"В Стране занимательной математики" Игра-путешествие.
В Стране занимательной математики
Игра-путешествие
Составила учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №2» г.Тарко-Сале
Мертюкова Т.А.
2-й класс
Цель занятия. Развивать интерес детей к математике, их математические способности, учить выполнять логические операции, расширять кругозор учащихся.
Оборудование. Карта Заниматики; куб; карточки с заданиями; плакат с записью арабских цифр; диаграмма "Миром управляют числа"; эмблемы команд "Круг", "Квадрат"; ребусы; геометрические фигуры для учителя и команд, линейка; 10–15 листов с изображениями круга и квадрата.
На доске:
|
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель. Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня, придя к нам в гости, вы попали в удивительную страну, страну мудрецов, которая носит название "Заниматика". Кто из вас догадался, какие два слова объединились, чтобы получилось название этой страны?
Дети. "Заниматика" – это занимательная математика.
У. Правильно!
Ученик 1.
Конечно,
тайны языка
Не все открыли мы пока.
И
математики проблемы
Решили, но еще
не все мы.
Ученик 2.
Выстраиваем
цифры вряд,
Они нам много говорят.
Десять
их, но сестры эти
Сосчитают все на
свете.
Ученик 3.
Помогут
вычесть и сложить
И уравнение решить,
С
их помощью определяем меры
И можем
записать примеры.
Ученик 4.
На
математике узнали
Мы то, что раньше
не слыхали:
Формула – модель –
сравненье
И где ловушка в уравненьи.
У. А
знаете ли вы, ребята, что математика
стала наукой только с появлением числа?
Ведь поначалу люди не знали ничего о
числах и обходились без счета. В те
далекие времена, когда человек хотел
сказать, например, что у него 5 предметов,
он говорил так: "Столько же, сколько
пальцев на руке". И только по прошествии
очень долгого времени люди пришли к
пониманию того, что различные группы
предметов – "5 пальцев", "5 яблок",
"5 домов" – имеют общее свойство –
одинаковую численность, которую можно
выразить с помощью понятия "5".
Так
появились числа.
Но прошло еще много
времени, прежде чем люди научились
записывать числа цифрами на бумаге.
Учитель демонстрирует плакат с арабскими цифрами.
– Один
из величайших греческих математиков
древности Пифагор, живший с 580 по 500 годы
до нашей эры, считал, что числа очень
важны для жизни людей.
Попробуйте
сами прочитать, что он говорил о числах.
На доске:
|
Д. "Миром управляют числа".
У. Да,
действительно, при помощи чисел мы
сможем записать пример, решить задачу
или уравнение, оперировать различными
величинами, сравнивать, производить
вычисления и многое другое.
Все эти
знания нам пригодятся и в нашей
игре-путешествии по Стране занимательной
математики.
Послушайте правила
игры.
Перед вами игровое поле, или,
другими словами, карта страны Заниматики.
На игровом поле – 6 секторов, 6 различных
областей математики, в которых вы должны
будете показать свои знания.
Путеводителем
по стране Заниматике будет большой
разноцветный куб. Цвет, который выпадает
на кубе, указывает на цвет сектора, и
игра продолжается.
Бросать куб имеют
право только капитаны команд.
Учитель представляет капитанов команд, которые выходят и встают рядом с учителем.
– Капитаны, вы будете бросать куб по очереди. Задания каждого из секторов дадут возможность командам набрать определенное количество очков.
Для подсчета очков в зале работает жюри.
– А сейчас капитаны должны представить членов своей команды зрителям, болельщикам и жюри. Напомню, что кроме капитанов в команду входит еще 5 человек.
Капитан поименно представляет членов команды. Все занимают свои места за игровым столом.
– Ну, а теперь нам осталось только выбрать название для каждой команды. Оно тоже должно быть математическим или геометрическим. Команды, представьтесь.
Первая
команда – "Круг".
Вторая команда
– "Квадрат".
Итак, игра начинается!
Для жеребьевки – для того чтобы определить, кто сделает первый ход, – приглашаются капитаны команд. Вам надо разгадать ребус. Начинает игру та команда, чей капитан справится с заданием быстрее.
На доске:
Капитан 1. Восемь умножить на семь – получится 56.
Капитан 2. Восемнадцать плюс три – получится двадцать один.
Разделы и сектора на карте Заниматики
1. АРИФМЕТИКА
У. Это,
пожалуй, самая древняя область
математики.
Команды должны будут
произвести вычисления и, воспользовавшись
кодом (ключом к расшифровке), сложить
пословицу.
Каждый член команды должен
решить по 3 примера и найти по 3 буквы.
На доске:
(Без муки нет науки.)
|
(Царица всех наук.)
|
– Пока
члены команды заняты делом, капитаны
попытаются заработать дополнительные
очки для своей команды.
Чтобы выполнить
эти задания, вы должны вспомнить правило
о том, как складывать и вычитать числа.
А зная общее правило, способ решения,
можно решать примеры, записанные любыми
цифрами, даже самыми необычными.
Задания на индивидуальных досках:
Запишите ответы:
Сравните числа:
|
Капитан 1. 87, 5, d x 6, 41 > 14.
Капитан 2. 50, y x 8, n, 56 < 65.
Проводится проверка работ.
У. Какую науку принято считать царицей всех наук?
Д. Математику.
У. А сейчас слово предоставляется жюри.
Подводятся итоги конкурса. Участникам дается по одному очку за каждое задание, выполненное верно.
2. ГЕОМЕТРИЯ И КОНСТРУИРОВАНИЕ
У. Один из разделов математики – геометрия. В ней рассматриваются различные геометрические фигуры, способы их построения и измерения.
Перечислите геометрические фигуры, изображенные на доске.
На доске:
|
– Рассмотрите фигуры на доске. По каким признакам можно разбить эти фигуры на 2 части?
Дети отвечают.
На доске:
|
У. А эти фигуры?
Д. По форме, цвету, размеру, настроению.
Команда называет по одному признаку по очереди.
У. Это
было задание для всех. А сейчас каждая
команда получит по конверту, в котором
лежит какая-то геометрическая фигура.
Мы не знаем, что это за фигура, так как
она разрезана на части.
Ваша задача
– собрать ее из частей, назвать эту
фигуру, вспомнить ее существенные
признаки и вычислить периметр.
Д ети выполняют задание.
У. Геометрия
интересна тем, что здесь можно не только
строить, измерять, вычислять, но еще и
фантазировать.
Наши команды не
случайно выбрали себе такие названия.
Сейчас им предстоит пофантазировать,
дорисовать геометрические фигуры,
ставшие названиями команд, до известных
всем предметов.
Ученикам
раздается 10–15 листов бумаги с изображениями
круга и квадрата, которые они
дорисовывают.
Подводятся итоги
конкурса.
3. ФОЛЬКЛОР
У. Творчество
русского народа очень тесно связано с
математикой. Вы, наверное, знаете, что
в старину некоторые числа люди даже
наделяли магическими свойствами.
Вспомните,
какое число считается в народе
несчастливым?
Д. Тринадцать.
У. A
вот число 7, наоборот, считается счастливым.
Народ с большим удовольствием использует
его в своих пословицах и поговорках.
Вспомните
и назовите пословицы и поговорки с
числом "7".
Д. Семеро
с ложкой – один с сошкой.
– Лук –
от семи недуг.
– За семью морями.
– Сам
не дерусь, а и семерых не боюсь.
– Семи
пядей во лбу.
– Седьмая вода на
киселе.
– До седьмого пота.
– Семь
верст до небес.
– За семь верст
киселя хлебать.
– На седьмом
небе.
– Семеро одного не ждут.
–
Семь бед – один ответ.
– Семь раз
отмерь – один отрежь.
– У семи
нянек дитя без глазу.
– Семь пятниц
на неделе.
– В осеннее ненастье
семь погод на дворе.
Подводятся итоги конкурса.
4. ВЕЛИЧИНЫ
У. С какими величинами вы знакомы?
Д. Длина, время, масса.
У. Заполните пропуски в карточках.
Учитель раздает командам карточки.
Мы
живем в __________ веке. Сейчас ______ год, ___
месяц, ___ число. Часы показывают _____ часов
___ минут. Через _____ минут начнется
новый час. Через _____ часов ______ минут
начнутся новые сутки. До следующего
года осталось ______ дней.
Подводятся итоги конкурса.
5. МАТЕМАТИКА И ЭКОЛОГИЯ
У. Вы
уже знаете, что математику считают
царицей всех наук. Без вычислений трудно
представить себе такие науки, как физика,
химия, география, астрономия.
А знаете
ли вы, что даже такая наука, как экология,
которая изучает взаимосвязь живых
существ с окружающей средой и человеком,
очень тесно связана с математикой? Ведь
во всем нужны числовые подсчеты.
Ну
что ж, поупражнявшись в вычислениях, мы
сможем получить новые знания по
экологии.
Посмотрите на доску и решите
примеры, но сначала назовите компоненты
действий сложения и вычитания, умножения
и деления, вспомните зависимость между
этими компонентами.
Кто знает и может
объяснить, поднимите руку.
Команда 1
На доске:
|
Д. 65
ударов в минуту делает сердце взрослого
человека.
– 17 килограммов
чистого воздуха необходимо в сутки для
дыхания одного человека.
– Человеку
в день требуется 2–2,5 литра воды.
Команда 2
На доске:
? x 7 = 56 |
32 : ? = 4 |
? – 37 = 13 |
– За
сутки из неисправного крана вытекает
50 литров воды.
– 1 центнер
макулатуры сберегает 8 сосен.
– 1
гектар леса поглощает 8 килограммов
углекислого газа за час.
У. Итак, деревья поглощают углекислый газ, а что вырабатывается в результате химических процессов в листьях растений?
Д. Огромное количество кислорода.
У. Да,
не случайно леса называют легкими нашей
планеты. Но, несмотря на их огромную
пользу, на Земле каждую минуту вырубают
20 гектаров леса.
В отрывке из поэмы
Николая Алексеевича Некрасова "Саша"
описана трагедия вырубаемого леса.
Послушайте внимательно этот отрывок и
ответьте на вопросы, предложенные каждой
команде. Вопросы записаны на доске.
На доске:
Команда 1 Какие деревья вырубали, сколько их видов названо в стихотворении? Команда 2 Какие живые обитатели леса убегают, сколько их? |
* * *
Плакала
Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь
его жалко до слез.
Столько тут было
кудрявых берез!
Там из-за старой
нахмуренной ели
Красные гроздья
калины глядели,
Там поднимался дубок
молодой.
Птицы царили в вершине
лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились
–
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц
послушал – и вон убежал,
В темную
нору забилась лисица,
Машет крылом
осторожная птица,
В недоуменьи тащат
муравьи,
Что ни попало, в жилища свои.
Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
Дети отвечают.
– А теперь вернемся к заданиям.
Команда 1. В стихотворении названо четыре вида деревьев: береза, ель, калина, дубок.
Команда 2. В стихотворении говорится о четырех видах животных: зайце, лисице, птицах, муравьях.
У. А не случится ли так, что по вине людей совсем не останется лесов? Как это предотвратить?
Д. Использовать леса бережно, по-хозяйски, собирать макулатуру и сажать молодые деревца.
Подводятся итоги конкурса.
6. ЛОГИКА
У. Это раздел математики, который учит нас строить свои высказывания последовательно, без противоречий, рассуждать и доказывать свои мысли. Вот и сейчас командам предлагается порассуждать и вставить в выражения слова "некоторые", "все".
Учитель раздает командам карточки с выражениями.
Команда 1 ________
числа двузначные. |
Команда 2 ________
дети учатся в школе. |
У. А теперь каждой команде предлагается решить логическую задачу, выстроить доказательство и ответить на вопросы.
Учитель раздает командам карточки с заданиями:
1. Рука
толще, чем нога; нога толще, чем
туловище. Что тоньше всего? |
– Какими получились высказывания с точки зрения здравого смысла – верными или неверными?
Д. С точки зрения логики мы ответили верно, с точки зрения здравого смысла высказывания неверные.
Подводятся итоги конкурса.
7. Подведение итогов игры. Награждение
У. Вот
и подошло к концу наше путешествие. Все
сектора открыты, все разделы пройдены.
Я
уверена, что после выполнения такого
количества разнообразных заданий вы
стали еще сообразительнее, находчивее,
остроумнее, сумели не только проверить,
но и углубить свои знания.
Интересно
было?
Д. Да!
У. Действительно,
математика – интересная, многогранная,
занимательная и полезная наука.
В
старших классах вы откроете для себя
новые разделы математики – алгебру и
геометрию, но я думаю, что вы будете так
же любить эту науку и так же увлеченно
выполнять все задания, как делаете это
теперь.
А когда придет время выбирать
профессию, вы поймете, что нет на земле
такой специальности, где бы вам не
пригодились знания по математике.
А
сейчас слово для подведения итогов
предоставляется жюри.
Жюри. Команда,
занявшая первое место в сегодняшней
игре, награждается золотой медалью
"Знаток математики"; команда,
занявшая второе место, – серебряной
медалью.
А для того чтобы все расстались
в хорошем настроении, каждой команде
вручается еще и сладкий приз – большой
и вкусный пирог, которого хватит как
игрокам, так и их болельщикам.
Всем
спасибо за игру!
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мертюкова Татьяна Александровна
→ mertykova 13.03.2012 0 6684 1893 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.