение темы урока.
– Если заглянуть в улей, то можно увидеть, на первый взгляд, беспорядочно снующих пчёл. Но это не так. Всё в их жизни подчинено определённым законам, всё находится в строгом порядке. Сегодня мы попробуем заглянуть в этот таинственный мир. А для этого станем на некоторое время маленькими пчелами. Итак, в путь.
IV. Актуализация изученного материала.
Нахождение доли числа.
–Дорога пчелы начинается от улья. На пасеке обычно находится много ульев. Вот и мы у себя в классе должны “построить” их.
- А для этого выполним следующее задание.
Слайд 3.
1 ряд - третью часть |
||||
9 |
15 |
21 |
12 |
3 |
|
|
|
|
|
2 ряд – девятую часть |
||||
72 |
18 |
63 |
81 |
54 |
|
|
|
|
|
3 ряд - седьмую часть |
||||
21 |
56 |
7 |
14 |
35 |
|
|
|
|
|
- Справившись с ним, мы сможем увидеть ульи.
- Приступили.
Проверка сигнальными знаками.
Слайд 3.
– Молодцы, вы справились с заданием и не случайно наши ульи оказались именно таких цветов. Благодаря этой расцветке они меньше перегреваются на солнце, да и других цветов пчела просто не различает. Но зато она видит ультрафиолетовые лучи, которые нашим глазам неподвластны. С их помощью она видит “сквозь” листья.
2. Задание на смекалку.
– Угадайте, сколько глаз у пчёлки? У пчелы столько глаз, сколько у человека, ещё раз столько и ещё полстолька. Сколько же глаз у пчёлки? (У пчелы 5 глаз. 2 больших, состоящих в свою очередь из 10 тысяч глазков, и расположенных по бокам головы и 3 маленьких на лбу между ними.)
3. Повторение нумерации в пределах 100.
Слайд 4.
– На каждом улье есть леток - вход в улей. Около него всегда толпится много пчёл. Но пчёлы прекрасно знают правила дорожного движения и никогда не нарушают их. Те, кто прилетел с работы, входят по нижней части летка, те, кто улетает - по верхней. Соблюдению правил дорожного движения мы можем поучиться у пчёл.
–
Ульям на пасеке обычно присваивают
номера. Есть они и у наших ульев. Назовите
их. (48, 99, 75.)
– Напишите предыдущие и
последующие числа для тех, которые вы
видите на экране.
Запишите их в
порядке возрастания. (Один человек
работает на доске.)
– Найдите лишнее
число и подчеркните его. (100.)
–
Почему оно лишнее? (трехзначное.)
–
Что можете сказать об остальных числах?
(Натуральные, двухзначные, нечетные,
во всех 9 десятков.)
4. Составление выражений.
Слайд 5.
– Пчеле пора на работу, да и нам тоже.
– Пчела очень хорошо ориентируется во времени. Для этого ей не нужны ни часы, ни солнце. Ей необходимы цветы. Она вылетает тогда, когда просыпается шиповник. А заканчивает рабочий день пчелы, когда шиповник засыпает.
- Во сколько шиповник просыпается и закрывает свои цветы, вы узнаете, составив и решив следующие выражения.
Произведение чисел 3 и 10 уменьшить на 26
Разность чисел 34 и 29 увеличить в 4 раза.
- Во сколько начинается и заканчивается рабочий день пчелы?
- А
с какого и до какого часа длиться наш
рабочий день? (С 8 и до 12 часов.)
5. Решение задачи на кратное сравнение.
Слайд 6.
“Рабочий день пчелы начинается с первым открывающимся цветком в 4 часа утра и заканчивается в 20 часов. Рабочий день ученика длится с 8 до 12 часов. Во сколько раз больше работает пчела? На сколько часов ученик трудится меньше пчелы?”
Один ученик решает на доске.
– Для удобства решения составим краткую запись. Выделим главные слова: о ком говорится в задаче?
П
чела-
с 4 ч. до 20ч.
Ученик- с 8ч. до 12ч.
–
Можем ли мы сразу ответить на вопрос
задачи? (Нет.)
– Что нам нужно знать,
чтобы ответить на него? (Нужно знать
продолжительность рабочего дня пчелы
и ученика.)
– Можем мы узнать
продолжительность рабочего дня пчелы,
ученика? (Да.) Как? Записываем 1 действие.(
20 – 4 = 16(ч.) – рабочий день пчелы.)
Записываем 2 действие. (12 – 8 = 4(ч.) –
рабочий день ученика.)
– Теперь мы
можем ответить на вопросы задачи? (Да.)
- Решаем дальше самостоятельно.
Последующая проверка решения и записи ответа.
Слайд 7.
Психологическая разгрузка.
Аутотренинг
Напряженье улетело…
И расслаблено
все тело,
И расслаблено все тело…
Будто
мы лежим на травке…
На зеленой мягкой
травке…
Греет солнышко сейчас…
Руки
теплые у нас…
Дышится легко… ровно…
глубоко…
Губы чуть приоткрываются,
Все
чудесно расслабляется…
Нам понятно,
что такое
Состояние покоя…
6. Решение задачи на нахождение числа по доле.
– Недаром про пчелу говорят - труженица. Давайте потрудимся и мы – решим задачу устно.
Одна семья пчел за лето производит 100 кг меда и только 1/5 часть этого меда человек может у них взять. Сколько килограмм меда можно взять у пчел без ущерба для них? (20 кг)
7. Пропедевтическая работа к изучению нумерации в пределах 1000.
– А сейчас несколько интересных чисел из мира пчел.
а)
За всю свою недолгую жизнь протяженностью
в 2 месяца пчела собирает несколько
грамм нектара. А сколько – вы узнаете,
записав число.
В этом числе 1 сотня,
5 десятков, 0 единиц – (150).
б) В состав меда входит много полезных для здоровья человека веществ. Запишите их количество – 3 сотни (300).
в) Чтобы нектар превратился в мед пчела, изготавливающая его, выпускает нектар изо рта и вновь проглатывает его. Сколько же раз она проделывает эту операцию? В этом числе 2 единицы третьего разряда, 4 единицы второго разряда, первый разряд отсутствует (240).
г) Пчела летит к цветку со скоростью 65 км\ч. Движение её крыльев незаметно для нас, т.к. она очень быстро ими машет. Сколько взмахов в секунду она совершает, вы тоже сейчас узнаете. В этом числе 4 единицы третьего разряда, 4 единицы второго разряда, первый разряд отсутствует (440 взмахов в секунду ).
8. Нахождение периметра шестиугольника.
Слайд 8.
– Собрав нектар, пчела спешит в улей. Там она сливает его в соты, которые имеют форму шестиугольника. Пчелиные соты строятся из воска и имеют определенные размеры – диаметр 5 см 4 мм. Присутствующая у нас на уроке пчелка больше настоящих пчел, поэтому и “соты” наши большие. Длина стороны нашего шестиугольника равна 8 см. Давайте узнаем его периметр. Что называется периметром? Как его найти?
– Найдите периметр самостоятельно.
10. Самостоятельная дифференцированная работа.
Слайд 9.
– Молодцы, ребята, вам всего по 8 – 9 лет, а вы уже многое знаете и умеете. Как вы думаете, а в каком возрасте пчела начинает заниматься сбором нектара и пыльцы?
- Выполнив задания на своих карточках, вы узнаете еще одну тайну пчел.
Выполни вычисления: - 100 94 с 6 дней кормит личинок и матку - 81 69 с 12 дней строит из воска соты -44 25 с 19 дней охраняет улей, принимает нектар и пыльцу
+18 8 в 26 дней вылетает на сбор нектара и пыльцы
+16 24 в 40 дней приносит в улей воду |
В ыполни вычисления: 100 – 94 = с 6 дней кормит личинок и матку. 81 – 69 = с 12 дней строит из воска соты. 44 – 25 = с 19 дней охраняет улей, принимает нектар и пыльцу.
18 + 8 = с 26 дней вылетает на сбор нектара и пыльцы.
16 + 24 = в 40 дней приносит в улей воду. |
|
|
Соедини текст задачи с соответствующим ответом: В 1 «А» классе мальчиков 15, а девочек на 4 больше. С колько в классе девочек?
М аша разложила 12 карандашей в 2 коробки. П о сколько карандашей в каждой коробке?
На соревнованиях по плаванию российская к оманда выиграла 13 золотых медалей, а серебряных в 2 раза больше. Сколько серебряных медалей выиграла российская команда?
В первый день с пасеки собрали 23 кг меда, во второй день 11 кг. На сколько кг меда в первый день собрали больше, чем во второй?
В наборе цветной бумаги 45 листов красной бумаги и 15 листов синий. На поделку ребята истратили 20 листов. Сколько листов осталось?
|
Слайд 10.
П роверка
От
рождения до 6 дней – пчела убирает в
улье.
От 6 до 12 – дней кормит личинок
и матку.
От 12 до 19 дней – строит из
воска соты.
От 19 до 26 дней – охраняет
улей, принимает нектар и пыльцу.
В
возрасте 26 дней пчела вылетает на сбор
нектара и пыльцы.
В почтенном пенсионном
возрасте, около 40 дней, пчела приносит
в улей воду. Далеко от улья она уже не
улетает.
11. Графическая матрица (задание на развитие логического мышления).
Слайд 11.
– Пчелы очень хорошо ориентируются на местности, запоминают окружающие предметы, делают выводы, если что-то изменилось.
- А вы можете сделать правильный вывод, и заполнить пустую клетку в квадрате с загадочными знаками?
- Возьмите листочки и нарисуйте выбранный вами знак. Если правильно выполним задание, то сможем узнать название страны и города, в котором люди воздвигли памятник пчеле.
- Проверяем.
– Памятник пчеле находится в Японии в городе Гифу. А необычные знаки, изображенные в квадрате – это танцевальные повороты пчел, которые она совершает, желая сообщить другим пчелам расстояние до медоносных растений.
V. Подведение итога урока.
Слайд 12
Рефлексия.
- Сегодня вы тоже были пчелами, много и упорно работали. Пчеле за ее трудолюбие поставили памятники, но, а вы займете ступеньки призового помоста.
- Те из ребят, кто считает, что сегодня был не их день, у них что-то не получилось, ничего страшного – получится завтра, а сегодня ваших сил и знаний хватило долететь до одуванчика маленького по размеру, поэтому вы можете фигурку своей пчелы прикрепить к этому цветку.
- Те, кто работал хорошо, в целом собой доволен, но допустил немного ошибок, смог свои силы и знания рассчитать так, чтобы долететь до среднего цветка. Они могут к нему прикрепить фигурку своей пчелы.
- Те ребята, кто сегодня работал увлеченно, не покладая рук весь урок, может по полному праву считать что, поработали ударно и добыли для себя целое ведерко знаний и нектара, и поэтому могут прикрепить свою пчелку к самому большому одуванчику.
– Наш необычный урок подходит к концу. Мы смогли заглянуть лишь одним глазком в жизнь этого удивительного насекомого, которое всю жизнь работает на благо других, ничего не прося в замен. И если вы, увидев весной пчелу, остановитесь и не будете в ужасе бежать от нее, боясь ее укусов, а восхититесь этой неутомимой работницей, я буду считать, что наш сегодняшний урок прошёл не зря. Пчела не так красива внешне, но как прекрасна пользой, которую приносит нам. Запомните: даже укус пчелы, который для нее является смертельным, человеку полезен. Ничего кроме пользы мы от пчелы не получаем. Помните об этом и уважайте ее.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Стрельникова Н.П.
→ Стрелка 05.05.2009 2 17906 2594 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.