Дидактическая игра как средство развития вычислительных навыков младших школьников на уроках математики
Дидактическая игра как средство развития вычислительных навыков младших школьников на уроках математики.
Автор работы: Дмитриева Наталья Владимировна, ГБОУ СОШ №119 г. Санкт-Петербурга, учитель начальных классов.
Источники информации:
Блехер Ф. Н. «Дидактические игры и занимательные упражнения в первом классе», Учпедиз, 1953
Кудыкина Н. В. «Дидактические игры и занимательные задания для первого класса», Киев, 1989
Значение дидактических игр.
С познавательной точки зрения значение дидактических игр очень велико. При решении разнообразных задач у детей развиваются основные процессы мышления: сравнение, анализ, умозаключение и т. д. В этих играх учащиеся систематизируют и закрепляют свои знания о различных признаках предметов, их значении, о связях между ними, о пространственных, временных и числовых соотношениях. В дидактических играх перед детьми ставятся определённые задачи умственного порядка, требующие для своего решения различных интеллектуальных операций. Дидактические игры специально создаются в учебно-воспитательных целях, решение которых обеспечивает совершенствование знаний, умений и навыков учащихся.
Понятие дидактической игры.
Дидактическую игру следует отличать от собственно детских игр. Её особенным признаком является преднамеренность, планируемость, наличие учебной цели и предполагаемого результата. Основываясь на анализе обширной научной литературы, мы признаём, что дидактическая игра - сложное психолого-педагогическое явление. Таким образом, дидактическая игра – это педагогически направленная деятельность, важный элемент учебного процесса, обеспечивающий эффективное усвоение материала, стимулирующий активность и познавательный интерес учащихся. Это такой вид деятельности школьников, в процессе которого в игровой ситуации решается учебная задача, решение которой обеспечивает совершенствование знаний, умений и навыков учащихся.
Значение формирования вычислительных навыков.
Одной из главных задач обучения математике является формирование у младших школьников вычислительных навыков, поскольку вычислительные навыки необходимы как для успеха дальнейшего обучения, так и в практической жизни каждого человека. При изучении математики постепенно расширяются и углубляются знания учащихся о числе. Линия числа проходит через весь курс школьной математики. Изучение же числа немыслимо без овладения учащимися действиями над числами. В первом классе начинается формирование учебной деятельности. Поэтому от того, как первоклассники усваивают вычислительные приёмы, зависит дальнейшее совершенствование у учащихся вычислительных навыков.
Так как одной из образовательных задач обучения учащихся математике является формирование вычислительных навыков, то надо искать более эффективные средства для повышения уровня вычислений. Таким средством нами была выбрана дидактическая игра. Мы знаем, что формирование вычислительных навыков у учащихся зависит от того, насколько полно раскрыта семантика числа, поэтому нам и надо рассматривать использование дидактических игр на уроках математики именно с этой точки зрения. Проанализировав различные классификации дидактических игр, мы пришли к выводу, что ни одна из этих классификаций не построена на основе раскрытия семантики числа. Поэтому мы предлагаем свою классификацию.
Классификация дидактических игр.
Дидактические игры, раскрывающие семантику понятия числа: 1) дидактические игры порядкового аспекта, 2) дидактические игры количественного аспекта, 3) дидактические игры измерительного аспекта, 4) дидактические игры алгоритмического аспекта. Для формирования вычислительных навыков у учащихся необходимо, чтобы в учебном процессе использовались дидактические игры всех четырёх аспектов.
Методика использования дидактических игр на уроках математики.
Каждый учитель хорошо знает, какое большое значение имеет использование на уроках математики дидактической игры для поддержания активизации мыслительной деятельности учащихся. В первом классе на рубеже дошкольного и школьного возраста позиции игры ещё достаточно прочны, объективно - это база для овладения учебной деятельностью и социальной ролью ученика и субъективно - она доставляет ребёнку радость, создаёт психологический комфорт. Обыгрывание обычных учебных заданий часто способствует значительному повышению эффективности упражнений, усилению их обучающего, развивающего и воспитательного значения Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, пополняют запас знаний. Даже самые пассивные из них включаются в игру с огромным желанием.
Под методикой проведения дидактических игр, формирующих вычислительные навыки у учащихся , мы понимаем совокупность элементов:1.Цель игр.2.Виды игр. 3.Содержание игр. 4. Формы организации игр. 5. Средства игр.
1. Цель игр: формирование вычислительных навыков у учащихся .
2. Виды игр:
Дидактические игры порядкового аспекта,
Дидактические игры количественного аспекта,
Дидактические игры измерительного аспекта,
Дидактические игры алгоритмического аспекта
3. Содержание игр.
Содержание игр должно строго отвечать поставленной цели: формирование вычислительных навыков у учащихся. Раскрывать соответствующий аспект семантики понятия числа. Включать в себя все структурные элементы дидактической игры: дидактическая задача, игровой замысел, игровое начало, игровое действие, правила игры, подведение итогов.
Должно включать в себя элемент самоконтроля учащихся, что способствует формированию правильности их вычислений.
Включать в себя элемент соревнования, что способствует формированию автоматизма вычислений учащихся.
Быть интересным для детей.
Не должно быть большими по объему.
Включать в себя разнообразный числовой материал.
Должны быть включены формы организации игры и игровые средства.
Соответствовать возрастным особенностям учащихся.
4. Форма организации игры (выбор коллективной, групповой или индивидуальной). Исходя из того, что в содержание игр включенные элементы самоконтроля и соревнования, мы отдаем предпочтение групповым и индивидуальным играми. При этом учителем обеспечивается реализация целей игры каждым учеником, то есть вычислительные навыки будут формироваться у каждого ученика. В связи с тем, что дидактические игры проводятся в учебном процессе, то разделение по группам осуществляется по рядам парт, за которыми сидят учащиеся данного класса.
Мы сформировали ряд требований к формам организации дидактических игр, формирующих вычислительные навыки у учащихся :
1)Форма организации игр должна быть групповой или индивидуальной.
2)Связана с выбранным видом дидактической игры.
3)Все группы должны состоять из одинакового числа учащихся.
5. Игровые средства.
Выбор игровых средств во многом определяется целью, содержанием и формой организации дидактической игры. При этом необходимо, чтобы каждый ученик был обеспечен игровым средством. Игровыми средствами могут быть: карточки с цифрами, цветные полоски картона, игрушки и т. д. При проведении игр учитель должен рационально пользоваться различными средствами наглядности ( рисунок, схема, запись на доске).
Мы сформулировали ряд требований к средствам дидактических игр, формирующих вычислительные навыки у учащихся :
1) Выбор игровых средств должен быть связан с видом данной дидактической игры.
2)Зависеть от формы организации данной дидактической игры.
3) Каждое игровое средство должно быть знаковым, известным учащимся.
4) Игровые средства не должны создавать дополнительных трудностей в проведении игры.
Результативность дидактических игр зависит от методики их применения. Положительных результатов применения дидактических игр, формирующих вычислительные навыки у учащихся можно достигнуть при условиях:
1. Использования дидактических игр всех четырёх видов порядкового аспекта, количественного, измерительного и алгоритмического аспектов,
2. Систематического их применения на уроках математики
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дмитриева Наталья Владимировна
→ NatashaD 29.09.2012 0 10698 1396 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.