Математика 3 кл. Остроугольные треугольники.



Малахова Светлана Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ Гимназия № 13

Нижний Новгород







Дидактическая

структура

урока

Методическая подструктура урока

Учитель Малахова С. В. 3 «Б» класс (математика)

Признаки

решения

дидактических

задач

Методы

обучения

Форма

деятельности

Методические

приемы и их

содержание

Средства

обучения

Способы

организации

деятельности

 I Организация класса с постановкой темы урока

 словесный, метод мотивации учебной деятельности

 Чтение стихотворения учащимся, беседа

Игровой прием

 Образные представления, мультимедийная презентация

 фронтальный

 Активация знаний о видах треугольников: выявление знакомых и неизвестных видов треугольников

II Актуализация знаний

  1. Чистописание

  2. создание проблемной ситуации

  3. поиск решения




Наглядный,

словесный,

познавательный


Самостоятельная работа в тетради


Просмотр задания на доске, беседа, самостоятельная работа

Игровой прием: составь число с прописыванием цифры 3


Прием решения задач на кратное и разностное сравнение чисел с цифрой 3

Рабочая тетрадь, ручка, доска, мел

тетрадь, ручка,


работа со схемами на доске

Фронтальный





Фронтальный и групповой опрос

Мотивация учебной деятельности



Активация математических понятий о решении задач на кратное и разностное сравнение, правил решения таких задач

III Сообщение темы урока в связи с решением нового задания по теме урока

  1. Постановка проблемы

  2. Поиск решения. Организация наблюдения

  3. Открытие нового вида треугольника и повторение известных ранее видов треугольников

  4. Обобщение

Проблемный

Словесный

практический

Анализ данных задачи, дискуссия

Приемы создания проблемной ситуации и ее решения

Мультимедийная презентация

Работы у доски, мел

Работа в тетради самостоятельно

Фронтальный и групповой опрос у доски

Целевая установка

IV Работа над новым материалом в учебнике

  1. Работа над текстом задания на интерактивной доске и в учебнике



2) Работа с различными видами треугольников в листе (у каждого ребенка)


А) Распознавание остроугольных треугольников в сравнении с двумя другими видами треугольников


Б) выделение острых углов у треугольников трех видов

В) чтение латинских букв, название углов и треугольников, их обозначение на чертеже







4) Дифференцированное задание и творческое задание в паре ( на линованной или клетчатой бумаге)








5) упражнение связанное с длинами сторон треугольника







6) физкультминутка с последующей мотивацией к деятельности


5) закрепление по теме:

« Виды треугольников. Остроугольные треугольники»










6) Дидактическая игра «Найди остроугольный треугольник среди других треугольников»







7) Итоги практичекой работы с треугольниками





8)практическое применение различных видов углов в повседневной жизни (строительство, продукты питания, организация жизни в доме)

информационно-рецептивный


объяснительно-иллюстративный


практический





практический







метод фронтальной организации учащихся


практический, метод контроля, самоконтроля, взаимоконтроля


Каждый ребенок чертит свой остроугольный треугольник, даёт ему название, выделяет все острые углы




Индивидуальное и групповое выполнение задания с

методом контроля








частично-поисковый, практический










метод взаимоконтроля








Наглядный

Практический

Словесный проблемный



познавательный

Чтение правила в учебнике об остроугольном треугольнике, ответы на вопросы задания учебника





Чтение детьми чертежа и нахождение различных видов треугольников, выделение остроугольных треугольников


Чтение, разбор упражнения, наблюдение за треугольниками





Учитель объясняет разноуровневое и творческое задания, учащиеся его выполняют





Учащиеся выполняют задание на листе






Ребенок у доски проводит, читая наизусть слова физкультминутки


Дети у доски и у интерактивной доски выполняют задания учебника на индивидуальном листе, знакомят учащихся с результатами

Прием наблюдения и сравнение углов с помощью измерения углов треугольника транспортиром и прямоугольным треугольником



Приемы работы с тетрадью на печатной основе



































Игровой прием здоровьесбережения учащихся



Прием работы с памяткой на интерактивной доске «Как определить и доказать вид треугольника», прием перефразирования правила с помощью знаков интеллектуальных способностей, прием познавательной активности через творческое задание





Игровой прием






Прием наблюдения и обобщения




Учебник

Лист с чертежом различных видов треугольников



Рабочая тетрадь,

Лист с различными треугольниками, ручка, цветные карандаши трех цветов, транспортир, прямоугольный треугольник, мультимедийная доска






















Мультимедийная презентация, карточки на магтнитах с длинами сторон треугольника у доски, лист с заданием у каждого ребенка, ручка



Мультимедийная презентация, работа с интерактивной доской, работа у доски с чертежом треугольников различного вила






Индивидуальные листы, ручка, три цветных карандаша





Мультимедийная презентация, интерактивная доска и работа у доски, в индивидуальных листах






Тестовые листы, ручка

Фронтальный,

индивидуальный

групповой




фронтальный

Групповой

индивидуальный




Индивидуальный, фронтальный, групповой





Групповая работа детей у интерактивной доски, индивидуальная работа в листе каждого учащегося в сочетании с

фронтальной проверкой и взаимопроверка в паре








Индивидуальный, парный на местах,
групповой метод у доски и групповой метод при работе с интерактивной доской






Индивидуальная работа со взаимопроверкой, групповая работа у доски и интерактивной доски






Индивидуальный

Групповой метод у доски и интерактивной доски, парная работа на местах



Фронтальный, индивидуальный

Групповой и парный



фронтальный




Парный

Формирование понятия « остроугольный треугольник с тремя острыми углами»


Формировать умение распознавать остроугольные треугольники, используя транспортир или прямоугольный треугольник на интерактивоной доске и на плакате у доски

Формирование умения выделять острые углы на интерактивной доске с помощью инструментов, применение нового понятия в практической работе








Формирование умения чертить и выделять углы, доказывать, что все они острые двумя способами (с помощью транспортира или прямоугольного треугольника)




Повторение понятия порядок возрастания, разложение длины стороны на дм, см и мм, сравнение длин








Применения понятия « остроугольный треугольник» при выполнении практических задач


Применения понятий «тупоугольные, прямоугольные и остроугольные треугольники» в практической деятельности


Активация новых знаний


V Рефлексия


познавательно-рефлексивный


Прием устной рефлексии

Цветные листочки, ручка

фронтальный



VI Итог урока



словесный


беседа




фронтальный

Активация необходимых знаний о треугольниках и инструментах


Дифференцированное домашнее задание



Словесный, наглядный


Учитель объясняет выполнение домашнего задания


Прием свободы выбора задания


Мультимедийная презентация, дневники, ручки


фронтальный



Выставление оценок



словесный


Учитель выставляет и комментирует задания


Анализа работы учащихся


Журнал, ручка, дневники

















Технологическая карта урока математики

3 класс по программе «Перспективная начальная школа» по учебнику А. Л. Чекина 2 четверть

учитель: Малахова С. В. 3 класс «Б» 19 декабря 2013 г.



Тема

Виды треугольников. Остроугольные треугольники

Цель темы

Рассмотреть прямые, тупые и острые углы в треугольнике, научить манипуляциям с транспортиром и прямоугольным треугольником, развивать навыки измерения и сравнения углов, познакомить с понятием «остроугольный треугольник»

Основное содержание темы, термины и понятия

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Планируемый результат: выделять среди треугольников остроугольные треугольники, доказывать наличие трех острых углов у треугольника, уметь чертить остроугольные треугольники

Предметные умения, УУД





















Организация пространства:

Личностные УУД: помогать и проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам

Познавательные УУД: выделять существенные признаки и формулировать правило, выполнять задания на основе схем, проводить сравнение и классификацию треугольников и углов, строить высказывания по предложенному плану, строить логическую цепь рассуждений

Регулятивные УУД: ориентировать на проверку правильности выполнения задания с помощью инструментов (транспортира и прямоугольного треугольника)

Коммуникативные УУД: учиться взаимодействовать с соседом по парте и в группе, выполнять взаимопроверку

работа индивидуальная на листе и в клетчатой тетради, работа на доске с плакатами (заданий), с интерактивной доской и мультимедийной презентацией

I этап. Мотивация к деятельности

Цель – узнать новое и научится применять на практике

Проблемная ситуация. Выделить существенные различия остроугольного треугольника от других видов треугольников

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Последовательность изучения

Чистописание

Устный счет

Работа с учебником (геометрический материал)

физкультминутка

Применение знаний геометрических на практике

Обобщение практического материала

Диагностическое задание

Выведение правила об остроугольном треугольнике,

Черчение собственного остроугольного треугольника


Цель – видеть остроугольные треугольники в окружающих предметах, доказывать наличие у таких треугольников трех острых углов




III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель – практическое применение знания о видах треугольников

Репродуктивное задание проговорить правило

Импровизационное задание начертить остроугольный треугольник, назвать применение остроугольных треугольников в повседневной жизни

Эвристическое задание выявить зависимость названия треугольников от третьего угла

Самоорганизация в деятельности уметь найти задания на индивидуальном листе, выполнить их правильно, проверить, используя работу товарищей и устные ответы других учеников у доски и чертежи при работе с интерактивной доской

VI этап. Контроль и оценка результатов деятельности.

Проверка тетради и индивидуальных листов, за работу на уроке и у доски

Формы контроля; контрольное задание.

Оценка результатов деятельности

Взаимопроверка, самопроверка, проверка учителем тетради и индивидуального листа ребенка, оценивание устных ответов и практической работы у доски

Самооценка с использованием цвета (синего, красного и зеленого) и настроения в течения урока

Оценка присутствующего (у партнера по парте)

































Конспект урока:



Этапы урока, время

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

Деятельность учителя и учащихся

Планируемые результаты

1. Орг момент.

2 мин

Какова тема нашего урока? Какие виды треугольников изучали на предыдущем уроке? (прямоугольные и тупоугольные )

Какой вид треугольников будем изучать на этом уроке? (остроугольные треугольники)

словесный метод (беседа) мотивации учебной деятельности

Фронтальный способ организации деятельности

Активизация знаний о видах треугольников

2.Чистописание

4 мин

Почему для чистописания я предлагаю цифру 3? (У треугольников 3 стороны, 3 угла, 3 вершины. 3 вида треугольников)

Пропишите цифру 3 пять раз подряд, не пропуская клетки. Какое число получилось? 33333

3<33 во сколько раз следующее число больше предыдущего ( 33 : 3 = 11 раз)

333 < 3333 на сколько меньше по следующее число предыдущего ( на 3000)


Игровой прием: составь число с прописыванием цифры 3


Прием решения задач на кратное и разностное сравнение чисел с цифрой 3

Фронтальный опрос и групповая работа у доски, индивидуальная работа на листе

Активизация математических понятий для решения задач на кратное и разностное сравнение, правил реше-ния таких задач

3. Устный счёт

4 мин

Что можно сказать о значениях этих выражений

(8 + 8 + 8) * 5

8* 5 * 3

4 * 2 * 5 * 3

Все значения выражений равны:

8 * 3 * 5 = 8 * 5 * 3 = 4 * 10 *3 =

= 12 * 10=120


Приемы создания проблемной ситуации и ее решения

Фронтальный опрос и групповая работа у доски, индивидуальная работа на листе

Активизация свойства группировки множителей, применение сочетательного свойства умножения

4. Гимнастика для ума (связана с темой урока)

3 мин

А) Настя, Даниил и Саша чертили треугольники. Настя начертили не прямоугольный и не остроугольный треугольник, а Даниил не прямоугольный треугольник. Кто и какой треугольник начертил?

Настя не прямоугольный и не остроугольный, значит тупоугольный треугольник.

Даниил не прямоугольный и не тупоугольный, значит остроугольный треугольник. Саша начертил прямоугольный.

Прием рассуждений



Фронтальный опрос и групповая работа у доски, индивидуальная работа на листе

Построение логических рассуждений, применение метода исключения

5. Работа по учебнику

6 мин

Б) Выбери номер треугольника из учебника №432 стр. 130 (индивидуально)

Настя начертила тупоугольный треугольник под №2 или №5

Даниил начертил остроугольный треугольник под №4 и №6

Саша начертил прямоугольный треугольник под №1, №3

- Используй транспортир или линейку с прямым углом

В) Назови треугольники, используя буквы и глядя на доску: (в паре)

Настя начертила тупоугольный треугольник DON или BCO

Даниил начертил остроугольный треугольник MEP или MAE или PTS

Саша начертил прямоугольный треугольник ABC

Г) покажи острые углы в треугольниках: сколько их?

Д) начерти в тетради треугольник, у которого все углы острые.

Такие треугольники называются остроугольными треугольниками.


Прием наблюдения и сравнение углов с помощью измерения углов треугольника транспортиром и прямоугольным треугольником












Практическая работа

Фронтальный опрос и групповая работа у доски, индивидуальная работа на листе

Умение практического применение транспортира, прямоугольного треугольника, чтение названия треугольников и их углов

Логическое задание (по теме урока)

3 мин

Расположи длины треугольников в порядке возрастания: ( в паре)

213 мм ; 4 дм 31 мм ; 14 см 2 мм ; 3 дм 2см 4мм

Взаимопроверка ( в паре)

Проверь себя: (на доске ответ)

14 см 2 мм ; 213 мм ; 3 дм 2см 4мм; 4 дм 31 мм


Частично- поисковый метод

Фронтальный опрос и групповая работа у доски, индивидуальная работа на листе

Умение устанавливать соотношения между дм, см и мм и располагать величины в порядке возрастания

Физкультминутка

2 мин

Раз – согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим.

Слушайте, запоминайте,
На вопросы отвечайте.

Все, ребята, подмечайте,
Ничего не забывайте
.

Игровой прием здоровьесбережения учащихся


Ученица ведет физкультминутку с классом


Работа с учебником

8 мин

Как называется такой треугольник? стр. 130 №433 (прямоугольным)

Сколько у него углов? Какие это углы? (2 острых угла и 1 прямоугольный угол)

Стр. 131 № 434 сколько углов и какие углы в треугольнике?

Почему этот треугольник тупоугольный? (есть угол > 90 тупой)

Сколько острых углов в тупоугольном треугольнике? (2 острых угла)

Стр. 131 № 435 сколько острых углов в остроугольном треугольнике?


Прием наблюдения и обобщения

Практический метод

Фронтальный опрос и групповая работа у доски, индивидуальная работа на листе

Умение работать с интерактивной доской, транспортиром и прямоугольным треугольником

Закрепление изученного материала:

4 мин

От чего зависит название треугольника?

От третьего угла:

Тупоугольный треугольник – 2 острых угла и 1 тупой угол

Прямоугольный треугольник – 2 острых угла и 1 прямой угол

Остроугольный треугольник – все углы острые

Прием работы с памяткой на интерактивной доске «Как определить и доказать вид треугольника», прием перефразирования правила с помощью знаков и слов, прием познавательной активности через творческое задание

Фронтальный опрос

Умение обобщать практические наблюдения о видах треугольников

Диагностическое задание

3 мин

Можно ли построить треугольник, у которого только один острый угол? (нет)

Я острый - начертить хочу, сейчас возьму и начерчу.
Веду из точки две прямых, как будто два луча,
И видим острый угол мы, как остриё меча.

Практический метод

Игровой прием (чтение стихотворения)

Фронтальный опрос и групповая работа у доски, индивидуальная работа на листе

Умение чертить аккуратно геометрическую фигуру с заданными параметрами (острыми углами)

Подведение итогов урока:

2 мин

В нашей жизни встречаются остроугольные треугольники.

Назовите предметы, похожие на остроугольный треугольник.

( Пирамида, окна, звезда, стол, фронтовое письмо, тарелка, полки для цветов, кустарник постриженный, муз. инструмент)

Анализ изображений предметов разнообразных видов треугольников

Фронтальный опрос с использованием презентации

Умение видеть остроугольные треугольники в окружающем мире

Объяснение дом задания 2 мин

Домашнее задание: печатная тетрадь

стр. 88 № 181, 182

Беседа



Рефлексия

2 мин

Что понравилось? (решать логические задания, измерять углы, чертить свой остроугольный треугольник, называть предметы похожие на остроугольные треугольники)

Чем занимались на уроке? (выделяли углы, называли треугольники и их вид, отвечали у доски правила)



Фронтальный опрос

Умение подвести итоги наблюдения







Список использованных источников:



1. Чекин А.Л. Математика 3 кл.: Учебник. В 2 ч. / А.Л. Чекин; под ред. Р.Г. Чураковой. -

М.: Академкнига/Учебник, 2012 г. – Ч. 1. – 160 с.

2. Афонина А.В. Поурочные разработки по математике: 3 кл. / А.В. Афонина,

Е.Е. Ипатова. М.: ВАКО, 2012. - 288 с.

3. Чекин А.Л. Математика 3 кл.: Методическое пособие. / А.Л. Чекин;

под ред. Р.Г. Чураковой. - М.: Академкнига/Учебник, 2012 г. – 240 с.






Слайд 1
Малахова Светлана Владимировна учитель начальных классов МБОУ Гимназия № 13 Нижний Новгород
Слайд 2
Виды треугольников. Остроугольные треугольники
Слайд 3
Что можно сказать о значениях этих выражений:  (8+8+8)· 3  8· 5· 3  4 · 2·5· 3
Слайд 4
Настя, Даниил и Саша чертили треугольники.  Настя начертила не прямоугольный и не остроугольный треугольник. Даниил начертил не прямоугольный треугольник. Кто и какой треугольник начертил?
Слайд 5
Выбери номер треугольника Насти, Даниила и Саши из номера 432 на страницы 130 используй транспортир или линейку с прямым углом
Слайд 6
Назови треугольники, используя буквы
Слайд 7
Стороны треугольников расположи в порядке возрастания  213 мм 4 дм 31 мм 14 см 2 мм 3 дм 2 см 4 мм
Слайд 8
Сколько острых углов в прямоугольном треугольнике? Какие углы у прямоугольного треугольника?
Слайд 9
Сколько острых углов в тупоугольном треугольнике? Какие углы у остроугольного треугольника?
Слайд 10
Сколько острых углов в остроугольном треугольнике? От чего зависит название треугольника?
Слайд 11
Название треугольника зависит  от третьего угла:  У остроугольного треугольника ВСЕ углы острые  У прямоугольного треугольника 2 острых угла и один прямоугольный угол  У тупоугольного треугольника 2 острых угла и один тупой угол
Слайд 12
у всех треугольников 2 угла обязательно острые, а третий угол: прямоуг. прямой = 90 ° тупоуг. 90 ° тупой >
Слайд 13
Сколько остроугольных треугольников на чертеже?
Слайд 14
Можно ли построить остроугольный треугольник, у которого только один острый угол?
Слайд 15
Назови предметы, похожие на остроугольный треугольник
Слайд 16
щит Давида полки для цветов тарелк а стол письмо на фронт Кустарник обрезан в виде треугольника пирамида Шкаф в стене муз. инструмент окно дома
Слайд 17
Список использованных источников: 1. Чекин А.Л. Математика 3 кл.: Учебник. В 2 ч. / А.Л. Чекин; под ред. Р.Г. Чураковой. М.: Академкнига/Учебник, 2012 г. – Ч. 1. – 160 с. 2. Афонина А.В. Поурочные разработки по математике: 3 кл. / А.В. Афонина, Е.Е. Ипатова. М.: ВАКО, 2012. - 288 с. 3. Чекин А.Л. Математика 3 кл.: Методическое пособие. / А.Л. Чекин; под ред. Р.Г. Чураковой. - М.: Академкнига/Учебник, 2012 г. – 240 с.

Полный текст материала Математика 3 кл. Остроугольные треугольники. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Малахова Светлана Владимировна  cherrytree
06.01.2014 0 6342 852

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК