Урок математики в 4 классе Тема: «Передача изображения».


Урок математики в 4 классе по технологии деятельностного метода .


Исавнина Евгения Владимировна, учитель начальных классов,

МОУ «СОШ № 4» п. Ванино

Программа: Начальная школа 2100

Авторы учебника: Л. Г. Петерсон

Тема: «Передача изображения».

Образовательная: ознакомление учащихся со способом передачи информации. Формирование умения передавать изображения. Вывести алгоритм передачи изображения. Повторить и закрепить приемы устных вычислений, решения задач на движение.

Развивающая: развивать умение обобщать, делать выводы, аргументировать и доказывать свою точку зрения, продолжать развивать вариативность мышления.

Воспитательная: воспитывать культуру общения, умение слушать друг друга.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методы: проблемно- диалогический

Формы проведения урока: индивидуальная, групповая, учебный, подводящий диалог.

Оборудование:

  • учебник математики 3 часть;

  • карточки для кодирования на каждого ученика с изображением цветка;

  • рисунок яблока;

  • простой, зеленый и желтый карандаш;

  • стрелки для составления опорного конспекта, магнитные цифры 1,2;

  • мультимедийная презентация.

Ход урока

1. Организационный момент (самоопределение к деятельности).

Учитель:

Ребята, сегодня на уроке математике у нас гости, давайте поздороваемся с ними. На уроке мы спокойны, приветливы, а главное- очень активны. Глубоко вдохните и выдохните…. Выдохните плохое настроение, беспокойство. Забудьте о них и улыбнитесь друг другу.

Слайд № 3

Учитель: урок я начну со слов Бернарда Шоу


«Если у Вас есть яблоко, и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у Вас и у меня останется по одному яблоку.
Если у Вас есть идея, и у меня есть идея, и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи».

Бернард Шоу.


Учитель: Я уверена, что урок не пройдет даром, вы обязательно будете обмениваться идеями, узнаете для себя новое, а может быть, даже сумеете сделать открытие. И, конечно же, мы не останемся без яблока, у нас будет одно большое на всех.

Слайд № 4


Девиз урока: Идеями делись, пробуй и ищи,

Будет трудно - не пищи! (на яблоке)

2.Актуализация знаний учащихся.

Ребята, возьмите карточки и приготовьтесь к устному счету. Вам необходимо закрашивать клетку с правильным ответом.










40




80




30


20






51






70


90




60




50





72







54


46





36

64






18






Устный счет:

Зеленый карандаш:

  • Автомобиль прошел 360 км за 10 часов. С какой скоростью двигался автомобиль? (36 км\ч)

  • Моторная лодка шла со скоростью 36 км\ч . Какое расстояние она преодолеет за 2 часа? (72 км)

  • С какой скоростью должен двигаться автомобиль, чтобы преодолеть 108 км за 2 часа? (54 км\ч)

  • Какое расстояние пройдет моторная лодка, если 2 часа она будет идти со скоростью 23 км\ч ? (46 км)

  • Поезд прошел 128 км за 2 часа. С какой скоростью он шел? (64 км\ч)

  • Расстояние в 180 км велосипедист проехал со скоростью 10 км\ч. За сколько часов велосипедист проехал это расстояние? (18 часов)


Желтый карандаш:

  • Найди частное 140 и 2 (70)

  • 450 уменьши в 10 раз, а потом увеличь в 2 раза (90)

  • Найдите 1\3 от 90 (30)

  • Делимое 80, делитель 4 найдите частное (20)

  • Число 600 уменьши в 10 раз и вычти 9. (51)


Учитель: Вы закрасили клеточки, что у вас получилось? Покажите мне.

Дети : цветок


Слайд № 5 П Р О В Е Р К А

Учитель: само растение, цветок?

Дети: нет его изображение, рисунок

Учитель: Что такое изображение? (ответы детей)

Давайте послушаем объяснение значения слова по толковому словарю Ожегова. Солодков

Ученик: Изображение – предмет, рисунок, изображающий что – либо, кого-либо. С.И.Ожегов

Учитель: у вас получилось изображение цветка, о происхождении которого существует миф.

Слайд № 6 (на фоне слайда читаю миф)

Учитель:

Древние греки создали миф о прекрасном юноше Адонисе. По красоте ему не было равных среди богов Олимпа. Полюбила юношу богиня любви Афродита. Однажды, на охоте, Адонис был смертельно ранен. В память о возлюбленном она вырастила из его крови прекрасный цветок. Владыка царства теней Аид, видя безутешное горе богини, стал на полгода отпускать Адониса на землю. И тогда, с первыми лучами солнца, весной, распускался яркий золотистый цветок.

Учитель: Как называется цветок? (Адонис)

Слайд № 7

Этот цветок произрастает и в нашем районе, он занесен в красную книгу, его надо охранять. Адонис - наш дальневосточный подснежник.

Какой стране принадлежит миф? (Греции)

Сегодня на уроке мы опять отправимся в путешествие по этой стране.

3. Постановка учебной задачи.

Учитель: представьте себе, что необходимо передать изображение цветка другому человеку, не показывая самого изображения. Мы выполняли такие задания раньше? Мы знаем, как это делать?


Учитель: Тогда какую цель на уроке мы поставим перед собой? (научиться передавать изображения)

Учитель: А какой будет тема нашего урока?

Дети: передача изображений (появляется запись темы урока на доске)

Давайте откроем наш учебник на стр. 49 и проверим себя.


СЛАЙД № 8


4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания)


Учитель: Давайте подумаем, так как же можно передать изображение?

Предлагайте свои идеи, версии Что для этого надо сделать?

Дети: Можно обозначить столбцы и строки числами. Тогда каждая клетка получит свое имя. Чем будет определяться имя клетки? (парой чисел или координатой)

Определить координаты по клеткам.

- Вы с ним согласны?

-Кто ещё хочет сказать?

- Кто из вас думает иначе?


Учитель: Что мы называем координатой? Козило Евгений

Дети: пара чисел, где на первом месте стоит число горизонтального ряда, а на втором число вертикального ряда.

Учитель: при помощи координатных точек мы можем передать место нахождения любого предмета, любой рисунок и фото и т.д., только координаты в данном случае мелкие. Это и есть передача изображений.

Теперь давайте составим алгоритм передачи изображения.


Дети обозначают у себя на листках.


Слайд № 8 (проверка)



Учитель:

А как теперь найти координаты клетки? Что для этого необходимо сделать?

Найти координату объекта по горизонтали.





Найти координату объекта по вертикали.





С




2


1

оставим опорный конспект (помогут стрелочки)









5. Первичное закрепление.

Учитель: Запишите код нашего изображения согласно алгоритму, но не всего, а только клеток окрашенных в желтый цвет , пары чисел берем в скобки так в математике принято обозначать порядок элементов.

(один ученик работает у доски)

Проверка. (3;6), (3;8), (4;7), (5;6), (5;8).

Учитель: Ребята, оцените свою работу и выставите себе оценку. Если выполнили без ошибок-5, 1-2 ошибки- 4, 3 и более ошибок – 3. Встали.

Физминутка:

У Адониса цветки,

Распускают лепестки.

Ветерок все дышит-

Лепестки колышет.

Только вечер наступает,

Лепесточки он сжимает,

Тихо головой качает

И тихонько засыпает.

6.Самостоятельная работа с проверкой .

Учитель: Ребята, откройте учебник на стр. 50 № 2 Верно ли закодирован рисунок? Если найдешь ошибки, то исправь их. Лишние клетки зачеркните, а недостающие запишите. (работа по рядам)

Проверка: Слайд № 9

1 ряд задание А)

лишние клетки: (1;3), (5;3),(4,1); пропущены клетки: (3;1), (3;5), (4;4).

2 ряд задание Б)

лишние клетки: (1;2), (5;4); пропущены клетки: (2;1), (4;5).

3 ряд задание В)

лишние клетки: (3;1), (1;4); пропущены клетки: (1;3), (4;1), (5;3)

7. Включение в систему знаний и повторение.


Учитель:

Ребята, я предлагаю вам сыграть со мною в игру «Восстанови изображение по его коду»

Для игры нам необходимо разбиться на группы. (6 групп)

(Каждая группа получает шифровку, повторяет алгоритм и восстанавливает изображение, а затем приносит свой листок ко мне)


























1






1


1



1


1

1

1

1

1


1




1

1

1




1

1


1



1


1


1


1


1




1

1


1


1


1


1


1

1


1

1

1

1

1


1

1

1


1

1



1



1


1

1


1




1




1


1


1

1






1


1



1




1




1

1

1


1


























Учитель: Какое слово получилось? Сейчас нас ждет викторина «Хочу все знать». Мы будем расшифровывать имена греческих богов. Стр.51 № 6


(разноуровневая работа)

1 уровень - желтый круг: а)

2 уровень- зеленый круг: г), ж)

3 уровень- синий круг: з), д)

Проверка

Слайд № 10, 11, 12, 13, 14.



Физминутка «Найди глазами» Слайд № 15

Найдите формулу нахождения расстояния. S = V * t

Найдите формулу нахождения скорости. V = S: t

Найдите формулу нахождения времени. t = S : V

Учитель: Как вы умеете пользоваться формулами, нам покажет задача

Решение задачи на стр. 52 №7 (а) (Чтение задачи детьми)

  • О ком говорится в задаче?

  • Что должен был доставить гонец?

  • Что такое депеша?

Слайд № 19

  • На сколько частей можно поделить весь его путь? (две)

  • Почему? (сначала на лошади, затем бегом)

  • С какой скоростью и сколько времени и мчался гонец на лошади? ( 36 км\ч, 4 часа)

  • С какой скоростью бежал гонец? ( 8 км\ч)

  • Что еще известно в задаче? (во сколько выехал из Афин и расстояние между городами)

  • Какой главный вопрос задачи? ( в котором часу гонец прибыл в Олимпию)

  • Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему?

  • Что еще нам не известно? (сколько часов бежал гонец)

Тот, кто знает, как решать задачу, решает самостоятельно.

Ученик у доски записывает решение:

1)36 *4=144 (км)- на лошади

2) 168-144= 24 (км)- бежал

3)24: 8= 3 (ч)- время на оставшийся путь

4)4+3= 7(ч)- был в пути

5)9+7=16 (ч)

Ответ: в 16 часов прибыл гонец в Олимпию.


8. Итог урока. Рефлексия деятельности

Учитель: Оцените свою работу на уроке на карточке.

Желтый круг- вы довольны своей работой на уроке,

зеленый круг- вы испытывали затруднения при работе.


Тех, кто работу выполнил, я прошу встать.

Игра «Доскажи словечко»

  • Тему урока запомнил я- это передача … (изображения)

  • Чтобы изображение передать надо координаты точно …. (знать)

  • Если я только захочу, то изображение по паре чисел…. (получу)

  • Кому все понятно и легко, тот подпрыгнет… (высоко)

  • Тот, кому трудно и кто помощи ждет, тот пусть на продленке ко мне… (подойдет)

  • Чтобы тема была всегда вам знакома, надо обязательно потренироваться… (дома)

Домашнее задание

Учебник стр. 50 №3, №4, №7 (б)

Учитель: Урок окончен. Спасибо всем за работу.













Самоанализ урока «открытия» нового знания по технологии деятельностного метода .

Урок № 13

по учебнику Людмилы Георгиевны Петерсон

Математика 4 класс, часть №3.

Тема: «Передача изображения»


Образовательная: ознакомление учащихся со способом передачи информации. Формирование умения передавать изображения. Вывести алгоритм передачи изображения. Повторить и закрепить приемы устных вычислений, решения задач на движение.

Развивающая: развивать умение обобщать, делать выводы, аргументировать и доказывать свою точку зрения, продолжать развивать вариативность мышления.

Воспитательная: воспитывать культуру общения, умение слушать друг друга.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методы: проблемно- диалогический

Формы проведения урока: индивидуальная, групповая, учебный, подводящий диалог.


1. Организационный момент (самоопределение к деятельности).

Цель организационного момента: мотивировать учащихся на продуктивную деятельность.

Особое внимание старалась уделить созданию особой эмоционально – положительной атмосферы на уроке, развитию учебной инициативы и самостоятельности. Это приводит любого ребёнка к эмоциональному равновесию и желанию самореализоваться.

2.Актуализация знаний учащихся.

Цель этого этапа: актуализация необходимых знаний, которые помогут нам открыть новые знания. Данный этап предполагает:

  • Подготовку мышления детей к проектировочной деятельности.

  • Дано понятие изображения


3. Постановка учебной задачи.

Данный этап урока связан с созданием затруднения в деятельности учащихся и фиксацией цели и темы урока через подводящий диалог.


4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания)

Метод решения проблемы дети выбрали самостоятельно. Выход из затруднения зафиксирован в виде алгоритма и знаково (опорный конспект). Учебную задачу дети разрешили.

5. Первичное закрепление.

Дети успешно справились с заданием на новый способ действия с проговариванием алгоритма во внешней речи.


6.Самостоятельная работа с проверкой .

При проведении данного этапа урока используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.


7. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе новое знание включается в систему знаний.

В процессе выполнения заданий были реализованы запланированные цели повторения.

8. Итог урока. Рефлексия деятельности

Ребята провели самооценку своей деятельности.



На уроке использовала здоровье - сберегательные тенденции: смена видов деятельности, физминутка, зарядка для глаз.

Время на уроке распределено рационально. Все этапы урока связаны между собой и способствовали решению поставленных целей.

Контроль за усвоением материала осуществлялся при помощи опроса, самоконтроля, зрительного сравнения с результатами на экране, а так же учителем во время выполнения самостоятельного задания (ходила по рядам…).

Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась при помощи добрых слов, жестов, мимики и интонации учителя, за счёт использования на уроках игрового метода, использования ИКТ.

Всё это обеспечивало высокую работоспособность учащихся на протяжении всего урока.





Слайд 1
Урок математики в 4-м классе по теме: «Передача изображений» (по учебнику Л.Г. Петерсон) Учитель начальных классов МОУ СОШ № 4 п.Ванино Исавнина Евгения Владимировна
Слайд 2
• Образовательная: ознакомление учащихся со способом передачи информации. Формирование умения передавать изображения. Вывести алгоритм передачи изображения. Повторить и закрепить приемы устных вычислений, решения задач на движение. • Развивающая: развивать умение обобщать, делать выводы, аргументировать и доказывать свою точку зрения, продолжать развивать вариативность мышления. • Воспитательная: воспитывать культуру общения, умение слушать друг друга.
Слайд 3
«Если у Вас есть яблоко, и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у Вас и у меня останется по одному яблоку. Если у Вас есть идея, и у меня есть идея, и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи». Бернард Шоу.
Слайд 4
Идеями делись, пробуй и ищи, Будет трудно – не пищи !
Слайд 5
40 80 30 20 51 70 60 90 50 72 54 46 36 64 18
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
40 80 30 20 51 70 60 90 50 72 54 46 36 64 18
Слайд 9
(3;1), (3;5), (4;4) (2;1), (4;5) (1;3),(4;1), (5;3)
Слайд 10
Одно из древнейших греческих божеств, сын Урана и Геи, отец Зевса.
Слайд 11
Дочь Зевса, олицетворение победы в спортивных состязаниях и военной битве.
Слайд 12
Божество правды, олицетворение справедливости.
Слайд 13
Богиня радуги.
Слайд 14
Богиня подземного мира, волшебства и заклинаний.
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Учебник стр. 50 № 3, № 4, № 7 (б)
Слайд 18

Полный текст материала Урок математики в 4 классе Тема: «Передача изображения». смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Исавнина Евгения Владимировна  ewa
17.11.2009 0 7435 1657

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК