Методическая разработка интегрированного урока "Нумерация в пределах 100.Насекомые луга. Пчела" 2 класс


Школа: Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19» г.Балаково Саратовской области

Учитель: Стрельникова Н.П. (высшая квалификационная категория)

Программа: УМК «Начальная школа XXIв»

Класс: 2

Предметы: математика и окружающий мир

Тема урока: Нумерации чисел в пределах 100. Насекомые луга (пчела).

Цели урока:

-совершенствовать навыки устных вычислений в пределах 100, умение читать, записывать двухзначные числа;

- развивать умения находить доли числа, вычислять периметр многоугольника;

- развивать мыслительные операции, воображение детей, интерес к предмету;

-на примере пчелы расширять представления детей о мире насекомых, о взаимосвязях в природе;

- воспитывать уважение к окружающему нас животному миру.


Тип урока: урок совершенствования и закрепления знаний.

Форма урока: урок – практическая работа.


Оборудование: рисунки “ульев”, рисунки пчёл разного возраста, графическая матрица, рисунки пчелы (каждому ребёнку), тетради, индивидуальная лента чисел, карточки с дифференцированным заданием, лист белой бумаги (четверть А4) (каждому ученику), сигнальные знаки.


ХОД УРОКА.


I. Организационный момент. Эмоциональный настрой

Слайд 1.

Великая радость – работа.
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счёта-
Всё счастье земли – за трудом!


– Я не случайно начала наш сегодняшний урок стихотворением Валерия Яковлевича Брюсова. Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней смогут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята.


II. Устный счет.

– Образцом трудолюбия, взаимовыручки нам будет служить маленькое существо, которое является одним из величайших тружеников во всем мире. А кто это, вы узнаете, если решите устно примеры, а ответы отметите на ленте чисел.

Слайд 2

II ряд I и III ряд

50 – (6 · 7) 16 : 2

35 + (81 : 9) 20 + 24

27 : (3 · 3) 21 : 7

80 – (44 + 36) 60 - 60

(100 – 96) · 8 16 + 16


Проверка.

0 3 8 44 32

п ч ё л ы

III. Сообщение темы урока.


– Если заглянуть в улей, то можно увидеть, на первый взгляд, беспорядочно снующих пчёл. Но это не так. Всё в их жизни подчинено определённым законам, всё находится в строгом порядке. Сегодня мы попробуем заглянуть в этот таинственный мир. А для этого станем на некоторое время маленькими пчелами. Итак, в путь.


IV. Актуализация изученного материала.

  1. Нахождение доли числа.

–Дорога пчелы начинается от улья. На пасеке обычно находится много ульев. Вот и мы у себя в классе должны “построить” их.

- А для этого выполним следующее задание.

Слайд 3.


1 ряд - третью часть

9

15

21

12

3






2 ряд – девятую часть

72

18

63

81

54








3 ряд - седьмую часть

21

56

7

14

35







- Справившись с ним, мы сможем увидеть ульи.

- Приступили.


Проверка сигнальными знаками.


Слайд 3.

– Молодцы, вы справились с заданием и не случайно наши ульи оказались именно таких цветов. Благодаря этой расцветке они меньше перегреваются на солнце, да и других цветов пчела просто не различает. Но зато она видит ультрафиолетовые лучи, которые нашим глазам неподвластны. С их помощью она видит “сквозь” листья.


2. Задание на смекалку.


– Угадайте, сколько глаз у пчёлки? У пчелы столько глаз, сколько у человека, ещё раз столько и ещё полстолька. Сколько же глаз у пчёлки? (У пчелы 5 глаз. 2 больших, состоящих в свою очередь из 10 тысяч глазков, и расположенных по бокам головы и 3 маленьких на лбу между ними.)


3. Повторение нумерации в пределах 100.

Слайд 4.

– На каждом улье есть леток - вход в улей. Около него всегда толпится много пчёл. Но пчёлы прекрасно знают правила дорожного движения и никогда не нарушают их. Те, кто прилетел с работы, входят по нижней части летка, те, кто улетает - по верхней. Соблюдению правил дорожного движения мы можем поучиться у пчёл.

– Ульям на пасеке обычно присваивают номера. Есть они и у наших ульев. Назовите их. (48, 99, 75.)
– Напишите предыдущие и последующие числа для тех, которые вы видите на экране.
Запишите их в порядке возрастания. (Один человек работает на доске.)
– Найдите лишнее число и подчеркните его. (100.)
–  Почему оно лишнее? (трехзначное.)
– Что можете сказать об остальных числах? (Натуральные, двухзначные, нечетные, во всех 9 десятков.)


4. Составление выражений.

Слайд 5.

– Пчеле пора на работу, да и нам тоже.

– Пчела очень хорошо ориентируется во времени. Для этого ей не нужны ни часы, ни солнце. Ей необходимы цветы. Она вылетает тогда, когда просыпается шиповник. А заканчивает рабочий день пчелы, когда шиповник засыпает.

- Во сколько шиповник просыпается и закрывает свои цветы, вы узнаете, составив и решив следующие выражения.


Произведение чисел 3 и 10 уменьшить на 26

Разность чисел 34 и 29 увеличить в 4 раза.


- Во сколько начинается и заканчивается рабочий день пчелы?

- А с какого и до какого часа длиться наш рабочий день? (С 8 и до 12 часов.)

5. Решение задачи на кратное сравнение.

Слайд 6.

“Рабочий день пчелы начинается с первым открывающимся цветком в 4 часа утра и заканчивается в 20 часов. Рабочий день ученика длится с 8 до 12 часов. Во сколько раз больше работает пчела? На сколько часов ученик трудится меньше пчелы?”

Один ученик решает на доске.

– Для удобства решения составим краткую запись. Выделим главные слова: о ком говорится в задаче?

П чела- с 4 ч. до 20ч.
Ученик- с 8ч. до 12ч.

– Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.)
– Что нам нужно знать, чтобы ответить на него? (Нужно знать продолжительность рабочего дня пчелы и ученика.)
– Можем мы узнать продолжительность рабочего дня пчелы, ученика? (Да.) Как? Записываем 1 действие.( 20 – 4 = 16(ч.) – рабочий день пчелы.) Записываем 2 действие. (12 – 8 = 4(ч.) – рабочий день ученика.)
– Теперь мы можем ответить на вопросы задачи? (Да.)

- Решаем дальше самостоятельно.

Последующая проверка решения и записи ответа.


Слайд 7.

Психологическая разгрузка.

Аутотренинг

Напряженье улетело…
И расслаблено все тело,
И расслаблено все тело…
Будто мы лежим на травке…
На зеленой мягкой травке…
Греет солнышко сейчас…
Руки теплые у нас…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляется…
Нам понятно, что такое
Состояние покоя…

6. Решение задачи на нахождение числа по доле.

– Недаром про пчелу говорят - труженица. Давайте потрудимся и мы – решим задачу устно.

Одна семья пчел за лето производит 100 кг меда и только 1/5 часть этого меда человек может у них взять. Сколько килограмм меда можно взять у пчел без ущерба для них? (20 кг)


7. Пропедевтическая работа к изучению нумерации в пределах 1000.

– А сейчас несколько интересных чисел из мира пчел.

а) За всю свою недолгую жизнь протяженностью в 2 месяца пчела собирает несколько грамм нектара. А сколько – вы узнаете, записав число.
В этом числе 1 сотня, 5 десятков, 0 единиц – (150).

б) В состав меда входит много полезных для здоровья человека веществ. Запишите их количество – 3 сотни (300).


в) Чтобы нектар превратился в мед пчела, изготавливающая его, выпускает нектар изо рта и вновь проглатывает его. Сколько же раз она проделывает эту операцию? В этом числе 2 единицы третьего разряда, 4 единицы второго разряда, первый разряд отсутствует (240).


г) Пчела летит к цветку со скоростью 65 км\ч. Движение её крыльев незаметно для нас, т.к. она очень быстро ими машет. Сколько взмахов в секунду она совершает, вы тоже сейчас узнаете. В этом числе 4 единицы третьего разряда, 4 единицы второго разряда, первый разряд отсутствует (440 взмахов в секунду ).


8. Нахождение периметра шестиугольника.

Слайд 8.

– Собрав нектар, пчела спешит в улей. Там она сливает его в соты, которые имеют форму шестиугольника. Пчелиные соты строятся из воска и имеют определенные размеры – диаметр 5 см 4 мм. Присутствующая у нас на уроке пчелка больше настоящих пчел, поэтому и “соты” наши большие. Длина стороны нашего шестиугольника равна 8 см. Давайте узнаем его периметр. Что называется периметром? Как его найти?

– Найдите периметр самостоятельно.


10. Самостоятельная дифференцированная работа.

Слайд 9.

– Молодцы, ребята, вам всего по 8 – 9 лет, а вы уже многое знаете и умеете. Как вы думаете, а в каком возрасте пчела начинает заниматься сбором нектара и пыльцы?

- Выполнив задания на своих карточках, вы узнаете еще одну тайну пчел.


Выполни вычисления:

- 100

94

с 6 дней кормит личинок и матку

- 81

69

с 12 дней строит из воска соты

-44

25

с 19 дней охраняет улей, принимает нектар и пыльцу


+18

8

в 26 дней вылетает на сбор нектара и пыльцы


+16

24

в 40 дней приносит в улей воду

В ыполни вычисления:

100 – 94 = с 6 дней кормит личинок и матку.

81 – 69 = с 12 дней строит из воска соты.

44 – 25 = с 19 дней охраняет улей, принимает

нектар и пыльцу.


18 + 8 = с 26 дней вылетает на сбор нектара и

пыльцы.


16 + 24 = в 40 дней приносит в улей воду.


Соедини текст задачи с соответствующим ответом:

В 1 «А» классе мальчиков 15, а девочек на 4 больше.

С колько в классе девочек?


М аша разложила 12 карандашей в 2 коробки.

П о сколько карандашей в каждой коробке?


На соревнованиях по плаванию российская

к оманда выиграла 13 золотых медалей, а серебряных

в 2 раза больше. Сколько серебряных медалей

выиграла российская команда?


В первый день с пасеки собрали 23 кг меда,

во второй день 11 кг. На сколько кг меда в первый

день собрали больше, чем во второй?


В наборе цветной бумаги 45 листов красной бумаги и

15 листов синий. На поделку ребята истратили 20 листов.

Сколько листов осталось?



Слайд 10.

П роверка

От рождения до 6 дней – пчела убирает в улье.
От 6 до 12 – дней кормит личинок и матку.
От 12 до 19 дней – строит из воска соты.
От 19 до 26 дней – охраняет улей, принимает нектар и пыльцу.
В возрасте 26 дней пчела вылетает на сбор нектара и пыльцы.
В почтенном пенсионном возрасте, около 40 дней, пчела приносит в улей воду. Далеко от улья она уже не улетает.

11. Графическая матрица (задание на развитие логического мышления).

Слайд 11.













– Пчелы очень хорошо ориентируются на местности, запоминают окружающие предметы, делают выводы, если что-то изменилось.


- А вы можете сделать правильный вывод, и заполнить пустую клетку в квадрате с загадочными знаками?


- Возьмите листочки и нарисуйте выбранный вами знак. Если правильно выполним задание, то сможем узнать название страны и города, в котором люди воздвигли памятник пчеле.

- Проверяем.

– Памятник пчеле находится в Японии в городе Гифу. А необычные знаки, изображенные в квадрате – это танцевальные повороты пчел, которые она совершает, желая сообщить другим пчелам расстояние до медоносных растений.

V. Подведение итога урока.

Слайд 12

Рефлексия.

- Сегодня вы тоже были пчелами, много и упорно работали. Пчеле за ее трудолюбие поставили памятники, но, а вы займете ступеньки призового помоста.

- Те из ребят, кто считает, что сегодня был не их день, у них что-то не получилось, ничего страшного – получится завтра, а сегодня ваших сил и знаний хватило долететь до одуванчика маленького по размеру, поэтому вы можете фигурку своей пчелы прикрепить к этому цветку.

- Те, кто работал хорошо, в целом собой доволен, но допустил немного ошибок, смог свои силы и знания рассчитать так, чтобы долететь до среднего цветка. Они могут к нему прикрепить фигурку своей пчелы.

- Те ребята, кто сегодня работал увлеченно, не покладая рук весь урок, может по полному праву считать что, поработали ударно и добыли для себя целое ведерко знаний и нектара, и поэтому могут прикрепить свою пчелку к самому большому одуванчику.

– Наш необычный урок подходит к концу. Мы смогли заглянуть лишь одним глазком в жизнь этого удивительного насекомого, которое всю жизнь работает на благо других, ничего не прося в замен. И если вы, увидев весной пчелу, остановитесь и не будете в ужасе бежать от нее, боясь ее укусов, а восхититесь этой неутомимой работницей, я буду считать, что наш сегодняшний урок прошёл не зря. Пчела не так красива внешне, но как прекрасна пользой, которую приносит нам. Запомните: даже укус пчелы, который для нее является смертельным, человеку полезен. Ничего кроме пользы мы от пчелы не получаем. Помните об этом и уважайте ее.


Полный текст материала Методическая разработка интегрированного урока "Нумерация в пределах 100.Насекомые луга. Пчела" 2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Стрельникова Н.П.  Стрелка
05.05.2009 2 17787 2594

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 2
avatar
2 Алтынка • 11:25, 25.01.2011
Спасибо за интересный урок!
[Материал]
avatar
1 Cerg68 • 08:54, 06.05.2009
Спасибо за урок
[Материал]