Занятие математического кружка "Умники и умницы", 1 класс. Тема: "Наперегонки от 6 до 10"


Ермакова Алла Викторовна,

учитель высшей категории ГОУ СОШ № 139, СПб

Занятие кружка «Умники и умницы».

Тема: «Наперегонки от 6 до 10».

Цели: - формирование интереса к математике;

- развитие интеллектуальных способностей; умение актуализировать знания, использование пассивных знаний,
- расширение кругозора;

- развитие смекалки, находчивости, сообразительности, творческих способностей;

- воспитание сознательной дисциплины, умения работать в коллективе;

- развитие чувства ответственности

- тренировка навыка публичных выступлений.

Подготовительная работа.

Участники – 15 учеников 1-го класса. Дети делятся на 3 команды по 5 человек: красные, жёлтые и зелёные. В каждой команде каждый участник представляет числа от 6 до 10. У членов команды на груди листочки с цифрами соответствующего цвета. Дети заранее получили задание представить своё число рисунком и какой-то интересной информацией. Рисунки вывешивают на доску. В занятии принимают участие учащиеся 5-го класса. Они помогают ребятам, выдают листики и дают задание командам.

Ход мероприятия.

Учитель: Сегодня мы совершим путешествие от 6 до 10 в математический лес. Мы узнаем, что вы знаете об этих числах, какие действия с ними вы умеете выполнять.

Давайте встретим первое число и первую цифру. (слайд1). На что похожа цифра 6? А вы что знаете об это числе, как его представляете? (выходят по 1 участнику из каждой команды)

Число 6

1 ученик: число 6 – это суббота, шестой день недели. (вывешивает на доску свой рисунок). Я знаю, как число шесть связано с происхождением слова «суббота».

Очень давно существовало государство вавилонян, в языке которых впервые появилось слово «суббота». Оно значило «шесть». Так число стало обозначением дня. В некоторых языках и поныне осталось сходное по звучанию слово «шабаш». Оно тоже обозначает субботу, конец недели, выходной день. В русском языке в разговорной речи слово «шабаш» используется в значении «конец».

2 ученик: число 6 – ансамбль из 6 исполнителей - секстет. (вывешивает на доску свой рисунок). Я знаю стихотворение , в котором есть число 6.

Есть в доме у меня сосед,

Ему исполнилось шесть лет.

Он любознателен, умён,

Ещё не ходит в школу он,

Но знает буквы все подряд.

Прочёл букварь и очень рад.

Он маме с бабушкой сказал:

- Я первоклассников догнал.



3 ученик: число 6 – это лапки насекомого. Их тоже 6. Я загадаю вам загадку про одно насекомое.

Чёрен, да не ворон,

Рогат, да не бык.

Шесть ног без копыт.

Летит - жужжит.

Упадёт – землю роет. (Жук) – вывешивает рисунок на доску.

Учитель: все ребята молодцы. Все получают по математическому листику с математического дерева. Садитесь на свои места.

А теперь задание командам.(пятиклассник).

Задача.

Привела гусыня-мать

Шесть детей на луг гулять.

Все гусята, как клубочки.

Три сынка, а сколько дочек? (3).

Задача на смекалку. Одна сарделька варится 6 минут. А сколько варятся 6 сарделек?



Учитель: Молодцы! Встречаем следующее число и цифра 7. На что она похожа? (слайд 2). Как ребята представляют это число?

Число 7

4 ученик: Я загадаю вам загадку, отгадав её, вы узнаете, как я представляю число 7.

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Появились на пути!...

В них ни въехать, ни войти. (радуга) – вывешивает рисунок на доску.

5 ученик: число 7 – это неделя (вывешивает на доску свой рисунок) Я расскажу весёлое стихотворение, где есть число 7.

Цифра 7 известна всем.

Что сказать о цифре 7?

Ты ведь знаешь дни недели.

Посчитай-ка их живей!

Если в счёте не собьёшься –

Ровно семь получишь дней.

6 ученик: 7 – это 7 гномов из сказки про Белоснежку. (вывешивает на доску свой рисунок). Число семь встречается и в других сказках. Например, «Семеро козлят», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». А ещё число 7 встречается в пословицах и поговорках. Я буду начинать пословицу, а вы продолжайте.

Семь раз отмерь – один отрежь.

Семеро одного – не ждут.

Семеро с ложкой – один с сошкой.

У семи нянек – дитя без глазу.

Учитель: все ребята молодцы. Все получают по математическому листику с математического дерева. Садитесь на свои места.

А теперь задание командам. Задача на смекалку.

Задачу читает пятиклассник. Уберите 1 из 7 букв, чтобы получилось слово (буквы можно переставлять) – учебник (ученик), дудочка (удочка), перевод (дерево)

Ребус: 7Я (семья)

Число 8.

Учитель: Молодцы! Встречаем следующее число и цифра 8. (слайд 3).

7 ученик: число 8 связано с животным, про которое я загадаю загадку.

Восемь ног, как восемь рук,

Вышивают шёлком круг.

Мастер в шёлке знает толк.

Покупайте, мухи, шёлк. (паук) – вывешивает рисунок.

- Действительно, у всех пауков по 8 лапок. Этим они отличаются от насекомых.

8 ученик: Число восемь – это осьминог. У него восемь ног. (вывешивает на доску свой рисунок). А осьминог называется не «восьминог», потому что в старину число восемь звучало так: «осемь», то есть «около семи». Я расскажу стихотворение про осьминога, а вы в конце мне помогите.

Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском,

Голова и восемь ног,

Вот и весь я ……(осьминог)

9 ученик: 8 – это 8 марта, праздник всех женщин, а особенно мам. Чтобы наши мамы не переживали, что мы устали давайте встанем и проведём физкультминутку, в которой будет число 8.

Раз –согнуться, разогнуться,

Два - нагнуться , потянуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.



Учитель: Молодцы. Садитесь. А теперь задание для команд.(пятиклассник) . Задача: в двух коробках вместе 8 карандашей. Сколько карандашей может быть в каждой коробке?

Число 9

Встречаем следующее число.(слайд 4.). На что оно похоже?

10 ученик: Число 9 спряталось в названии сказочного царства – тридевятого.(вывешивает рисунок). Три раза по девять. Видимо, в старину люди умели считать до 9. Девять это последнее однозначное число. И, чтобы показать, что царство очень далеко, люди таким образом утраивали самое большое число. Я расскажу стихотворения про цифру 9.

Цифра 6 вниз головой

Стала цифрою другой.

Можете проверить –

Уже не шесть, а девять.



11 ученик: У древних греков жюри на Олимпийских играх состояло из 9 судей. (вывешивает на доску свой рисунок). Решите задачу про этих судей. Девять судей сели на лавку рядом друг с другом. Какой по счёту судья сидит ровно посередине?( пятый)

12 ученик: в 9 часов начинаются уроки в школе. ( вывешивает рисунок на доску). Я расскажу стихотворение про 9 часов.

К девяти без десяти

Надо в школу нам идти.

В девять слышится звонок,

Начинается урок.

К девяти без десяти

Детям спать пора идти.

А не ляжете в кровать,

Носом будете клевать.



Учитель: Молодцы, ребята. А теперь задание командам.(пятиклассник) Задача на смекалку: в зоопарке жили 4 белых гуся, 5 серых и 1 утка. Сколько всего гусей?

Число 10.

Молодцы! Встречаем последнее на сегодня число. На что оно похоже? (слайд 5).

13 ученик: число 10 –это пальцы на двух руках.(вывешивает на доску свой рисунок). Я расскажу про них стихотворение.

Пять да пять – родные братцы,

Так все вместе и роднятся.

Вместе братцы лезут драться,

Вместе мыться и плескаться.

Если вскапывают грядку,

Держат все одну лопатку.

Кстати, можно сосчитать,

Сколько будет пять да пять?

14 ученик: 10- это две хоккейные команды по 5 игроков без вратарей.(вывешивает рисунок на доску). Перед началом хоккейного матча хоккеисты подают друг другу руки. Сколько рукопожатий при этом получается? (десять)

15 ученик: 10 – это первый десяток. (вывешивает на доску свой рисунок). Я знаю, что десять произошло от латинского слова «децэм». По- гречески 10 – «джа», по-индийски – «даса». Обратите внимание, все слова очень похожи.

Учитель: молодцы. А теперь задание командам. Пятиклассник. Задача про зайцев.

К двум зайчатам в час обеда

Прискакали 3 соседа.

В огороде зайцы сели

И по две морковки съели.

Кто считать, ребята, ловок,

Сколько съедено морковок?



Подведение итогов

Вы все молодцы. У вас накопилось много математических листочков. Их надо вернуть на математические деревья. Берите в руки клеи и украшайте деревья вашими листочками.

Давайте посмотрим какие деревья у вас получились. ( деревья на доску). У нас получился математический лес. Путешествуя по нему, мы разгадаем ещё много математических загадок.

Всем спасибо.

-



Использованная литература.

  1. В.В. Волина «Занимательная математика для детей».

  2. Е.В. Королёва «Предметные олимпиады в начальной школе»

  3. Ф.Н. Блехер «Дидактические игры и занимательные упражнения в 1 классе»

  4. Мозаика детского отдыха «Праздник – ожидаемое чудо», лучшие внеклассные мероприятия, 1-4 классы, М «ВАКО» 2006











Слайд 1
Ермакова Алла Викторовна, учитель начальных классов высшей категории ГБОУ СОШ № 139 Санкт-Петербург
Слайд 2
Цифра шесть - дверной замочек: Сверху крюк, внизу кружочек. 6
Слайд 3
Слайд 4
Вот семёрка – кочерга. У неё одна нога. 7
Слайд 5
Слайд 6
Убери одну из 7 букв. учебник -б ученик дудочка - д удочка перевод - п дерево
Слайд 7
Слайд 8
У восьмёрки два кольца Без начала и конца. 8
Слайд 9
Слайд 10
Цифра девять иль девятка, Цирковая акробатка: Если на голову встанет, Цифрой шесть девятка станет. 9
Слайд 11
Слайд 12
Сказал весёлый круглый ноль Соседке - единице: - С тобою рядышком позволь Стоять мне на странице! Она окинула его Сердитым, гордым взглядом: - Ты, ноль, не стоишь ничего. Не стой со мною рядом! Ответил ноль: - Я признаю, Что ничего не стою, Но можешь стать ты десятью, Коль буду я с тобою. 10
Слайд 13
Слайд 14
Задача про зайцев
Слайд 15
Слайд 16
Материалы. 1.Бойкова О. В., учитель начальных классов МОУ СОШ №1 г. Конаково Тверской обл. http://viki.rdf.ru/ 2. http://go.mail.ru/search_images?rch 3. http://go.mail.ru/search_images?rch 4. http://go.mail.ru/search_images?rch 5. http://go.mail.ru/search_images?rch

Полный текст материала Занятие математического кружка "Умники и умницы", 1 класс. Тема: "Наперегонки от 6 до 10" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ермакова Алла Викторовна  oh-tinka
24.12.2012 0 4384 985

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК