Слайд 1
Ермакова Алла Викторовна,
учитель начальных классов высшей категории
ГБОУ СОШ № 139
Санкт-Петербург
Ермакова Алла Викторовна,
учитель высшей категории ГОУ СОШ № 139, СПб
Занятие кружка «Умники и умницы».
Тема: «Наперегонки от 6 до 10».
Цели: - формирование интереса к математике;
-
развитие интеллектуальных способностей;
умение актуализировать знания,
использование пассивных знаний,
-
расширение кругозора;
- развитие смекалки, находчивости, сообразительности, творческих способностей;
- воспитание сознательной дисциплины, умения работать в коллективе;
- развитие чувства ответственности
- тренировка навыка публичных выступлений.
Подготовительная работа.
Участники – 15 учеников 1-го класса. Дети делятся на 3 команды по 5 человек: красные, жёлтые и зелёные. В каждой команде каждый участник представляет числа от 6 до 10. У членов команды на груди листочки с цифрами соответствующего цвета. Дети заранее получили задание представить своё число рисунком и какой-то интересной информацией. Рисунки вывешивают на доску. В занятии принимают участие учащиеся 5-го класса. Они помогают ребятам, выдают листики и дают задание командам.
Ход мероприятия.
Учитель: Сегодня мы совершим путешествие от 6 до 10 в математический лес. Мы узнаем, что вы знаете об этих числах, какие действия с ними вы умеете выполнять.
Давайте встретим первое число и первую цифру. (слайд1). На что похожа цифра 6? А вы что знаете об это числе, как его представляете? (выходят по 1 участнику из каждой команды)
Число 6
1 ученик: число 6 – это суббота, шестой день недели. (вывешивает на доску свой рисунок). Я знаю, как число шесть связано с происхождением слова «суббота».
Очень давно существовало государство вавилонян, в языке которых впервые появилось слово «суббота». Оно значило «шесть». Так число стало обозначением дня. В некоторых языках и поныне осталось сходное по звучанию слово «шабаш». Оно тоже обозначает субботу, конец недели, выходной день. В русском языке в разговорной речи слово «шабаш» используется в значении «конец».
2 ученик: число 6 – ансамбль из 6 исполнителей - секстет. (вывешивает на доску свой рисунок). Я знаю стихотворение , в котором есть число 6.
Есть в доме у меня сосед,
Ему исполнилось шесть лет.
Он любознателен, умён,
Ещё не ходит в школу он,
Но знает буквы все подряд.
Прочёл букварь и очень рад.
Он маме с бабушкой сказал:
- Я первоклассников догнал.
3 ученик: число 6 – это лапки насекомого. Их тоже 6. Я загадаю вам загадку про одно насекомое.
Чёрен, да не ворон,
Рогат, да не бык.
Шесть ног без копыт.
Летит - жужжит.
Упадёт – землю роет. (Жук) – вывешивает рисунок на доску.
Учитель: все ребята молодцы. Все получают по математическому листику с математического дерева. Садитесь на свои места.
А теперь задание командам.(пятиклассник).
Задача.
Привела гусыня-мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки.
Три сынка, а сколько дочек? (3).
Задача на смекалку. Одна сарделька варится 6 минут. А сколько варятся 6 сарделек?
Учитель: Молодцы! Встречаем следующее число и цифра 7. На что она похожа? (слайд 2). Как ребята представляют это число?
Число 7
4 ученик: Я загадаю вам загадку, отгадав её, вы узнаете, как я представляю число 7.
Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Появились на пути!...
В них ни въехать, ни войти. (радуга) – вывешивает рисунок на доску.
5 ученик: число 7 – это неделя (вывешивает на доску свой рисунок) Я расскажу весёлое стихотворение, где есть число 7.
Цифра 7 известна всем.
Что сказать о цифре 7?
Ты ведь знаешь дни недели.
Посчитай-ка их живей!
Если в счёте не собьёшься –
Ровно семь получишь дней.
6 ученик: 7 – это 7 гномов из сказки про Белоснежку. (вывешивает на доску свой рисунок). Число семь встречается и в других сказках. Например, «Семеро козлят», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». А ещё число 7 встречается в пословицах и поговорках. Я буду начинать пословицу, а вы продолжайте.
Семь раз отмерь – один отрежь.
Семеро одного – не ждут.
Семеро с ложкой – один с сошкой.
У семи нянек – дитя без глазу.
Учитель: все ребята молодцы. Все получают по математическому листику с математического дерева. Садитесь на свои места.
А теперь задание командам. Задача на смекалку.
Задачу читает пятиклассник. Уберите 1 из 7 букв, чтобы получилось слово (буквы можно переставлять) – учебник (ученик), дудочка (удочка), перевод (дерево)
Ребус: 7Я (семья)
Число 8.
Учитель: Молодцы! Встречаем следующее число и цифра 8. (слайд 3).
7 ученик: число 8 связано с животным, про которое я загадаю загадку.
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шёлком круг.
Мастер в шёлке знает толк.
Покупайте, мухи, шёлк. (паук) – вывешивает рисунок.
- Действительно, у всех пауков по 8 лапок. Этим они отличаются от насекомых.
8 ученик: Число восемь – это осьминог. У него восемь ног. (вывешивает на доску свой рисунок). А осьминог называется не «восьминог», потому что в старину число восемь звучало так: «осемь», то есть «около семи». Я расскажу стихотворение про осьминога, а вы в конце мне помогите.
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног,
Вот и весь я ……(осьминог)
9 ученик: 8 – это 8 марта, праздник всех женщин, а особенно мам. Чтобы наши мамы не переживали, что мы устали давайте встанем и проведём физкультминутку, в которой будет число 8.
Раз –согнуться, разогнуться,
Два - нагнуться , потянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
Учитель: Молодцы. Садитесь. А теперь задание для команд.(пятиклассник) . Задача: в двух коробках вместе 8 карандашей. Сколько карандашей может быть в каждой коробке?
Число 9
Встречаем следующее число.(слайд 4.). На что оно похоже?
10 ученик: Число 9 спряталось в названии сказочного царства – тридевятого.(вывешивает рисунок). Три раза по девять. Видимо, в старину люди умели считать до 9. Девять это последнее однозначное число. И, чтобы показать, что царство очень далеко, люди таким образом утраивали самое большое число. Я расскажу стихотворения про цифру 9.
Цифра 6 вниз головой
Стала цифрою другой.
Можете проверить –
Уже не шесть, а девять.
11 ученик: У древних греков жюри на Олимпийских играх состояло из 9 судей. (вывешивает на доску свой рисунок). Решите задачу про этих судей. Девять судей сели на лавку рядом друг с другом. Какой по счёту судья сидит ровно посередине?( пятый)
12 ученик: в 9 часов начинаются уроки в школе. ( вывешивает рисунок на доску). Я расскажу стихотворение про 9 часов.
К девяти без десяти
Надо в школу нам идти.
В девять слышится звонок,
Начинается урок.
К девяти без десяти
Детям спать пора идти.
А не ляжете в кровать,
Носом будете клевать.
Учитель: Молодцы, ребята. А теперь задание командам.(пятиклассник) Задача на смекалку: в зоопарке жили 4 белых гуся, 5 серых и 1 утка. Сколько всего гусей?
Число 10.
Молодцы! Встречаем последнее на сегодня число. На что оно похоже? (слайд 5).
13 ученик: число 10 –это пальцы на двух руках.(вывешивает на доску свой рисунок). Я расскажу про них стихотворение.
Пять да пять – родные братцы,
Так все вместе и роднятся.
Вместе братцы лезут драться,
Вместе мыться и плескаться.
Если вскапывают грядку,
Держат все одну лопатку.
Кстати, можно сосчитать,
Сколько будет пять да пять?
14 ученик: 10- это две хоккейные команды по 5 игроков без вратарей.(вывешивает рисунок на доску). Перед началом хоккейного матча хоккеисты подают друг другу руки. Сколько рукопожатий при этом получается? (десять)
15 ученик: 10 – это первый десяток. (вывешивает на доску свой рисунок). Я знаю, что десять произошло от латинского слова «децэм». По- гречески 10 – «джа», по-индийски – «даса». Обратите внимание, все слова очень похожи.
Учитель: молодцы. А теперь задание командам. Пятиклассник. Задача про зайцев.
К двум зайчатам в час обеда
Прискакали 3 соседа.
В огороде зайцы сели
И по две морковки съели.
Кто считать, ребята, ловок,
Сколько съедено морковок?
Подведение итогов
Вы все молодцы. У вас накопилось много математических листочков. Их надо вернуть на математические деревья. Берите в руки клеи и украшайте деревья вашими листочками.
Давайте посмотрим какие деревья у вас получились. ( деревья на доску). У нас получился математический лес. Путешествуя по нему, мы разгадаем ещё много математических загадок.
Всем спасибо.
-
Использованная литература.
В.В. Волина «Занимательная математика для детей».
Е.В. Королёва «Предметные олимпиады в начальной школе»
Ф.Н. Блехер «Дидактические игры и занимательные упражнения в 1 классе»
Мозаика детского отдыха «Праздник – ожидаемое чудо», лучшие внеклассные мероприятия, 1-4 классы, М «ВАКО» 2006
Автор: Ермакова Алла Викторовна
→ oh-tinka 24.12.2012 0 4384 985 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.