Слайд 1
Деление с остатком.
Решение задач на деление с
остатком.
Урок математики в 3 классе.
Автор работы: учитель начальных классов МОУ СОШ № 11 с
углубленным изучением отдельных предметов г. Зеленодольска РТ
Савельева Н.А.
Деление с остатком. Решение задач на деление с остатком.
Урок математики в 3 классе.
Савельева Наталья Алексеевна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 11 с углубленным изучением
отдельных предметов
Зеленодольского муниципального района РТ».
Цели урока:
Продолжить изучение приёма деления чисел в случаях, когда получается остаток.
Закреплять знание связей между компонентами и результатом действия умножения и деления, умение выполнять внетабличное умножение и деление, решать задачи.
Развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимание, память, стимулировать интерес к предмету.
Воспитывать взаимоуважение, умение выслушивать мнение других и отстаивать своё.
Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование (Microsoft Power Point);
Карточки с заданием «математическое лото»;
Энциклопедия для детей. Том 11/Гл. ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 2002г.
Учебник «Математика» 3 кл. В 2 ч. Ч. 2. / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова. – М.: Просвещение, 2007.
Ход урока.
Организационный момент.
Математика стала наукой только с появлением чисел. Ведь поначалу люди не знали ничего о числах и обходились без счёта. В давние времена, когда человек хотел сказать, например, что у него пять предметов, он говорил так: «Столько же, сколько пальцев на руке». Только в результате очень долгого развития люди пришли к пониманию того, что различные группы предметов – «пять пальцев», «пять яблок», «пять домов» - имеют общее свойство – одинаковую численность, которую можно выразить с помощью понятия «пять». Так появились числа.
Один из величайших греческих математиков древности Пифагор (580-500 г. до н.э.) считал, что числа очень важны для жизни людей. (Слайд 2.)
(Вызванный ученик выборочно читает из энциклопедии о Пифагоре.)
Согласно пифагорейскому определению, число представляет собой множество, составленное из единиц (греч. «аритмóс»). Пифагорейцы признавали только целые положительные (т.е. натуральные) числа, подразделяя их на два вида: чётные и нечётные. Числа у Пифагора считались живыми сущностями, отражающими свойства пространства, энергии или звуковой вибрации. Главная наука о числе, арифметика, была неразрывно связана с геометрией.
- Попробуйте сами прочитать, что он говорил о числах. (Слайд 3.)
- Как понимаете его слова «Миром управляют числа»?
Так же Пифагор развил теорию музыки и акустики, создав знаменитую «пифагорейскую гамму» и проведя основополагающие эксперименты по изучению музыкальных тонов: найденные соотношения он выразил на языке математики. В Школе Пифагора впервые высказана догадка о шарообразности Земли. Мысль о том, что движение небесных тел подчиняется определенным математическим соотношениям, идеи «гармонии мира» и «музыки сфер», впервые появились именно в Школе Пифагора.
Актуализация знаний.
1. Работа по группам.
1 гр.: работают с карточками. Игра «Математическое лото». (Приложение).
2 гр.: игра «Волшебная палочка».
Проверка работы 1 группы.
2. – По какому правилу написаны эти числа? (Слайд 4.)
3, 7, 15 (Увеличить в 2 раза и прибавить 1).
- Продолжите этот ряд на три числа, соблюдая данную закономерность (самостоятельно выполняют, два ученика пишут за доской).
Проверка: 3, 7, 15, 31, 63, 127.
- Что вы можете сказать об этих числах? ( натуральные, расположены в порядке возрастания, нечётные, 3и7- однозначные, 31и63- двузначные, 127- трёхзначное, …)
- Уменьшите эти числа в 3 раза. Запишите только ответы (самостоятельно выполняют, два ученика пишут за доской)
Проверка: 1, 2(ост.1), 5, 10(ост.1), 21, 42(ост.1) (Слайд 5.)
- Какое правило должны помнить при делении с остатком? (При делении остаток всегда должен быть меньше делителя).
3. - Какое самое большое число до 31 делится без остатка на 6? на 7? на 8? на 9?
- Какое самое большое число до 63 делится без остатка на 5? на 6? на 8?
4. - Сколько порций по 3 блина выйдет, если всего испекли 18 блинов? 19 блинов? 25 блинов?
Сообщение темы и целей урока.
- Какие действия вы выполняли при нахождении значения?
- Сегодня мы продолжим решать примеры на деление с остатком, решать задачи.
Работа по блок-схеме. (Слайд 6.)
- Подставьте каждое из чисел 60, 77, 75, 45 вместо а в схему и выполните указанные действия.
- Что должны помнить при делении с остатком?
2. Физкультминутка.
Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. (приглашается 1 ученик)
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
По коленкам – шлёп, шлёп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлёпай!
Мы осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз. Улыбайся и садись.
3. Работа по учебнику с. 27 №2.
- Прочитайте условие задачи.
- О чём говорится в задаче?
- Что известно о самолётах?
- Что надо узнать? Каким действием будем решать задачу?
(Два ученика решают за доской).
Проверка. 20 : 3 = 6 (т.) (ост.2)(с.)
Ответ: 6 троек самолётов может подняться в воздух и 2 самолёта останется на земле.
Задача. (Слайд 7.)
Моряки поймали 81 рыбу. Решили разделить на 3 корабля поровну. Сколько рыб получит каждый матрос, если команда состоит из 8 человек?
- О чём говорится в задаче? Что известно? Что надо узнать?
(1 ученик решает у доски с комментированием)
81 : 3 : 8 =3 (р.) (ост.3)
3 – остаток на каждом корабле
- Можно ли эту задачу решить другим способом? (другой ученик объясняет решение задачи)
2 способ:
81 : (8 * 3) = 3 (р.) (ост. 9)
9 – остаток на трёх кораблях.
Ответ: 3 рыбы получит каждый матрос и останется по 3 рыбки на каждом корабле.
Самостоятельная работа. (Слайд 8.)
- Я подготовила задания разного уровня. Выберите любое из трёх заданий, с которым как вы думаете, справитесь.
1 вариант. Выполни деление с остатком:
9 : 4
15 : 6
50 : 9
84 : 9
48 : 7
2 вариант. Выпиши и реши только те выражения, в которых деление выполняется с остатком.
56 : 9
60 : 5
45 : 8
83 : 40
96 : 16
3 вариант. Вставить пропущенные цифры, чтобы запись была верной.
2 : 3 = 7 ( ост. 2)
9 : 2 = 19 (ост. 1)
4 : 7 = (ост. 5)
9 : 7 = (ост. 3)
77 : = (ост.5 )
Проверка.
V. Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чему научились?
- Какое правило должны помнить, решая примеры на деление с остатком?
- Какое задание понравилось особенно?
- Какое задание было трудным? Что надо делать, чтобы хорошо усвоить тему?
Домашнее задание: с. 27 №6, задача на смекалку.
Литература.
«Начальная школа» приложение к газете «Первое сентября». 1998г. № 35- с.28.
«Начальная школа» приложение к газете «Первое сентября». 1998г. № 9-с.10.
Приложение.
Игра «Математическое лото». (Принцип решения круговых примеров)
Дети вынимают карточки из конвертов, первой кладут карточку с закрашенным ответом, затем все остальные. Последовательно решают примеры. Когда все примеры решены, ученики по команде учителя, переворачивают карточки обратной стороной. Если слово получилось, то примеры решены правильно.
81 |
5 · 7 |
35 |
40: 8 |
5 |
6 · 8 |
48 |
54: 9 |
6 |
8 · 8 |
32 |
42: 6 |
64 |
72: 9 |
8 |
7 · 3 |
7 |
9 · 7 |
21 |
8 · 4 |
З |
д |
р |
а |
в |
с |
т |
в |
у |
й |
Игра «Волшебная палочка».
Волшебная палочка (ручка, указка и т.д.) передаётся в классе из рук в руки. Передающий называет пример из таблицы умножения, принимающий – ответ. Если получающий не ответил верно, палочка возвращается в исходное положение и повторно «идёт» к тому же ученику или меняет «адрес».
Автор: Савельева Наталья Алексеевна
→ NALY 01.08.2009 2 54221 15654 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.