Методика работы над задачей по системе укрупнённой дидактической единицы на уроках математики в начальной школе


ФРАГМЕНТ: Работа над простыми задачами на «сложение» и «вычитание»
Простые задачи на «сложение» и «вычитание» изучаются в 1 классе. Су-ществует 3 блока этих задач. Кроме этого, каждая задача – это определённый тип.
1 блок – задачи, в краткой записи которых 2 опорных слова. Например: 1 полка, 2 полка; 1 ряд, 2 ряд и так далее.
В этот блок входят задачи Т – 1, Т – 2, Т – 9, Т – 10, Т – 11: Т – 1 – задачи на нахождение суммы. Т – 2 – задачи на нахождение неизвестного слагаемого. Т – 9 – задачи на разностное сравнение Т – 10 и Т - 11 – задачи на уменьшение и увеличение числа на несколько единиц 2 блок – задачи, в краткой записи которых 3 опорных слова: Было, Взяли, Осталось.
В этот блок входят задачи: Т – 3, Т – 4, Т – 5: Т – 3 – задачи на нахождение разности (Осталось) Т – 4 – задачи на нахождение вычитаемого (Взяли) Т – 5 – задачи на нахождение уменьшаемого (Было)
3 блок – задачи, в краткой записи которых 3 опорных слова: Было, При-несли, Стало. В этот блок входят задачи Т – 6, Т – 7, Т – 8: Т – 6 – задачи на нахождение суммы (Стало) Т – 7 – задачи на нахождение 1 слагаемого (Было) Т – 8 – задачи на нахождение 2 слагаемого (Принесли)
Кроме традиционного решения задач, которое предлагает нам выполнить учебник, использую изучение решения задач целым блоком. Изучив одну за-дачу (прямую) задачу, дети получают задание составить обратные.
Очень полезно превратить задачу одного блока в задачу другого. Напри-мер: задачу с опорными словами «было», «взяли», «осталось», где надо най-ти разность, превратить в задачу другого блока с опорными словами: «было», «принесли», «стало». Исходная задача - На тарелке лежало 10 пирожков. Вя-ли 3 пирожка. Сколько осталось? Задание: измените условие задачи так, чтобы в задаче спрашивалось: «Сколько пирожков стало?»
Я использую очень такое упражнение, когда по данному решению задачи предлагается составить задачи различных типов и определить к какому блоку они относятся. Например: на доске появляется запись: 5 + 3 = 8 (ш.) Дети могут придумать и задачи первого блока, где будет спрашиваться: «Сколько всего шаров?» (Т – 1 – на нахождение суммы) и «Сколько шаров, предположим, у Тани?» (Т – 10 – на увеличение числа на несколько единиц). Также по этой записи можно придумать задачи 2 блока. Например: «Сколько было шаров?» (При известных «взяли» и «осталось» Это Т – 5 – на нахождение уменьшаемого). А также придумать задачу и третьего блока: «Сколько стало?» (При известных «было» и «привезли». Это Т – 6 - задачи на нахождение суммы). Казалось бы совершенно простое упражнение. А ка-кой комплекс работы выполняется! Анализируются сразу все 3 блока про-стых задач на «сложение» и «вычитание» - межблочная работа, дальше ана-лизируется каждый блок, так как составляются абсолютно все задачи имею-щихся типов (задачи в косвенной форме можно брать, а можно не брать – по желанию учителя) – внутриблочная работа.
Можно предложить детям решить задачу определённого типа с помощью символов, которые используются на уроках математики с 1 класса. Кроме то-го, дети успешно придумывают свои символы. Например: На первой полке 7 книг, а на второй – 5. На сколько книг на первой полке больше, чем на вто-рой? Сначала дети могут решить задачу традиционным способом, а потом – используя символы.
1 полка - на ? Решение: - =
1 полка -

Работая таким образом, у детей развивается абстрактное мышление.
Помогает развить внимание и мышление упражнение такого вида, когда дана и краткая запись и решение, но с ошибкой, а в этом решении надо ис-править ошибку или же к краткой записи дано несколько решений, а надо отметить правильное. Подробнее: Задача - На ветке сидело 5 воробьев. Прилетело 3. Сколько стало? Решение: 5 – 3 = 2 (в.) Дети анализируют задачу и решение и исправляют в решении ошибку – выбор действия. Делают за-пись: 5 + 3 = 8(в.) Можно также допускать вычислительную ошибку. А что касаемо нескольких решений к задаче, то, предположим, к этой же задаче да-ётся помимо этого решения: 5 – 3 = 2 (в.) ещё и 5 + 3 = 8(в.), а можно доба-вить решения с вычислительной ошибкой: 5 – 3 = 3 (в.) ещё и 5 + 3 = 7(в.). Дети анализируют весь предложенный материал и выбирают правильное ре-шение, объясняя свой выбор. Понятно, что на материале составных задач, более широкое поле для деятельности.
Противоположный вид работы: дана и краткая запись и ВЕРНОЕ реше-ние, надо в краткой записи исправить ошибку, или же отыскать правильную краткую запись к данному решению среди предложенных.
Подробнее: Задача - На ветке сидело 5 воробьев. Улетело 3. Сколько оста-лось? Краткая запись: Было – 5 в. Прилетело – 3 в. Стало - ? в Решение верное: 5 – 3 = 2 (в.).
Дети анализируют задачу и решение и исправляют в краткой записи ошибку – меняют слова: «прилетело» - на «улетело», «стало» - на «осталось». Чтобы отыскать верную краткую запись к данному правильному решению, детям, аналогично предыдущему примеру, предлагается несколько видов краткой записи:
Было – 5 в. Было – 5 в. Прилетело – 3 в. Улетело – 3 в. Стало - ? в. Осталось _ 7 в.
Дети анализируют весь предложенный материал и выбирают правильную краткую запись, объясняя свой выбор. Хорошо, в этот перечень кратких за-писей включить такую краткую запись, которая выполнена символами. Анализируя её, дети объясняют подходит или не подходит она к этому ре-шению. Понятно, что на материале составных задач, более широкое поле для деятельности.
Замечательный вид работы – проверка задачи и составление аналогичной задачи. Подробнее: Предположим, была такая задача: У Тани и Вани 12 ма-рок. У Тани 7. Сколько у Вани? После решения задачи детям можно пред-ложить изменить числа в условии задачи и рассказать её, или же придумать подобную задачу о Кате и Пете, а можно просто задачу этого типа. Что даёт проверка задачи? Во – первых, дети могут удостовериться в правильности решения задачи. Выполняя проверку, дети прослеживают путь решения зада-чи. Хорошо, если используется, там, где это возможно, несколько способов проверки. Видов работы может быть огромное множество. Чем больше видов использую на уроке, тем полнее работа по укрупнению дидактической еди-ницы.
К каждой задаче обязательно записывается краткая запись. Ученики сами любят придумывать вид работы над задачей, который ещё не использовался на уроке. Существуют условные знаки в краткой записи. Например: фигур-ная скобка обозначает – сколько всего?, круглая стрелка – на сколько больше или меньше.
Какой бы вид работы над задачей не выполнялся на уроке, обязательно указывается блок и тип задачи, это пригодится в решении составных задач. И чем прочнее будут знания простых задач, чем большим количеством видов работы над простой задачей освоит младший школьник. Тем проще для него будет работа над составными задачами, и уберется та самая проблема «сложной» задачи. Это только общие черты работы над простыми задачами по системе УДЕ.
Полный текст материала Методика работы над задачей по системе укрупнённой дидактической единицы на уроках математики в начальной школе смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пантась Нина Васильевна  Эурика
30.05.2012 0 8929 1625

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК