Урок + презентация по математике по теме " Деление с остатком. Решение задач на деление с остатком." для 3 класса.


Деление с остатком. Решение задач на деление с остатком.

Урок математики в 3 классе.

Савельева Наталья Алексеевна,

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 11 с углубленным изучением

отдельных предметов

Зеленодольского муниципального района РТ».

Цели урока:

  1. Продолжить изучение приёма деления чисел в случаях, когда получается остаток.

  2. Закреплять знание связей между компонентами и результатом действия умножения и деления, умение выполнять внетабличное умножение и деление, решать задачи.

  3. Развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимание, память, стимулировать интерес к предмету.

  4. Воспитывать взаимоуважение, умение выслушивать мнение других и отстаивать своё.

Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков.


Оборудование:

  1. Мультимедийное оборудование (Microsoft Power Point);

  2. Карточки с заданием «математическое лото»;

  3. Энциклопедия для детей. Том 11/Гл. ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 2002г.

  4. Учебник «Математика» 3 кл. В 2 ч. Ч. 2. / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова. – М.: Просвещение, 2007.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Математика стала наукой только с появлением чисел. Ведь поначалу люди не знали ничего о числах и обходились без счёта. В давние времена, когда человек хотел сказать, например, что у него пять предметов, он говорил так: «Столько же, сколько пальцев на руке». Только в результате очень долгого развития люди пришли к пониманию того, что различные группы предметов – «пять пальцев», «пять яблок», «пять домов» - имеют общее свойство – одинаковую численность, которую можно выразить с помощью понятия «пять». Так появились числа.

Один из величайших греческих математиков древности Пифагор (580-500 г. до н.э.) считал, что числа очень важны для жизни людей. (Слайд 2.)


(Вызванный ученик выборочно читает из энциклопедии о Пифагоре.)

Согласно пифагорейскому определению, число представляет собой множество, составленное из единиц (греч. «аритмóс»). Пифагорейцы признавали только целые положительные (т.е. натуральные) числа, подразделяя их на два вида: чётные и нечётные. Числа у Пифагора считались живыми сущностями, отражающими свойства пространства, энергии или звуковой вибрации. Главная наука о числе, арифметика, была неразрывно связана с геометрией.

- Попробуйте сами прочитать, что он говорил о числах. (Слайд 3.)

- Как понимаете его слова «Миром управляют числа»?

Так же Пифагор развил теорию музыки и акустики, создав знаменитую «пифагорейскую гамму» и проведя основополагающие эксперименты по изучению музыкальных тонов: найденные соотношения он выразил на языке математики. В Школе Пифагора впервые высказана догадка о шарообразности Земли. Мысль о том, что движение небесных тел подчиняется определенным математическим соотношениям, идеи «гармонии мира» и «музыки сфер», впервые появились именно в Школе Пифагора.

  1. Актуализация знаний.

1. Работа по группам.

1 гр.: работают с карточками. Игра «Математическое лото». (Приложение).

2 гр.: игра «Волшебная палочка».

Проверка работы 1 группы.

2. – По какому правилу написаны эти числа? (Слайд 4.)

3, 7, 15 (Увеличить в 2 раза и прибавить 1).

- Продолжите этот ряд на три числа, соблюдая данную закономерность (самостоятельно выполняют, два ученика пишут за доской).

Проверка: 3, 7, 15, 31, 63, 127.

- Что вы можете сказать об этих числах? ( натуральные, расположены в порядке возрастания, нечётные, 3и7- однозначные, 31и63- двузначные, 127- трёхзначное, …)

- Уменьшите эти числа в 3 раза. Запишите только ответы (самостоятельно выполняют, два ученика пишут за доской)

Проверка: 1, 2(ост.1), 5, 10(ост.1), 21, 42(ост.1) (Слайд 5.)

- Какое правило должны помнить при делении с остатком? (При делении остаток всегда должен быть меньше делителя).

3. - Какое самое большое число до 31 делится без остатка на 6? на 7? на 8? на 9?

- Какое самое большое число до 63 делится без остатка на 5? на 6? на 8?

4. - Сколько порций по 3 блина выйдет, если всего испекли 18 блинов? 19 блинов? 25 блинов?

  1. Сообщение темы и целей урока.

- Какие действия вы выполняли при нахождении значения?

- Сегодня мы продолжим решать примеры на деление с остатком, решать задачи.

  1. Работа по блок-схеме. (Слайд 6.)

- Подставьте каждое из чисел 60, 77, 75, 45 вместо а в схему и выполните указанные действия.

- Что должны помнить при делении с остатком?

2. Физкультминутка.

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. (приглашается 1 ученик)

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!

По коленкам – шлёп, шлёп!

По плечам теперь похлопай!

По бокам себя пошлёпай!

Мы осанку исправляем

Спинки дружно прогибаем

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз. Улыбайся и садись.

3. Работа по учебнику с. 27 №2.

- Прочитайте условие задачи.

- О чём говорится в задаче?

- Что известно о самолётах?

- Что надо узнать? Каким действием будем решать задачу?

(Два ученика решают за доской).

Проверка. 20 : 3 = 6 (т.) (ост.2)(с.)

Ответ: 6 троек самолётов может подняться в воздух и 2 самолёта останется на земле.

  1. Задача. (Слайд 7.)

Моряки поймали 81 рыбу. Решили разделить на 3 корабля поровну. Сколько рыб получит каждый матрос, если команда состоит из 8 человек?

- О чём говорится в задаче? Что известно? Что надо узнать?

(1 ученик решает у доски с комментированием)

81 : 3 : 8 =3 (р.) (ост.3)

3 – остаток на каждом корабле

- Можно ли эту задачу решить другим способом? (другой ученик объясняет решение задачи)

2 способ:

81 : (8 * 3) = 3 (р.) (ост. 9)

9 – остаток на трёх кораблях.

Ответ: 3 рыбы получит каждый матрос и останется по 3 рыбки на каждом корабле.

  1. Самостоятельная работа. (Слайд 8.)

- Я подготовила задания разного уровня. Выберите любое из трёх заданий, с которым как вы думаете, справитесь.

1 вариант. Выполни деление с остатком:

9 : 4

15 : 6

50 : 9

84 : 9

48 : 7



2 вариант. Выпиши и реши только те выражения, в которых деление выполняется с остатком.

56 : 9

60 : 5

45 : 8

83 : 40

96 : 16


3 вариант. Вставить пропущенные цифры, чтобы запись была верной.

2  : 3 = 7 ( ост. 2)

 9 : 2 = 19 (ост. 1)

4 : 7 =  (ост. 5)

9 : 7 = (ост. 3)

77 :  =  (ост.5 )

Проверка.

V. Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чему научились?

- Какое правило должны помнить, решая примеры на деление с остатком?

- Какое задание понравилось особенно?

- Какое задание было трудным? Что надо делать, чтобы хорошо усвоить тему?

Домашнее задание: с. 27 №6, задача на смекалку.

Литература.

  1. «Начальная школа» приложение к газете «Первое сентября». 1998г. № 35- с.28.

  2. «Начальная школа» приложение к газете «Первое сентября». 1998г. № 9-с.10.



Приложение.


Игра «Математическое лото». (Принцип решения круговых примеров)

Дети вынимают карточки из конвертов, первой кладут карточку с закрашенным ответом, затем все остальные. Последовательно решают примеры. Когда все примеры решены, ученики по команде учителя, переворачивают карточки обратной стороной. Если слово получилось, то примеры решены правильно.


81

5 · 7

35

40: 8


5

6 · 8


48

54: 9


6

8 · 8


32

42: 6


64

72: 9


8

7 · 3


7

9 · 7


21

8 · 4





З

д

р

а

в

с

т

в

у

й


Игра «Волшебная палочка».

Волшебная палочка (ручка, указка и т.д.) передаётся в классе из рук в руки. Передающий называет пример из таблицы умножения, принимающий – ответ. Если получающий не ответил верно, палочка возвращается в исходное положение и повторно «идёт» к тому же ученику или меняет «адрес».



Слайд 1
Деление с остатком. Решение задач на деление с остатком. Урок математики в 3 классе. Автор работы: учитель начальных классов МОУ СОШ № 11 с углубленным изучением отдельных предметов г. Зеленодольска РТ Савельева Н.А.
Слайд 2
Пифагор ( 580 – 500 до н.э.) Древнегреческий философ, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма, математик.
Слайд 3
Пифагор (580-500 г. до н.э.) ми ра в ют чи с ро м у п л а л я Миром управляют числа.
Слайд 4
3, 7, 127. 15, 31, 63,
Слайд 5
3, 7, 127. 15, 31, 63, 1 2(ост.1 5 10(ост.12142(ост.1 , ), , ), , ).
Слайд 6
а= 60 Начал Ввести число о а= 77 а= 75 а Д а а: 7 Остаток равен нулю. а= 45 Нет Да а: 6 Остаток Нет равен нулю. Коне ц. а: 5
Слайд 7
Моряки поймали 81 рыбу. Решили разделить на 3 корабля поровну. Сколько рыб получит каждый матрос, если команда состоит из 8 человек?
Слайд 8
Самостоятельная работа. 1.Выполни деление с остатком: 9:4 15 : 6 = = 50 : 9 = 84 : 9 = 48 : 7 = 2. Выпиши и реши только те выражения, в которых деление выполняется с остатком. 56 : 9 = = 60 : 5 = 45 : 8 = 96 :16 83 : 40 = 63 : 5 = 3. Вставь пропущенные цифры, чтобы запись была верной. 2 = : 3 = 7(ост.2) (ост.5) 9 : 2 = 19(ост.1) 4 :7= (ост.5) 9:7= (ост.3) 77 :

Полный текст материала Урок + презентация по математике по теме " Деление с остатком. Решение задач на деление с остатком." для 3 класса. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Савельева Наталья Алексеевна  NALY
01.08.2009 2 54221 15654

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК