Урок математики "Понятие об умножении"; 2 класс (любая программа)
Урок по математике
на тему: «Понятие об умножении»
(объяснение нового материала)
2 класс
Цели урока:
- познакомить учащихся с действием умножения, названием компонентов действия умножения;
- научить заменять пример на сложение с одинаковыми числами умножением, научить читать пример на умножение;
- организовать работу на уроке по ознакомлению учащихся с таблицей умножения на 2, с действием деления;
- способствовать развитию логического мышления учащихся, речи и творческих способностей;
- способствовать воспитанию активной, инициативной личности;
- способствовать развитию умения учащихся работать в группе.
Тема по самообразованию:
«Групповые формы работы на уроках математики с целью определения индивидуальной траектории развития школьников».
Оборудование: тема урока (перевернута), рисунки – острова действий, доклады учащихся, индивидуальные листы, таблица, ученые и даты, компоненты действий + - х, рисунки к примерам, примеры и равенства, набор из 10 пар перчаток для каждой группы, формула умножения, текст задачи, листы бумаги, фломастеры, цветные карандаши задачи к д/з.
На доске: дата, тема урока, II 3, таблица, ученые и даты, компоненты действий, рисунки, примеры и равенства, примеры х на 2, формула, кластер.
Ход урока
I. Организационный момент
1. Наука математика как большой океан, в котором встречаются разные материки, большие и маленькие острова. С двумя материками мы уже знакомы – это сложение и вычитание (рисунки – на белой доске), есть еще два.
Сегодня на уроке мы оправимся на третий материк.
2. Наша задача – узнать название этого математического действия, понять его смысл и связь с одним из математическим действием, научиться записывать примеры, читать их.
3. Вы сегодня работаете в группах, а значит в течение всего урока вы должны помогать друг другу, меняться работами, советоваться между собой.
II. Подготовка к восприятию нового материала
1. Для начала мы вспомним ваши доклады на тему «Развитие счета».
- Какие числа появились сначала и с чем это связано? (краткий пересказ учащихся).
- Как было удобнее считать человеку: по одному или пятерками?
2. Посчитайте число точек на рисунке, группируя их по 5 (индивидуальные листочки).
Сосчитай число точек на рисунке, группируя их по 5:
У человека две руки по пять пальцев, всего…. десять. А значит и считать можно и это удобно по 10.
Как удобнее сосчитать число маленьких клеток в фигуре?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Устный счет
- А теперь попробуем вычислить результат в примерах на сложение (примеры на доске).
2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 =
5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 =
7 + 7 + 7 + 7 =
12 + 12 + 12 =
10 + 11 + 12 + 13 + 14 + 15 =
4. Представьте, что мы записали бы эти примеры в тетради, длинные примеры на строчке? Удобно ли складывать числа в такой записи?
III. Объяснение нового материала.
1. Математика – рациональная наука, для нее приемлемы удобные вычисления и короткие записи.
В таких случаях действие, называется оно УМНОЖЕНИЕ (тему урока – представить).
2. Умножение связано с действием …… (сложения).
Но не каждый пример на сложение можно записать примером на умножение.
Посмотрите на примеры устного счета, один пример отличается от других. Какой и чем?
Последний пример нельзя заменить умножением (стирается).
Значит, умножение связано со сложением одинаковых чисел, слагаемых.
3. Стираются ответы и пишутся примеры на умножение по вопросам учителя (Какое было слагаемое? Сколько раз брали это слагаемое?) + ответ.
Умножение обозначается знаком Х. Его ввел английский ученый У. Оутред в 1631 году.
Знак . ввел немецкий ученый Г. Лейбниц в 1698 году.
4. Таблица. Чтение записи.
5. В жизни люди ежедневно пользуются в вычислениях действием умножения. Например: при покупках, ремонте, путешествии на автомобиле и т. д. (символы).
Поэтому и вам предстоит изучение умножения.
6. – Как называются компоненты действия умножения?....
Выберите из набора карточек названия действий сложения и вычитания (по 1 ученику).
Прочитать названия компонентов действия умножения. Порядок?
В каком действии 1 – ое и 2 – ое число называются одинаково?
IV. Закрепление нового материала
1. Работа на индивидуальных листочках.
Выберите примеры, которые можно заменить умножением. Запишите пример на умножение. Не забывайте советоваться друг с другом.
4 + 4 + 4 =
50 + 50 + 50 + 50 =
23 + 2 + 3 + 23 =
19 + 91 =
4 + 6 + 8 =
6 + 6 + 6 + 6 =
Проверка (на доске – примеры).
2. Работа в группе.
По рисунку составить пример на сложение, заменить его умножением (для каждой группе свой рисунок на доске, запись примера крупно на листах формата А – 4): цветы, морковки, листочки, яблоки.
Презентация (один ученик от группы). Проверка учениками других групп.
3. Составление равенств. К примеру на сложение найти пример на умножение (на доске).
7 + 7 + 7 + 7 + 7 = 7 х 5 5 х 7
6 + 6 + 6 + 6 + 6 = 6 х 5 5 х 6
3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 3 х 5 5 х 3
4. Через несколько уроков мы будем знакомиться с таблицей умножения на 2. Сейчас мы попробуем ее составить. Помогут нам перчатки (каждой группе 10 пар).
Составляя первый пример, задайте себе такой вопрос: «Сколько перчаток в одной паре перчаток? Возьмите пару печаток и посчитайте…. В одной паре перчаток ровно две перчатки. 2 х 1 = 2 (на доске).
Чтобы решить второй пример, задайте вопрос: «Сколько перчаток в двух парах?»
В дух парах перчаток четыре перчатки.
2 + 2 = 2 х 2 = 4
И т. д. С таблицей умножения на два мы и начнем изучение таблицы умножения через несколько уроков.
5. Вывод.
Итак, действие умножение можно записать в виде формулы:
а + а + а = а х n,
где а – слагаемое,
n – количество слагаемых.
V. Задание по группам. Решение задачи (текст напечатан для трех групп). /Большие листы и фломастеры).
1. Инструктаж
Задача. У жука 6 лапок. Сколько лапок у трех жуков?
№ 1 - выполнить рисунок к задаче
№ 2 – составить решение задачи в виде примера на сложение
№ 3 – записать решение задачи умножением
№ 4 – составить и записать свою задачу на умножение, решить ее (отдельные листочки для текста и решения)
2. Самостоятельная работа групп (5 минут)
3. Презентация. Оценка работы группы.
VI. Итоги урока
1. Работа с кластером (на белой доске)
2. Работа групп
VII. Домашнее задание
1. Составить 5 примеров на сложение одинаковых чисел, заменить его умножением, вычислить результат (в тетради).
2. Дополнительно: решить задачи на умножение.
А) Сколько ног у двух лошадей?
Б) Сколько дней в 4 неделях?
В) За час машина проезжает 50 км. Какое расстояние проедет машина за 2 часа?
На странице приведен фрагмент.
Автор: Рыжкова Ольга Викторовна
→ RygkovSM 15.02.2015 0 5251 763 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.