Слайд 1
Малахова Светлана Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ Гимназия № 13
Нижний Новгород
Малахова Светлана Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ Гимназия № 13
Нижний Новгород
Дидактическая структура урока |
Методическая подструктура урока Учитель Малахова С. В. 3 «Б» класс (математика) |
Признаки решения дидактических задач |
||||
Методы обучения |
Форма деятельности |
Методические приемы и их содержание |
Средства обучения |
Способы организации деятельности |
||
I Организация класса с постановкой темы урока |
словесный, метод мотивации учебной деятельности |
Чтение стихотворения учащимся, беседа |
Игровой прием |
Образные представления, мультимедийная презентация |
фронтальный |
Активация знаний о видах треугольников: выявление знакомых и неизвестных видов треугольников |
II Актуализация знаний Чистописание создание проблемной ситуации поиск решения
|
Наглядный, словесный, познавательный
|
Самостоятельная работа в тетради
Просмотр задания на доске, беседа, самостоятельная работа |
Игровой прием: составь число с прописыванием цифры 3
Прием решения задач на кратное и разностное сравнение чисел с цифрой 3 |
Рабочая тетрадь, ручка, доска, мел тетрадь, ручка,
работа со схемами на доске |
Фронтальный
Фронтальный и групповой опрос |
Мотивация учебной деятельности
Активация математических понятий о решении задач на кратное и разностное сравнение, правил решения таких задач |
III Сообщение темы урока в связи с решением нового задания по теме урока Постановка проблемы Поиск решения. Организация наблюдения Открытие нового вида треугольника и повторение известных ранее видов треугольников Обобщение |
Проблемный Словесный практический |
Анализ данных задачи, дискуссия |
Приемы создания проблемной ситуации и ее решения |
Мультимедийная презентация Работы у доски, мел Работа в тетради самостоятельно |
Фронтальный и групповой опрос у доски |
Целевая установка |
IV Работа над новым материалом в учебнике Работа над текстом задания на интерактивной доске и в учебнике
2) Работа с различными видами треугольников в листе (у каждого ребенка)
А) Распознавание остроугольных треугольников в сравнении с двумя другими видами треугольников
Б) выделение острых углов у треугольников трех видов В) чтение латинских букв, название углов и треугольников, их обозначение на чертеже
4) Дифференцированное задание и творческое задание в паре ( на линованной или клетчатой бумаге)
5) упражнение связанное с длинами сторон треугольника
6) физкультминутка с последующей мотивацией к деятельности
5) закрепление по теме: « Виды треугольников. Остроугольные треугольники»
6) Дидактическая игра «Найди остроугольный треугольник среди других треугольников»
7) Итоги практичекой работы с треугольниками
8)практическое применение различных видов углов в повседневной жизни (строительство, продукты питания, организация жизни в доме) |
информационно-рецептивный
объяснительно-иллюстративный
практический
практический
метод фронтальной организации учащихся
практический, метод контроля, самоконтроля, взаимоконтроля
Каждый ребенок чертит свой остроугольный треугольник, даёт ему название, выделяет все острые углы
Индивидуальное и групповое выполнение задания с методом контроля
частично-поисковый, практический
метод взаимоконтроля
Наглядный Практический Словесный проблемный
познавательный |
Чтение правила в учебнике об остроугольном треугольнике, ответы на вопросы задания учебника
Чтение детьми чертежа и нахождение различных видов треугольников, выделение остроугольных треугольников
Чтение, разбор упражнения, наблюдение за треугольниками
Учитель объясняет разноуровневое и творческое задания, учащиеся его выполняют
Учащиеся выполняют задание на листе
Ребенок у доски проводит, читая наизусть слова физкультминутки
Дети у доски и у интерактивной доски выполняют задания учебника на индивидуальном листе, знакомят учащихся с результатами |
Прием наблюдения и сравнение углов с помощью измерения углов треугольника транспортиром и прямоугольным треугольником
Приемы работы с тетрадью на печатной основе
Игровой прием здоровьесбережения учащихся
Прием работы с памяткой на интерактивной доске «Как определить и доказать вид треугольника», прием перефразирования правила с помощью знаков интеллектуальных способностей, прием познавательной активности через творческое задание
Игровой прием
Прием наблюдения и обобщения
|
Учебник Лист с чертежом различных видов треугольников
Рабочая тетрадь, Лист с различными треугольниками, ручка, цветные карандаши трех цветов, транспортир, прямоугольный треугольник, мультимедийная доска
Мультимедийная презентация, карточки на магтнитах с длинами сторон треугольника у доски, лист с заданием у каждого ребенка, ручка
Мультимедийная презентация, работа с интерактивной доской, работа у доски с чертежом треугольников различного вила
Индивидуальные листы, ручка, три цветных карандаша
Мультимедийная презентация, интерактивная доска и работа у доски, в индивидуальных листах
Тестовые листы, ручка |
Фронтальный, индивидуальный групповой
фронтальный Групповой индивидуальный
Индивидуальный, фронтальный, групповой
Групповая работа детей у интерактивной доски, индивидуальная работа в листе каждого учащегося в сочетании с фронтальной проверкой и взаимопроверка в паре
Индивидуальный,
парный на местах,
Индивидуальная работа со взаимопроверкой, групповая работа у доски и интерактивной доски
Индивидуальный Групповой метод у доски и интерактивной доски, парная работа на местах
Фронтальный, индивидуальный Групповой и парный
фронтальный
Парный |
Формирование понятия « остроугольный треугольник с тремя острыми углами»
Формировать умение распознавать остроугольные треугольники, используя транспортир или прямоугольный треугольник на интерактивоной доске и на плакате у доски Формирование умения выделять острые углы на интерактивной доске с помощью инструментов, применение нового понятия в практической работе
Формирование умения чертить и выделять углы, доказывать, что все они острые двумя способами (с помощью транспортира или прямоугольного треугольника)
Повторение понятия порядок возрастания, разложение длины стороны на дм, см и мм, сравнение длин
Применения понятия « остроугольный треугольник» при выполнении практических задач
Применения понятий «тупоугольные, прямоугольные и остроугольные треугольники» в практической деятельности
Активация новых знаний |
V Рефлексия
|
познавательно-рефлексивный |
|
Прием устной рефлексии |
Цветные листочки, ручка |
фронтальный |
|
VI Итог урока
|
словесный |
беседа |
|
|
фронтальный |
Активация необходимых знаний о треугольниках и инструментах |
Дифференцированное домашнее задание
|
Словесный, наглядный |
Учитель объясняет выполнение домашнего задания |
Прием свободы выбора задания |
Мультимедийная презентация, дневники, ручки |
фронтальный |
|
Выставление оценок
|
словесный |
Учитель выставляет и комментирует задания |
Анализа работы учащихся |
Журнал, ручка, дневники |
|
|
Технологическая карта урока математики
3 класс по программе «Перспективная начальная школа» по учебнику А. Л. Чекина 2 четверть
учитель: Малахова С. В. 3 класс «Б» 19 декабря 2013 г.
Тема |
Виды треугольников. Остроугольные треугольники |
Цель темы |
Рассмотреть прямые, тупые и острые углы в треугольнике, научить манипуляциям с транспортиром и прямоугольным треугольником, развивать навыки измерения и сравнения углов, познакомить с понятием «остроугольный треугольник» |
Основное содержание темы, термины и понятия |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Планируемый результат: выделять среди треугольников остроугольные треугольники, доказывать наличие трех острых углов у треугольника, уметь чертить остроугольные треугольники |
|
Предметные умения, УУД
Организация пространства: |
Личностные УУД: помогать и проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам Познавательные УУД: выделять существенные признаки и формулировать правило, выполнять задания на основе схем, проводить сравнение и классификацию треугольников и углов, строить высказывания по предложенному плану, строить логическую цепь рассуждений Регулятивные УУД: ориентировать на проверку правильности выполнения задания с помощью инструментов (транспортира и прямоугольного треугольника) Коммуникативные УУД: учиться взаимодействовать с соседом по парте и в группе, выполнять взаимопроверку работа индивидуальная на листе и в клетчатой тетради, работа на доске с плакатами (заданий), с интерактивной доской и мультимедийной презентацией |
I этап. Мотивация к деятельности |
|||
Цель – узнать новое и научится применять на практике |
Проблемная ситуация. Выделить существенные различия остроугольного треугольника от других видов треугольников |
||
II этап. Учебно-познавательная деятельность |
|||
Последовательность изучения |
Чистописание Устный счет Работа с учебником (геометрический материал) физкультминутка Применение знаний геометрических на практике Обобщение практического материала |
Диагностическое задание Выведение правила об остроугольном треугольнике, Черчение собственного остроугольного треугольника |
|
|
|||
Цель – видеть остроугольные треугольники в окружающих предметах, доказывать наличие у таких треугольников трех острых углов |
|
|
|
|
|||
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность |
|||
Цель – практическое применение знания о видах треугольников |
Репродуктивное задание проговорить правило Импровизационное задание начертить остроугольный треугольник, назвать применение остроугольных треугольников в повседневной жизни Эвристическое задание выявить зависимость названия треугольников от третьего угла Самоорганизация в деятельности уметь найти задания на индивидуальном листе, выполнить их правильно, проверить, используя работу товарищей и устные ответы других учеников у доски и чертежи при работе с интерактивной доской |
||
VI этап. Контроль и оценка результатов деятельности. Проверка тетради и индивидуальных листов, за работу на уроке и у доски |
|||
Формы контроля; контрольное задание. |
Оценка результатов деятельности |
||
Взаимопроверка, самопроверка, проверка учителем тетради и индивидуального листа ребенка, оценивание устных ответов и практической работы у доски |
Самооценка с использованием цвета (синего, красного и зеленого) и настроения в течения урока |
Оценка присутствующего (у партнера по парте) |
Конспект урока:
Этапы урока, время |
Содержание учебного материала |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя и учащихся |
Планируемые результаты |
1. Орг момент. 2 мин |
Какова тема нашего урока? Какие виды треугольников изучали на предыдущем уроке? (прямоугольные и тупоугольные ) Какой вид треугольников будем изучать на этом уроке? (остроугольные треугольники) |
словесный метод (беседа) мотивации учебной деятельности |
Фронтальный способ организации деятельности |
Активизация знаний о видах треугольников |
2.Чистописание 4 мин |
Почему для чистописания я предлагаю цифру 3? (У треугольников 3 стороны, 3 угла, 3 вершины. 3 вида треугольников) Пропишите цифру 3 пять раз подряд, не пропуская клетки. Какое число получилось? 33333 3<33 во сколько раз следующее число больше предыдущего ( 33 : 3 = 11 раз) 333 < 3333 на сколько меньше по следующее число предыдущего ( на 3000)
|
Игровой прием: составь число с прописыванием цифры 3
Прием решения задач на кратное и разностное сравнение чисел с цифрой 3 |
Фронтальный опрос и групповая работа у доски, индивидуальная работа на листе |
Активизация математических понятий для решения задач на кратное и разностное сравнение, правил реше-ния таких задач |
3. Устный счёт 4 мин |
Что можно сказать о значениях этих выражений (8 + 8 + 8) * 5 8* 5 * 3 4 * 2 * 5 * 3 Все значения выражений равны: 8 * 3 * 5 = 8 * 5 * 3 = 4 * 10 *3 = = 12 * 10=120
|
Приемы создания проблемной ситуации и ее решения |
Фронтальный опрос и групповая работа у доски, индивидуальная работа на листе |
Активизация свойства группировки множителей, применение сочетательного свойства умножения |
4. Гимнастика для ума (связана с темой урока) 3 мин |
А) Настя, Даниил и Саша чертили треугольники. Настя начертили не прямоугольный и не остроугольный треугольник, а Даниил не прямоугольный треугольник. Кто и какой треугольник начертил? Настя не прямоугольный и не остроугольный, значит тупоугольный треугольник. Даниил не прямоугольный и не тупоугольный, значит остроугольный треугольник. Саша начертил прямоугольный. |
Прием рассуждений
|
Фронтальный опрос и групповая работа у доски, индивидуальная работа на листе |
Построение логических рассуждений, применение метода исключения |
5. Работа по учебнику 6 мин |
Б) Выбери номер треугольника из учебника №432 стр. 130 (индивидуально) Настя начертила тупоугольный треугольник под №2 или №5 Даниил начертил остроугольный треугольник под №4 и №6 Саша начертил прямоугольный треугольник под №1, №3 - Используй транспортир или линейку с прямым углом В) Назови треугольники, используя буквы и глядя на доску: (в паре) Настя начертила тупоугольный треугольник DON или BCO Даниил начертил остроугольный треугольник MEP или MAE или PTS Саша начертил прямоугольный треугольник ABC Г) покажи острые углы в треугольниках: сколько их? Д) начерти в тетради треугольник, у которого все углы острые. Такие треугольники называются остроугольными треугольниками.
|
Прием наблюдения и сравнение углов с помощью измерения углов треугольника транспортиром и прямоугольным треугольником
Практическая работа |
Фронтальный опрос и групповая работа у доски, индивидуальная работа на листе |
Умение практического применение транспортира, прямоугольного треугольника, чтение названия треугольников и их углов |
Логическое задание (по теме урока) 3 мин |
Расположи длины треугольников в порядке возрастания: ( в паре) 213 мм ; 4 дм 31 мм ; 14 см 2 мм ; 3 дм 2см 4мм Взаимопроверка ( в паре) Проверь себя: (на доске ответ) 14 см 2 мм ; 213 мм ; 3 дм 2см 4мм; 4 дм 31 мм
|
Частично- поисковый метод |
Фронтальный опрос и групповая работа у доски, индивидуальная работа на листе |
Умение устанавливать соотношения между дм, см и мм и располагать величины в порядке возрастания |
Физкультминутка 2 мин |
Раз – согнуться, разогнуться. Два – нагнуться, потянуться. Три – в ладоши три хлопка. Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять, шесть – тихо сесть. Семь, восемь – лень отбросим. Слушайте,
запоминайте, Все,
ребята, подмечайте, |
Игровой прием здоровьесбережения учащихся
|
Ученица ведет физкультминутку с классом |
|
Работа с учебником 8 мин |
Как называется такой треугольник? стр. 130 №433 (прямоугольным) Сколько у него углов? Какие это углы? (2 острых угла и 1 прямоугольный угол) Стр. 131 № 434 сколько углов и какие углы в треугольнике? Почему этот треугольник тупоугольный? (есть угол > 90 тупой) Сколько острых углов в тупоугольном треугольнике? (2 острых угла) Стр. 131 № 435 сколько острых углов в остроугольном треугольнике?
|
Прием наблюдения и обобщения Практический метод |
Фронтальный опрос и групповая работа у доски, индивидуальная работа на листе |
Умение работать с интерактивной доской, транспортиром и прямоугольным треугольником |
Закрепление изученного материала: 4 мин |
От чего зависит название треугольника? От третьего угла: Тупоугольный треугольник – 2 острых угла и 1 тупой угол Прямоугольный треугольник – 2 острых угла и 1 прямой угол Остроугольный треугольник – все углы острые |
Прием работы с памяткой на интерактивной доске «Как определить и доказать вид треугольника», прием перефразирования правила с помощью знаков и слов, прием познавательной активности через творческое задание |
Фронтальный опрос |
Умение обобщать практические наблюдения о видах треугольников |
Диагностическое задание 3 мин |
Можно ли построить треугольник, у которого только один острый угол? (нет) Я
острый - начертить хочу, сейчас возьму
и начерчу. |
Практический метод Игровой прием (чтение стихотворения) |
Фронтальный опрос и групповая работа у доски, индивидуальная работа на листе |
Умение чертить аккуратно геометрическую фигуру с заданными параметрами (острыми углами) |
Подведение итогов урока: 2 мин |
В нашей жизни встречаются остроугольные треугольники. Назовите предметы, похожие на остроугольный треугольник. ( Пирамида, окна, звезда, стол, фронтовое письмо, тарелка, полки для цветов, кустарник постриженный, муз. инструмент) |
Анализ изображений предметов разнообразных видов треугольников |
Фронтальный опрос с использованием презентации |
Умение видеть остроугольные треугольники в окружающем мире |
Объяснение дом задания 2 мин |
Домашнее задание: печатная тетрадь стр. 88 № 181, 182 |
Беседа |
|
|
Рефлексия 2 мин |
Что понравилось? (решать логические задания, измерять углы, чертить свой остроугольный треугольник, называть предметы похожие на остроугольные треугольники) Чем занимались на уроке? (выделяли углы, называли треугольники и их вид, отвечали у доски правила)
|
|
Фронтальный опрос |
Умение подвести итоги наблюдения |
Список использованных источников:
1. Чекин А.Л. Математика 3 кл.: Учебник. В 2 ч. / А.Л. Чекин; под ред. Р.Г. Чураковой. -
М.: Академкнига/Учебник, 2012 г. – Ч. 1. – 160 с.
2. Афонина А.В. Поурочные разработки по математике: 3 кл. / А.В. Афонина,
Е.Е. Ипатова. М.: ВАКО, 2012. - 288 с.
3. Чекин А.Л. Математика 3 кл.: Методическое пособие. / А.Л. Чекин;
под ред. Р.Г. Чураковой. - М.: Академкнига/Учебник, 2012 г. – 240 с.
Автор: Малахова Светлана Владимировна
→ cherrytree 06.01.2014 0 6311 852 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.