Конспект интегрированного урока по математике и окружающему миру для 3 класса


Информация об авторе




  1. Шабалина Наталья Николаевна

  2. Муниципальное образовательное учреждение средней общеобразовательной школы №6 Костромская область, г.Шарья ул. Солнечная, д.7 т. 5-32-88

Адрес электронной почты школы: School_59@mail.ru

  1. Учитель начальных классов

  2. 1 квалификационная категория















Автор:

Шабалина Наталья Николаевна


Используемая литература:

  1. Учебник математики для 3 класса по программе «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой

  2. Учебник окружающего мира для 3 класса по программе «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой

  3. «Мир животных и растений» Т.Д.Нуждина

  4. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%82%D1%8B&stype=image

  5. http://solsys.narod.ru/













Конспект интегрированного урока



Предмет

Окружающий мир

Математика

Цель урока

создать условия для формирования необходимой базы знаний

выявить умение читать, записывать и сравнивать трёхзначные числа

Задачи

Обучающие

закрепить представление о планетах как составляющих Солнечной системы;


формировать умение читать и записывать числа от 100 до 1000.

Развивающие

развивать умение наблюдать, устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы и обобщения, умение самостоятельно находить решение

Воспитательные

формировать эмоционально-ценностное отношение к природе, окружающему миру, интерес к изучению математики



Ход урока

Этап №1

Мобилизующий

-Как вы настроены на урок?

-Готовы ли к уроку?

Этап №2

Формулирование цели и темы урока

Этап подготовки к активному усвоению знаний

Дети должны определить тему урока по стихам, которые читают их одноклассники. Определив, молча садятся. После каждого четверостишия открывается картинка на слайде №2


1 учащийся: Начало загадки

(1 картинка) для малыша –

В воротах

Калитку он трогает

И, не дыша,

В щёлочку смотрит:

А что там?



2 учащийся: Растёшь ты – загадка

(2 картинка) В простор голубой

К небесным взмывает

Высотам.

На солнце сверкает,

Мерцает звездой…

И ты повторяешь:

А что там?

3 учащийся: Точь-в-точь, как тебе,

(3 картинка) Но ещё в старину

Хотелось узнать

Звездочётам.

Смотрели на солнце они,

На луну

И тихо шептали,

А что там?

4учащийся: К неведомым звёздам

(4 картинка) Настанет черёд

Умчаться с Земли

Звездочётам.

Но, к цели пробившись,

Закончив полёт

Вновь взгляд устремят

Космонавты вперёд

И спросят упрямо:

А что там?

- Как вы считаете: что там? (ответы детей)

- Какова тема сегодняшнего урока? ( Космос. Солнечная система)

-А кто-нибудь из вас знает сколько звёзд на небе?

( открывается на экране тема урока: Космос - Солнечная система)

- Почему наша система именно Солнечная? (ответы детей)

(слайд №3)

Этап №3

Формирование новых знаний и умений


Закрепление полученных знаний

- Все мальчишки мечтают слетать в космос, а девочки спешат загадать желание, гладя на падающий метеорит.

- С древних времён люди мечтали о полётах в воздух. Даже в сказках для более быстрого перемещения

сказочных героев из одного места в другое применялся воздушный транспорт. Помогите вспомнить виды сказочного воздушного транспорта? (ступа, ковёр-самолёт)












- В 1783 году два француза, братья Монгольфье, соорудили воздушный шар. Это был большой лёгкий мешок, его они наполнили горячим воздухом, а к нему при помощи верёвок прикрепили корзинку.









- А знаете ли вы, кто был первым пассажиром на этом воздушном средстве? Прочитайте самостоятельно.

- На экране слайд №4

(Оказывается, это были петух и баран. Убедившись, что полёт в воздухе не грозит опасностью живым существам, стали летать и люди. Первый полёт людей длился 25 минут. Но мы с вами живём в 21 веке, поэтому техника совершенствуется и человек совершает путешествия в космос на более современной технике.)

( на экране слайд №5: 25 минут)

- Что узнали нового?(ответы детей)

- Кто первым из людей побывал в космосе? (Юрий Гагарин)


(на экране появляется геометрическое изображение ковра)

- Внимательно посмотрите и найдите все геометрические фигуры. Какие они? Сколько их?

- А теперь проверим?

( на экране изображения геометрических фигур)













Работа в парах. 2 человека у доски

Попробуйте построить свой воздушный шар при помощи тех геометрических фигур, которые вы нашли.


















Работа в группах. (Сильная группа у доски самостоятельно решает задачу. Более слабая группа вместе с учителем производит разбор краткой записи задачи)

Определите, за сколько минут Юрий Алексеевич Гагарин облетел вокруг Земли, если известно, что его полёт длился на 73 минуты дольше, чем полёт барана и петуха?

Анализ задачи:

-О ком говорится?

- Прочитайте только условие.

-Что нам известно? (что Ю.А.Гагарин облетел вокруг земли, что полёт барана и петуха длился 25 минут)

- Что требуется узнать?(какова продолжительность полёта космонавта)

- Можем сразу ответить на вопрос задачи? (да)

-Почему? (знаем продолжительность полёта животных и на сколько минут дольше длился полёт человека)

-Как?

-Каким действием? (сложением)

-Как записать? (25+73)

- Давайте проверим правильно ли сделала группа, которая работала самостоятельно.

-Если согласны покажите +, не согласны-/

-А кто уверен в своих знаниях и сможет преобразовать единицы времени?

( выслушивается несколько мнений)

-Проверяем. Верный ответ на экране

(появляется на слайде №6 верное изображение)


Физкультминутка «Космонавты»

( по выбору учителя)


- Юрий Алексеевич Гагарин вернулся на Землю живым и здоровым, и ученые решили, что человек может жить и работать в космосе.

- Сейчас космонавты помногу месяцев, некоторые больше года, проводят на космических научных станциях.

- Давайте и мы с вами представим себя исследователями Солнечной системы и поработаем с компьютером.


Работа в группах (каждая группа получает вопросы, ответы на которые она получит при работе с презентацией «Материалы к уроку»)

1 группа: (Меркурий)

- Определите максимальную температуру на планете.

2 группа:(Венера)

- С какой тяжестью мог бы давить на нас воздух данной планеты?

3 группа:(Земля)

- Сколько дней требуется, чтобы совершить круг вокруг Солнца?

4 группа:(Марс)

- Определите минимальную температуру на планете.

5 группа:(Юпитер)

-Сколько необходимо месяцев для того, чтобы планета облетела Солнце?

6 группа: (Сатурн)

-За сколько минут планета совершает оборот вокруг своей оси?

7 группа:(Уран)

-Скорость движения облаков на планете.

8 группа: (Нептун)

-Во сколько раз меньше тепла получает данная планета, в сравнении с Землёй?

9 группа: (Плутон)

-Период обращения планеты вокруг оси



Этап №4

Закрепление изученного материала.


- Прикрепите на доску только те числа, которые вы нашли. (Должны быть выписаны только трёхзначные числа. Если появляются двухзначные числа, то обратить внимание детей на чью-то ошибку.)


- Дайте название этим числам. Докажите.

Задание:(1 ребёнок у доски)

*Выпишите все трёхзначные числа (с доски), у которых в разряде единиц стоит цифра 5, а в разряде сотен 3

*Выпишите все трёхзначные числа (с доски), у которых в разряде единиц стоит цифра 0, а в разряде сотен 6

*Выпишите все трёхзначные числа (с доски), у которых в разряде единиц стоит цифра 4, а в разряде десятков 1

*Выпишите все трёхзначные числа (с доски), у которых в разряде единиц стоит цифра 4, а в разряде десятков 0

(Фронтальная проверка)

Задание:(самостоятельно)

Сравните числа, используя граф отношения больше (1 вариант), отношения меньше (2 вариант).


Этап №5

Самостоятельная работа

-Итак, мы с вами увидели, что астрология – наука о звёздах и планетах очень интересна. А какую взаимосвязь между предметами вы увидели? (с математикой).

-Какой вывод? (математика необходима для дальнейшего изучения различных наук)

-Вы внимательно слушали, что рассказывали на уроке, и давайте проверим это при помощи теста.

Тест: (в паре- тройке)


Этап №6

Итоговый контроль. Рефлексия

В конце работы с тестом каждая группа вывешивает на доску звёздочку,

если за тест «5»- жёлтая,

«4»- красная,

«3»- синяя.

- Посмотрите, какое звёздное небо получилось у нас с вами. И сколько новых звёзд, с которыми нам необходимо познакомиться. Ничего страшного, что они у нас все разные, так как мы с вами много ещё не знаем и нам необходимо, понаблюдать и почитать. Вы все сегодня работали очень хорошо.

Этап №7

Информация о домашнем задании

И я надеюсь, что на следующий урок вы принесёте свои наблюдения за звёздным небом и расскажите нам. ( Выдаются мини-книжечки «Что я видел…»).


Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя

Шабалина Наталья Николаевна

Школа

6

Предмет, класс

начальные классы, 3 «Б»

Тема урока,


урока по теме

Окружающий мир: Солнечная система

Математика: Числа от 100 до 1000 (закрепление)

3

Тип урока

комбинированный: получение-закрепление знаний

Вид урока

интегрированный урок

Актуальность использования ИКТ


Цель урока

Математика: выявить умение учащихся записывать, читать, сравнивать трёхзначные числа.

Окружающий мир: создать условия для формирования необходимой базы знаний.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

*закреплять умение читать и записывать числа от 100 до 1000.

*закрепить представление о планетах как составляющих Солнечной системы




* развивать умение наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения, умение самостоятельно находить решение.

* формировать эмоционально-ценностное отношение к природе, окружающему миру, интерес к изучению математики.

Вид используемых на уроке ИКТ

CD-ROM (презентация, тестовая работа)

Необходимое аппаратное обеспечение

компьютеры, проектор

Образовательные ресурсы Интернет


-

Межпредметные связи

окружающий мир и математика



Организационная структура урока


Этап №1:

Мобилизующий

Цель:

настроить учащихся на работу в процессе урока

Длительность этапа:

1 минута

Основной вид деятельности средствами ИКТ

-

Форма организации деятельности учащихся


Функции преподавателя на данном этапе

настрой учащихся ан работу

Основные виды деятельности учащихся

-

Промежуточный контроль

-

Этап №2:


Формулирование цели и темы урока

Этап подготовки к активному усвоению знаний

Цель:

-определение темы, цели урока

Длительность этапа:

5 минут

Основной вид деятельности средствами ИКТ

презентация

Форма организации деятельности учащихся


Функции преподавателя на данном этапе

наблюдение


Основные виды деятельности учащихся

слушание сверстников,

определение темы, целей урока

Промежуточный контроль


Этап №3:


Формирование новых знаний и умений


Закрепление полученных знаний

Цель:

-познакомить учащихся с элементами Солнечной системы

-формировать умения читать, записывать, сравнивать трёхзначные числа

Длительность этапа:

10 минут

Основной вид деятельности средствами ИКТ

презентация

Форма организации деятельности учащихся

Работа в паре,

работа в группе

Функции преподавателя на данном этапе

пояснение,

контроль

Основные виды деятельности учащихся

построение геометрического рисунка,

анализ и решение задачи,

самостоятельная работа

Промежуточный контроль


Этап №4

Закрепление изученного материала.


Цель:



Длительность этапа:

10 минут

Основной вид деятельности средствами ИКТ

-

Форма организации деятельности учащихся

фронтальная работа,

работа в группах

Функции преподавателя на данном этапе

инструктаж,

контроль

Основные виды деятельности учащихся

Запись чисел по прочтённой разрядной характеристике

Сравнение чисел при помощи графа

Промежуточный контроль


Этап №5

Самостоятельная работа

Цель:

создать условия для выявления уровня закрепления материала

Длительность этапа:

9 минут

Основной вид деятельности средствами ИКТ

тестовая работа

Форма организации деятельности учащихся

самостоятельная работа в паре

Функции преподавателя на данном этапе

инструктаж;

наблюдение

Основные виды деятельности учащихся

самостоятельная работа по тесту

Промежуточный контроль


Этап №6

Итоговый контроль. Рефлексия

Цель:

-создать условия для дальнейшего самостоятельного более углублённого изучения данного материла

Длительность этапа:

7 минут

Основной вид деятельности средствами ИКТ

-

Форма организации деятельности учащихся

оценивание своей работы и работы учащихся

Функции преподавателя на данном этапе

пояснение

Промежуточный контроль

-

Этап №7

Информация о домашнем задании

Цель:

создать условия для запоминания полученных знаний и применения их на практике

Длительность этапа:

3 минуты

Основной вид деятельности средствами ИКТ

-

Форма организации деятельности учащихся

слушание

Функции преподавателя на данном этапе

объяснение

Промежуточный контроль



Слайд 1
Солнечная система Плутон Уран Солнце Нептун Меркурий Юпитер Марс Венера Земля Сатурн
Слайд 2
Меркурий Эта планета ближе всех к солнцу. Солнце с Меркурия кажется огромным. Раза в три больше, чем с Земли. Меркурий – планета маленькая. Он в 20 раз меньше земли. Это безжизненный каменный шар с горами, глубокими оврагами и голыми, унылыми камнями. На планете нет воздуха и воды. За год Меркурий успевает обежать Солнце 4 раза, потому что его путь вокруг Солнца, его орбита, меньше, чем у других планет. День на Меркурии длится 90 дней – три месяца. За такой длинный день Солнце очень сильно разогревает поверхность планеты – до +400 градусов. Жара стоит нестерпимая. Потом на 90 дней наступает чёрная, непроглядная ночь. Страшный холод, мороз -150 градусов. Целый год пройдёт на Земле, а на Меркурии только два дня и две ночи. Эту планету трудно увидеть на небе, потому что она скрывается в лучах Солнца. Лишь изредка вечером, сразу после захода Солнца, на несколько
Слайд 3
Венера Венера — это не звезда, а планета, так же, как наша Земля. Венера — вторая от Солнца. Она ближе к Солнцу, чем Земля. Горячие солнечные лучи очень сильно раскаляют поверхность Венеры до + 500 градусов. В таком пекле не может жить ни одно существо. На Венере нет ни лесов, ни морей. Воздух на этой планете ужасно ядовитый и тяжелый. Он давит своей тяжестью так же сильно, как на нас давил бы слой воды толщиной в 1000 метров. На Венере свистят и завывают ураганы, носятся тучи поднятой ветром пыли, тянутся каменистые пустыни. Над ней так много облаков, что она кажется укутанной в белую вату. Сквозь плотные облака не пробивается свет Солнца, поэтому на планете вечная ночь. По величине Венера примерно такая же, как наша Земля. Она ближе к Солнцу и успевает облететь вокруг Солнца всего за
Слайд 4
Земля Земля — третья планета Солнечной системы. Наша планета не просто движется, а мчится космическом пространстве быстрее любой ракеты. И хотя летит она очень быстро, за 365 дней успевает облететь вокруг Солнца только один раз. Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси, подставляя Солнцу то одну сторону, то другую. Пока она повернется один раз вокруг свое оси, пройдет 24 часа. Когда космонавты глядят из космоса на нашу планету, она им кажется светящимся шаром прекрасного голубого цвета. То, что Земля круглая, люди догадывались уж в старину. Сначала они думали, что Земля — круглый блин и можно дойти до его края. Но ни один смельчак так и не дошел до края Земли. И вот морякпутешественник Магеллан на пяти кораблях решил объехать Землю. 3 года плыли корабли все вперед и вперед, не меняя направления и сверяя свой путь по звездам.
Слайд 5
Марс Марс- четвёртая планета Солнечной системы, он близкий сосед Земли. Долгое время люли думали, что на Марсе есть жизнь: издали эта планета очень похожа на Землю. Как и на Земле, на Марсе бывают дни и ночи. А также зима. Весна, лето и осень. Каждое из этих времён года в два раза длиннее, чем на Земле, так, как год на Марсе равен почти двум земным годам, ведь Марс дальше от Солнца, и ему нужно больше времени, чтобы облететь вокруг Солнца, поэтому зима там суровее, а лето холоднее. Самая высокая температура днём на Марсе + 15, а ночью-100 градусов мороза. Днём небо кажется нежно-розовым. Такой цвет ему придаёт марсианская пыль, освещённая Солнцем. Марс светит красноватым светом, за это древние люди дали ему имя бога войны. Воздух на Марсе состоит из газа, которым не могут дышать люди. Там нет газа и воды. Поэтому и нет жизни.
Слайд 6
Юпитер Пятая и самая большая планета нашей Солнечной системы — Юпитер. Это планетагигант. Она в десять раз больше Земли. Медленно и величаво перемещается яркий Юпитер вокруг Солнца. 144 месяца пройдет на Земле, а Юпитер облетит наше светило вокруг только один раз. Очень далеко он от Солнца, очень длинный путь приходится ему проходить. Юпитер так далеко от Солнца, что солнечные лучи совсем его не согревают. Это очень холодная планета. У Юпитера нет твердой поверхности, как у Земли, Венеры, Марса и Меркурия. Это огромный шар из плотных облаков пыли и газа. На Юпитере всегда бушуют ужасные бури и грозы, каких не бывает ни на Земле, ни на Венере. Это самая беспокойная и грозная планета. Воздух на Юпитере ядовит и непригоден для дыхания. Вокруг своей оси Юпитер крутится очень быстро, как волчок. Всего десять часов
Слайд 7
Сатурн Это шестая планета Солнечной системы. Сатурн, как и все планеты, совершает свой полет вокруг Солнца. Чтобы совершить один круг, Сатурну требуется ЗО земных лет. У Сатурна нет твердой поверхности, как у Земли, Венеры или Марса. Сатурн, как и Юпитер, это гигантский газовый шар, в 9 раз больше Земли. Очень далеко находится эта планета от Солнца, поэтому солнечное тепло не доходит до Сатурна. Там царит вечный холод, мороз до -1800. Как и все планеты, Сатурн поворачивается вокруг себя. Один оборот вокруг своей оси Сатурн совершает за 600 минут, а на Земле сутки длятся 24 часа. Но самое замечательное, что есть у Сатурна, — украшающие его кольца. Что же это за кольца украшения? Они, в самом деле, очень красивы, если их рассматривать через специальный прибор — телескоп.
Слайд 8
Уран Английский ученый В.Гершедь, наблюдая звезды в телескоп, заметил, что одна из них перёмещается. Он сделал вывод, что это планета, далекая, непознанная, загадочная. Оказалось, что ее расстояние до Солнца 2869 млн. км, почти в 20 раз больше, чем от Земли, и она совершает полный оборот за 84 года. Дальнейшие наблюдения показали, что Уран — особенная планета. В отличие от Земли и других планет, Уран, подобно Венере, вращается вокруг собственной оси, в сторону, противоположную вращению вокруг Солнца, да к тому же (это характерно только для Урана) вращается, как бы лежа на боку. Изучать Уран очень трудно даже в самые современные оптические приборы. Высокий уровень облачности Урана не дает четкого изображения деталей его поверхности. Находясь на периферии Солнечной системы,
Слайд 9
Нептун Одна из крупнейших планет Солнечной системы. Окружена плотной атмосферой. Облака вытянуты параллельно экватору планеты. Нептун сильно сжат и быстро вращается (период вращения около 16 часов). Названная в честь бога мо рей по древнеримской мифологии, планета вряд ли имеет какое отношение к морям и океанам. Ее диаметр свыше 50000 км, она так удалена от Солнца, что диск ее с трудом просматривается в самые сильные телескопы. Нептун виден как звездочка. Планета получает мало теплоты и света от Солнца (меньше, чем Земля в 900 раз). Температура на поверхности -200—220. Но все же вода на Нептуне есть, прямыми наблюдениями ее нельзя обнаружить, но расчеты показывают, что под газожидкой водородно-гелиевой оболочкой Нептуна скрыто
Слайд 10
Плутон Планета находится в 40 раз дальше от Солнца, чем Земля, по размерам она меньше Луны. Но у этой маленькой планеты большие проблемы. Плутон открыт сравнительно недавно, в 1930 году. Орбита Плутона имеет наибольший из всех планет наклон. При своем движении вокруг Солнца Плутон пересекает орбиту восьмой планеты — Нептуна и оказывается на некоторое время ближе к Солнцу, чем к Нептуну. В 1978 году был открыт спутник планеты — Харон, который отстоит от Плутона на 17000 км и обращается вокруг него в плоскости его экватора с периодом, равным периоду обращения (который длится примерно 247 лет) Плутона вокруг собственной оси. Обе планеты, таким образом, повернуты друг к другу одной и той же стороной, и Харон
Слайд 1
Первое путешествие к звёздам Интегрированный урок окружающего мира и математики
Слайд 2
Слайд 3
Солнечная система
Слайд 4
Слайд 5
Первые воздухоплаватели Оказывается, это были петухи баран. Убедившись, что полёт в воздухе не грозит опасностью живым существам, стали летать и люди. Первый полёт людей длился 25 минут. Но мы с вами живём в 21 веке, поэтому техника совершенствуется и человек совершает путешествия в космос на более современной технике.
Слайд 6

Полный текст материала Конспект интегрированного урока по математике и окружающему миру для 3 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шабалина Наталья Николаевна  44443951
20.01.2010 1 12174 3051

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК