Методика работы над задачей по системе укрупнённой дидактической единицы на уроках математики в начальной школе
Простые задачи на «сложение» и «вычитание» изучаются в 1 классе. Су-ществует 3 блока этих задач. Кроме этого, каждая задача – это определённый тип.
1 блок – задачи, в краткой записи которых 2 опорных слова. Например: 1 полка, 2 полка; 1 ряд, 2 ряд и так далее.
В этот блок входят задачи Т – 1, Т – 2, Т – 9, Т – 10, Т – 11: Т – 1 – задачи на нахождение суммы. Т – 2 – задачи на нахождение неизвестного слагаемого. Т – 9 – задачи на разностное сравнение Т – 10 и Т - 11 – задачи на уменьшение и увеличение числа на несколько единиц 2 блок – задачи, в краткой записи которых 3 опорных слова: Было, Взяли, Осталось.
В этот блок входят задачи: Т – 3, Т – 4, Т – 5: Т – 3 – задачи на нахождение разности (Осталось) Т – 4 – задачи на нахождение вычитаемого (Взяли) Т – 5 – задачи на нахождение уменьшаемого (Было)
3 блок – задачи, в краткой записи которых 3 опорных слова: Было, При-несли, Стало. В этот блок входят задачи Т – 6, Т – 7, Т – 8: Т – 6 – задачи на нахождение суммы (Стало) Т – 7 – задачи на нахождение 1 слагаемого (Было) Т – 8 – задачи на нахождение 2 слагаемого (Принесли)
Кроме традиционного решения задач, которое предлагает нам выполнить учебник, использую изучение решения задач целым блоком. Изучив одну за-дачу (прямую) задачу, дети получают задание составить обратные.
Очень полезно превратить задачу одного блока в задачу другого. Напри-мер: задачу с опорными словами «было», «взяли», «осталось», где надо най-ти разность, превратить в задачу другого блока с опорными словами: «было», «принесли», «стало». Исходная задача - На тарелке лежало 10 пирожков. Вя-ли 3 пирожка. Сколько осталось? Задание: измените условие задачи так, чтобы в задаче спрашивалось: «Сколько пирожков стало?»
Я использую очень такое упражнение, когда по данному решению задачи предлагается составить задачи различных типов и определить к какому блоку они относятся. Например: на доске появляется запись: 5 + 3 = 8 (ш.) Дети могут придумать и задачи первого блока, где будет спрашиваться: «Сколько всего шаров?» (Т – 1 – на нахождение суммы) и «Сколько шаров, предположим, у Тани?» (Т – 10 – на увеличение числа на несколько единиц). Также по этой записи можно придумать задачи 2 блока. Например: «Сколько было шаров?» (При известных «взяли» и «осталось» Это Т – 5 – на нахождение уменьшаемого). А также придумать задачу и третьего блока: «Сколько стало?» (При известных «было» и «привезли». Это Т – 6 - задачи на нахождение суммы). Казалось бы совершенно простое упражнение. А ка-кой комплекс работы выполняется! Анализируются сразу все 3 блока про-стых задач на «сложение» и «вычитание» - межблочная работа, дальше ана-лизируется каждый блок, так как составляются абсолютно все задачи имею-щихся типов (задачи в косвенной форме можно брать, а можно не брать – по желанию учителя) – внутриблочная работа.
Можно предложить детям решить задачу определённого типа с помощью символов, которые используются на уроках математики с 1 класса. Кроме то-го, дети успешно придумывают свои символы. Например: На первой полке 7 книг, а на второй – 5. На сколько книг на первой полке больше, чем на вто-рой? Сначала дети могут решить задачу традиционным способом, а потом – используя символы.
1 полка - на ? Решение: - =
1 полка -
Работая таким образом, у детей развивается абстрактное мышление.
Помогает развить внимание и мышление упражнение такого вида, когда дана и краткая запись и решение, но с ошибкой, а в этом решении надо ис-править ошибку или же к краткой записи дано несколько решений, а надо отметить правильное. Подробнее: Задача - На ветке сидело 5 воробьев. Прилетело 3. Сколько стало? Решение: 5 – 3 = 2 (в.) Дети анализируют задачу и решение и исправляют в решении ошибку – выбор действия. Делают за-пись: 5 + 3 = 8(в.) Можно также допускать вычислительную ошибку. А что касаемо нескольких решений к задаче, то, предположим, к этой же задаче да-ётся помимо этого решения: 5 – 3 = 2 (в.) ещё и 5 + 3 = 8(в.), а можно доба-вить решения с вычислительной ошибкой: 5 – 3 = 3 (в.) ещё и 5 + 3 = 7(в.). Дети анализируют весь предложенный материал и выбирают правильное ре-шение, объясняя свой выбор. Понятно, что на материале составных задач, более широкое поле для деятельности.
Противоположный вид работы: дана и краткая запись и ВЕРНОЕ реше-ние, надо в краткой записи исправить ошибку, или же отыскать правильную краткую запись к данному решению среди предложенных.
Подробнее: Задача - На ветке сидело 5 воробьев. Улетело 3. Сколько оста-лось? Краткая запись: Было – 5 в. Прилетело – 3 в. Стало - ? в Решение верное: 5 – 3 = 2 (в.).
Дети анализируют задачу и решение и исправляют в краткой записи ошибку – меняют слова: «прилетело» - на «улетело», «стало» - на «осталось». Чтобы отыскать верную краткую запись к данному правильному решению, детям, аналогично предыдущему примеру, предлагается несколько видов краткой записи:
Было – 5 в. Было – 5 в. Прилетело – 3 в. Улетело – 3 в. Стало - ? в. Осталось _ 7 в.
Дети анализируют весь предложенный материал и выбирают правильную краткую запись, объясняя свой выбор. Хорошо, в этот перечень кратких за-писей включить такую краткую запись, которая выполнена символами. Анализируя её, дети объясняют подходит или не подходит она к этому ре-шению. Понятно, что на материале составных задач, более широкое поле для деятельности.
Замечательный вид работы – проверка задачи и составление аналогичной задачи. Подробнее: Предположим, была такая задача: У Тани и Вани 12 ма-рок. У Тани 7. Сколько у Вани? После решения задачи детям можно пред-ложить изменить числа в условии задачи и рассказать её, или же придумать подобную задачу о Кате и Пете, а можно просто задачу этого типа. Что даёт проверка задачи? Во – первых, дети могут удостовериться в правильности решения задачи. Выполняя проверку, дети прослеживают путь решения зада-чи. Хорошо, если используется, там, где это возможно, несколько способов проверки. Видов работы может быть огромное множество. Чем больше видов использую на уроке, тем полнее работа по укрупнению дидактической еди-ницы.
К каждой задаче обязательно записывается краткая запись. Ученики сами любят придумывать вид работы над задачей, который ещё не использовался на уроке. Существуют условные знаки в краткой записи. Например: фигур-ная скобка обозначает – сколько всего?, круглая стрелка – на сколько больше или меньше.
Какой бы вид работы над задачей не выполнялся на уроке, обязательно указывается блок и тип задачи, это пригодится в решении составных задач. И чем прочнее будут знания простых задач, чем большим количеством видов работы над простой задачей освоит младший школьник. Тем проще для него будет работа над составными задачами, и уберется та самая проблема «сложной» задачи. Это только общие черты работы над простыми задачами по системе УДЕ.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пантась Нина Васильевна
→ Эурика 30.05.2012 0 8954 1626 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
А вы знали?
Инструкции по ПК