Статья "Как я формирую у первоклассников навыки устного счёта"


Как я формирую у первоклассников навыки устного счёта.

(ОС «Школа России», автор программы по математике - М.И. Моро).

Уметь считать устно необходимо каждому современному человеку. Основы этого умения закладываются в начальной школе. Особенно важное значение при формировании навыков устного счёта имеет работа учителя с первоклассниками. Публикаций на данную тему довольно мало. В своей статье я обобщила опыт работы по формированию навыков устного счёта у первоклассников, подробно и поэтапно изложила, как закладываются основы этого умения, какие условия необходимы для успешной работы.

Поступая в 1 класс, выпускники детского сада умеют считать до 10 и обратно. На основе этих знаний строится обучение устному счёту в пределах 10.

В 1 классе уч-ся решают устно простые задачи, а также находят значения выражений на сложение и вычитание с опорой на наглядность, пересчитывая предметы (картинки, счётные палочки), т.к. у детей 6-7-летнего возраста преобладает наглядно-образное мышление. В этот период на уроках математики я применяю такие задания:

-Положите перед собой 4 круга. Теперь придвиньте (прибавьте) к ним ещё 2 квадрата. Сколько фигур всего?

Ученики пересчитывают хором все фигуры, на каждую указывая пальцем, устанавливая взаимнооднозначное соответствие между множеством натуральных чисел и множеством квадратов:

-Один, два, три и т.д.

Аналогично выполняются задания на вычитание:

-Выложите на парту 5 палочек. Теперь уберите (отодвиньте, вычтите) 2 из них. Сколько теперь у вас осталось палочек?

Ученики пересчитывают хором все палочки, на каждую указывая пальцем:

-Одна, две, три и т.д.

Следующий этап - дети учатся находить значения выражений не путём пересчёта, а присчитывая или отсчитывая нужное кол-во единиц. Для перехода к новому способу счёта я провожу дидактическую игру «Почтальон», о которой прочитала в своё время в журнале «Начальная школа». На доске закреплены 10 домиков. В конце «улицы» находится заяц-почтальон.

-Дети, помогите зайцу доставить письмо в дом №7.Как ему нужно действовать?

Часть ребят предлагают пересчитать домики с самого начала. Этот путь проходит заяц-почтальон, класс хором считает, помогая ему.

-Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь!

Затем я говорю:

-Молодцы, ребята, это правильный способ, но зайчик проделал большой путь: он шёл до начала улицы, затем прошёл больше половины её, он очень устал, а ещё столько почты нужно разнести! Как сократить путь почтальона?

Кто-то из ребят обязательно догадается, что можно найти нужный домик способом отсчитывания от 10 до 7.Заяц возвращается в конец улицы, вновь идёт к домику №7, класс хором считает:

-(Десять), девять, восемь, семь!

-Видите, всего 3 шага - и мы у цели!

Для закрепления нового способа счёта можно предложить следующие игровые ситуации:

-Заяц - у дома №7,как попасть к дому№9? Нужно ли идти к началу улицы и считать от 1?

-Нет, достаточно присчитать к 7 две единицы:- (Семь), восемь, девять!

-Заяц – у дома №9, как отнести письмо в дом №6?

Далее я обобщаю новый способ счёта:

-Ребята, оказывается, мы научились сегодня быстрее находить значения выражений, не пересчитывая заново все предметы, а присчитывая и отсчитывая нужное кол-во единиц.

Следует отметить, что и на этом этапе все действия производятся с помощью наглядности, но одно из предметных множеств со временем закрывается, например, корзинкой:

-Белочка собрала 4 гриба. Пересчитаем их хором и положим в корзину:

-Один, два, три, четыре!

Ёжик подарил ей ещё 2.Вот они! (Закрепляются на доске рядом с корзиной). Сколько теперь грибов у белочки? Как узнали?

-К четырём присчитали два: вот, четыре у нас в корзине, говорим: четыре, и дальше присчитываем ещё два: пять, шесть! Всего грибов 6.Проверим: достанем из корзины 4 гриба, придвинем к ним два, которые подарил ёжик, и пересчитаем с самого начала все грибы. Получилось то же число? Как считать быстрее?

-Конечно, присчитывая к числу нужное кол-во единиц.

Аналогично проводятся упражнения на отсчитывание от числа нужного кол-ва единиц.

Следует отметить, что все упражнения проводятся с опорой на наглядность, не нужно стыдить и торопить тех детей, которые не сразу переходят от одного способа счёта к другому, т.к. каждый ребёнок развивается в своём темпе. Создайте доброжелательную атмосферу на уроках и позвольте считать каждому так, как ему удобно и пользоваться наглядностью столько, сколько необходимо, тем не менее поощряя рациональные способы действий и исправляя встречающиеся ошибки.

С течением времени дети переходят сначала к способам присчитывания и отсчитывания, а затем начинают присчитывать и отсчитывать в уме, без опоры на наглядность.

Следует показать уч-ся способ присчитывания и отсчитывания по линейке, однако, злоупотреблять этим способом нежелательно, прибегая к помощи линейки лишь в затруднительных случаях, когда предметного множества нет под рукой, или для проверки вычислений, произведённых «в уме».

После того, как уч-ся ознакомятся с названиями компонентов и результатов действий сложения и вычитания, все числовые выражения, встречающиеся на уроках, читаются различными способами. Например, 5-3.

-пять минус три;

-из пяти вычесть 3;

- разность чисел пяти и трёх;

-уменьшаемое пять, вычитаемое 3, найти разность;

-на сколько пять больше трёх;

-на сколько три меньше пяти;

-дополнить три до пяти;

-сколько у трёх не хватает до пяти;

-пять без трёх.

При выполнении заданий учебника на нахождение значений выражений уч-ся диктуют каждое из числовых выражений одним из вышеуказанных способов, при этом уже названный способ при диктовке следующего числового выражения не повторяется до тех пор, пока все известные способы не будут названы. Так же при самостоятельной работе у доски в качестве дополнительного задания я прошу «защитить» своё числовое выражение: прочитать его в различных математических формулировках.

Если такую работу проводить систематически и распространить на все изучаемые в последующем концентры, достигается лёгкое понимание заданий математического диктанта и перевод их в уме числовые выражения с последующим вычислением.

Далее изучается таблица сложения и вычитания в пределах 10.Следует требовать знание её наизусть, однако, в затруднительных случаях ученик всегда должен уметь вычислить в уме значение нужного выражения. Более того, в практике моей работы многие уч-ся специально не заучивают таблицу сложения и вычитания в пределах 10, запоминая все ответы в процессе неоднократных вычислений на уроках. В случаях сложения и вычитания в пределах 10 вычисления производятся двумя способами: на основе знания состава числа и способом присчитывания или отсчитывания нужного кол-ва единиц.

Например, 8-3.Уч-ся рассуждают так: 8-это 3 и 5.Значит, если у 8-ми забрать 3, останется 5. 8-3=5.

Второй способ. Отсчитаю от 8 три единицы: семь, шесть, пять! Значит, 8-3=5.

При объяснении нового материала я разрешаю детям самим выбрать способ вычислений, но со временем, постепенно и ненавязчиво все уч-ся должны складывать и вычитать с опорой на знание состава числа, т.к. вычислять суммы и разности в пределах100, 1000 и т.д. весьма затруднительно способами присчитывания и отсчитывания.

Первоначально все вычисления производятся с опорой на наглядность. Каждый из ребят сам выбирает момент, когда может найти значение выражения без опоры на наглядность. Ребята стремятся научиться считать «в уме» как можно быстрее, т.к. это проще: не нужно долго раскладывать на парте предметные множества, да и этот способ позволяет чувствовать себя взрослее.

Далее в 1 классе изучаются нумерация, сложение и вычитание в пределах 20.

Происходит перенос уже известных способов действий на новую область чисел. Как правило, к этому времени в классе нет ребят, которые считают способом пересчёта предметов. Я объясняю, как присчитывать и отсчитывать числа в пределах 20, как находить значения выражений на основе знания состава числа, поощряя ребят действовать последним способом с опорой на наглядность. В процессе изучения каждого случая сложения и вычитания в пределах 20 даётся установка на запоминание. Постепенно ребята заучивают таблицу сложения и вычитания в пределах 20. Однако, как и при изучении табличных случаев в пределах 10, я не требую механического заучивания таблицы. Если ученик может быстро вычислить значение выражения, опираясь на знание состава числа, этого вполне достаточно. В процессе работы на уроках ребята постепенно заучивают таблицу сложения до 20.

Важную роль в формировании навыков устного счёта играет доброжелательная атмосфера на уроках математики, подбор занимательного материала для устного счёта. Часто я прошу ребят помочь мне предварительно сосчитать, например, количество сданных на проверку тетрадей с учётом отсутствующих или подвести промежуточные и окончательные итоги различных соревнований между учениками класса.

Во 2-ом и 3-ем классах ведётся аналогичная работа, происходит перенос уже имеющихся знаний о способах действий на новые концентры: 100, 1000, 1000000 и т.д.

Буду очень рада, если мой опыт кому-то пригодится.


В.В.Игнатова, учитель начальных классов высшей категории,

Смоленская область, г. Рославль, Православная гимназия №2.

3



Полный текст материала Статья "Как я формирую у первоклассников навыки устного счёта" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Игнатова Вероника Васильевна  Саломия
07.03.2014 0 6140 544

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК