Слайд 1
Урок математики в 4-м классе
по теме:
«Передача изображений»
(по учебнику Л.Г. Петерсон)
Учитель начальных классов
МОУ СОШ № 4 п.Ванино
Исавнина Евгения Владимировна
Урок математики в 4 классе по технологии деятельностного метода .
Исавнина Евгения Владимировна, учитель начальных классов,
МОУ «СОШ № 4» п. Ванино
Программа: Начальная школа 2100
Авторы учебника: Л. Г. Петерсон
Тема: «Передача изображения».
Образовательная: ознакомление учащихся со способом передачи информации. Формирование умения передавать изображения. Вывести алгоритм передачи изображения. Повторить и закрепить приемы устных вычислений, решения задач на движение.
Развивающая: развивать умение обобщать, делать выводы, аргументировать и доказывать свою точку зрения, продолжать развивать вариативность мышления.
Воспитательная: воспитывать культуру общения, умение слушать друг друга.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Методы: проблемно- диалогический
Формы проведения урока: индивидуальная, групповая, учебный, подводящий диалог.
Оборудование:
учебник математики 3 часть;
карточки для кодирования на каждого ученика с изображением цветка;
рисунок яблока;
простой, зеленый и желтый карандаш;
стрелки для составления опорного конспекта, магнитные цифры 1,2;
мультимедийная презентация.
Ход урока
1. Организационный момент (самоопределение к деятельности).
Учитель:
Ребята, сегодня на уроке математике у нас гости, давайте поздороваемся с ними. На уроке мы спокойны, приветливы, а главное- очень активны. Глубоко вдохните и выдохните…. Выдохните плохое настроение, беспокойство. Забудьте о них и улыбнитесь друг другу.
Слайд № 3
Учитель: урок я начну со слов Бернарда Шоу
«Если
у Вас есть яблоко, и у меня есть яблоко,
и если мы обменяемся этими яблоками, то
у Вас и у меня останется по одному
яблоку.
Если у Вас есть идея, и у меня
есть идея, и мы обмениваемся идеями, то
у каждого из нас будет по две идеи».
Бернард Шоу.
Учитель: Я уверена, что урок не пройдет даром, вы обязательно будете обмениваться идеями, узнаете для себя новое, а может быть, даже сумеете сделать открытие. И, конечно же, мы не останемся без яблока, у нас будет одно большое на всех.
Слайд № 4
Девиз урока: Идеями делись, пробуй и ищи,
Будет трудно - не пищи! (на яблоке)
2.Актуализация знаний учащихся.
Ребята, возьмите карточки и приготовьтесь к устному счету. Вам необходимо закрашивать клетку с правильным ответом.
|
|
|
|
|
|
|
|
40 |
|
|
|
80 |
|
|
|
30 |
|
20 |
|
|
|
|
|
51 |
|
|
|
|
|
70 |
|
90 |
|
|
|
60 |
|
|
|
50 |
|
|
|
|
72 |
|
|
|
|
|
|
54 |
|
46 |
|
|
|
|
36 |
64 |
|
|
|
|
|
18 |
|
|
|
Устный счет:
Зеленый карандаш:
Автомобиль прошел 360 км за 10 часов. С какой скоростью двигался автомобиль? (36 км\ч)
Моторная лодка шла со скоростью 36 км\ч . Какое расстояние она преодолеет за 2 часа? (72 км)
С какой скоростью должен двигаться автомобиль, чтобы преодолеть 108 км за 2 часа? (54 км\ч)
Какое расстояние пройдет моторная лодка, если 2 часа она будет идти со скоростью 23 км\ч ? (46 км)
Поезд прошел 128 км за 2 часа. С какой скоростью он шел? (64 км\ч)
Расстояние в 180 км велосипедист проехал со скоростью 10 км\ч. За сколько часов велосипедист проехал это расстояние? (18 часов)
Желтый карандаш:
Найди частное 140 и 2 (70)
450 уменьши в 10 раз, а потом увеличь в 2 раза (90)
Найдите 1\3 от 90 (30)
Делимое 80, делитель 4 найдите частное (20)
Число 600 уменьши в 10 раз и вычти 9. (51)
Учитель: Вы закрасили клеточки, что у вас получилось? Покажите мне.
Дети : цветок
Слайд № 5 П Р О В Е Р К А
Учитель: само растение, цветок?
Дети: нет его изображение, рисунок
Учитель: Что такое изображение? (ответы детей)
Давайте послушаем объяснение значения слова по толковому словарю Ожегова. Солодков
Ученик: Изображение – предмет, рисунок, изображающий что – либо, кого-либо. С.И.Ожегов
Учитель: у вас получилось изображение цветка, о происхождении которого существует миф.
Слайд № 6 (на фоне слайда читаю миф)
Учитель:
Древние греки создали миф о прекрасном юноше Адонисе. По красоте ему не было равных среди богов Олимпа. Полюбила юношу богиня любви Афродита. Однажды, на охоте, Адонис был смертельно ранен. В память о возлюбленном она вырастила из его крови прекрасный цветок. Владыка царства теней Аид, видя безутешное горе богини, стал на полгода отпускать Адониса на землю. И тогда, с первыми лучами солнца, весной, распускался яркий золотистый цветок.
Учитель: Как называется цветок? (Адонис)
Слайд № 7
Этот цветок произрастает и в нашем районе, он занесен в красную книгу, его надо охранять. Адонис - наш дальневосточный подснежник.
Какой стране принадлежит миф? (Греции)
Сегодня на уроке мы опять отправимся в путешествие по этой стране.
3. Постановка учебной задачи.
Учитель: представьте себе, что необходимо передать изображение цветка другому человеку, не показывая самого изображения. Мы выполняли такие задания раньше? Мы знаем, как это делать?
Учитель: Тогда какую цель на уроке мы поставим перед собой? (научиться передавать изображения)
Учитель: А какой будет тема нашего урока?
Дети: передача изображений (появляется запись темы урока на доске)
Давайте откроем наш учебник на стр. 49 и проверим себя.
СЛАЙД № 8
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания)
Учитель: Давайте подумаем, так как же можно передать изображение?
Предлагайте свои идеи, версии Что для этого надо сделать?
Дети: Можно обозначить столбцы и строки числами. Тогда каждая клетка получит свое имя. Чем будет определяться имя клетки? (парой чисел или координатой)
Определить координаты по клеткам.
- Вы с ним согласны?
-Кто ещё хочет сказать?
- Кто из вас думает иначе?
Учитель: Что мы называем координатой? Козило Евгений
Дети: пара чисел, где на первом месте стоит число горизонтального ряда, а на втором число вертикального ряда.
Учитель: при помощи координатных точек мы можем передать место нахождения любого предмета, любой рисунок и фото и т.д., только координаты в данном случае мелкие. Это и есть передача изображений.
Теперь давайте составим алгоритм передачи изображения.
Дети обозначают у себя на листках.
Слайд № 8 (проверка)
Учитель:
А как теперь найти координаты клетки? Что для этого необходимо сделать?
Найти
координату объекта по горизонтали.
Найти
координату объекта по вертикали.
С
2
1
5. Первичное закрепление.
Учитель: Запишите код нашего изображения согласно алгоритму, но не всего, а только клеток окрашенных в желтый цвет , пары чисел берем в скобки так в математике принято обозначать порядок элементов.
(один ученик работает у доски)
Проверка. (3;6), (3;8), (4;7), (5;6), (5;8).
Учитель: Ребята, оцените свою работу и выставите себе оценку. Если выполнили без ошибок-5, 1-2 ошибки- 4, 3 и более ошибок – 3. Встали.
Физминутка:
У Адониса цветки,
Распускают лепестки.
Ветерок все дышит-
Лепестки колышет.
Только вечер наступает,
Лепесточки он сжимает,
Тихо головой качает
И тихонько засыпает.
6.Самостоятельная работа с проверкой .
Учитель: Ребята, откройте учебник на стр. 50 № 2 Верно ли закодирован рисунок? Если найдешь ошибки, то исправь их. Лишние клетки зачеркните, а недостающие запишите. (работа по рядам)
Проверка: Слайд № 9
1 ряд задание А)
лишние клетки: (1;3), (5;3),(4,1); пропущены клетки: (3;1), (3;5), (4;4).
2 ряд задание Б)
лишние клетки: (1;2), (5;4); пропущены клетки: (2;1), (4;5).
3 ряд задание В)
лишние клетки: (3;1), (1;4); пропущены клетки: (1;3), (4;1), (5;3)
7. Включение в систему знаний и повторение.
Учитель:
Ребята, я предлагаю вам сыграть со мною в игру «Восстанови изображение по его коду»
Для игры нам необходимо разбиться на группы. (6 групп)
(Каждая группа получает шифровку, повторяет алгоритм и восстанавливает изображение, а затем приносит свой листок ко мне)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
1 |
|
1 |
|
|
1 |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
1 |
|
|
|
1 |
1 |
1 |
|
|
|
1 |
1 |
|
1 |
|
|
1 |
|
1 |
|
1 |
|
1 |
|
1 |
|
|
|
1 |
1 |
|
1 |
|
1 |
|
1 |
|
1 |
|
1 |
1 |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
1 |
1 |
1 |
|
1 |
1 |
|
|
1 |
|
|
1 |
|
1 |
1 |
|
1 |
|
|
|
1 |
|
|
|
1 |
|
1 |
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
1 |
|
1 |
|
|
1 |
|
|
|
1 |
|
|
|
1 |
1 |
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитель: Какое слово получилось? Сейчас нас ждет викторина «Хочу все знать». Мы будем расшифровывать имена греческих богов. Стр.51 № 6
(разноуровневая работа)
1 уровень - желтый круг: а)
2 уровень- зеленый круг: г), ж)
3 уровень- синий круг: з), д)
Проверка
Слайд № 10, 11, 12, 13, 14.
Физминутка «Найди глазами» Слайд № 15
Найдите формулу нахождения расстояния. S = V * t
Найдите формулу нахождения скорости. V = S: t
Найдите формулу нахождения времени. t = S : V
Учитель: Как вы умеете пользоваться формулами, нам покажет задача
Решение задачи на стр. 52 №7 (а) (Чтение задачи детьми)
О ком говорится в задаче?
Что должен был доставить гонец?
Что такое депеша?
Слайд № 19
На сколько частей можно поделить весь его путь? (две)
Почему? (сначала на лошади, затем бегом)
С какой скоростью и сколько времени и мчался гонец на лошади? ( 36 км\ч, 4 часа)
С какой скоростью бежал гонец? ( 8 км\ч)
Что еще известно в задаче? (во сколько выехал из Афин и расстояние между городами)
Какой главный вопрос задачи? ( в котором часу гонец прибыл в Олимпию)
Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему?
Что еще нам не известно? (сколько часов бежал гонец)
Тот, кто знает, как решать задачу, решает самостоятельно.
Ученик у доски записывает решение:
1)36 *4=144 (км)- на лошади
2) 168-144= 24 (км)- бежал
3)24: 8= 3 (ч)- время на оставшийся путь
4)4+3= 7(ч)- был в пути
5)9+7=16 (ч)
Ответ: в 16 часов прибыл гонец в Олимпию.
8. Итог урока. Рефлексия деятельности
Учитель: Оцените свою работу на уроке на карточке.
Желтый круг- вы довольны своей работой на уроке,
зеленый круг- вы испытывали затруднения при работе.
Тех, кто работу выполнил, я прошу встать.
Игра «Доскажи словечко»
Тему урока запомнил я- это передача … (изображения)
Чтобы изображение передать надо координаты точно …. (знать)
Если я только захочу, то изображение по паре чисел…. (получу)
Кому все понятно и легко, тот подпрыгнет… (высоко)
Тот, кому трудно и кто помощи ждет, тот пусть на продленке ко мне… (подойдет)
Чтобы тема была всегда вам знакома, надо обязательно потренироваться… (дома)
Домашнее задание
Учебник стр. 50 №3, №4, №7 (б)
Учитель: Урок окончен. Спасибо всем за работу.
Самоанализ урока «открытия» нового знания по технологии деятельностного метода .
Урок № 13
по учебнику Людмилы Георгиевны Петерсон
Математика 4 класс, часть №3.
Тема: «Передача изображения»
Образовательная: ознакомление учащихся со способом передачи информации. Формирование умения передавать изображения. Вывести алгоритм передачи изображения. Повторить и закрепить приемы устных вычислений, решения задач на движение.
Развивающая: развивать умение обобщать, делать выводы, аргументировать и доказывать свою точку зрения, продолжать развивать вариативность мышления.
Воспитательная: воспитывать культуру общения, умение слушать друг друга.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Методы: проблемно- диалогический
Формы проведения урока: индивидуальная, групповая, учебный, подводящий диалог.
1. Организационный момент (самоопределение к деятельности).
Цель организационного момента: мотивировать учащихся на продуктивную деятельность.
Особое внимание старалась уделить созданию особой эмоционально – положительной атмосферы на уроке, развитию учебной инициативы и самостоятельности. Это приводит любого ребёнка к эмоциональному равновесию и желанию самореализоваться.
2.Актуализация знаний учащихся.
Цель этого этапа: актуализация необходимых знаний, которые помогут нам открыть новые знания. Данный этап предполагает:
Подготовку мышления детей к проектировочной деятельности.
Дано понятие изображения
3. Постановка учебной задачи.
Данный этап урока связан с созданием затруднения в деятельности учащихся и фиксацией цели и темы урока через подводящий диалог.
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания)
Метод решения проблемы дети выбрали самостоятельно. Выход из затруднения зафиксирован в виде алгоритма и знаково (опорный конспект). Учебную задачу дети разрешили.
5. Первичное закрепление.
Дети успешно справились с заданием на новый способ действия с проговариванием алгоритма во внешней речи.
6.Самостоятельная работа с проверкой .
При проведении данного этапа урока используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.
7. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе новое знание включается в систему знаний.
В процессе выполнения заданий были реализованы запланированные цели повторения.
8. Итог урока. Рефлексия деятельности
Ребята провели самооценку своей деятельности.
На уроке использовала здоровье - сберегательные тенденции: смена видов деятельности, физминутка, зарядка для глаз.
Время на уроке распределено рационально. Все этапы урока связаны между собой и способствовали решению поставленных целей.
Контроль за усвоением материала осуществлялся при помощи опроса, самоконтроля, зрительного сравнения с результатами на экране, а так же учителем во время выполнения самостоятельного задания (ходила по рядам…).
Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась при помощи добрых слов, жестов, мимики и интонации учителя, за счёт использования на уроках игрового метода, использования ИКТ.
Всё это обеспечивало высокую работоспособность учащихся на протяжении всего урока.
Автор: Исавнина Евгения Владимировна
→ ewa 17.11.2009 0 7449 1657 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.